Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общий курс полиграфии

Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства

2-е изд., перераб. — М. : Книга, 1991. — 350 с.
Данная версия книги имеется только на этом сайте. Разрезан постранично, выровнен, очищен, (+OCR-слой — экспериментально).

Второе издание учебника составлено в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы полиграфического производства». Оно отличается от первого издания (Н.Н. Полянский «Технология полиграфического производства» — Основы полиграфии, ч. 1, М.: Книга, 1980, ч. 2, М.: Книга, 1982) более широким отражением современной и перспективной полиграфической техники и технологии с использованием электронно-вычислительной техники, лазеров, электроники и других технических достижений: резким сокращением, а в некоторых случаях и исключением устаревшей; более современной методикой построения и изложения учебника; уменьшением его объема, а также уточнением некоторых терминов, стандартов и т. п.

Раздел первый. Общие сведения о полиграфии и продукции поли-графического производства
Общие сведения о полиграфии
Основные понятия
Общие сведения из истории развития полиграфии
Характеристика издательской продукции
Единицы измерения, используемые при выпуске изданий .
Основные виды издательской продукции
Особенности полиграфического воспроизведения текстовой н изобра-зительной информации
Воспроизведение текстовой информации
Особенности полиграфического воспроизаедения изобразительной ин-формации
Основные этапы выпуска издательской продукции
Раздел второй. Изготовление фотоформ для плоской офсетной,
высокой и глубокой печати
Изобразительные фотоформы для однокрасочной печати
Общие сведения
Изготовление штриховых и тоновых фотоформ
Изготовление растровых фотоформ
Текстовые -фотоформы
Фотонаборные автоматы
Технология фотонабора по упрощенным схемам
Электронный автоматизированный фотонабор
Тексто-изобразительные фотоформы
6Л. Верстка полос и монтаж фотоформ
Изготовление текстовых и изобразительных фотоформ в автоматизи-рованных системах
Факсимильная передача и прием изображений полос по каналам связи
Раздел третий. Производство печатных форм . —
Печатные формы плоской офсетной печати
Общие сведения
Изготовление печатных форм с использованием копирования .
Изготоаление печатных форм электрофотографическим и лазерным спо-собами
Печатные формы высокой печати
Изготовление печатных форм с использованием копирования и элект-ронно-механического гравированияI
Изготовление наборно-отливных текстовых печатных форм .
Изготовление стереотипов
Печатные формы глубокой печати
Изготовление печатных форм с использованием копирования .
Изготовление печатных форм гравированием
Основы полиграфического воспроизведения многоцветных изобрази-тельных оригиналов
ЮЛ. Общие понятия о цвете и синтезе цветов
Основные процессы полиграфического воспроизведения многоцветныхизобразительных оригиналов
Особенности изготовления фотоформ и печатных форм для много-красочной печати
Раздел четвёртый. Печатное производство
Общие сведения о печатных материалах, печатном процессе и
оборудовании
Печатная бумага
Печатные краскиL
Основы печатного процесса
Печатные машины и агрегаты
Печатание с форм плоской офсетной печати
Печатные машины плоской офсетной печати
Подготовительные операции к печатанию тиража
Печатание тиража
Печатание с форм высокой печати
Печатные машины высокой печати
Подготовительные операции и печатание тиража
Печатание с форм глубокой печати
Печатные машины глубокой печати
Подготовительные операции и печатание тиража
Специальные способы печати
Основные сведения
Флексографский и трафаретный способы печати
Раздел пятый. Брошюровочно-переплетное производство .
Отделка полиграфической продукции и общие сведения о брошю-
ровочно-переплетном производстве
Отделка полиграфической продукции
Общие сведения о брошюровочно-переплетном производстве .
Производство брошюр и книжно-журнальных изданий в обложках
Производство изданий на операционном оборудовании
Автоматизированное поточное производство изданий в обложках . . .
Производство книг в переплетных крышках на операционном обору-довании
Изготовление й обработка книжных блоков
Изготовление и оформление переплетных крышек
Вставка блоков в переплетные крышки и завершающие операции из-готовления книги
Автоматизированное поточное производство книг в переплетных
крышках
Книги с блоками, сшитыми потетрадно нитками . .
Книги с блоками, скрепленными клеевым способом
Основные направления развития полиграфического производства
Печатная продукция и способы печати
Улучшение экологических условий полиграфического производства
Тенденции научно-технического развития полиграфии в СССР

Считаем полиграфию России

Что происходит на рынке, каковы его объемы и как они меняются — это одни из основных вопросов, которые должны волновать многих экспертов, интересующихся полиграфическим рынком.

Александр Амангельдыев Статьи 20.04.2016

В большинстве развитых стран ответы на эти вопросы есть и доступны любому желающему. Ни для кого не секрет, что лидером по объему полиграфического производства является США с годовым оборотом около 150 млрд долл., на втором месте Япония с оборотом более 120 млрд и т. д. За последние пять-семь лет сильно прибавил Китай, который практически удвоил объем производимой им полиграфической продукции с 30 до 60 млрд долл. А на каком месте Россия? Каков объем полиграфического производства у нас? Насколько нам известно, официальных цифр практически нет. Какие-то предположения делает в своих отчетах Комитет по печати, но они базируются на отчетах государственных компаний с введением определенных поправок. К сожалению, официальных цифр по объему полиграфического производства в нашей стране, по всей видимости, не существует. В большинстве стран локальные ассоциации собирают информацию о годовом обороте всех своих членов и получают итоговые цифры. При этом все игроки рынка почти в обязательном порядке состоят в профильных ассоциациях. Достаточно лишь сложить результаты некоторых ассоциаций, и получится необходимая цифра. У нас все не так. Поэтому мы решили попробовать подсчитать объем российского полиграфического рынка и оценить его хотя бы примерно, на уровне больших допущений. Сколько полиграфической продукции (в деньгах) производится у нас: на 100 млн, на 1 млрд, на 10 млрд или, может быть, на 100 млрд долл.? Если опросить ряд экспертов рынка, то, скорее всего, названные ими цифры могут отличаться на порядки. Мы решили применить наши косвенные методы оценки рынка, чтобы получить хоть какую-то цифру, которая будет похожа на правду и не станет отличаться от нее в разы. Подсчеты будут строиться на основании имеющихся у нас объективных данных.

Мы более-менее точно знаем объем потребляемых в нашей стране расходных материалов для полиграфии и на основании этих данных попробуем построить модель полиграфического рынка России. Считать мы будем на основе данных за 2014 г., по нескольким причинам. Во-первых, на момент написания статьи данные за 2015 г. еще не полностью подсчитаны, и хотя общее понимание уже есть, но, к сожалению, считать рынок по данным 2015 г. затруднительно из-за сложного поведения курса рубля по отношению к основным валютам, что не позволяет аккуратно пересчитывать рубли в валюту. Ну а во-вторых, поскольку все расходные материалы в нашей стране зарубежного производства и приобретаются за валюту, нужно было бы вести динамические подсчеты, каждый раз учитывая курс на данный период. Но у нас нет четкого разделения потребления материалов по времени, поэтому от таких подсчетов мы отказались. 2014 г. в этом отношении более стабилен, и подсчеты вести проще.

Мы попробуем разделить весь полиграфический рынок России на три большие группы по способу печати. Есть большой объем офсетной печати, есть вполне приличный объем флексографской печати и еще небольшой объем цифровой печати. Прочие виды печати: глубокую печать, трафарет, тампонную печать и т. д. — отдельно подсчитать сложно, но их объемы в нашей стране не так велики, поэтому мы их просто в конце количественно учтем.

Офсет

По нашим данным, в 2014 г. в России было изготовлено около 10,5 млн м2 офсетных форм. Для простоты подсчетов переведем это значение в число среднестатистических цветных приладок типовой печатной машины формата 100х70. Разумеется, в России есть машины и других форматов, но в данном случае это не так важно, поскольку подсчеты мы будем вести на основании типовой приладки, цена которой фиксирована. Соответственно, пересчет на приладку меньшего формата приведет к меньшей цене за одну приладку, но к пропорционально большему их числу. Так что подсчет на основании типовой приладки машины формата B1 будет вполне показательным. Имея также данные по объему потребленной офсетной краски, можно грубо подсчитать отпечатанные тиражи.

Читать еще:  Курсы в орехово зуево

Среднестатистическое количество краски, уходящее на 1000 средних цветных оттисков формата 60х90 (именно на такой бумаге чаще всего печатают), известно, и, следовательно, исходя из этого, можно подсчитать совокупный тираж в 2014 г. Получаем следующие результаты: исходя из того, что всего в 2014 г. в Росси израсходовано 10,5 млн м2 офсетных пластин, общее число цветных приладок по России за 2014 г. прикидочно составит около 3,5 млн для всех типографий.

Примем, что средняя цена приладки такого формата составляет ориентировочно 150 долл. (в эту же цену входит и печать всех тиражей менее 1000 экз.). Таким образом, все приладки, осуществленные в России в 2014 г., дают типографиям финансовые поступления в объеме около 525 млн долл. 16,5 млн кг краски, израсходованные в России в 2014 г., дают нам около 23 млрд листов-оттисков, отпечатанных за год. В эту цифру входят и дорогие офсетные оттиски на упаковочном картоне, и дешевые оттиски на газетной бумаге. Четко их разделить довольно сложно (мы этим займемся в следующий раз), но сейчас примем, что среднестатистический листопрогон стоит 0,03 долл., и таким образом, общее число листопрогонов дает нам суммарный доход типографий в объеме 700 млн долл., но с учетом того, что на малых тиражах стоимость листопрогонов входит в цену приладки, от этой суммы нужно отнять около 3,5 млрд оттисков, или около 70 млн долл. Таким образом, общий объем офсетной печати в России дает типографиям страны около 630 млн долл. за счет листопрогонов.

Но, как показывает практика, суммарная стоимость заказа определяется укрупнено, на базе стоимости работ и запечатываемого материала. Как мы уже прикинули, общий объем оттисков в России составляет примерно 23 млрд листов формата 60×90. Печатают типографии на самых разных материалах: и на тонкой газетной бумаге, и на толстом картоне, — и цена этих материалов существенно отличается. За некую среднюю величину предлагается принять мелованную бумагу с массой квадратного метра 90 г. Таким образом мы учтем и существенно более дорогую бумагу, и картон для упаковки, и газетную бумагу. Те самые 23 млрд условных листов дают нам общие траты на запечатываемые материалы около 1,6 млрд долл. Это косвенно подтверждается фактом, что уже давно принято: в себестоимости полиграфической продукции бумага в среднем составляет 60–65%. В нашем примере общие доходы типографии за ее работу составляют около 1,2 млрд долл., а затраты на запечатываемые материалы 1,6 млрд долл. (таким образом, получается, что доля бумаги около 60%, то есть мы пока не сильно ошибаемся). Таким образом, вся офсетная печать в России давала оборот отрасли в 2014 г. в пределах 2,8 млрд долл.

Флексография

Здесь ситуация существенно отличается. Общее число формных материалов для флексографии, потребленных в России, составляет примерно 350 тыс. м2. С учетом того, что флексография в целом более малоформатная печать, чем офсет, примем условно, что это дает нам всего 300 тыс. приладок. Но цена форм существенно дороже, чем в офсете, да и сама приладка, как правило, дольше и дороже. С учетом этих факторов получаем, что на приладках типографии заработают около 70 млн долл., затраты на формы составят около 150 млн долл. Любопытно, что несмотря на существенное меньшее количество заказов во флексографии общее количество краски, потребленное в этом способе печати, примерно такое же, как и в офсете, — 15 млн кг. Это говорит о том, что во флексографии средние тиражи существенно больше. И хотя за счет меньшего в среднем формата цена одного условного прогона несколько меньше (примем ее равной 0,02 долл.), существенно большие тиражи дают нам очень приличный объем денег, которые типографии получают от флексографской печати.

Прикидочный расчет дает обобщенный тираж флексографской печати около 25 млрд оттисков условного формата (принят в среднем 0,3 м2), и доходы от него составят около 500 млн долл. А вот с запечатываемыми материалами ситуация сложная. Флексография печатает на самых разных материалах, среди которых и полимеры, и самоклеящиеся материалы, и ламинаты, и, разумеется, бумага и картон. В среднем материалы существенно дороже бумаги, но насколько, сказать сложно, поскольку нужно иметь распределение по материалам (каких и сколько запечатывалось), чего у нас нет (да и вряд ли у кого-то есть). Но если для прикидочного расчета взять цену на материалы в 2 раза больше, чем у офсета, то получим, что на материал флексография тратит никак не меньше 1,2 млрд долл. Таким образом, вся флексография дает в общий оборот российский полиграфии около 1,9 млрд долл.

Цифровая печать

Этот вид печати подсчитать наиболее сложно, поскольку он используется и в офисных условиях, и на полиграфическом производстве, а также является частью других отраслей промышленности. И все же для получения общей «картины мира» ее долю нужно хотя бы прикинуть. Известно, что в России работает около 1 тыс. цифровых печатных машин, которые можно считать пригодными для использования в полиграфии. Какое их количество реально в ней используется, неизвестно, но примем для простоты, что все, поскольку даже если они работают в какой-либо другой промышленности, то все равно они создают определенный объем печати, и если бы он не изготавливался на этих машинах, эти заказы размещались бы в каких-то типографиях.

Так вот, средняя загрузка машин очень разная, так же как и средняя цена оттиска. Есть машины высокопроизводительные, с месячной загрузкой до полумиллиона типовых форматов, есть и существенно менее производительные. При этом маломощных машин на рынке больше, чем высокопроизводительных, поэтому примем, что их средняя загрузка составляет 100 тыс. типовых оттисков. Под типовым оттиском будем понимать цветной оттиск формата А4. Понятно, что есть немало и черно-белых машин, но их производительность существенно больше, и они просто отпечатают в четыре раза больше черно-белых оттисков того же формата. Таким образом, все цифровые машины отпечатают за год около 1,2 млрд цветных типовых оттисков. Стоимость типового отпечатка существенно отличается в разных типографиях, но если попытаться ее усреднить, то получится около 20 руб. за отпечаток или, по курсу 2014 г., примерно 0,6 долл. Таким образом, общий объем печати, создаваемый всеми цифровыми типографиями в России, составляет около 800 млн долл.

Прочие виды печати

Их, как мы уже говорили, подсчитать очень сложно. Но нам кажется, что всех остальных видов печати в нашей стране относительно немного. Глубокой печати у нас почти нет. Есть буквально штучное количество печатных машин, используемых для печати той же гибкой упаковки. В этой связи объем глубокой печати вряд ли составит более 5% печати упаковки, или, в нашем случае, не более 100 млн долл. Трафаретная печать, хотя и дорогая сама по себе, очень медленная и малопроизводительная, поэтому существенного влияния на общий объем рынка не оказывает, тем более что отдельного трафаретного производства в нашей стране совсем мало, а те мощности, что существуют в офсетных типографиях, обычно используются для декорирования уже существующих оттисков и, следовательно, существенно на рынок не влияют. Поэтому ее объем можно условно принять таким же, как и у глубокой печати (впрочем, трафарета больше, поэтому добавим 200 млн). Прочие виды печати вообще находятся на уровне погрешности, и учитывать их не имеет смысла.

Читать еще:  Стоимость курсов повышения квалификации учителей

Прочие доходы типографий

На самом деле типографии зарабатывают деньги не только за счет собственно печати. Есть различные послепечатные процессы, за которые клиенты также платят и которые у разных видов продукции разные. У газет, например, их совсем нет, а у книг они весьма существенны. Чтобы как-то учесть все послепечатные процессы в полиграфии, их проще всего считать процентом от общих затрат на офсетную печать. Если принять их в объеме 15–20% от всего объема офсетного производства, то получим, что оборот типографий от послепечатных и отделочных процессов составляет в России около 550 млн долл.

Таким образом, если сложить все виды печатных производств, работающих в России, то получится, что весь объем печати в нашей стране в валютном эквиваленте составит не более 6,5 млрд долл. По сравнению с мировыми лидерами совсем немного, но все же это какой-то объем, который кормит отрасль. И этот объем мы получили на основании более-менее объективных данных, имеющихся у нас. С учетом несовершенства методики мы бы предположили, что рынок России находится в пределах 6–7 млрд долл. Точность наших подсчетов, конечно, невысока, но мы, скорее всего, ошибаемся не в разы!

Решения для отрасли: Издательства и полиграфия

Инновационное решение для построения комплексных информационных систем управления деятельностью многопрофильных предприятий с учетом лучших мировых и отечественных практик автоматизации крупного и среднего бизнеса.

Продукт охватывает основные контуры управления и учета, которое позволяет организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности полиграфического предприятия.

Решение позволяет организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности полиграфического предприятия.

Решение учитывает специфику издательской деятельности и позволяет автоматизировать весь документооборот издательства ‑ от расчета себестоимости издания до выпуска издания и расчетов с авторами.

Решение предназначено для автоматизации задач охраны труда на предприятиях различных отраслей.

Продукт предназначен для автоматизации предприятий, сферой деятельности которых является производство и продажа различной полиграфической продукции.

Продукт предназначен для автоматизации предприятий, сферой деятельности которых является производство и продажа различной полиграфической продукции.

Решение для автоматизации предприятий, сферой деятельности которых является производство и продажа различной полиграфической продукции (листовок, приглашений, билетов, папок, буклетов, брошюр, книг и другой полиграфической продукции).

Программный продукт предназначен для управления производством уровня цеха и для решения задач синхронизации, координации, анализа и оптимизации выпуска продукции в рамках какого-либо производства.

Электронный мультимедийный учебный курс предназначен для развития практических навыков работы c системой «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования».

Неправильно определили? Выберите из списка:

Или укажите в поле:

Введите парткод в формате ХХХХХ либо ХХХХХ-ХХ, чтобы получить информацию об информационно-технологическом сопровождении партнера:

  • рейтинг ИТС
  • входит ли партнер в список рекомендованных
  • наличие статусов Центры Сопровождения и Сертифицированные Сервис-партнеры
  • количество клиентов на сопровождении

Технологии печати 1. Высокая, глубокая и плоская печать.

Буду лаконична — информация из Вики и БСЭ, интернетов вообще, вперемешку с моими комментариями.

Полиграфия (от греч. πολὺ- — «много» и γραφειν — «писать») — это наука промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции, а именно книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной и упаковочной продукции.
Полиграф и я, отрасль техники, совокупность технических средств для множественного репродуцирования текстового материала и графических изображений. В отличие от др. способов множественного репродуцирования (например, светокопирования), полиграфические способы характеризуются переносом красочного слоя из некоторого резервуара на воспринимающую поверхность (чаще всего бумагу), причём формирование слоя осуществляется в соответствии с заранее данным оригиналом, подлежащим репродуцированию. Под П. понимают также отрасль промышленности — полиграфическую промышленность, объединяющую промышленные предприятия, которые изготовляют печатную продукцию (книги, газеты, журналы, плакаты, географические карты и т.п.). П., или полиграфическая промышленность, является материально-технической базой издательского дела.

Типография (др.-греч. τύπος — оттиск и γραφή — писание) — полиграфическое производственное предприятие, на котором в общем случае осуществляется предпечатная подготовка (изготовление печатных форм, клише, штампов для высечки, фотоформ), нанесение изображения на носитель (бумага, пластик, металл) — печать тиража, а также послепечатная обработка печатной продукции (брошюровка, переплет, ламинация, тиснение, конгрев, высечка, склейка и т. п.). Весь цикл полиграфических работ типографий обычно делится на три этапа: допечатная подготовка (препресс), печать и послепечатная обработка.
Типография — полиграфическое предприятие, выпускающее печатную продукцию в основном способом высокой печати (типографской). Т. часто называются также полиграфические предприятия, где применяется офсетная печать и глубокая печать.

Пойдем по порядку:

ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

1) ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие элементы расположены выше пробельных.
Принцип В. п. используется уже более 1000 лет. Первые печатные формы представляли собой плоские, с ровной и гладкой поверхностью деревянные доски, на которых изображение получали, вырезая (углубляя) непечатающие пробельные элементы. Такие формы применяют иногда и теперь в качестве одного из приемов художественной репродукции. Изобретение книгопечатания и широкое развитие В. п. связаны, прежде всего, с созданием составных печатных форм из отдельных литых или резных литер и знаков.

Понимание принципа высокой печати лучше всего иллюстрирует гравюра.

Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства, составная часть такого понятия как эстамп, подразумевающего создание разными способами оттисков с печатных форм.
В зависимости от способа получения оттиска данный вид графики делится на два основных вида: «гравюру высокой печати» и «гравюру глубокой печати». В первом случае краска накатывается и переносится на запечатываемую бумагу с плоскости доски, а во втором — из углублений штрихов.

Высокая печать.
накат краски на выступающие (печатающие) элементы.

При этом методе мы сразу печатаем позитив — то, что выступает-окрашено — то и будет напечатано.

В зависимости же от материала печатной формы гравюрные техники различаются так: гравюра на металле, линогравюра, ксилография, гравюра на картоне, воске и т. п.
В зависимости от способа обработки (гравирования и травления) при нанесении рисунка, формы гравюра на металле также подразделяется на виды: гравюра резцом на меди, стали, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др.

Линогравюра — способ гравирования на линолеуме. Высокая печать.

П. Пикассо. «Играющие фавны».

Ксилография (др.-греч. ξύλον — дерево и γράφω — пишу, рисую) — гравюра на дереве, древнейшая техника гравюры. Высокая печать.

Хокусай. Большая волна

В полиграфической промышленности к технологиям высокой печати относятся типографская (высокая, книжная) печать и флексография. Формы высокой печати изготавливаются на базе линотипного и монотипного видов набора из достаточно твердого гартового сплава.

Читать еще:  Курсы дизайнера квартир

Флексография — способ печати, который представляет собой прямую высокую ротационную печать красками, закрепляющимися на различных (чаще — гибких) материалах, с применением эластичных печатных форм, которые могут быть установлены на формных цилиндрах с различной длиной окружности. Флексографию используют для печати на упаковках, на пластиковых пакетах, при производстве этикеток и пр.

Флексография- высокая печать. Технологичная гравюра 🙂

2) ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ (интаглио) — способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным. От офсетной и высокой печати отличается тем, что толщина слоя краски на одном оттиске может меняться от десятков до сотен микрометров, тогда как обычно этот показатель стабильный и составляет около 1 микрометра. Такая особенность технологии обеспечивает рельефность элементов изображения, которые выступают над поверхностью бумаги. Это — преимущество Г. п. перед др. видами печати при воспроизведении тоновых изображений.

Помните, что гравюры подразделяются на «гравюру высокой печати» и «гравюру глубокой печати»?
Так вот.
Глубокая печать.
Г. Доре Иллюстрация к «Красной шапочке». Офорт.

В офорте после процарапывания штрихов получается негатив.
Почему негатив — потому что в покрытой темным кислотоупорным лаком пластине (допустим, медной) выцарапываются углубления — они цвета пластины, соответственно, светлые. Посмею себе прикоснуться к шедевру и испортить для наглядности в фотошопе:

Вот так бы выглядела свежепроцарапанная медная «доска».

В полиграфии используется тот же метод.
В 1910 была изобретена ракельная Г. п., которая характеризуется механизацией печатания на ротационных машинах с применением жидкой краски, причём краска с пробельных (непечатающих) элементов формы удаляется ракелем.Изображение вытравлено на медном цилиндре (6) в виде -ячеек, причем размер ячейки определяет количество краски,а значит и градацию тона. Цилиндр покрывается краской (5), затем его поверхность очищается ракельным ножом (7), который оставляет краску только в вытравленных углублениях. Когда цилиндр соприкасается с бумагой, ей передается краска из ячеек. Подробнее

Рельефный эффект используется как дополнительный защитный элемент при печати банкнот, бланков ценных бумаг (например, этот способ защиты используется предприятиями объединения «Гознак»). По мнению специалистов, в точности скопировать такие элементы невозможно, а подделка может быть обнаружена без специальных технических приспособлений. В полиграфии глубокая печать традиционно использовалась для производства иллюстрированной продукции.

Сегодня способ глубокой печати используется на рынке производства упаковки, поскольку затраты на допечатную подготовку оригинал-макета и изготовление форм окупаются благодаря значительной тиражестойкости таких форм и большому тиражу продукции.

3) ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ — способ печати, использующий формы, на которых печатающие и пробельные элементы расположены в одной плоскости и различаются лишь физико-химическими свойствами.
Основой для форм плоской печати, как правило, служат металлические листы (пластины) — однослойные в случае биметаллических форм. Для изготовления формы пластина покрывается светочувствительным слоем и засвечивается через фотоформу, используемую в качестве шаблона. В настоящее время вместо засвечивания через фотоформу используются лазерные машины, управляемые компьютером. Затем экспонированную пластину подвергают химическому или электролитическому травлению, в результате которого участки, играющие роль печатающих элементов, приобретают свойство гидрофобности (олеофильности), а участки, соответствующие пробельным элементам, становятся гидрофильными. При попадании на такую форму краска задерживается лишь на печатающих элементах.

В полиграфической промышленности на базе данного принципа функционирует большинство машин офсетной печати, реже используется способ ди-лито (плоская печать без промежуточного звена). В изобразительном искусстве данная концепция реализована в литографии.

Начнем с истоков:
Литография (от др.-греч. λίθος — камень и γράφω — пишу, рисую) — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.
Литография была создана в 1796 году Алоизием Зенефельдером в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке.

Тулуз-Лотрек. Японский диван. Цветная литография.

Ди-лито — это способ прямой плоской печати, при котором изображение с печатной формы, изготовленной на алюминиевой основе передаётся непосредственно на запечатываемый материал без промежуточного звена. Термин образован из двух английских слов — direct lithography (прямая литография).
Способ ди-лито требует применения специальных, более вязких красок. Хотя печатная форма изнашивается быстрее, так как находится в постоянном контакте с химически и механически агрессивной бумагой в присутствии увлажняющего раствора, а также постоянно шлифуется абразивным слоем бумаги, качество печати выше, чем при офсетной печати. Дополнительная передача изображения с печатной формы на офсетное полотно, а потом на бумагу приводит к дополнительным искажениям элементов изображения и уменьшает количество печатной краски, которое переходит на бумагу. Отсюда меньшая насыщенность офсетного оттиска по сравнению с оттиском ди-лито.

Офсетная печать (от англ. offset — перенос) — технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. Соответственно, в отличие от прочих методов печати, изображение на печатной форме делается не зеркальным, а прямым. Офсет применяется главным образом в плоской печати.

Пример «сухой» оффсетной печати.

Почему сухой, потому что в традиционной офсетной печати краска попадает на бумагу, проходя как минимум два вала — один из них называется валом с формой, а другой — офсетным валом. Форма чаще всего представляет собой пластину с фоточувствительным покрытием (как правило, основой пластины служат сплавы алюминия).
Затем на форму наносится изображение. После экспонирования и проявки засвеченные части формы начинают притягивать воду и отталкивать любую маслянистую субстанцию, в частности краску. Такие части называются гидрофильными и (реже) олеофобными. Оставшиеся (незасвеченные) части форм начинают, наоборот, отталкивать воду и притягивать краску. Они, в свою очередь, называются гидрофобными или олеофильными. Таким образом краска переносится исключительно на гидрофобные части формы, формируя буквы и изображения. При каждом повороте с помощью системы увлажняющих валиков вал с печатной формой омывается водой, затем через систему красочных валиков на его гидрофобные части наносится краска. Изображение переносится с вала с печатной формой на офсетный вал, а оттуда — на бумагу. Офсетный вал способствует меньшему износу форм и большей ровности краски.

На офсетных печатных формах (1) участки, несущие изображение, принимают основанную на жире типографскую краску, а на участки без изображения, смачиваемые вращающимися валами (2), краска не ложится. Окрашенное изображение передается на вал с резиновой поверхностью (3), а затем на бумагу (4).

Для печати цветного изображения используется печать в несколько прогонов и печать на многокрасочной печатной машине.

Самым современным видом офсетной печати считается т. н. цифровой офсет. С помощью этой технологии изображение наносится на печатную форму, непосредственно установленную в машину. Традиционную технологию, использующую фотоформы, сейчас называют фотоофсетом. Помимо этого вводят также классификацию по видам материалов — листовые и рулонные (ротационные). Рулонные офсетные печатные машины используют не отдельные листы бумаги, а рулоны — бумагу, скатанную в огромный рулон.

Следует также отметить, что офсетная печать считается выгодной при больших тиражах печатной продукции. При малых тиражах практически повсеместно используются виды печати, объединяемые термином цифровая печать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector