Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православные курсы флористики

Елицы

Пасха, Светлое Христово Воскресение. Уникальная возможность отправить Записки о Здравии на праздничные Литургии в дни Пасхальной радости в Храмы Гроба Господня в Иерусалиме и Рождества Христова в Вифлееме за себя, родных и близких. Отправить записки

Курсы по Храмовой флористике.

Приглашаем Вас на ускоренный курс по Храмовой флористике с 17 по 23 июля.
Занятия будут проходить с 10 до 17 часов, с перерывом на чай и обед)
Курс будет удобен для тех, кто не из Москвы и кто желает получить знания не за год, а за неделю.
Обучение проходит при Храме Святых бл.кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино, м. Братиславская.

Курсы при нашем храме существуют с 2015 года, преподаватели курсов профессиональные флористы, имеющие большой опыт в оформлении православных храмов. Курс рассчитан как на тех, кто никогда ранее не занимался флористикой, так и на тех, кто уже имеет опыт работы с цветами.

Цель программы — возрождение традиций храмовой православной флористики.

На занятиях слушатели получают знания как по теоретическим основам флористики, так и практические навыки создания цветочных аранжировок для праздничного убранства храма.

Слушатели обеспечиваются всеми необходимыми материалами.

План обучения с 17 по 23 июля 2017 г.

17 июля 1 день
Теория. Основы флористики.Флористические инструменты и материалы. Правила обработки ухода, хранения и транспортировки срезанных цветов. Сезонность цветов.
Основы композиции на оазисе. Виды, особенности, отличия, требования. Работа с оазисом.(Что такое композиция, основные принципы, виды. Закон пропорций, цветовой круг. Формы роста, форма растений, структура и фактура поверхностей растений)

18 июля 2 день
Композиция на оазисе (круглая). Композиция вертикальная и горизонтальная
Украшение Креста. Плащаницы. Теория, Практика — украшаем крест

19 июля 3 день
Особенности храмовой флористики. (Правила и традиции цветочного украшения храма, цветовые «нюансы» оформления, основные православные праздники, особенности их оформления, устройство храма, объекты оформления). Техническая основа для аналойной иконы.
Оформление аналойной иконы к Празднику Казанской Божьей Матери.
Варианты оформления. Практика
Оформление свечей. Практика
Гирлянды (виды, применение, техники, расчет материала.). Хорос. Паникадило. Особенности крепления. Теория. Гирлянды. Техника плетения. Практика.

20 июля 4 день
Свадебная флористика. Букеты. Теория
Свадебная флористика. Букет на портбукетнице. Бутоньерка для жениха. Практика

21 июля 5 день
Букет в спиральной технике. Практика
композиция в корзине. Практика

22 июля 6 день
Пасха — яйцо (папье-машье)
Рождество — вертеп (делаем основу своими руками)

23 июля 7 дней
Траурная флористика.
Чаепитие)

Также открыт набор на годичный курс обучения с с сентября 2017 по май 2018 гг.

СЕКАТОР, ВДОХНОВЕНИЕ И МОЛИТВА

Флорист Галина Кондратьева: «Цветы привели меня к Богу»

В современном храме флорист – не совсем профессия, а скорее, пример служения, помноженного на талант. Эти люди досконально знают названия и характеристики цветов, умеют подобрать цветовую гамму. Галина Кондратьева – флорист со стажем. Она обладает вкусом, любит цветы и, действуя с благословения настоятеля, благоукрашает церковь к праздникам.

Миссионеры с лепестками

Одиннадцать лет назад Галина Кондратьева была удостоена национальной премии в области флористики «Цветок успеха» за проекты по праздничному оформлению православных храмов. Ее приглашают украшать монастыри и церкви Москвы, Подмосковья, а также других городов, где флорист не только руководит «цветочными работами», но и постоянно проводит семинары и мастер-классы. «Цветы привели меня к Богу», – признается Галина Кондратьева.

Новый поворот в профессии произошел четырнадцать лет назад. Журналу «Цветы», где Галина работает и сегодня, потребовалось отснять флористическое убранство храмов. Выполняя редакционное задание, она оказалась в Даниловом монастыре, где познакомилась с ризничным иеромонахом Зосимой (Давыдовым), впоследствии епископом Якутским и Ленским; † 2010). Вскоре он благословил ее украсить на Крещение Троицкий собор монастыря. Отец Зосима сам учился в Московском художественном училище и справедливо полагал, что храм соединяет в себе многие искусства, поэтому цветы в нем воспринимаются совершенно естественно. «Цветы – это миссионеры, – говорил он. – Они напоминают о Боге».

В русской литературе мы встречаем немало рассказов, как на Руси люди сами несли в церковь на праздник живые цветы и зелень. Например, у Ивана Шмелева в «Лете Господнем» читаем: «Мы идем все с цветами. У меня ландышки и в середке большой пион. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги».

Оазис творчества

Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл цветы остатками Рая на земле. Со времен «всероссийского пастыря» отношение в народе к этим красочным растениям, конечно, не поменялось. А вот арсенал подручных средств обновляется стремительно. Если в конце 1990-х в книгах советовали приспосабливать под емкость для воды бутылочки из-под клея или декорировать вазу бумагой, теперь у флористов в руках современные разработки. Например, оазис – синтетический пеноматериал, который поглощает и удерживает влагу, выпускается в разных размерах и формах. Он помогает цветам ­сохранять свою свежесть. Основные же рабочие инстру­менты флориста видоизменяются мало: это секатор и нож.
Чаще всего цветы в православных храмах ставят справа и слева от Царских врат. Кроме того, ими украшаются праздничные и особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаница, подсвечники, орлец, хорос, паникадило.

Читать еще:  Курсы обучения на массажиста москва

При украшении конкретного храма обычно исходят из бюджета, времени и пожеланий настоятеля. «Если средств немного, лучше украсить к празднику аналойную икону, – советует Галина Кондратьева, – цветы вокруг нее – это все мы, молитвенники. И как мы выражаем свои чувства, так и цветы своим расположением выражают отношение к иконе. В цветочной композиции не может быть «равнодушных», в ней должна быть жизнь».

Главное правило: цвет облачений

Церковные каноны об украшении православных храмов цветами умалчивают, поэтому здесь уместен полет творческой фантазии.

«Жестких ограничений нет, но флористы ничего не делают в храме без благословения настоятеля», – уточняет собеседница.

Прежде всего, флористы ориентируются на цвет облачения священнослужителей. Иногда, правда, из этого основного правила приходится делать исключения. «Однажды мы украшали храм к празднику преподобного Серафима Саровского. Священнические облачения зеленые. Но храм был небольшой, светлый, и ничего кроме желтого цвета туда ставить не хотелось. Так и сделали, и получилось хорошо».

Кроме того, у каждого праздника есть свой образ. Для богородичных дней это, например, лилия. Цветы стараются обычно покупать у крупных поставщиков. Правда, не все из них работают с частными лицами. В Москве наиболее доступный по ценам и приемлемый по качеству – Рижский рынок.

Профессия церковный флорист

Фоторепортаж о том, кто и как украшает храмы

Совсем скоро нужно будет украшать храмы к большим праздникам. О том, кто и как подбирает цветы для украшения святыни, читайте и смотрите в фоторепортаже Юлии Маковейчук.

В праздничный день храм преображается, у чтимой иконы букеты, иконостас украшен гирляндами цветочных композиций. За окном метель, снег, жижа под ногами, а внутри — потрясающая живая красота. И создали ее не приглашенные «профи», а сами прихожанки храма — церковные флористы или, по-простому, цветочницы.

Шесть часов поисков

Два дня до престольного праздника — дня памяти святой мученицы Татианы. В большом крытом помещении Рижского рынка в Москве шум, люди выбирают, торгуются, продавцы наперебой предлагают товар:
— Вам для кого? Для солидного мужчины? Для дочки?
— Нам бы что-то нежное, для мамы.
— Здравствуйте! — вдруг замечает нас один из продавцов. — Давно вас не было, взгляните, какие нам сегодня чайные розы привезли. Я вам сейчас заверну, подождите.
Нам аккуратно упаковывают цветы и — просто дарят их. С продавцом мы знакомы давно, он знает, что цветы мы покупаем для храма.

На рынке. Помимо отдельных цветов для украшения надо выбрать букеты гостям: архиепископу Евгению Верейскому и ректору МГУ В. А. Садовничему

В этот раз по рынку ходим втроем — Татьяна Олеговна, матушка Марина и я. За шесть часов (столько времени обычно тратится только на подбор и покупку) уже наизусть выучили сегодняшний ассортимент, цены, исходили вдоль и поперек все ряды десятки раз. Мы с матушкой послушно следуем за нашим авторитетом, Татьяной Олеговной, хотя она сама себя так совсем не воспринимает, все время с нами советуется. Покупаем розы, люпины, орхидеи, гиацинты и несколько видов зеленых веток. Мы с матушкой уже несколько раз ходили с коробками к машине. Несем как драгоценность — на улице зима, все серое.

Паркуемся у дверей храма уже под вечер. Разгружаем заботливо упакованные охапки цветов

Наконец, когда уже все куплено, упаковано, уложено в машину, мы отправляемся в путь по пробкам снежной Москвы. В храме нас уже давно заждались прихожанки, много лет помогающие украшать его к празднику. Все высыпают на улицу, чтобы помочь нам перенести коробки. В притворе кажется, что весь рынок сюда переместился — столько разных цветов! Распаковываем, сортируем, расставляем по большим стеклянным вазам, делимся радостью от «добычи». Когда все цветы разобраны, начинается главное действо.

Готика и колокольчики

Татьяна Олеговна Йенсен занимается цветами в домовом храме мученицы Татианы при МГУ много лет, почти с момента его возрождения. Мы все негласно чувствуем и признаем ее первенство. Началось все с того, что однажды ей просто выдали денег из кассы и попросили купить цветы и украсить церковь к празднику.
— У нас огромный храм, огромный приход, но нет ни одного профессионального флориста. Поэтому мы все — любители, — скромно по­ясняет наш главный флорист с большим опытом.— Я бы с удовольствием окончила специальные курсы, но времени нет. Ведь мы путем проб и ошибок просто велосипеды какие-то изобретаем, когда есть точные методики! Но все равно это занятие мне очень дорого. В детстве я больше всего на свете любила собирать цветы. Лет с пяти искала их на железнодорожных косогорах, понимала, где какие растут, что с чем складывать. И вдруг на старости лет мне такое счастье — я могу украшать храм!
— А как вы выбираете цветы на рынке? У вас есть заранее какая-то концепция?
— Я думаю обо всем заранее и иногда даже вижу композиции во сне! Но рынок может тебе предложить совсем не то, что ты задумал. Окончательно все складывается во время этого бесконечного хождения между прилавками. Главное при выборе — попасть в цвет праздника. Благовещение, Крещение — основной цвет белый, Троица, преподобные — зеленый и так далее. Бывают и проблемы.

Читать еще:  Дипакадемия курсы иностранных языков

Профессор, кандидат физико-математических наук Татьяна Максимилиановна Любимова расставляет привезенные с рынка цветы в ведра с водой

Допустим, белого цвета много, но голубого и синего на богородичные праздники откуда взять? Васильки и колокольчики? Их никто никогда не продает. Для меня, несмотря на большой опыт, составление композиций каждый раз сродни решению ребуса. Ведь даже белые композиции не хочется составлять каждый раз из одних и тех же цветов, всегда думаешь, как бы добавить что-то новое. А с новым из-за царящих на рынке тенденций все непросто. Вот роза покрашена во все цвета радуги, другая переливается фиолетовым. Черная готика, одним словом! Нам это не годится. Такие ненастоящие, грязные оттенки даже не на печаль наводят — они о декадансе, об умирании говорят. Есть и еще одна профессиональная тенденция, и она мне еще больше не нравится — это корпоративный дизайн, как я его называю. Когда все предметы как из глянцевых журналов. Самый яркий пример — модные рождественские елки, больше похожие на ковровые дорожки, украшенные одинаковыми шарами. Ничего живого!

Начали!

Основа для будущей композиции — специальная зеленая губка. Ее нарезают на длинные колбаски. Колбаски помещают в ведра с водой, потом упаковывают в полиэтилен и оборачивают зеленой пластиковой сеткой — за нее удобно подвешивать готовые композиции на крючки над иконами и по верху иконостаса. Так цветы постоянно находятся во влажной среде и достаточно долго остаются свежими. Сначала нужно разместить зелень — разлапистые листья южного растения, нежные листочки и тонкие веточки. Потом рядом аккуратно раскладываются срезанные бутоны в цвет праздника, чтобы их хватило на все колбаски. Смотрим, примериваемся, перекладываем. Вроде все хорошо, подходит. Начинаем постепенно под разным углом втыкать сквозь пленку в набухшую губку цветы.

Отец Павел дает ценные указания, как правильно резать сетку. В нее потом будут заворачиваться цветочные губки, пропитанные водой

— У профи, безусловно, все безумно аккуратно и точно, — рассказывает Татьяна Олеговна. — Знаешь, меня однажды одна из флористов спросила: «А сколько у вас цветов на метр уходит?» Для меня это просто шок был. Как — на метр? Сколько там лилий, сколько роз, гвоздик? Я аж язык проглотила. Хотя, если делать по-правильному, нужно рассчитать заранее. Пытаемся быть аккуратными, но так, как они, не можем. Мы же все равно не профессионалы. Но и не отчаиваемся. Ведь что благодаря цветам приносится в церковь? Приносится живая красота! И этим праздник отличается от будничной службы — будто попадаешь в особый мир! Перед началом работы мы обязательно молимся все вместе, потому что для каждого из нас это не формальная процедура. Даже если бы никого не было в церкви, мы бы все равно украшали ее с тем же усердием.

Андрей Максимов и Алена Душка забираются наверх по строительным лесам, чтобы прикрепить цветочные композиции над иконостасом

Сначала составляется главная композиция. Татьяна Олеговна всех приглашает посмотреть, все ли на месте, чего не хватает. И каждый добавляет к еще не завершенной картине собственные мазки.
Сегодня мы решили посчитать, сколько видов цветов использовали. И оказалось, что только в композиции вокруг праздничной иконы их было 15! Это без учета зелени разных сортов, которая обязательно должна быть, чтобы создавать ощущение живого поля. Поля, по которому хочется пробежаться босиком.

С пальмой по Москве

Когда наши гирлянды готовы, мы их очень осторожно переносим на солею и последний раз проверяем: все ли гармонично, нет ли ошибок в раскладке, не нарушена ли симметрия? Советуемся, добавляем последние штрихи: где-то зелени не хватает, где-то желтого цвета. И тут наступает момент, когда все всем нравится, все радостно улыбаются. Мальчики-алтарники заранее приготовили нам пятиметровую строительную конструкцию с площадкой наверху. Андрей и Алена взбираются к карнизу иконостаса. Мы тоже в стороне не остаемся: кто подносит композиции, кто с двух сторон придерживает для устойчивости конструкцию, кто бережно подает гирлянды наверх.

Читать еще:  Курсы для hr

Разбираем герберы, каждый стебель надо обернуть тонкой проволокой для устойчивости

Заканчиваем уже к двум часам ночи. Всех, кто не успел на метро, Татьяна Олеговна ведет к себе ночевать — она живет в двух шагах от храма, в старинной квартире с высоченными потолками. Пьем чай перед сном. Завтра надо будет рано встать, чтобы успеть все доделать перед всенощной.
Когда Татьяна Олеговна только родилась, ее бабушка посадила финиковую пальму — просто съела финик и сунула косточку в пустующую кадку. Пальма вымахала до невероятных размеров, почти до потолка. Я напоминаю Татьяне Олеговне, как лет пятнадцать назад наши алтарники, теперешние священники Игорь и Павел, шли на крестный ход с веточками этой пальмы.

Ответственное дело: Алла Митрофанова украшает свечу для священника

— Ты понимаешь, она жила у нас дома больше пятидесяти лет, а храм как раз тогда совершенно нечем было украшать. Срезала листья. Как они шли! Как в самом Иерусалиме — с пальмовыми ветвями!
Утром ранний подъем. Бежим к храму, хочется все доделать, до самых мелочей, чтобы уже первые пришедшие на службу прихожане сразу почувствовали атмосферу праздника.

Матушка Марина Конотопова сосредоточенно отбирает веточки зелени для украшения напольной свечи. Именно эта свеча будет поставлена перед Царскими вратами на Евхаристическом каноне

— Люди говорят иногда, что слишком много денег тратится на цветы — зачем, мол, это надо? — спрашиваю Татьяну Олеговну.
— Знаешь, сколько раз меня ругали! Я просто спросила у настоятеля, что делать? Он говорит: тратьте все деньги, которые вам дают. И после этого я успокоилась. Какие деньги дали на цветы, те и тратим. И не мудрствуем лукаво. Я прекрасно понимаю, когда нечем зарплату платить, а тут на цветы. А что, без цветов — разве можно в церкви? Когда начиналось строительство храма Христа Спасителя, в газетах писали: какое безобразие, сколько денег уходит, лучше бы построили детские сады! Но тогда в жизни ничего бы не было! Ни храма Христа Спасителя, ни Кёльнского собора, даже Покрова на Нерли, думаю, не было бы. Где предел? Когда «лишнюю» красоту можно позволить, а когда уже перебор? Не знаю. Наступят другие времена — будем из минимального исходить. Хотя я уверена, что и в самой сложной ситуации перед нашим алтарем обязательно будут живые цветы.

На анонсе Татьяна Олеговна Йенсен собирает букет для праздничной иконы св. муч. Татианы. Фото Юлии Маковейчук

Флористика Рождество Моделирование конструирование Православная флористика Материал природный

Эта работа сделана к дню Преображения Господня, 19 августа. Белые хризантемы, белые и розовые гвоздики, красные розы, гипсофила и листья арабиса (они почти белые).

Композиция к дню святой мученицы Татианы 25 января. Белые хризантемы (они рекордсмены по стойкости), гипсофила — моя любимая, три красные розы, веточки туи — как фон всей композиции.

Белые ленты, как продолжение цветочного оформления.

Рождество 7 января, на фоне Рождественской елочки. Здесть другая основа композиции — подложка из фанеры с набитыми гвоздиками, чтобы держался пиафлор.

Процесс изготовления композиции. Хризантемы, гипсофила, туя.

Это композиция к празднику Благовещения.

Сначала укладываем фон — веточки туи, потом самые крупные цветы — розы, хризантемы, лилии. Все срезы делаем острым ножом наискосок.

Получается вот так.

Белые розы не очень стойкие, зато очень красивые! Если их аккуратно вынуть через пару дней, обновить срезы и снова поставить (на другое место), то простоят подольше.

На верхушку композиции можно поместить несколько пальмочек и листья рогоза.

Композиция к Пасхе. Лилии, гипсофила, туя. Но смотреть её нужно в сочетании с остальным украшением храма.

Украшение перил солеи на фоне открытых Царских врат. Гирлянда на пиафлоре из белых роз и лилий.

11 букетов из белых лилий были расставлены по всему пространству храма. Брать их нужно в бутонах, обирать ярко — оранжевые тычинки (а то они осыпаются и пачкают цветки). Лилии прекрасно, стопроцентно раскрываются, но сильно пахнут.

Праздник Святых Апостолов Петра и Павла.

Украшение иконы Святой Троицы. Мой самый долгожданный праздник. Листья вишни, лилии, хризантемы, гипсофила, болотная осока.

Общий вид храма на праздник Троицы. Центральная дорожка устлана травой, на перилах солеи гирлянды из цветов, зеленые ленты. Гирляда и наверху Царских Врат.

Дорогие мастера и мастерицы! Может быть, кому — то из вас пригодится мой опыт — украшение аналоя к различным праздникам в храме. Все композиции из живых цветов, на пиафлоре. Помещены в специально изготовленную рамочку из жести. В нее укладывается промоченный пиафлор, завернутый в полиэтилен, потом размещаются цветы. Композиция стоит 5-7 дней, если опрыскивать и подновлять — гораздо дольше.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector