Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессиональная подготовка дизайнеров

Дизайнер

Родственные профессии

Дизайнер печатной продукции, художник-дизайнер, видеодизайнер, мультимедийный дизайнер, дизайнер полиграфии, веб-дизайнер, фуд дизайнер и др.

Сфера профессиональной деятельности

  • Искусство
  • Обслуживание
  • Образование
  • Культура

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек — Художественный образ» (ориентирована на работу, связанную с созданием, проектированием, моделированием пространства и художественных образов).
  2. «Человек – Знак» (связана с различной знаковой информацией: цифрами, чертежами, схемами).
  • Класс профессии: эвристический (творческий). Она связана с исследованиями и созданием нового, конструированием и проектированием, творческой деятельностью.
  • Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).

Описание профессии

Содержание деятельности дизайнера разнообразно и во многом зависит от области специализации. При всем многообразии деятельности, основным в профессии дизайнера остается стремление к созданию наиболее гармоничного, эстетичного и выгодного с практичной точки зрения оформления – любого предмета, которому требуется дизайн. Рассмотрим подробнее, чем занимаются дизайнеры и что входит в их основные обязанности на практике.

Достаточно модная и технологичная специализация web-дизайна предполагает разработку и создание макета и дизайна интернет-сайтов, порталов для организаций, социальных проектов, частных лиц и т.п. Дизайнеры по интерьеру занимаются оформлением жилых и офисных помещений, проектированием пространства. Они же подбирают наилучшее расположения мебели в доме или рабочем помещении, формируют сочетание цветовой гаммы в помещении, подбирают предметы украшения и т.п. Промышленные дизайнеры занимаются созданием «внешнего облика» производимой продукции, начиная от продуктов питания и заканчивая дизайном автомобилей и высокотехнологичной техники. Дизайнеры, специализирующиеся в области рекламы, разрабатывают и оформляют различные рекламные материалы, включающие в себя плакаты, вывески, дорожные щиты (билборды), рекламные модули и т.п. В области полиграфии и печатной деятельности дизайнеры создают брошюры, буклеты, открытки, оформляют печатные издания, разрабатывают шрифты, сувенирную продукцию. Дизайнеры также могут заниматься «производством» предметов собственного художественного творчества с целью дальнейшего распространения и продажи: рисовать картины, создавать фотографии, коллажи, художественные изделия ручной работы и т.п.

Работа дизайнера часто включает и технологическую составляющую деятельности: необходимо не только создать дизайн, но и провести переговоры с заказчиками по согласованию макетов, разработать эскизы, формы и чертежи, определить все тонкости технологии создания будущих изделий. В этом и заключается искусство и интерес профессии дизайнера – уметь творить не только красивые, но и практичные, востребованные вещи.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам дизайнера относятся:

  • творческие способности;
  • художественные способности;
  • умение донести, передать основной замысел (идею) с помощью графического изображения, макета;
  • аналитические способности;
  • высокий уровень развития воображения;
  • развитое пространственно-образное мышление;
  • хорошие зрение и глазомер;
  • чувство гармонии и вкуса;
  • способность воспринимать, различать широкий спектр цветов и их оттенков.

Дизайнер должен обладать следующими личностными качествами:

  • наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи и недостатки);
  • открытость для восприятия нового;
  • оригинальность, находчивость;
  • независимость, самостоятельность;
  • интуитивность;
  • ответственность;
  • реалистичность;
  • общительность.

Медицинские противопоказания

  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
  • Катаракта осложненная.
  • Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим.
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени.
  • Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
  • Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
  • Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Квалифицированный дизайнер должен знать:

  • основные гуманитарные предметы (русский, литературу, обществознание, историю),
  • основы композиции, рисунка, скульптуры,
  • маркетинг, брендинг, основы психологического цветового воздействия,
  • основы типографики и подготовки макетов,
  • актуальные тенденции в искусстве и т.п.

Квалифицированный дизайнер должен уметь:

  • рисовать, выполнять чертежи,
  • работать с растровыми и векторными графическими редакторами (Photoshop, Illustrator, CorelDraw),
  • работать с программами верстки, владеть ретушью и цветокоррекцией,
  • программировать и работать с компьютерными программами и т.п.

Область применения

Области применения профессии дизайнера достаточно широки. Специалисты данной профессии могут работать в таких организациях и сферах, как:

  • рекламные агентства,
  • издательства, типографии, СМИ,
  • предприятия и производства, в промышленности,
  • дизайн-бюро и конструкторские студии,
  • производство одежды, товаров потребления,
  • агентства по разработке и продвижению сайтов,
  • агентства по дизайну интерьера, ландшафтной среды,
  • образовательные организации,
  • организации в сфере торговли и ритейла.

Также дизайнеры могут заниматься собственным делом и работать на себя в режиме «фриланса».

Условия труда

Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций либо даже домашние условия. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера либо специальных инструментов – бумаги, планшетов, изобразительных средств и т.п. Как правило, это тихая и спокойная деятельность, хотя и в работе дизайнера могут периодически случаться командировки, разъезды или деловые встречи с клиентами-заказчиками.

Дизайнер достаточно самостоятелен в своей деятельности, и может принимать собственные решения в рамках поставленных задач. «Изюминкой» работы дизайнера могут быть возможности знакомиться по роду деятельности с интересными и нестандартными людьми, обретать ценные «связи» в мире рекламы, менеджмента, искусства и т.п.

Профессиональные риски

Рабочая поза дизайнера – положение сидя. Длительное нахождение в таком положении может привести к заболеваниям, сопровождающимся болями в спине и шее. Работа с компьютером может вызывать заболевания зрительной системы.

Профессиональная подготовка дизайнеров

К сожалению, сегодня уровень промышленного дизайна в России отстает от ряда зарубежных стран. Отечественные разработки проигрывают зарубежным аналогам по эстетическим и эргономическим качествам выпускаемых изделий. Часто дизайн-продукт, обладая рядом «полезных, умных» свойств внешне выглядит невзрачно непрезентабельно, не удобен в использовании — потребитель предпочитает выбрать красивый, эргономичный иностранный продукт. Это неизбежно приводит к снижению конкурентоспособности российской промышленной продукции и часто делает ее использование нерентабельным для большинства потребителей. В современных условиях состязательности и соперничества производствам нашей страны нужны конкурентоспособные творческие специалисты, т.е. способные достигать успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции. Такие специалисты смогут обеспечить высокий уровень дизайнерских разработок, увеличить конкурентоспособность производимых товаров и экономики в целом. Это существенно повлияет не только на макроэкономическую динамику и на изменение удельного веса национальной экономики в общем объеме мирового производства, но и непосредственно на качество жизни людей.

Читать еще:  Дизайнер интерьеров профессия

Существует довольно широкий ряд значений слова «дизайн». Герберт Рид определяет дизайн как высшую форму искусства, как независимую сверхпрофессию, свободную от узкоспециализированного профессионализма, приравнивает объекты дизайна к продуктам абстрактного искусства в графике и пластике. Джорж Нельсон считает дизайн обслуживающей профессией в условиях цивилизации суперкомфорта, но одновременно и внутренне свободной творческой деятельностью, способом профессионального самовыражения художника в современном мире, особой формой массового искусства. Данные определения обозначают дизайн скорее как вид искусства, а не как род деятельности. Но дизайн развивался и получил свое становление именно как специфическая сфера деятельности по приданию результатам проектирования предметно-пространственной среды высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом [3, 7].

Наиболее близкое современной действительности определение слову «дизайн» даёт Дональд А. Норманн. Дизайн — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. В соответствии с данным определением дизайнером можно назвать человека, занимающегося художественно-технической деятельностью, в рамках какой-либо из отраслей промышленности [1, 3].

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению Дизайн (072500) характеризует профессиональную деятельность дизайнеров как вид творческой деятельности по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичной конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики, повышению уровня культуры и жизни населения [8]. Проектируя новое изделие, предавая ему определенные функциональные и эстетические свойства, дизайнер «проектирует» человека, который будет жить в новой измененной среде и пользоваться её объектами. От качества продукта зависит качество жизни человека. Промышленный дизайн связывает человека и производство и становится неотъемлемой составной производства и продвижения любого продукта.

Внешний вид продукта, его эргономика определяются функциональным назначением этого продукта, в связи с этим дизайнер должен понимать, из чего состоит предмет, какие качества придают ему ту или иную функцию. Кроме того, сегодня особое место занимает экологичность продукции, проблему которой часто решает тоже дизайнер. Это предполагает, что дизайнер должен постоянно повышать свою квалификацию, совершенствоваться, «идти в ногу» с наукой, быть в гуще инновационных событий. Идет время, меняется общество, меняются его предпочтения, запросы и вкусы. Промышленный прогресс не стоит на месте — разрабатываются новые материалы, новые методы обработки этих материалов — дизайнер должен успевать реагировать на новшества в числе первых, т.к. именно от его профессиональных качеств зависит, станет новый продукт популярным сразу или останется незамеченным, будет ли он удобен для потребителя и станет ли отвечать своему назначению [2].

Одной из проблем современного дизайн-образования, как считает Кузьмина О.В., является то, что основная направленность учебного процесса при подготовке дизайнеров идет на формирование в основном художественных знаний, что не соответствует требованиям государственного стандарта и потребностям промышленности, которым необходимы сформированные профессиональные компетенции [6]. Выделению компетенций будущих дизайнеров, а также их компонент, структуры и содержания посвящено исследование Н. М. Кришталь, в котором учитывались: взгляд академического персонала на проблему структуры и содержания; требования работодателей; требования потребителей дизайнерской продукции; точка зрения выпускников; точка зрения работников промышленных предприятий, художественных и творческих студий; современные тенденции и перспективы развития теории и технологии производства изделий дизайна. Исследование показало, что основными компетенциями, которыми должен владеть современный дизайнер являются: эстетическая компетенция — компетенция в формировании нравственного и эстетического отношения человека к себе и окружающим, к природе, духовным и материальным ценностям; компетенция в программном обеспечении; коммуникативная компетенция. Среди психологических качеств личности приоритетными оказались: креативность, оперативность, стрессоустойчивость, ответственность, самокритичности. Требования экспертов к выпускникам, специализирующимся в области графического дизайна включают художественный вкус, чувство стиля и композиции, творческий подход, художественные и графические способности [5].

Проведенный опрос исследователем О.С. Шкиль среди руководителей архитектурно-дизайнерских фирм, рекламных агентств, дизайн-студий и дизайн-мастерских показал, какие профессиональные качества дизайнера работадатели считают приоритетными. Это знание новейших компьютерных технологий и умение применить их на практике; опыт работы; умение рисовать; теоретические знания в области художественных и технических дисциплин; навыки проектирования; способность к конструированию и макетированию. Среди личностных качеств, согласно исследованию О. С. Шкиль, работодатели выделяют креативность, коммуникабельность, ответственность, аккуратность и точность выполнения задач [9].

Стремительные изменения в структуре профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров привели к тому, что сегодня большая их часть, помимо выполнения художественно-творческих задач, занята производственно-технологической деятельностью [2]. В процессе профессионального обучения будущих дизайнеров следует подготовить решать следующие профессиональные задачи:

  • разработка и выполнение эскизов, дизайн-проектов, объектов дизайна на основе методов дизайн-проектирования, эргономики и антропометрии, основ изобразительного искусства, проектной графики, компьютерных технологий в различных сферах дизайнерской деятельности;
  • деятельность в промышленном производстве с применением знаний в области инженерно-технологического конструирования и макетирования, технологии изготовления продуктов дизайна (разрабатывает макеты; подготавливает технологическую документацию проекта для запуска его в производство; осуществляет контроль за изготовлением изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу; оценивает технологичность проектно-конструкторских решений; ведет работу по постановке задач технологу и конструктору);
  • осуществление управления в дизайнерских фирмах и организациях; преподавательская работа [9].

При подготовке будущих дизайнеров к профессиональной деятельности следует учесть мнение работодателей и особое внимание обратить на то, что профессиональные качества дизайнера определяются, прежде всего, его личностными качествами. Это целеустремленность, амбициозность, постоянное самосовершенствование, самообразование, креативность, способность к усвоению новых знаний и личностному росту, способность творчески подходить к работе, ответственность. Как показывает практика, сильная личность, способна к самообразованию и саморазвитию, лучше приспосабливается к новым условиям и справляется с профессиональными задачами. А профессиональные задачи дизайнера в современном мире имеют тенденцию к постоянному изменению и усложнению в связи с быстрыми темпами развития научно-технического прогресса.

Новые условия функционирования высшей школы в рамках реализации третьего стандарта высшего образования, применения компетентностного и личностно ориентированного подходов в обучении, требуют внесения существенных корректив в процесс подготовки дизайнеров к профессиональной деятельности. Целью высшего образования сегодня должна стать подготовка конкурентоспособного, компетентного специалиста, способного не только применять полученные знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения, когда это потребуется. Необходимо понимать, что при подготовке дизайнеров к профессиональной деятельности, освоение стандартных технологических приемов и способов работы не должно доминировать, приоритетным должно стать творческое становление специалиста. Простого приобретения знаний умений и навыков сегодня не достаточно, чтобы стать хорошим специалистом. Необходимо развивать такие стороны личности, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным задаткам, творческому потенциалу [4]. В ряде ключевых нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирование обновления образовательного процесса в вузе, творческое развитие человека относится к одной из приоритетных целей образования. К ним относятся Федеральный закон «Об образовании в РФ», государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы».

Читать еще:  Поступление на графического дизайнера

Заключение

Творческая личность сегодня востребована во всех сферах деятельности. Темп современной жизни постоянно ускоряется, профессиональные задачи специалистов усложняются, т.к. непрерывно развивается наука и производство. Это требует от человека продуктивно и творчески подходить к любым изменениям. Только креативная личность способна к гибкому и адекватному решению проблем, активному восприятию окружающей действительности, самостоятельному поиску решения задач, саморазвитию, самообразованию и адаптации к новым условиям. Профессионально-востребованным становится тот дизайнер, который действует креативно в ситуации невозможности выбора, т.е. создает оригинальный дизайн-продукт с высокими эстетическими и эргономическими качествами на имеющемся оборудовании, с применением имеющихся материалов и средств. Кроме того, дизайнер должен иметь четкое представление о том, чего ждет от него потребитель, следовать тенденциям времени и места, научно-техническому прогрессу, реагировать на социально-экономические изменения и, самое важное в этой ситуации, уметь опережать время и создавать продукт, востребованный в будущем. Очевидно, что нестандартное, творческое мышление является неотъемлемым качеством конкурентоспособного дизайнера, и на этапе приобретения знаний, и на этапе их дальнейшего профессионального использования.

Рецензенты:

Валеева Н.Ш., д.п.н., декан факультета социотехнических систем, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань;

Хасанова Г.Б., д.п.н., профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань.

Дизайнер

Дизайнер – общее название большого количества профессий, представители которых постоянно генерируют новые идеи, что-то создают и отличаются творческим началом. Они заботятся не только о декоративной привлекательности вещи, интерьера или программы, но и об их удобстве, функциональности. Профессия связана с мировой художественной культурой, историей, рисованием.

Кто такой дизайнер?

Дизайнер – это человек, который разрабатывает красивую и функциональную оболочку, используя свою фантазию, творческие способности. Каждый дизайнер должен уметь рисовать, важны навыки работы с программным обеспечением и девайсами: графические планшеты, 3D Studio MAX, Adobe InDesign и другими.

Этапы работы всех дизайнеров схожи, ведь изначально они знакомятся с общей идеей проекта, выслушивают пожелания заказчика или вносят свои предложения. После этого они приступают к выполнению поставленных задач: прорисовывают эскизы, выполняют 3D-моделирование, необходимое для визуализации, отвечают за подготовку макетов, конструирование и прототипирование. Нередко промышленные, ландшафтные, интерьерные и другие виды дизайнеров осуществляют авторский надзор, направленный на контроль за правильной реализацией проекта.

Особенности профессии

Дизайнеры – творцы, креативные люди, умеющие создавать проекты, способные «взорвать» рынок. Условно все виды дизайна можно разделить на отрасли, рассмотрим их:

  • имиджа человека, включающий разработку одежды, обуви, аксессуаров и других вещей, украшающих образ;
  • информационный, позволяющий структурировать данные и подать их в удобочитаемой форме;
  • полиграфический, подразумевающий разработку дизайн-макетов баннеров, POS-материалов и другой полиграфической продукции;
  • графический, необходимый для подготовки айдентики, шрифтов, рекламы, книг и т. д.;
  • звуковой, направленный на создание звукошумовых эффектов для фильмов, игр, мультфильмов, рекламных роликов и другой медиапродукции;
  • архитектурный, благодаря которому возводятся великолепные здания;
  • ландшафтный, направленный на благоустройство частных, коммерческих и муниципальных территорий.

Существует более 20 видов дизайна, каждый из которых имеет индивидуальную специфику и требует определенного уровня знаний. Например, промышленные дизайнеры занимаются разработкой концепций, которые воплощаются в жизнь при создании бытовой техники, промышленных установок, автотранспортных средств, инвентаря и инструмента. Для ведения деятельности в сфере промышленного дизайна необходимо высшее образование. А вот дизайнеры, работающие в сфере имиджа, могут окончить курсы или колледж, чтобы создавать удобную обувь, украшения и прочие изделия для стильных look.

В отдельную группу стоит отнести дизайнеров, которые занимаются разработкой внешних образов сайтов, игр, интерфейсов, мобильных приложений, графики. Сегодня воспитывается новое поколение дизайнеров, деятельность которых тесно переплетена с инновациями. Например, уже существуют техно-стилисты и дизайнеры носимых энергоустройств, разрабатывающие одежду и продукцию, в которые встроены гаджеты или функция генерации энергии. Дизайнер биопечати создает макеты, в перспективе использующиеся для 3D-печати органов и тканей (3D-биопринтинг).

Кузнецы художественной ковки превращают металл в настоящее произведение искусства, флористы формируют великолепные букеты, декораторы – оформляют залы для проведения праздников и иных видов мероприятий. Каждая профессия имеет определенный шарм, позволяет раскрыть творческий потенциал и достичь карьерных высот.

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Дата публикации: 11.04.2016

Статья просмотрена: 411 раз

Библиографическое описание:

Капунова, М. И. Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности / М. И. Капунова. — Текст : непосредственный, электронный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10248/ (дата обращения: 16.04.2020).

Стремительное развитие современного общества определяет приоритеты и преобразования в сфере высшего дизайн- образования. Заметно актуальной становится проблема формирования профессиональных способностей студентов—будущих дизайнеров, подготовка их к активной инновационной деятельности для решения профессиональных задач. В связи с этим пересматриваются задачи, содержание, методы обучения. Процесс профессионального становления будущих дизайнеров должен моделировать заданную структуру инновационной деятельности.

В статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: дизайн, профессиональная деятельность, готовность, дизайн-образование, инновации.

Постановка проблемы.Современная подготовка будущих дизайнеров направлена на формирование профессионала, который, наряду с традиционными, должен обладать и инновационными формами, методами и технологиями творческого процесса. Готовность к инновационной деятельности является основой профессиональной позиции будущего дизайнера, основой его саморазвития и самосовершенствования.

Реализация целей и педагогических задач профессионального дизайн-образования позволяет обеспечить качество профессиональной подготовки в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Анализ практического опыта функционирования дизайн-образования ставит необходимость решения научных проблем, связанных с применением образовательных моделей подготовки дизайнеров. Качественное обновление и совершенствование профессиональной подготовки будущих дизайнеров ставит задачи по созданию условий для освоения личностью новых способов деятельности и моделей мышления, развитие у неё как критического, таки творческого отношения к миру, формирование способности к саморазвитию, к рефлексии, к активизации собственных проектно-творческих способностей.

Читать еще:  Что нужно чтобы стать дизайнером одежды

Формулировка цели статьи. Рассмотреть задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности.

Анализ исследований ипубликаций позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональной компетентности и готовности к инновационной профессиональной деятельности будущих дизайнеров рассматривалась с различных позиций: уточнялась сущность ключевого понятия, выявлялись его существенные признаки как интегративного личностного качества, анализировались особенности этого процесса.

Концептуальные основы теории и практики профессионального образования нашли отражение в ряде научных работ Ю. К. Бабанского, Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, В. П. Беспалько, И. Я. Лернера, С. Я. Батышева, В. А. Сластенина, А. П. Беляевой, С. И Архангельского.

Концепции и теоретические основы дизайн — образования разработаны В. Р. Ароновым, Н. П. Вальковой, Е. Н. Ковешниковой, С. М. Кожуховской, Р. Ф. Мухутдиновым, В. Ф. Сидоренко, Т. А. Третьяковой.

Различные аспекты процесса развития и формирования профессиональной культуры будущих специалистов рассмотрены в научных исследованиях В. В. Бабушкиной, Э. Х. Башкаева, Н. В. Блохина, З. А. Исаевой, С. Б. Капелевой, Д. А. Махотина, А. А. Молдажановой, Т. А. Новиковой, Т. А. Полякова, Г. Н. Синициной, И. В. Соловьевой, А. И. Сухарева.

Дизайн-образование в высшей школе исследовали В. Р. Аронов, В. Г. Бандорин, А. Л. Дижур, А. Н. Лаврентьев, Л. Б. Переверзев, В. И. Пузанов, С. И. Серов, А. Г. Устинов, С. О. Хан-Магомедов. Профессионально значимые качества и способности, необходимые дизайнеру, изучали исследователи И. В. Афанасьева, Е. М. Базилевич, И. М. Верткин, В. П. Зинченко, И. С. Каримова, Т. М. Кауда, В. Ф. Колейчук, В. Т. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. Д. Полтавская, Н. А. Федорова, Ю. А. Фильчакова. Некоторые вопросы подготовки дизайнеров отражены в работах О. В. Арефьевой, У. В. Аристовой, С. Г. Мизевича, Р. Ф. Мухутдинова, В. В. Соловьевой, И. П. Постникова.

Ведущие специалисты различных областей дизайна признают актуальность проблемы модернизации и повышения эффективности дизайн-образования.

Изложение основного материала. Область дизайна представляет всё более популярную сферу в жизни общества, творческая деятельность дизайнеров является инновационной по своей сути, поэтому профессиональное владение современными технологиями в области дизайна — важнейшее условие обучения будущих специалистов. Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы учесть большое количество требований, критериев, нюансов данной специальности [4, с. 208].

Процесс формирования готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности осуществляется последовательно, поэтапно: основной целью первого этапа является формирование устойчивой положительной мотивации, ценностных ориентации на применение инноваций в профессиональной деятельности; второй этап представляет собой освоение знаний о сущности, содержании и структуре инновационной профессиональной деятельности, целью третьего этапа является формирование исследовательских и рефлексивных умений и навыков студентов [6, с. 107].

Формирование готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности осуществляется главным образом через формирование готовности к восприятию, освоению творческих разработок; переносу инновационного опыта других дизайнеров и его адаптации к новым условиям; разработке собственных новшеств, передаче собственного инновационного опыта; организации и проведению творческих экспериментов

Педагогу при формировании готовности студентов к профессиональной деятельности необходимо развивать в будущих дизайнерах навыки самостоятельного решения профессиональных задач [7, с. 13].

Таким образом, задачами педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования профессиональных способностей должны стать:

1) подготовка востребованных специалистов;

2) подготовка специалистов к новым профессиональным условиям;

3) формирование умения пользоваться инновационными разработками;

4) формирование навыков понимания обязанностей, задач, значимости, знания средств достижения цели;

5) формирование навыков самостоятельной работы, самообразования и самосовершенствования [1, с. 34].

Деятельность дизайнера не может сводиться только к художественно-творческим умениям. Профессиональные качества дизайнера определяются и его личностными качествами. Это — целеустремленность, амбициозность, постоянное самосовершенствование, самообразование, креативность, ответственность, коммуникабельность. Задача педагога развивать и поощрять эти качества у будущих дизайнеров. Сильная личность, способна к самообразованию и саморазвитию, лучше приспосабливается к новым условиям и справляется с профессиональными задачами [5, с. 177].

Реализация процесса формирования готовности будущего специалиста-дизайнера к инновационной деятельности требует, прежде всего, создания инновационно-ориентированной учебно-творческой среды, представляющей собой специально организованную творческую среду, направленную на решение студентами профессионально-ориентированных задач, оказывающую активное влияние на учебно-познавательный процесс посредством использования современных технологий и инструментария [2, с. 16].

Основное назначение профессионального образования — научить студентов решать творческие задачи. Процесс профессионального становления будущего дизайнера должен, по возможности, моделировать заданную структуру инновационной деятельности.

В основу построения концепции подготовки будущего дизайнера к инновационной профессиональной деятельности положены системный, рефлексивно-деятельностный и индивидуально-творческий подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности дизайнера.

С позиций системного подхода все звенья профессионального образования должны максимально стимулировать проявление всех компонентов инновационной деятельности в их единстве [3, с. 57].

Выводы. Формирование профессиональных способностей, определяющих готовность будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе обучения, является одной из актуальных проблем, стоящей в сфере высшего профессионального образования. Использовать только традиционные приемы и методы обучения уже недостаточно, чтобы подготовить современного специалиста-дизайнера. Перед современными педагогами встает вопрос о повышении уровня развития профессиональных способностей и развитии креативности, формировании особого вида мышления дизайнера. Решение поставленных педагогических задач требует создания определенных психолого-педагогических условий и построения соответствующей модели процесса подготовки будущих дизайнеров.

Эффективность формирования инновационного потенциала будущего специалиста-дизайнера в процессе профессиональной подготовки может быть существенно повышена, если сущность, структура и содержание инновационного потенциала будущего дизайнера, а также его включение в инновационную деятельность в процессе профессиональной подготовки рассматриваются в качестве основных целей учебно-воспитательного процесса.

  1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко. — науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
  2. Глазычев В. Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Л.Глазычев. –М.: Искусство, — 1970. — 191 с.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. –М.: ИНТОР, 1996. –188 с.
  4. Лесняк В. Графический дизайн (основные профессии) / В. Лесняк. –М.:ИндексМаркет, –2011, — С.208
  5. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. — Изд-во Казанского ун-та, 1989. — 205 с.
  6. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А Сластенин, Л. С. Подымова — М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  7. Чибирева Е. М. Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников: автореф. дис. кандидата пед.наук: 13.00.08 / Е. М. Чибирева. — Казань,1998. — 16 с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector