Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение экономике в школе

О перспективах и проблемах преподавания экономики в школе

Сегодня мы живем в мире быстро меняющихся реалий. В нем становиться, не так важен набор основ фундаментальных наук, традиционно преподаваемый в отечественной школе, как умения осваиваться в постоянно меняющихся условиях. Для школы не так важно, какой объем знаний она передает школьникам, а важно, как она учит познавать и самосовершенствоваться.. Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или ее перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.

Вероятно, следует выделить основные подходы к преподаванию экономики в школе:

  • 1. При отсутствии каких-то ни было возможностей организовать преподавание новой учебной дисциплины, не включать экономику в учебные планы.
  • 2. Растворение основ экономических знаний в других учебных дисциплинах, например географии, истории, граждановедении, технологии, обществоведении, хотя введение экономики, как самостоятельного предмета, могло бы облегчить усвоение школьниками содержания этих предметов и усилить междисциплинарные связи предметов обществоведческого цикла.
  • 3. Наукообразный (академический ) подход, больше походящий на знакомство с экономическим словарем, в рамках которого происходит подмена экономического воспитания заучиванием экономической терминологии. Часто таким подходом страдают преподаватели вузов, приглашаемые в школу для проведения уроков по экономике. Привыкшие иметь дело с профессионально ориентированной аудиторией, они сталкиваются с отсутствием у большинства учащихся мотивации к овладению институтским курсом экономических знаний и неприменимостью, так широко, в школе лекционных способов обучения. Ставя перед собой узкие цели передачи наукообразной информации или «натаскивания» учащихся для поступления в конкретный вуз, они не решают проблемы экономического воспитания школьников.
  • 4. Профессионально-ориентированный подход, делает акцент на преподавание бизнес — ориентированных дисциплин, однако концентрация только на этом подходе, чревато излишним насыщением рынка труда в будущем менеджерами, экономистами, «предпринимателями по диплому» и т.д. Хотелось бы отметить, что некая преподавательская эйфория в уверенности сделать каждого ученика предпринимателем, грозит крахом необоснованно воспитанных надежд, ибо даже решив очень трудную задачу воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей, не обеспечит им тот набор случайностей или обстоятельств, которые часто независимо от воли или образованности человека делают его успешным бизнесменом. При этом узкая ориентированность экономического — бизнес воспитания закроет перед бывшим учеником другие возможности самореализации на рынке труда, под час более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств.

Задачи преподавания экономики:

  • 1. Формирование общей экономической культуры.
  • 2. Привитие функциональной экономической грамотности.
  • 3. Формирование способности к развитию.
  • 4. Формирование системы ценности и развитие индивидуальности.
  • 5. Выработка практических навыков хозяйственной деятельности.

Такие цели, чаще декларативно, могут преследовать и другие подходы, однако, скорее всего они могут быть достигнуты в рамках культурно-функционального подхода. Мне кажется, что именно такой подход должен быть заложен в будущий стандарт экономического образования школьников, как основной и обязательный для всех типов школ и образовательных концепций. Другие подходы должны использоваться не массово, а избирательно. Главное, что бы выбор диктовался не административными решениями, а выбором учащихся и их родителей, опыт и потребности которых и формируют социальный заказ образования.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Соседский десятилетний ребенок знает, как рассчитать равновесную рыночную цену, а его сестренка любит порассуждать о причинах дефолта и роста цен на фондовых биржах. Думаете, их папа профессор, а вместо сказки про Золушку читал им в детстве томик Маркса «Капитал»? А вот и не угадали. У современных школьников появилась уникальная возможность изучить «взрослую» экономику в доступной «детской» интерпретации. Экономика как школьный предмет стала появляться в нашей стране в середине 90-х годов. За этот недолгий срок преподавание экономики в школе не только не было прекращено, но и наоборот стало стремительно развиваться практически во всех государственных и частных школах, а заинтересованность преподавателей, учеников и их родителей растет с каждым днем.

На данный момент существует несколько подходов к изучению этой сложной науки, причем каждая школа выбирает свой.

Бизнес — ориентированный подход. Основа — освоение практических навыков ведения бизнеса. Ученики узнают о том, как предприниматель выбирает, планирует и ведет собственное дело. Школьники разрабатывают настоящий бизнес-план, выбирают нишу для собственного бизнеса и создают креативные идеи для его развития.

Теоретизирующий подход. Экономика преподается как в университете, отдельно читаются экономическая история, микроэкономика, бухгалтерский учет. В данном случае школьнику сложно воспринимать большой объем информации, знания не укладываются в систему и интерес к предмету может быстро иссякнуть.

Культурно-функциональный подход. Главная задача состоит в формировании общей культуры и изучении сути экономических процессов и явлений.

Академический подход. Цель — дать упрощенное, но целостное представление об основах экономики, чтобы создать учащимся базу для обучения в вузах.

По мнению большинства преподавателей экономики лучше всего совмещать преподавание теоретической части с практикой, что помогает обучающимся принимать экономические решения и анализировать экономическую ситуацию в бизнесе. Ученики создают виртуальную фирму, выбирают ее организационно-правовую форму и составляют необходимые для государственной регистрации учредительные документы (Устав, Учредительный договор, Протокол создания, Заявление о регистрации). Школьники распределяют должности, определяют организационную структуру и стратегию развития бизнеса, ведут делопроизводство и бухгалтерию. Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.

Экономические знания нужны всем детям, не зависимо от того какую профессию они выберут в будущем. Не смотря на это, не все школы могут позволить себе введение данного предмета.

До сих пор нет еще четкой концепции экономического образования в школе. Преподаватели используют разные программы, стараясь, чтобы знания школьников позволяли им ориентироваться в бизнес среде. Не достаточно методических материалов — рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников. Существующие учебники дают ученику абстрактное представление об экономике как науке.

Нет единого мнения о том, с какого возраста ребенок готов к обучению. В любом случае нужно начинать с азов, постепенно возвращаясь к изученным вопросам, расширяя и углубляя их. Метод обучения, доступность и качество изложения материала — вот основы успешности курса. Активное участие школьника во время обучения и деловые игры повышают интерес к предмету, позволяют пережить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить отличные знания. Актуальной остается вопрос подготовки кадров. Среди школьных учителей экономики не более 30% получили экономическое образование. Экономику преподают учителя истории, обществознания и географии, что естественно не лучшим образом сказывается на знаниях школьников.

К сожалению, иногда школе приходится решать вопрос о введении экономики самостоятельно, в соответствии со своими возможностями. Не всегда это легко сделать. Но основные моменты, на которые нужно обратить внимание следующие:

Если нет возможности организовать преподавание нового курса, то лучше вообще не включать экономику в учебный план.

Основы экономических знаний можно дать ученикам в рамках других предметов: географии, истории, обществознания.

В преподавании экономики лучше всего делать упор на практику, а не на заучивание терминов.

Курс должен реально обучать экономической культуре и грамотности, а не являться просто модным нововведением.

Главная задача учителя — сделать так, чтобы ученик был вовлечен в рабочий процесс и был открыт к усвоению новой информации. Преподавание экономики целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают получить полезные навыки. Например, создать воображаемую школьную компанию, в которой ученики приобретут навыки предпринимательской деятельности. Контакт ученика и учителя — вот основа успеха.

Школы ушли на дистанционку и возвращаться не собираются

Испуг от того, что нужно быстро переходить на дистанционное обучение, проходит. (Да и был он, на самом деле, далеко не у всех). Школы, по сути, уже вошли в новый режим. Помогли и многочисленные семинары, которые проводили эксперты, специализирующиеся на обучении онлайн. И быстро организованные министерством просвещения и региональными министерствами и управлениями образованием горячие линии.

Об этом свидетельствуют результаты масштабного социологического исследования «Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей». Оно было проведено в конце марта – начале апреля лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики» при поддержке сайта «Комсомольская правда», Общероссийского Профсоюза образования, управления общего образования НИУ ВШЭ. На вопросы анкеты ответили 22 600 учителей из 73 регионов страны.

Читать еще:  Сколько стоит обучение в высшей школе экономики

— Нашей задачей было выяснить основные трудности, с которыми столкнулись учителя при переходе на дистанционный формат обучения, — рассказывает руководитель исследовательской группы, заместитель заведующего лабораторией Дарья Сапрыкина. – И ситуация, действительно, оказалась более оптимистичной, чем ее представляли в первые дни, когда было объявлено о переходе школ на обучение онлайн из-за распространения коронавирусной инфекции.

Используют онлайн-платформы

Опорой для перехода на дистанционное обучение стали уже существовавшие в стране образовательные онлайн-платформы. 64% опрошенных учителей до перехода на дистанционное обучение пользовались ими регулярно или время от времени. В основном для отработки сложных тем по своему предмету и для выполнения домашних заданий.

Теперь же доля тех, кто использует онлайн-ресурсы при проведении уроков, увеличилась с 64% до 85%.

74% педагогов, которые прежде не пользовались вообще никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять. Из них 47% отметили, что, скорее всего, продолжат пользоваться ими и в будущем в своей работе.

— Сейчас очень интересный период – идет процесс поиска учителями новых форм преподавания, — замечает учитель математики Наталья Киселева (Наталья входит в 50 лучших учителей мира, является победителем конкурса Global Teacher Prize – А.М.) — И с этим новым опытом мы вернемся в школу, когда пандемия закончится. И новые формы будут интегрироваться в очный и дистанционный формат. Может быть из этого сформируется новая педагогическая наука.

Наиболее популярными платформами учителя назвали Учи.ру, Российская электронная школа, ЯКласс, Яндекс .Учебник. Причем, Учи.ру – наиболее популярна в небольших городах и в сельской местности. А РЭШ – в городах-миллионниках.

Конечно, в первую неделю-две многие платформы не выдержали наплыва новых пользователей. Зависали, ученики «вылетали» с сайтов, не успевая выполнить задания. Некоторые платформы вообще не открывались. И это понятно – лавины новых учеников в то время, когда создавались ресурсы, никто не предполагал. Сейчас многие платформы подключили новые сервера. Нареканий на технические проблемы меньше.

Удаленка по-нашему

А вот с техническим оснащением процесса обучения по-новому так быстро справиться не удается.

Вот что говорят учителя:

— У большинства детей в моем классе нет даже мобильного интернета, не говоря уже о высокоскоростном, а компьютер есть только у троих.

— У меня дома 1 ноутбук, которым пользуется мой сын, выпускник 11 класса, и после него занимается другой сын, ученик 9 класса.

И все же ситуация с обеспеченностью техникой педагогов не критичная. 84% учителей говорят о том, что имеют техническую возможность работать в режиме онлайн. При этом 22% учителей пользуются школьными компьютерами. В некоторых школах их раздали педагогам домой. В некоторых учителям приходится приходить в классы, где стоит техника.

Ученики гаджетами обеспечены гораздо хуже. Только 38% из них имеют возможность выполнять домашние задания на образовательных онлайн-платформах.

— Сейчас эта проблема решается на уровне органов власти в регионах, — говорит Наталья Киселева. – Помогают и обычные люди. Я каждый день встречаю в новостях информацию о том, что кто-то подарил смартфоны в сельские школы, кто-то помог с подключением. Мы все объединяемся для решения одной задачи. И идеальных решений, наверное, сейчас нет во всем мире. Все столкнулись с одной и той же проблемой. В некоторых странах учителя оставляют домашние задания в полицейских участках, в супермаркетах, чтобы родители, когда идут за покупками, их взяли.

Онлайн – это не видеоуроки

При этом, что интересно, три четверти опрошенных учителей вообще не проводили видеоуроки в период дистанционного обучения. Чем же и как они тогда занимались? Онлайн у них своеобразный: размещают домашние задания в электронном дневнике или присылают по электронной почте. А ученики самостоятельно изучают тему. По почте или в мессенджерах присылают выполненные задания. А иногда тетрадки просто приносят в школу родители.

Такую форму прохождения учебного материала педагоги тоже считают работой в дистанте . Ну ведь правда электронные средства используются!

Но такое обучение вряд ли можно считать полноценным. Ученики не получают обратную связь и большая часть освоения детьми школьной программы ложится на родителей. Однако, тут есть несколько причин. Да, некоторым учителям сложно разобраться с техникой, чтобы организовать уроки онлайн. Но в некоторых регионах, особенно в сельской местности, ни у педагогов, ни у школьников не хватает скорости интернета, устойчивости канала, техники, способной обеспечить работу с видео. Так, всего 8% учителей, работающих в сельских школах, отметили, что у их учеников есть возможность заниматься по видеосвязи.

Про нагрузку учителей

84% учителей считают, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение.

59% отметили, что увеличилась и нагрузка на детей.

С чем это связано? Конечно, в первую очередь с тем, что учителям пришлось быстро осваивать новые форматы обучения. И к занятиям теперь нужно готовиться по-другому. А во вторую, с тем, что далеко не все из них умеют пользоваться всеми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы.

Например, 13% учителей не в курсе, что можно задавать домашнее задание на образовательной платформе, где будет проведена автоматическая проверка результатов.

Еще проблемы

Вот на что обращают внимание учителя:

— Не понятно, как дистанционно заниматься ИЗО, музыкой, физкультурой, а также общаться с психологами и логопедами. В некоторых школах на время удаленного обучения занятия по этим предметам отменили. И учителя беспокоятся, сохранится ли за ними полагающаяся зарплата.

— Нет удобной платформы для занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

А как в вашей школе решают проблемы, связанные с дистанционным обучением? Напишите нам в комментариях к этому тексту!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Первый день цифровых пропусков в Москве: в метро очереди с 6 утра, пробки на дорогах с полуночи

Пробила полночь и в Москве наступила новая реальность: с 15 апреля передвигаться по городу на личном и общественном транспорте можно только с цифровым пропуском. Без бумажки, а точнее без длинного кода из букв и цифр, ты нарушитель — до 30 тысяч рублей штрафа. Пропуск для поездок на работу действует до 30 апреля. Есть и для разовых поездок, лимит — две в неделю. (подробности)

Читайте также

В Цифровом Диктанте 2020 приняли участие более 330 тысяч человек

Подведены итоги ежегодной акции Цифровой Диктант – самой масштабной проверки знаний в сфере информационных технологий в России. По сравнению с прошлым годом количество участников увеличилось более чем в 8 раз

Busuu и English Addict: подборка бесплатных онлайн-курсов английского языка

Каждый из них разной продолжительности — от 10 часов до 5 месяцев

Школы ушли на дистанционку и возвращаться не собираются

«Комсомолка» стала соорганизатором масштабного исследования отношения педагогов к переходу на дистанционное обучение

Директор Олимпиадного центра Республики Татарстан Гульнара Исламова: «Таланту важно дать возможность вовремя раскрыться»

Российские регионы продолжают полномасштабную подготовку к проведению заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ)

Сократят ли летние каникулы и как будем сдавать ОГЭ и ЕГЭ: Минпросвещения ответило на главные вопросы о школе в период пандемии коронавируса

Замминистра просвещения Дмитрий Глушко дал интервью в прямом эфире на канале KP.RU в TikTok

Приемная кампания в вузы пройдет онлайн. Может быть

Минобрнауки готовит и оперативные, и долговременные меры для поддержки университетов и студентов

Школы в России выставят годовые оценки по итогам трех прошлых четвертей

Оценки за 4-ю дистанционную четверть не отразятся на итоговых баллах учеников

Выпускникам 9-х классов придется сдавать только два обязательных предмета

Замминистра просвещения Дмитрий Глушко ответил на вопросы «Комсомольской правды» об учебном годе и ЕГЭ в TikTok

Школы смогут закончить учебный год раньше: министерство просвещения предложило регионам три варианта мер

Местные власти могут выбирать сценарий в зависимости от эпидемиологической обстановки

Министерство просвещения расскажет, что будет с учебным годом и ЕГЭ

Сайт kp.ru и TikTok проведут прямую трансляцию с заместителем министра просвещения Дмитрием Глушко [9 апреля, 16.00. мск]

Вирусы, учитель в трусах и буллинг от одноклассников: чем еще угрожает детям дистанционное обучение

Разбирались, чем опасны популярные платформы для дистанционного обучения и какой курс молодого бойца нужен ребенку и учителю

«Достаньте телефоны, зайдите в мой Instagram». В Югре учительница преподает историю в соцсетях

Урок в TikTok: школьники учат предмет, не вылезая из смартфонов [видео]

Списать не у кого, зато можно заниматься в пижаме: Как проходит дистанционное обучение школьников

Корреспондент «Комсомолки», мама второклассника из Санкт-Петербурга рассказала о плюсах и минусах нововведения

Все о ЕГЭ по истории

Мы сделали подборку онлайн-тестов с заданиями и решениями

Все о ЕГЭ по биологии

Рассказываем о структуре экзамена и предлагаем подборку вспомогательных материалов

Читать еще:  Обучение бухгалтера стоимость

SMM, HTML, VR и все такое: 25 бесплатных онлайн-курсов, чтобы освоить перспективные профессии во время самоизоляции

“КП” составила полезнейшую подборку бесплатных онлайн-курсов для тех, кто готов учиться программированию, интернет-маркетингу и даже виртуальной реальности

Все о профессии дизайнер

Рассказываем, где получить образование и какие есть специализации

Школьники смогут готовиться к ЕГЭ по телевизору

Министерство просвещения запустило новую платформу для учебы и подготовки к экзаменам

Отменять или переносить ЕГЭ из-за коронавируса не будут

Министр просвещения ответил на вопросы родителей и педагогов о ЕГЭ в 2020 году

Возрастная категория сайта 18+

Проблемы преподавания экономики в школе
статья по теме

По имеющимся статистическим данным в г. Усть-Илимске на 01.09.2013 г. в четырех школах города, что составляет 26 % осуществляется преподавание предмета экономика (МОУ «СОШ № 5, 8, 9, 11) , как правило, ведется в старших классах. В МОУ «СОШ № 8» преподавание экономики начинается в среднем звене (в 5-9 классов). Кроме того, основы экономических знаний изучаются в системе дополнительного образования г. Усть-Илимска.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Проблемы преподавания экономики в школе

По имеющимся статистическим данным в г. Усть-Илимске на 01.09.2013 г. в четырех школах города, что составляет 26 % осуществляется преподавание предмета экономика (МОУ «СОШ № 5, 8, 9, 11) , как правило, ведется в старших классах. В МОУ «СОШ № 8» преподавание экономики начинается в среднем звене (в 5-9 классов). Кроме того, основы экономических знаний изучаются в системе дополнительного образования г. Усть-Илимска.

В течение более пятилетней педагогической деятельности нерешенные вопросы становятся хроническими проблемами, и требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения и перспективами решения в будущем. Попробуем обозначить проблемы и вопросы, возникшие (и возникающие до сих пор) в ходе процесса введения экономики как школьного предмета.

Сегодня предполагается, что экономическое образование в школе может осуществляться на протяжении всех лет обучения и в различных формах. С целью его рационального эшелонирования во времени целесообразно выделить ведущую целевую линию экономического образования, состоящую из следующих модулей:

Основная школа : на второй ступени обучение носит интегрированный характер, означающий усиление межпредметных связей познание основных экономических категорий и законов, экономических взаимозависимостей в окружающем мире с активным использованием компьютерных технологий и творческих заданий. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам на доступном для соответствующего возраста детей уровне.

Старшая школа : третья ступень обучение носит профильное направление, когда в учебном плане появляются новые, нетрадиционные учебные предметы, элективные курсы, отражающие тип профилизации, и способствуют формирование способностей применять инструменты экономического анализа различных ситуаций и фактов на микро- и макроуровне и доступно объяснять выявленные закономерности. Самоопределение личности для решения поставленных экономических задач.

Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на четыре группы:

  1. Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.
  2. Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).
  3. Проблемы с восприятием школьников экономики как школьного предмета. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа.
  4. Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе. Кадровое обеспечение экономического образования.

На сегодняшний день не существует единой четкой концепции школьного экономического образования. Существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов общеобразовательных для профильных школ. Преподаватели экономики работают по самым разнообразным программам, стараясь, чтобы знания, полученные школьниками, более или менее соответствовали этому минимуму. Многие из этих курсов не обеспечены дополнительным методическим материалом — рабочими тетрадями, задачниками, материалами для учителя и так далее. Изобилие разнообразных программ, сильно отличающихся друг от друга, представляет определенную трудность для учителя. Более того, должности методиста по экономике в городе до сих пор не существует, так что поделиться своими проблемами и выбрать наиболее подходящую проблему школьному учителю экономики не с кем и не где.

Большинство учебников не приводят иллюстраций экономических процессов, или же примеры настолько абстрактны, что ученики воспринимают экономику как предмет далекий от жизни. Представляется очевидным, что при преподавании экономических дисциплин в средней школе необходимо постоянно увязывать теоретические представления с реальностью российской экономики.

Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в ВУЗе.

Каким образом нужно преподавать экономику в школе? Разговор на эту тему начался с первых шагов по преподаванию нового предмета, но не имеет завершенного ответа до сих пор, так как огромное количество программ, учебников дают разные варианты подхода к преподаванию экономики. Например, можно отметить двухтомник «Экономика» И.В. Липсица, методическое пособие к нему «Уроки экономики в школе» Е. Савицкой, учебник для углубленного изучения «Основы экономической теории» С.С. Иванов с методическим пособием «Преподавания курса. Основы экономической теории». Хорошим дополнением этого блока учебно-методических пособий, сборники задач А.А.Мицкевича, а также пособие С.А. Равичев, С.Э. Григорьев, Т.А. Протасевич, А.С. Свахин «Сборник задач по экономике» — 4-е издание. Скорее всего, ориентироваться надо на социально-психологические особенности каждого возраста.

Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5-9 классах. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.

Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные «открытия» учащимися экономических фактов, законов, решений задач, то есть методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента. Курсовая подготовка института повышения квалификации учителей и различных общественных организаций ведется, но в большинстве своём во время учебного процесса.

Как решить данную проблему? В первую очередь решить эту проблему позволит более активная деятельность по подготовке учителей экономики. Причем эта работа актуальна на сегодня как в областном центре, так и в других городах и районах области. В этой работе, на мой взгляд, полезно использовать положительный опыт стартового семинара по экономике по программе Национального Совета по Экономическому Образованию США (в г. Иркутске) по созданию системы подготовки учителей. Учителя, прошедшие стартовые семинары NCEE, получают в дальнейшем непрерывную поддержку в виде семинаров второго уровня, специализированных семинаров и консультаций опытных методистов по экономике, а также информацию о новых учебно-методических изданиях и программных продуктах по экономике. Такой подход позволяет значительно расширить возможности для дальнейшего повышения квалификации учителей экономики в силу инновационности предмета.

Также необходимо способствовать распространению передового опыта путем проведения конференций, активизации работы ассоциации учителей экономики, проведения конкурсов профессионального мастерства, предоставления возможности школьникам для участия в разнообразных олимпиадах, турнирах и конкурсах при значительной поддержки этой работы городскими и областными органами управления образованием.

В первую очередь, это проблемы изучения экономики школьниками разного возраста. О них уже немного говорилось выше, но теперь стоит поговорить отдельно. Очень часто приходится слышать от учителей, что кто-то может преподавать экономику только старшеклассникам, а кто-то, наоборот «привык работать с малышами». Каждый преподаватель экономики должен быть готов соотносить предлагаемый материал с возрастом своих учеников. Увы, здесь более всего страдают преподаватели экономики, не получившие педагогического образования — пришедшие работать в школу «на заре перестройки» бухгалтеры, экономисты с разнообразных предприятий, студенты, закончившие экономический вуз и не нашедшие другую работу. Безусловно, такие учителя должны получать педагогическое образование или хотя бы педагогический ликбез. Очень часто ученик воспринимает экономические знания не как структурированную систему, а как достаточно хаотичную смесь из странных понятий, бессмысленных «законов» и решения задач. Где уж тут говорить о том, чтобы полученные знания помогали воспринимать окружающую действительность. Поэтому система базового экономического образования должна реализоваться через технологию, в основе которой лежат следующие положения: Понимание основных экономических понятий важнее, чем знание большого количества фактов.

  1. Усилия преподавателя должны быть направлены главным образом на то, чтобы помочь учащимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий.
  2. Учащимся должен быть представлен способ мышления, построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании.
  3. Ученик должен не просто прослушивать предлагаемый материал, но быть полноправным участником диалога.
  4. Действительные персональные и социальные преимущества экономической грамотности выявляются лишь тогда, когда учащиеся вырабатывают навык применять свои знания к широкому кругу экономических вопросов, связанных непосредственно с их жизнью.
Читать еще:  Дистанционное обучение бухгалтерский учет бесплатно

Преподавание экономики в старших классах целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают создать нужную мотивацию. Это может быть создание реальных или воображаемых школьных компаний по бизнес планированию, где ученики получают навыки предпринимательской деятельности. Подобный проект под названием «Бизнес-план» разрабатывается учащимися группой профессиональной подготовки «Агент (коммерческой деятельности)» в МОУ «СОШ № 8» на протяжении четырёх лет. Другой вариант практической деятельности — экономические и деловые игры. Их использование возможно на любом этапе получения экономического образования — от учеников начальной школы до учащихся старшей параллели. В частности, на данный момент разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс экономическая игра «Экономика вокруг нас», а так же обучающая игра «Рынок» для учеников 10-11 классов.

Материальные и кадровые проблемы

Проблема подготовки кадров — учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 10% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Чаще всего экономику в школе преподают учителя географии или истории, понятно, что даже самая элементарная математика на таких уроках используется с большим трудом. Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие — либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Ещё сильнее обостряет эту проблему низкая оплата труда в образовании в целом, ведь для того, чтобы начать преподавать этот новый предмет учителю потребуется затратить особые усилия. Таким образом, если у школы нет возможностей дополнительного стимулирования такой инновационной деятельности, она вряд ли сможет удержать даже уже подготовленного учителя экономики. Вероятно, это дело будущего, а также энтузиазма самих учителей. Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Хочется верить, что учителя, столкнувшись с трудностями, не откажутся от этого замечательного предмета.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Ниже в таблице приведены данные о дополнительном образовании по преподаванию экономики в школе учителей экономики г. Усть-Илимска.

Что должны знать школьники об экономике

Что должны знать школьники об экономике

Экономика введена в реестр обязательных предметов для изучения в школе в 2012 году. У нас в школе экономика сначала изучалась в курсе обществознания, а в 10 классе возникла как отдельный предмет, на который по большей части мы приходили отоспаться: бесконечные графики и определения сводили с ума. Школа была с экономическим уклоном, но на качестве предмета это никак не отразилось. И выпускаясь, я думала: зачем мне нужна экономика? Потом поняла — нужна, и не только мне.

Что знают об экономике современные школьники?

Для того чтобы в этом разобраться, можно открыть стандарт образования. В нем нет таких слов, как рынок, предпринимательство, банки, инвестиции, кредиты. Нет ни Адама Смита, ни Рикардо, ни Кейнса, ни даже Карла Маркса. Зато есть требование «сформированности системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе». К рыночной системе мы давно перешли, положим, а дальше что? Если открыть учебник, то все слова в нем есть, но только в виде определений. Еще мы все знаем на зубок факторы производства, кривые спроса и предложения (причем скорее знаем только об их существовании), виды конкуренции и безработицы, что такое ВВП и как деньги от Центробанка доходят до обычного человека.

Эти знания не бесполезные, но они неполные. Без применения на практике они теряют всякую значимость

Экономика в школьной системе образования идет рука об руку с обществознанием, часто они даже читаются в одном курсе. В какой-то мере экономика и вправду наука об обществе, человеке, но ведь не только. Это еще и основы жизни. Современные реалии сталкивают нас с экономикой ежедневно. Взять хоть цены на продукты: почему они растут? Оттого, что рубль падает, так? А тот почему падает? От санкций и скачков стоимости нефти. А как они связаны? А почему доллар имеет такое влияние на нашу валюту? Почему товары из Китая такие дешевые, хотя лучше многих американских? Ответы на все эти вопросы знает экономика, но не знает большинство школьников.

Зачем нужна экономика в школе?

Сначала нужно понять, кому этот предмет вообще преподавать: детям, средней школе, старшей?

Экономист, один из инициаторов создания первого учебника по экономике

Экономика — для старших классов. Обучение начинается в предпоследнем классе школы, когда перед тобой почти взрослый человек, который прекрасно мыслит, быстро развивается, не закостенелый, впитывает новое. Получаешь просто огромное удовольствие, работая с этим — назовем его так — контингентом, с этими ребятами. Ты понимаешь, что работаешь на будущее. То, как ты работаешь, культура, которую прививаешь, элементы знания — они останутся надолго.

Казалось бы, ну выпустится ребенок из школы, ну пойдет на экономический факультет и все ему там объяснят, а не пойдет — значит, и не нужно ему этого знать. Однако все совсем не так просто. Распределение карманных денег — тоже экономика. Вложить общие понятия в голову ребенка необходимо: школа должна давать фундамент знаний, чтобы потом университет мог начать строить на нем здание науки.

Учитель экономики в НОЧУ СОШ Центре образования «Самсон»

Экономика в школе, конечно, нужна. Мы как раз сегодня на уроке говорили о том, что поведение российского населения в условиях экономического кризиса очень и очень неэффективно. У нас 90% населения не обладает экономическими знаниями, и отсюда мы имеем такую серьезную проблему, как перекредитованность. Когда люди не могут спланировать свой бюджет, берут кредиты в банках, перекрывают эти кредиты, ну и, соответственно, со всеми этими долгами становятся банкротами. Школьники через год станут дееспособными, им будет 18, они выйдут во взрослую жизнь, смогут вести свободно свое домашнее хозяйство с точки зрения экономики. Они будут сами зарабатывать деньги, сами их тратить, и они должна понимать, как правильно это делать.

Как преподавать экономику?

Ни для кого не секрет, что экономика — довольно сложная для объяснения дисциплина. А главное — скучная. При неверной подаче материала никакого смысла в этом предмете никогда не будет, в конце концов, отоспаться старшеклассники и дома могут. И сколько бы Министерство образования ни вносило экономику в реестр обязательных предметов, плохие учителя все равно отобьют желание учиться.

Экономист, экономический обозреватель

Если преподавать так, как сейчас все преподается, то пользы от этого мало: все какое-то отвращение вызывает. Если преподавать умно, то было бы очень неплохо. Со школьниками же нельзя так, как со взрослыми, так, как со студентами. Для того, чтобы их заинтересовать, нужны особые экономические учебники. У нас сейчас какие-то экономические знания входят в курс обществоведения, но при этом оно преподается так, что кроме отвращения вряд ли способно что-то вызвать. Совсем недавно появился первый на русском языке очень хороший учебник экономики для детей, его написала Мария Бойко. Любой родитель может своему ребенку (или ребенок сам себе) скачать совершенно гениальный экономический труд. Так что больших проблем с недоступностью знаний нет, но про экономику нужно рассказывать именно так, как это делает Мария Бойко. Если экономику введут в школу в качестве обязательного предмета, а рассказывать так не будут, вряд ли это имеет смысл.

Учитель экономики в НОЧУ СОШ Центре образования «Самсон»

На мой взгляд, экономика должна базироваться на жизненных примерах, то есть надо постоянно связывать ее с жизнью. Не рассказывать какую-то отвлеченную терминологию, а рассказывать, добавляя практические примеры. Вот когда человек знает, как это применяется на практике, тогда ему интересно, а когда это сплошная теория, зачем ему такое?

Сейчас рассматривается возможность выделения экономики в отдельный экзамен наряду с обществознанием, а не в его составе. Минобрнауки, Центробанк и Минфин вместе подготовили программу финансовой грамотности для детей 8-11 классов, которая будет принята во всех школах со следующего года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector