Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программа курса психология в общеобразовательной школе

Рабочая программа «Психология» 10 класс

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Данная программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования .

Общая характеристика курса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образо ­ вания, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Имен ­ но личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина де ­ мократического общества. Цель преподавания психологии школе это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:

-формирование общих представлений о психологии как науке;

-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;

— развитие интеллектуальной сферы;

— развитие самосознания, эмоциональной сферы.

Освоение учебного материала даст обучающимся возмож ­ ность приблизиться к пониманию феномена человека, уникально ­ сти его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать ре ­ шения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъекта ­ ми деятельности и социальной действительности.

В 10-м классе учащиеся знакомятся с видами жизненного самоопределения человека: личностным, профессиональным, социальным; усваивают сущность понятия психологической готовности к самоопределению, осознают, что юношеский возраст является наиболее благоприятным и ответственным периодом самоопределения.

В ходе изучения курса психологии в 10 классе учащиеся должны знать/понимать:

  • Что такое самоопределение, жизненные цели и что может нарушить процесс самоопределения;
  • Что такое эмоциональные состояния и чувства, саморегуляция;
  • Что такое способности и склонности и их учет в выборе будущей профессии
  • Что такое семья, брак, семейные отношения и роли;
  • характер, черты характера, и как он влияет на успехи в школе и жизни.
  • Что такое темперамент и его влияние на способности.

Уровень понимания, а следовательно и усвоения этих тем будет зависеть прежде всего от тех знаний, которые были получены ранее, , и от того личностного смысла, который предшествующие и новые знания будут иметь для самих учащихся.

Предметные результаты.

  1. Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.
  2. Понимание психологических механизмов развития способностей.
  3. Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни.
  4. Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческой деятельности.
  5. Формирование представления о том, что роднит понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их различать.

Личностные результаты

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
  4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
  5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
  6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетаний:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, и самостоятельная работа учащихся.
  2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, творческие задания.
  3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные работы.

2.Содержание учебного предмета, курса.
Введение (1 урок).

Психология самоопределения. Что такое психологическая готовность к самоопределению, социализация, ценностные ориентации, выбор.

  1. Юность – пора самоопределения (4 урока).

Что такое самоопределение, мировоззрение, идентичность, рефлексия, смысл жизни. Какова роль временной перспективы для самоопределения и личностного развития. Как эффективно использовать время своей жизни, планирование.

  1. Личностное самоопределение (10 уроков).

Чувства, как отражение личности человека, его индивидуальных особенностей и жизненного опыта. Структура и роль чувств, эмоций и эмоциональных состояний. Развитие чувств в онтогенезе. Высшие чувства. Психологическая характеристика чувств.

  1. Профессиональное самоопределение (4 урока).

Личностные факторы профессионального самоопределения. Условия успешного профессионального самоопределения. Выбор будущей профессии. Индивидуальный стиль деятельности. Карьера.

  1. Социальное самоопределение (9 уроков)

Роль и значение семьи в жизни человека. Психологические особенности мужчин и женщин, социальные стереотипы. Любовь в семье. Психологическая совместимость.

  1. Что мажет нарушить процесс самоопределения (6 уроков)

Психологические барьеры. Психологический стресс, его причины, формы и способы преодоления. Психологические зависимости. Способы уверенного отказа.

Заключение (1 урок).

Обобщение основных аспектов проблемы самоопределения личности .

Тематическое планирование на 2019-2020 уч. год

Наименование раздела,

Кол-во часов

Осваиваемые учебные действия (умения) и модели

Юность — пора самоопределения

Читать еще:  Курсы верстки в москве

Ввести обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию самообразования.

Психические свойства личности.

Представление об основных психологических характеристиках возраста ранней юности. Понятие «мировоззрение» в контексте самоопределения.

Роль временной перспективы для самоопределения и личностного развития.

Свойства временной перспективы. Возможности эффективно использовать время. Роль сопричастности поколению в самоопределении человека

Личностное самоопределение

Представление о том, что чувства являются отражением личности человека, его индивидуальных особенностей и жизненного опыта

Эмоции, чувства, эмоциональные состояния, их структура и роль в эмоциональной сфере человека

Основные направления возрастного развития чувств

Основные категории высших чувств

Психологические особенности чувств их социальная функция

Социальная функция чувства вины

Социальная функция чувства долга, ответственности, чести и достоинства

Негативные моральные чувства, чувство привязанности

Социальная функция чувства одиночества

Профессиональное самоопределени

Показать связь выбора профессии с отношением человека к труду

Показать необходимость осознания своих способностей для успешного профессионального самоопределения

Раскрыть сложность и неоднозначность выбора будущей профессии.

Социальное самоопределение

Показать значение семьи, как важнейшей ценности

Познакомить с имеющимися в науке данными о психологических особенностях мужчин и женщин.

Познакомить с проблемой социальных стереотипов мужественности и женственности

Раскрыть психологическое содержание феномена любви

Раскрыть феномен любви во всем многообразии его проявлений

Развитие чувства любви в браке, создание условий для ее сохранения

Дать представление о семье, как о системе ролевых отношений,

мотивы вступления в брак, ожидания в браке, уровни совместимости супругов

Что может нарушить процесс самоопределения

Дать представление о психологических барьерах самоопределения, их формах и способах преодоления

Дать представление о причинах, формах, особенностях протекания психологического стресса и фрустрации, их роль в самоопределении и способах преодолении их негативных форм

Дать представление о психологических зависимостях, как непродуктивных способах справляться с жизненными трудностями

Раскрыть механизмы возникновения игровой и Интернет -зависимости, познакомить со способами их профилактики и преодоления. Выделить общие признаки психологической зависимости; выработать совместно общие подходы к их профилактике и преодолению

Итоговое обобщение.

Подвести основные итоги изучения учебного материала

Программа психологии в школе

В сентябре 1988 года был подписан Приказ Министра образования о начале эксперимента, в результате которого в школе должен был появиться новый учебный предмет – психология для учащихся 8–11 классов (научный руководитель – доктор психологических наук Ю. М. Забродин, ответственный исполнитель – М. В. Попова).

В экспериментальном учебном плане было выделено на психологию 3 часа учебного времени и 10 часов для индивидуальных консультаций в неделю на каждый класс.

Заметим, что это был первый случай в системе образования, когда школьный учебный предмет (содержание и методы преподавания):

§ разрабатывался в условиях реального педагогического эксперимента;

§ его автор являлся одновременно экспериментатором, регулярно проводившим занятия со школьниками в течение всего периода обучения (4 года);

§ результаты обучения отслеживались в психодиагностическом исследовании.

Разработанная программа и методика преподавания апробировались на базе средних общеобразовательных школ специалистами с различным образовательным цензом. В декабре 1997 года Программа получила гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования» и стала фактически первой программой по психологии для школьников, разработанной специально с учетом школьной специфики и возраста учащихся.

Курс психологии, разработанный нами, принципиально отличался от прежних вариантов преподавания психологии в школе (1906, 1946, 1958).

На наш взгляд, преподавание психологии как учебного предмета именно для учащихся подросткового возраста является наиболее оправданным. Интенсивность перемен и бурный характер их протекания чрезвычайно усложняют задачу исследователей в плане создания развивающих педагогических технологий и требуют практически ювелирной коррекционной работы. Тем не менее именно этот возраст с его подвижными характеристиками и нуждается, на наш взгляд, в обогащении психологическими знаниями, но не традиционно-информативными, а личностно ориентированными и работающими на эффективность в разрешении подростком проблем своего развития и становления. Данная программа позволяет реализовать основные воспитательные и образовательные функции курса психологии: с одной стороны, овладение психологическими знаниями и способами психической саморегуляции способствует личностному росту, а с другой – достигаемая конструктивность в решении жизненно важных и реально существующих у подростка проблем придает психологическим знаниям ценность и смысл.

Программа гуманистически ориентированного учебного курса психологии мировоззренческого характера разработана в контексте общих идей человекознания.

Учебный курс имеет ярко выраженную практическую и прикладную направленность. Это – личностно ориентированный курс психологии, где существует несколько иная система обучения, в которой общение в учебном процессе происходит не по поводу какого-то постороннего предмета, а по поводу «меня самого».

В рамках этой программы внедрение учебного курса в условия реальной школы должно сочетаться с созданием особого психологического климата в педагогическом коллективе, продуцирующего установки учителя, центрированного на ученике.

В качестве исходного положения, определяющего наш педагогический подход, использовался тезис: необходимо рассматривать развитие ребенка в аспекте изучения им предмета «Психология» не только как результат, но и как процесс самосознания, самопознания и самосовершенствования. При этом акцент делался на развитие чувства собственного достоинства человека как субъекта. Существенным моментом здесь становится не только отражение мира, но и отражение себя в мире, своего состояния, своего отношения к миру, своего поведения теперь и в будущем.

В силу специфики предмета психологии мы полагаем целесообразным применять в качестве контроля за процессом обучения и усвоением знаний диагностические методики.

Программа курса сконструирована так, что изучать базовые категории ее содержания («Отношение», «Переживание», «Поведение», «Развитие», «Творчество») можно в любом порядке. Важно – сохранить основные направления, понятия, процесс, вычленить проблематику возраста. Нельзя строить изучение предмета, не учитывая интересы подростка.

Курс разрабатывался в принципиально отличной от традиционной (где основным является передача ребенку знаний и проверка усвоения этих знаний) парадигме обучения, известной под названием «Учение через опыт» («Experiental learning»). Такой подход имеет особую ценность. Его главная цель определяется нашим отношением к учению как к совместно создаваемому и переживаемому опыту.

Центральная задача введения психологической грамотности в школьное обучение, на наш взгляд, – помочь ребенку стать более творческим, более социально адаптированным, более защищенным и, как следствие, – целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и стабильности в рамках сберегающих здоровье технологий.

Своеобразие «Психологии» как учебного предмета в школе характеризуется наличием учебной задачи, учебно-воспитательного процесса и результата обучения.

Учебная задача – это задача, при решении которой продуктом выступает сам процесс решения задачи и изменение субъекта (ученика), решающего эту задачу определенным способом действия. Она определяет собственно учебные действия, контроль за производимыми действиями и оценку этих действий (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин).

Читать еще:  Курсы повышения квалификации преподавателей вузов в москве

Объектом учебной деятельности при обучении психологии является психологическая реальность. Предметом учебной деятельности является овладение различными способами действия с психологической реальностью: размышления как способ работы с психологической реальностью, психологический анализ, овладение психологическими понятиями, решение психологических задач, способы изучения, осмысления, изменения, создания, конструирования психологической реальности, генерирование образа этой реальности и своих представлений о ней.

Чем обусловлено своеобразие «Психологии» как учебного предмета? Ответ на данный вопрос связан как со спецификой самой области знаний, так и с возникающими дидактическими проблемами:

1. Каким образом дать ребенку знания о человеке, о самом себе, чтобы они «заработали» на его развитие, не ожидая далекого будущего, а уже здесь и теперь?

2. Поскольку природа психических феноменов такова, что ее невозможно «пощупать руками», можно лишь «схватить мгновение», «почувствовать ситуацию», «послушать себя», то как развить эмоционально-интуитивное начало и повысить гибкость рационального у ребенка, чтобы изучение подобного рода феноменов стало возможным?

3. Если психика – образование целостное, гармоническое, развивающееся, то как добиться представленности этого триединства в индивидуальном сознании?

Основными принципами отбора содержания являются:

§ принцип целостности в подходе к изучению психических явлений;

§ принцип соответствия потребностям возраста с учетом зон актуального и ближайшего развития подростка.

Учителю психологии необходимо учитывать не только механизм взаимодействия группового процесса и психологию отдельной личности, но и осознавать свои собственные педагогические возможности и личностные позиции. Каждый конкретный урок по психологии выстраивается преподавателем индивидуально в соответствии с Программой курса и Учебно-методическим пособием.

Рабочие программы для школьного психолога

Программа профилактики «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов, взаимодействующих с детьми с ограниченными возможностями.

В современных условиях происходящих изменений, внедрения инновационных технологий в педагогический процесс все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов в сфере социального обслуживания и профилактики «синдрома эмоционального выгорания». Поэтому возникла потребность разработки программы профилактики «синдрома эмоционального выгорания» у педагогов реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Целевая аудитория: для психолога

Педагоги, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Среди наиболее часто встречающихся трудностей в поведении и развитии детей младшего школьного возраста, можно выделить — гиперактивность.
Актуальность выявления и изучения гиперактивных детей обусловлена не только значительной распространенностью таких проявлений поведения, но и в первую очередь выраженной дезадаптацией, затрудняющей у этих детей приобретение знаний и навыков, налаживание отношений в детском коллективе. Именно в отношении детей этого варианта развития, как никакого другого, необходима готовность близких ребенку взрослых людей понять особенности его развития и создать оптимальные условия воспитания, т. е. обеспечить «первичную профилактику» поведения и развития ребенка. Тяжелое положение такого ученика в классе определяется не только особенностями его поведения и организации деятельности, но и трудностями обучения, обусловленными нарушением формирования таких функций, как память, зрительное, пространственное восприятие, речевое, моторное развитие, а также способности к логическому мышлению, планированию деятельности и самоконтролю.
Разработанные коррекционные занятия могут быть использованы в качестве методического пособия для работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности.
В банк внеурочных занятий вошли упражнения направленные на развитие внимания, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-личностную сферу

Целевая аудитория: для психолога

Актуальность: Обучение ребёнка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребёнка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Целевая аудитория: для психолога

Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.
Проблема:
Психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Цель деятельности:
• создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих обучающимся школы и воспитанникам группы предшкольной подготовки успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.

Целевая аудитория: для психолога

Целевая аудитория: для психолога

Целевая аудитория: для 1 класса

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Специфика восприятия психологической информации детьми и методы преподавания психологии в школе

Центральная задача введения психологической грамотности в школьное обучение, на наш взгляд, – помочь ребенку стать более творческим, более социально адаптированным, более защищенным и, как следствие, – целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов и стабильности в рамках сберегающих здоровье технологий.

Своеобразие «Психологии» как учебного предмета в школе характеризуется наличием учебной задачи, учебно-воспитательного процесса и результата обучения. В практике обучения используются четыре вида занятий: теоретические, творческие, практические и дискуссионные. Теоретические занятия могут проводиться в форме урока, экскурсии, семинара; творческие – в тренинговых формах; практические – в форме лабораторных; дискуссионные – в форме обсуждения.

В школах, гимназиях, лицеях традиционно используется такой вид классной работы, как урок. Типичный урок включает определенные формы учебной деятельности: проверку домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление нового матери-ала, постановку домашнего задания. Существуют, однако, разные типы уроков, которые предполагают другие виды учебной деятельности.

В последнее время в школах и гимназиях используются разные формы проведения урока, включая, например, лекционные, семинарские формы и т.д.

Психология в средних учебных заведениях часто преподается в форме факультативных занятий. Факультативное занятие — это тоже урок, но учащийся имеет определенное право относительно его выбора и посещения. Это право определяется учебным планом школы. Факультативный предмет предполагает оценку усвоенных знаний и умений. В рамках учебной работы по предмету учащимся могут даваться задания по подготовке рефератов.

В качестве методов преподавания психологии в школе выделяют: 1) анализ фактов поведения детей и взрослых; 2) беседы по психологии; 3) использование элементов устного народного творчества (песни, пословицы, сказки); 4) игровое моделирование ситуаций, направленное на развитие психологической наблюдательности и выработку практических умений и навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, в классном коллективе или группе сверстников; 5) методы творческого самовыражения детей в рисунке и письменные работы по психологии для выражения ребенком своего видения предмета психологии, других людей и мира в целом; 6) тренинги (самопознания, коммуникативные, групповой сплоченности и т.д.).

Читать еще:  Курсы электрика в мытищах

Формой преподнесения психологических знаний ученикам должна быть проблемная задача – вопрос, содержащий ранее неизвестное и побуждающий ребенка к творческому мышлению, к самостоятельной познавательной деятельности для нахождения ответа.

Содержание программ курсов по психологии в школе И.В. Дубровиной, А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой

Программа школьного курса «Психология» (И.В. Дубровиной, А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой) предполагает изучение психологии в средней общеобразовательной школе с 3-го по 11 класс. Данная программа имеет целью способствовать овладению школьниками основами психологической культуры, что предполагает развитие психологической готовности молодого человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, с миром людей, с собственным миром. Содержание программ направлено на формирование у учащихся общих научных знаний по психологии и знаний об основных закономерностях психического и личностного развития на различных возрастных этапах (младший, средний и старший школьный возраст):

-младший школьный возраст (дети 7-10лет, или уч-ся начальной школы) – знакомство детей с научным содержанием познавательных процессов, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, внимания, произвольности, речи младших школьников как базы для последующего развития и успешного их обучения в средних и старших классах;

-подростковый возраст (период отрочества – 10-14 лет или уч-ся 5-8-х классов) – в связи с ведущей деятельностью в этом возрасте (общение со сверстниками) программа изучения психологии в средних классах предусматривает изучение таких тем, как «Психология индивидуальных различий», «Психология общения», «Психология человека в группе и коллективе», «Психология деят-ти человека»;

-старший школьный возраст (15-17 лет, или уч-ся 9-11-х классов) – основное внимание уделяется к самоопределению – личностному, профессиональному, жизненному, формированию у них готовности войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место.

Основная форма занятий – урок по психологии.

Содержание программы занятий по психологии в школе И.Вачкова «Психологическая азбука»

Программа представляет собой серию развивающих групповых занятий для уч-ся начальной школы (1-4 класс). Данная программа имеет целью развитие личности ребенка, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, кот-ые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Содержание программы составляет знакомство детей с основными психологическими понятиями и тренировка элементарных умений и навыков рефлексии, что достигается через построение связи между материалом психологии как науки и психологическим материалом (содержание внутреннего мира каждого конкретного ученика).

Включает 3 основных блока:

-ориентированный на личностную сферу (осознание личностных особенностей и оптимизация отношения к себе);

-ориентированный на деят-ть (осознание себя в системе учебной деят-ти);

-ориентированный на общение (осознание себя в системе отношений с другими людьми – сверстниками и взрослыми).

Типы работы на занятиях: рассказ учителя, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, лепка из пластилина, изобразительная деят-ть, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок.

Содержание программы занятий по психологии в школе Я.Л.Коломинского «Основы психологии»

Направлена на формирование у старшеклассников психологической культуры личности как важнейшего условия ее развития и саморазвития. Данная программа построена на основе сочетания в рамках единого курса основополагающих сведений по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии с изложением соответствующего материала из области практической психологии.

В ее содержании представлены теоретические положения научной психологии, изучаемые углубленно, и психологический практикум (демонстрационные опыты, психологический тренинг личностного роста, коммуникативных умений, совершенствования познавательной деятельности и др.). При этом учитываются уровень и потребности личностного развития старшеклассников, стоящая перед ними необходимость решать задачи жизненного и профессионального самоопределения.

Основной формой обучения является урок по психологии.

Содержание программы занятий по психологии в школе О.Хухлаевой «Тропинка к собственному Я»

Нацелена на обеспечение психологического сопровождения детей и подростков в системе дошкольного и школьного образования посредством организации и осуществления психологической поддержки процессов их психологического и личностного развития в соответствии с актуальными задачами конкретного возрастного периода. В программе выделены следующие содержательные блоки:

-как сохранить психологическое здоровье дошкольников – представлена организационная структура психологической поддержки дошкольников;

-уроки психологии в начальной школе (1-4класс) – имеет целью помощь младшим школьникам в овладении навыками самопонимания, взаимодействия со сверстниками, учителями и родителями, в поиске ими своего места в школьной жизни;

-уроки психологии в средней школе (5-6 класс) – предоставляет младшим подросткам возможность разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки;

-уроки психологии в средней школе (7-8 класс) – способствует осознанию подростками своих способностей, учит их решать проблемы, помогает им обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис.

Основное содержание программы составляют сценарии развивающих и групповых занятий (уроков) по психологии для детей конкретных возрастных групп.

Содержание программ занятий по психологии в школе: программа «Жизненные навыки» С.В.Кривцовой и программа «Уроки самопознания в начальной школе» Е.А.Сорокоумовой

Направлена на развитие эмоционального интеллекта детей и подростков, поэтому основное ее содержание составляют не высшие психические функции, не учебные умения, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, — т.е. субъективный мир человеческой души. Жизненные навыки при этом трактуются как личностные действия, предметным содержанием которых являются социальные способы межличностного и внутриличностного взаимодействия. Они приобретаются человеком в процессе решения жизненных задач (актуальная тема, требующая своего решения), специфичных для конкретного возрастного периода и предвосхищающих появление психологических новообразований. В связи с принципом возрастосообразности содержание программы разделено на 2 блока:

-уроки психологии в начальной школе (1-4 класс);

-тренинговые занятия с подростками (5-6 класс).

Основная форма занятий – групповой тренинг.

Программа «Уроки самопознания в начальной школе» Е.А.Сорокоумовой состоит из 2-х частей:

-первая часть направлена на осознание младшими школьниками себя и своего места в окружающем мире;

-вторая часть предполагает проектирование и организацию учебного сотрудничества в процессе совместной продуктивной и творческой деятельности с целью познания ребенком тех изменений, которые происходят с ним в процессе обучения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector