Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер класс ошибана для начинающих

Ошибана. Мастер-класс

Ошибана для начинающих

Поделки из природных материалов со школьниками

Картина из цветов и листьев в технике ошибана «Утро в лесу».

Автор: Тимошкина Ольга Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 4 Дом детского творчества г. Чапаевск, Самарской области

Ошибана — это прессованная флористика. Творчество мастеров ошибаны основано на использовании материала — цветов, трав, коры деревьев, засушенных под прессом и сохранивших свои природные форму и цвет.

Это древнее искусство возникло в Японии много веков назад и с тех пор уверенно завоёвывает всё больше поклонников.

Данный мастер-класс рассчитан для детей 12-14 лет и разработан для 2 года обучения моей авторской образовательной программы «Сувенир» раздела «Работа с природным материалом» по теме «Плоскостная флористика».

Использование природных материалов открывает огромные возможности для творчества. Я надеюсь, что данная техника заинтересует не только детей, но и взрослых, и станет, возможно, увлечением на всю жизнь. С помощью доступных инструментов и материалов можно создать свои неповторимые композиции, которые могут украсить интерьер или послужить прекрасным подарком.

Творчество общения с таким чудесным природным материалом, как цветы, успокаивает и отвлекает от повседневных забот, приучает видеть прекрасное в обыденном, развивает чуткость и фантазию. Помните у Пушкина:

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя…

Цель мастер-класса: научить создавать картину-пейзаж из цветов, листьев и коры.

Задачи:

— познакомить детей с техникой ошибаны, инструментами, материалами;

— развивать воображение, творческое мышление, глазомер, кругозор, аккуратность, усидчивость;

— закрепить знания о видах растений и способах засушки.

Ошибана. Мастер-класс

Для выполнения аппликации из засушенных растений вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

— ножницы (большие и маникюрные);

— карандаш средней мягкости;

— материал для основы (плотный картон);

— материал для оформления картины (рамка со стеклом, толщиной 2- 3 мм );

— кисти или тонкие палочки для клея;

— засушенные под прессом растения (обёртки кукурузных початков, листья калины, тополя, лопуха, клёна, земляники, винограда, сирени, лепестки роз, веточки полыни, берёзы, береста).

Внимание! Все растения взаимозаменяемы, поэтому, если перечисленные растения не окажутся у вас под рукой, их можно заменить похожими по цвету и фактуре.

Перед началом работы лёгкими штрихами выполняем набросок на плотном картоне с минимальной проработкой, учитывая возможность импровизировать в процессе работы. Намечаем контуры изображения, уделяя особое внимание основным линиям и формам – горизонту, переднему плану.

Стараемся разместить деревья гармонично, соизмеряя их положение в пространстве. В данном случае кроны деревьев на переднем плане полностью не видны, поэтому основное внимание будет сосредоточено на стволах.

Изображаем небо обёртками кукурузных початков. Для этого обильно промазываем внутреннюю сторону листа клеем и приклеиваем к основанию согласно намеченным контурам. Используем два цвета – белый и бежевый, стараясь сочетать цвета так, чтобы они плавно переходили друг в друга, добиваемся эффекта размытости облаков.

Для более тщательного приклеивания после каждого этапа необходимо класть работу под пресс на некоторое время.

Накладываем первичный слой для изображения поверхности воды. Применяем кору берёзы. Чтобы подготовить бересту для работы, её необходимо расслоить на слои. Берёзовая кора многослойна и все слои можно использовать в аппликации. Поэтому нужно аккуратно отслоить верхние слои от нижних и рассортировать по цвету.

Для работы подбираем разнообразную бересту и используем приём наложения слоёв, как внутренних тёмных кусков бересты, так и внешней тонкой берёзы. Внимательно подбираем разнообразные оттенки материала. Используем тонкие пластинки бересты оттенков от серого цвета до оранжево-жёлтого, и более толстые пластины — коричневого цвета.

Чтобы показать дальний берег, используем обратную сторону листа серебристого тополя. Значительное влияние на цвет оказывают время суток. Так как на картине изображено утро, дальний план должен выглядеть размыто, туманно. Белая сторона листьев тополя наиболее подходит для этой цели. Чтобы придать нужную форму рельефу, применяем ножницы.

Изображаем левый берег. Используем набор листьев, состоящий из осеннего клёна, тополя разных оттенков и листьев лопуха. Небольшие листочки наклеиваем целиком, большие — обрываем руками, чтобы создать эффект плавного перехода.

На данной картине горизонт высокий, поэтому приходится иметь дело с широким пространством, с многочисленными воздушными планами. Разделим левый берег на дальний и ближний план. Густую зелень дальнего плана изобразим с помощью листьев тёмного тополя, винограда и листьев сирени, которые дают переходные градации от чёрного к тёмно — зелёному. Все листья клеим вертикально.

Для ближнего плана используем листья осеннего клёна, лопуха и жёлтых лепестков роз, положив кусочки вразброс, чтобы создать с помощью разных оттенков впечатление ступенчатого склона берега.

На дальнем берегу располагаем хвойный лес. Поддерживаем размытость дальнего плана, используя веточки полыни.

Возвращаемся к левому берегу для детального изображения природы. Намечаем место расположения берёз. Мы должны учитывать, что разные деревья имеют различное анатомическое строение, для которого характерны определённые формы ветвей, ствола, кроны. Для коры берёз подойдёт внешний слой бересты. Вырезаем ножницами нужную форму ствола и ветвей и приклеиваем согласно плану. Более тёмные кусочки бересты ставим на теневую сторону стволов. Усиливаем тени на берёзах и кое-где приклеиваем на стволы наросты.

На дальнем плане берега размещаем кустарник из листьев розы.

Листья берёз делаем из лопуха приёмом обрывания руками, формируя необходимую крону. Чтобы придать контрастность кустарнику из тёмных листьев роз, сверху накладываем маленький куст из веточек светлой полыни.

Переходим к правому берегу. Используем тот же набор листьев, что и для левого берега: осеннего клёна, тополя разных оттенков и листьев лопуха. Придерживаемся той же техники.

Для изображения деревьев на правом берегу подойдёт внутренняя тёмно-коричневая часть коры берёзы. Формируем нужную толщину ствола и фактуру коры. Из этого же материала складываем характерную форму ветвей для данного дерева.

Читать еще:  Глина мастер класс

Переходим к более тщательной проработке деталей правого берега. Листва на деревьях выкладывается листьями земляники, клёна, тополя и калины приёмом обрывания. У основания деревьев располагаем кустарник с помощью листьев розы. Для крутого ступенчатого берега используем листья тополя, жёлтого и красного клёна, лопуха и лепестков жёлтой розы, наклеивая кусочки рядами, чередуя светлый и тёмный цвета. В самом низу берега изображаем кустарник из тонких веточек берёзы или усиков виноградной лозы.

Возвращаемся к поверхности воды. При работе над водой нужно помнить, что все тёмные краски, отражаясь, выглядят более светлыми, а светлые – более тёмными. Для отражения левого берега в воде использованы листья тополя. Отражения, как правило, имеют волнистые, нечёткие контуры, поэтому чтобы создать рваные края у растений их нужно поскоблить ножницами. Поверхность воды подёрнута лёгкой рябью. Чтобы подчеркнуть это, применен материал неровный и изломанный. Для данного эффекта использована рваная береста внутренней части тёмной коры, а внешняя часть, более светлая использована для изображения бликов.

Правый берег менее затемнён растительностью, поэтому для отражения и ряби подошла береста более светлых оттенков.

На дальнем плане изображаем небольшие островки из листьев серого тополя и лепестков жёлтой розы. Не забываем про туманную даль. Поэтому на островках располагаем растения из полыни разных светлых оттенков.

Готовую картину вставляем в рамку под стекло.

Крупный план дальнего берега. Ёлочки.

Крупный план стволов берёз и кустарника.

Крупный план реки левого берега.

Я хочу привести некоторые примеры работ детей по теме «Плоскостная флористика».

Первая работа называется «Клетка с попугаем»

Ошибана «Полевые цветы»

Ошибана «Кувшин с цветами»

Если вам понравились наши идеи, тогда приступайте к работе.

Ошибана — живопись цветами мастер класс для начинающих: своими руками пошагово

Ошибана — живопись цветами — это древнее японское искусство. Заниматься ошибаной могли лишь самураи, так как для изготовления этих произведений требовалась большая концентрация и определенное состояние ума и сердца.

Даже сейчас это искусство, небольшая волнующая тайна. Ведь для начала нужно набрать нужные травы, цветы, листья , высушить их под прессом, и только через время приступить к изготовлению поделки.

Ошибана — живопись цветами мастер класс для начинающих: своими руками пошагово

Когда вы сядете за изготовления ошибаны, то наверняка вспомните как вы собирали эти цветы и листья, о чем вы тогда думали, что чувствовали.

Для создания ошибаны потребуется:

  • засушенные под прессом природные материалы (лепестки разных цветов, листья, береста, травы, веточки и т.п. разных цветов)
  • рамка со стеклом для фотографий
  • лист акварельной бумаги или белого мелованного картона
  • простой лист бумаги
  • акварель
  • клей ПВА и клей момент кристалл
  • кисточки
  • карандаш
  • ножницы
  • пинцет для мелких деталей

Материалы для поделки

Ошибана своими руками пошагово. Вынимаем из фоторамки заднюю стенку, саму рамку со стеклом пока откладываем. Лист акварельной бумаги вырезаем под размер этой задней стенки, также готовим клей ПВА и кисточку для него.

Приклеиваем акварельную бумагу к задней стенке. Даем высохнуть.

Склеиваем лист и бумагу

Берем акварельные краски, воду и кисточку. Раскрашиваем бумагу в цвет морских глубин.

Раскрашиваем бумагу

Берем отдельный простой лист бумаги и на нем карандашом рисуем набросок будущей работы.

Рисуем набросок

Наносить рисунок из природных материалов начинаем с объектов заднего плана. Примеряем листья подходящих цветов, чтобы изобразить морское дно.

Примеряем листики, выкладывая ими дно

Каждый лист намазываем негусто клеем ПВА и приклеиваем по очереди.

Начинаем приклеивать листики

Если у листьев много зазубринок, то можно подравнять их ножницами или даже придать каждому листу нужную форму.

Придаем листикам нужную форму

Приклеиваем следующий уровень листьев.

Приклеиваем следующий уровень

Приклеиваем нижний уровень листьев.

Приклеиваем нижний уровень

Теперь перейдем к левой части дна.

Левая часть дна

Таким же образом ступенчато приклеиваем лепестки сверху вниз.

Приклеиваем листики сверху вниз

Для изображения длинных водорослей лучше всего подойдут листья папоротника. Так как они очень узкие и тонкие, для их приклеивания лучше подойдет клей момент кристалл.

Водоросли из папоротника

Для изображения раковины на морском дне возьмем бересту березы. Расслоим ее на полосы.

Расслоим бересту березы

Вырежем из бересты детали раковины.

Вырезаем детали раковины

Приклеим раковину на «морское дно».

Приклеим раковину

Для изображения рыбы подберем необходимый материал из разных ярких лепестков и листьев.

Лепестки и листья

Примерим материал на нашей работе, выложив рыбку.

Выкладываем рыбку

Приклеим поочередно сначала хвост, потом нижний и верхний плавник.

Выкладываем хвост, верхний и нижний плавник

Выкладываем туловище

Затем глаз и боковой плавник.

Глаз и боковой плавник

Снизу сделаем маленькую рыбку. Сначала приклеим листик-тельце.

Листик-тельце

Приклеиваем остальные части рыбки.

Маленькая рыбка

И в конце изобразим в левой части морского дна кораллы (из веточек) и камни (из чесночной шелухи). Ошибана мастер класс для начинающих подходит к концу.

Приклеиваем «кораллы» и «камни»

Даем поделке высохнуть и кладем под пресс на сутки.

Кладем поделку под пресс

Ошибана картина своими руками готова!

Ошибана картина своими руками

Хвостатые байки

24 хвоста могут удивлять вас 24 часа в сутки

Ошибана, или живопись цветами от Любови Сильченковой

23.03.2018

Когда знакомишься с новым видом искусства, то обязательно погружаешься в интересный и захватывающий мир красоты, который украшает и разнообразит твою жизнь. Так я неожиданно познакомилась с ошибаной («оши» – засушенный, «бана» – цветок), одним из древнейших направлений во флористике, которому уже более шести веков.

Ошибана (или осибана) – древнее искусство живописи, в которой вместо красок используются прессованные цветы. Это целая философия создания изображений из засушенных растений или их фрагментов, при котором каждый природный элемент имеет глубокий подтекст.

Читать еще:  Мастер классы из полимерной глины

«Друзья», 2012 г., работа выполнена без красок, исключительно из листьев растений, Призер «The 12 Annual International Pressed Flower Art Competition» Южная Корея

Шесть столетий назад к искусству ошибана в Японии допускались лишь мужчины, причем это были воины-самураи. Женщины получили эту привилегию лишь спустя 300 лет.

Этот вид флористики получил широкое распространение в Великобритании и других европейских странах в Викторианскую эпоху. Последние 30 лет интерес к ошибане продолжает нарастать в разных странах.

Ошибана настолько захватила мое воображение своей невероятной красотой, что я несколько вечеров знакомилась с лучшими мастерами-флористами из разных стран — России и Японии, Англии и Литвы, Украины и Германии. Их работы настолько впечатляющие и самобытные, что я собираюсь сделать несколько историй об этом искусстве.

А начать я решила с рассказа о творчестве Любови Сильченковой — художнике-флористе из

Киева (Украина, 44 года), которая с раннего детства рисовала красками и карандашами, а в выпускных классах школы прошла учебно-производственную практику, где ее обучали профессии художника-оформителя.

Суровые реалии жизни заставили Любовь закончить университет и получить профессию экономиста.

Прессованной флористикой она занимается с 2008 года.

«Кукушка», 2012 г, Из листьев подсолнуха, осины, лещины, тополя серебритого и др. Призер международного конкурса «Exhibition of creation» в Японии.

Началось это главное увлечение ее жизни случайно, после просмотра мастер-класса по ошибане по телевизору. Любовь стала сушить все, что попадалось под руку — листья, цветы, травы. Потом нашла форум по флористике в интернете и долго изучала собранную там информацию.

Поразительно, но всего через год после начала работы над этим кропотливым искусством, в 2009 году, Любовь стала призером международного конкурса «Exhibition of Creation» в Японии, на родине ошибаны.

«Тиграня» 2010 г., Материалы: листья лещины, ваточник, береста, осина, тополь серебристый, шкурка банана, камыш, спатифиллум

Со временем Любовь стала постоянным участником множества международных и городских выставок. Про нее печатают статьи в газетах и каталогах. Она – желанный гость различных телепрограмм.

«Лотос», 2010 г, Из листев клена, ежевики, ивы, девичьего винограда, лещины, лепестки розы, дельфиниума, шкурка банана, физалис, ирис

На выставках люди иногда не верят, что все картины Любови Сильченковой сделаны из обычных, высушенных под прессом листьев и цветов, без использования карандашей и красок – настолько кропотливо и реалистично сделаны эти картины.

«Рыжий проказник» 2013 г., Из листьев лещины, тополя серебристого, абрикоса, ивы, клена, магнолии, физалиса, лепестков дельфиниума и др.. Приз за совершенство Prize for excellence, The 7 World Pressed Flower Craft Exhibition, Южная Корея

Раньше в Японии составлением цветочных композиций занимались воины-самураи, считалось, что это занятие развивает у них концентрацию внимания, требует точности движений и осторожности.

«Морской пейзаж» 2015 г, Флористическая копия картины М. Сатарова, Из листьев сумаха, клена, малины, тополя серебристого, осины, калины, явора, груши и др.

Приступая к работе над ошибаной, самурай должен был настроиться на особый лад внутренней гармонии и вслушаться в звучание своего сердца, перекликающегося с ритмом Вселенной. Ошибана была обязательным элементом пути самурая наравне с искусством каллиграфии, искусным владением мечом и стихотворным слогом.

«Выдубицкий монастырь» 2011 г, Листья тополя серебристого, осины, клена, береста

Предельная сосредоточенность была непременным условием того, что получившийся рисунок не будет жалким воспроизведением реальности и в нем будет своя душа. При этом самурай постигал взаимосвязь всего существующего в природе: как из цветка создать фигуру животного, птицы или человека, как хрупкая веточка превращается в целое дерево и как обычные листья трансформируются в могучие горные хребты в ходе создания ошибаны.

«Аляска» 2009 г, Работа заняла 1 место в международном конкурсе «Flower Show 2010» в США

При создании композиции в технике ошибана флорист сочетает фактуры высушенных под прессом цветов и листьев, семена, корешки и кору деревьев, пух растений или хвою.
При создании композиции художник учитывает, что разные растения имеют разную стойкость цвета и со временем цветовые сочетания на картине меняются.

«Краски осени» 2010 г.Листья тополя серебристого, осины, шелковицы, ежевики, ивы, кукурузы, лещины, шкурка банана

Любовь Сильченкова признается, что никогда не делает повторы картин и не работает «на заказ». Сюжет будущей картины долго продумывается, подбираются необходимые растительные материалы. Приступает к работе художница только после того, как сюжет полностью захватывает ее воображение и вкладывает в работу всю душу. Ей даже трудно расстаться с готовым изделием сразу, настолько Любовь трепетно относится к своим картинам.

Приведу несколько интересных исторических фактов об ошибане, о которых рассказывает Любовь Сильченкова на своем удивительно красивом сайте.

«Осенний вечер», 2012 г., Листья осины, тополя, ивы, клена, лещины, подсолнуха, шелковицы, абрикоса и др.

«Засушенные плоские растения встречаются уже в культурах древней Иудеи и Египта, в V-III веках до нашей эры. «National Geographic» отметил, что археологи раскопали засушенные плоские лавровые листья и гирлянды в гробнице матери Тутанхамона.

«Осенний натюрморт», 2010 г., Листья магнолии, банана, тюльпанного дерева, явора девичьего винограда, калины, ириса, ивы и др.

Хорошо сохранившиеся образцы гербария XVI века можно и сегодня увидеть например, в парижском Ботаническом музее.

Наиболее популярными в Англии композиции из сухоцветов стали в Викторианскую эпоху (период правления королевы Виктории, 1837—1901). В гостиных висели художественные гербарии в овальных рамках, дамы создавали композиции сочетая прессованные цветы с лентами. Из Англии мода пришла в Европу. Салоны Германии, Франции наполнились декоративными картинками из засушенных цветов.

«Карпаты», 2013 г.,Листья тополя серебристого, магнолии, подсолнуха, ирисов, малины, шелковицы, боярышника и др.

Упоминания о сухих плоских цветах появляются в различных отчетах на протяжении всей истории.

Создание композиций из засушенных цветов как вид традиционного искусства существует многие сотни лет в Японии. Оно получило там название ошибана, что в переводе и означает прессованные цветы . Первоначально ошибана служила суровым воинам-самураям. Они складывали картины из хрупких сухих цветов и растений, что требовало необычайной осторожности, точности движений и понимания гармони всех составных элементов картины. Такая картина давала возможность сосредоточиться и проникнуть во внутренний мир самурая. Интересно, что в Японии раньше цветочными композициями занимались только мужчины и лишь последние триста лет к этому виду искусства стали приобщаться и женщины.

Читать еще:  Топиарий из карандашей мастер класс

В Китае и сопредельных ему странах, Тайланде, Корее и других, занятие прессованными цветами издревле было отдельным, очень почитаемым ремеслом.

По мотивам Г.Янулевича «Бережок»

За столетия интерес к этому ремеслу распространился от Японии в Викторианскую Англию затем, через Европу, к Соединенным Штатам.

«Бабушкина хата», 2013 г, Тополь серебристый, осина, боярышник, Ирис, магнолия, виноград, малина. Первое место на конкурсе «Еру 8th World Pressed Flower Craft Exhibition» Южная Корея.

Сегодня, ошибана предлагает нам даже больше чем простое сохранение красоты и изящества живущих цветов. Работая с прессованными цветами, мы напоминаем себе о тесной связи с природой. С творческим подходом к использованию материалов, листья становятся деревьями, а лепестки формируют горы.»

Мастер-класс для педагогов на тему «Ошибана»

Наталья Церковная
Мастер-класс для педагогов на тему «Ошибана»

Цель мастер-класса: научить педагогов создавать картину-пейзаж из цветов, листьев веточек.

Задачи:

— обучить педагогов работе с техникой ошибаны, инструментами, материалами;

— развивать воображение, творческое мышление, глазомер, кругозор, аккуратность, усидчивость;

— закрепить знания о видах растений и способах засушки.

Ошибана — это прессованная флористика. Творчество мастеров ошибаны основано на использовании материалов — цветов, трав, коры деревьев, засушенных под прессом и сохранивших свои природные форму и цвет.

Техника ошибана («оши» – засушенный, «бана» – цветок, является одним из древнейших направлений во флористике, которому уже более шести веков. Это древнее искусство возникло в Японии много веков назад и с тех пор уверенно завоёвывает всё больше поклонников.

Данный мастер-класс рассчитан для педагогов и разработан для детей любого возраста обучения. Использование природных материалов открывает огромные возможности для творчества. Данная техника заинтересует не только детей, но и взрослых, и станет, возможно, увлечением на всю жизнь. С помощью доступных инструментов и материалов можно создать свои неповторимые композиции, которые могут украсить интерьер или послужить прекрасным подарком.

Творчество общения с таким чудесным природным материалом, как цветы, успокаивает и отвлекает от повседневных забот, приучает видеть прекрасное в обыденном, развивает чуткость и фантазию.

Ход выполнения

Для выполнения аппликации из засушенных растений необходимы:

— ножницы (большие и маникюрные);

— карандаш средней мягкости;

— материал для основы (плотный картон);

— материал для оформления картины (рамка со стеклом, толщиной 2-3 мм);

— кисти или тонкие палочки для клея;

— засушенные под прессом растения (обёртки кукурузных початков, листья калины, тополя, лопуха, клёна, земляники, винограда, сирени, лепестки роз, веточки полыни, берёзы, береста).

Шаг первый (замысел):

В первую очередь берём картон, а на нём делаем наброски нашей будущей задумки. Если не придумали, то есть неплохая возможность взглянуть на имеющийся инвентарь разных оттенков, и идея сама придёт к вам. Обычно пользуются популярностью композиции, которые изображают сюжеты с цветами, полями, лесами и другими видами пейзажей. И ведь действительно очень легко и в то же время невероятно красиво получается, если из засушенного гербария собирается картина из цветов. Такая поделка более простая, поэтому может и вовсе не требовать эскиза.

Шаг второй (подготовка):

Когда вы уже придумали сюжет и сделали наброски, то дальше следует начать заниматься вырезанием формы у растений. Это очень ответственный этап, так как вам нужно рассмотреть, какие цвета растений лучше между собой сочетаются, а какие — более тонко передают оттенки вашей задумки.

Шаг третий (приклеивание):

Теперь, когда все заготовки знают своё место и эскиз готов, можно приступить к приклеиванию. Будьте аккуратны! Если предыдущие этапы требовали в большей степени работы вашего воображения, то теперь нужно максимально вложиться в терпение и аккуратность.

Заключение

Мастер-класс для начинающих по ошибане показывает, что работа очень проста в исполнении, зато как прекрасен и сам процесс, и результат! Это искусство флористики (живописи цветами) очень старое, но особую популярность оно получило в наши дни. Это отличный способ развить в себе чувство вкуса, раскрыть творческий потенциал. Даже детям будет интересно и полезно, потому что ошибана развивает моторику.

Аппликация «Лес» в технике ошибана Цель: учить детей работать с природным материалом, выполнять аппликацию в технике «Ошибана» Оборудование: шаблон, сухие листья, цветной.

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Технология создания куклы-марионетки для театрализованной деятельности» Цели: заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению кукол-марионеток, с последующим их использованием в театрализованной деятельности.

Мастер-класс для педагогов на тему «Рисование в технике монотипии с использованием пены для бритья» Тема: «Рисование в технике монотипия, с использованием пены для бритья» Цель: расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных.

Мастер-класс для педагогов на тему «Изготовление платковой куклы своими руками для театрализованной деятельности» Мастер-класс для педагогов на тему: «Изготовление платковой куклы своими руками для театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Мастер-класс для педагогов на тему «Экология для дошкольника» Конспект Мастер-класс «Экология для дошкольника» (для педагогов) Разработала :Смирнова Анна Владимировна Цель: повысить профессиональное.

Мастер-класс для педагогов по ФЭМП Мастер-класс по математике в ДОУ Здравствуйте Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом по использованию игрового.

Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологии в работе педагогов» Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе. Ход проведения: Здравствуйте,.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector