Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Информационный менеджмент профессия

Специальность «Информационный менеджмент»: описание дисциплины, требования к профессии

Информационный менеджмент – это наука об управлении информационными системами в любых масштабах: от общегосударственного до узкоспециализированного. Чаще всего ИТ-менеджеру приходится работать с IT-средой внутри одной компании. Но и в таком случае необходимо обращать внимание то на прогресс технологий во всем мире, то на некие специфические и малоизвестные ИТ-области.

Впервые попытки сознательно использовать ИТ-технологии для улучшения бизнес-результатов предпринимались в 1960-е годы. Классический пример успеха в этой области – изобретение американскими авиакомпаниями сервисов заказа и продажи билетов. На сегодняшний день фактически ни одна организация не функционирует без IT. Первоначально управление в этой сфере поручали простым менеджерам в союзе с техническими специалистами, но к настоящему времени профессия «информационный менеджмент» стала вполне самостоятельной и незаменимой.

Обучение по специальности «информационный менеджмент»

В России эта специализация получила признание позднее, чем за рубежом (где соответствующее понятие было известно уже в 1970-х годах). До недавних пор должности, связанные с IT-управлением, в нашей стране чаще всего занимали люди с дипломом менеджера, прошедшие курсы повышения квалификации или просто накопившие опыт работы в технической сфере, или наоборот – технические сотрудники, обладающие определенными талантами в управленческой области. Однако теперь самостоятельная дисциплина «информационный менеджмент» преподается уже во многих учебных заведениях. Выпускники, получившие профильное образование, имеют шанс начать карьеру с достаточным багажом знаний, тратить меньше сил на накопление опыта и быстрее продвигаться по карьерной лестнице.

Специальность «информационный менеджмент» предполагает обучение основам ИТ-технологий, применяемых при регулировании коммуникационных потоков. Прослушивая лекции, студенты знакомятся с традиционными и инновационными моделями бизнес-процессов, с правилами автоматизированного документооборота, учатся руководить персоналом, осваивают специфику работы со всеми видами деловой информации.

При поступлении в вуз нужно иметь высокие результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию, а иногда – также по иностранному языку. Профессия находится на стыке между гуманитарными и техническими областями, между информатикой и бизнесом. Учебный процесс предполагает ознакомление как с достижениями техники, так и с особенностями человеческих взаимоотношений.

Люди, имеющих высшее образование, могут без отрыва от работы повысить квалификацию и пройти подготовку ИТ-менеджера в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе профессиональной переподготовки «Управление ИТ и ИТ-проектами», программе МВА-CIO или второго высшего образования «Управление ИТ в бизнесе».

Должность информационного менеджера

Когда IT-технологии только начинали внедряться, ими хаотично управляли, с одной стороны, технические рабочие и программисты, а с другой стороны – представители топ-менеджмента, для которых это не было существенной частью служебных обязанностей. Первые нередко слабо понимали нужды сотрудников и клиентов, заставляли их подстраиваться под свои интересы, плохо ориентировались в стратегических вопросах развития бизнеса. Вторые обычно мало знали о новых технологиях, их требования трудно было согласовать с реальным положением дел.

Вскоре стало ясно, что передача руководящих полномочий профильным сотрудникам резко повышает эффективность информатизации рабочего процесса. Это решение реализуется несколькими способами – что привело к появлению на рынке большого количества различных вакансий для ИТ-менеджеров.

Во-первых, такой профессионал может трудиться в специализированной компании, которая на правах аутсорсинга управляет информационной архитектурой фирм-клиентов. Такой метод организации работы с ИТ особенно распространился в последнее время благодаря возможности выполнять многие действия в режиме удаленного доступа (а эта возможность, в свою очередь, обязана своим появлением успешному распространению ИТ-технологий).

В крупных фирмах, работающих с особо сложными технологиями, по-прежнему сохраняются собственные ИТ-отделы. Главным ИТ-менеджером такой компании является директор по IT, нередко имеющий статус заместителя гендиректора. Ему подчиняется начальник отдела, а тот, в свою очередь, часто имеет в своем подчинении не только технических работников, но и менеджеров низшего звена, занимающихся отдельными узкими вопросами.

Наконец, на предприятиях, основная деятельность которых непосредственно связана с ИТ-сферой, ИТ-менеджеры возглавляют большое количество различных направлений. Они ориентированы уже не только на удовлетворение внутренних потребностей, но и на взаимодействие с потенциальными и реальными клиентами. Особая позиция – менеджер ИТ-проектов. Такие специалисты в течение ограниченного срока занимаются достижением некоей комплексной цели в ИТ-сфере – например, контролируют разработку новой компьютерной программы или создают для предприятия систему информационной безопасности.

Подходы, направления и задачи информационного менеджмента

В деятельности информационного менеджера реализуются следующие подходы:

  • экономический – определяется объем затрат на применение тех или иных технологий и прогнозируется размер экономии или прибыли, которую оно способно принести;
  • аналитический – определяются потребности пользователей и возможные методы их удовлетворения;
  • организационный – применение IT-систем соотносится и согласуется со всем процессом управления фирмой;
  • системный – объединяет все вышеуказанные подходы и рассматривает информационную среду как единое целое.

Все эти подходы на практике пересекаются. IT-менеджер имеет право сосредоточиться, например, на решении некоего денежного вопроса – но при этом он обязан учитывать и потребности пользователей, и организационные моменты.

В ИТ-менеджменте выделяются три основных направления – собственно управление информационными системами, их стратегическое развитие и IT-маркетинг. Оперативное управление ориентировано в первую очередь на настоящее, стратегическое развитие – на будущее (как правило, на грядущие три-пять лет). IT-маркетинг обретает важность в том случае, если компания занята производством и продажей IT-продуктов, то есть предлагает свои разработки в IT-сфере широкому кругу клиентов.

Независимо от выбранного подхода и направления, ИТ-менеджер должен уметь решать следующие задачи:

  • техническое обеспечение информационной системы;
  • развитие и обслуживание ИТ-системы;
  • планирование в пределах имеющихся полномочий;
  • создание организационной структуры, обеспечивающей функционирование ИТ-среды;
  • дальнейшее управление персоналом в рамках этой оргструктуры;
  • решение финансовых вопросов в своей области;
  • обеспечение защиты информации.
Читать еще:  Факультет экономики менеджмента и информационных технологий

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ -СПЕЦИАЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО

Нижний Новгород, 21 июля, INNOV.RU — В 2006 году в НГТУ им.Р.Е. Алексеева на ФЭМИ была открыта новая перспективная специальность — информационный менеджмент. Замысел основателей данной программы заключался в том, чтобы соединить экономические знания со знаниями в области информационно — коммуникационных технологий.

По мнению Анны Феликсовны Плехановой, председателя МКС по специальности «Информационный менеджмент» основной задачей выпускников является деловое общение с программистами с одной стороны и с представителями бизнеса, заказывающими информационные продукты- с другой.

На данный момент в практике бизнеса складывается такая ситуация, что заказчик, представитель бизнеса не может грамотно объяснить, что он хочет видеть в создаваемой программистами системе. Вместе с тем, программисту трудно объяснить заказчику технические особенности создаваемого продукта.

В силу данной ситуации, возникает некоторый вакуум, который и должны восполнить специалисты в области информационного менеджмента. Именно они должны стать связующим звеном, которые сумели бы перевести желания заказчика в технические требования к проектам, с одной стороны, и сумели бы грамотно объяснить особенности созданной системы заказчикам, с другой стороны.

Для того чтобы, исполнить данную роль, специалисты по направлению 080508 «Информационный менеджмент» изучают большое количество дисциплин как экономического, так и информационного блоков. Экономический блок представлен большей частью дисциплинами, связанными с оценкой эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятий.

Информационный блок составляют как предметы, закладывающие основы навыков обращения с компьютером (программирование, технические средства, базы данных), так и специализированные курсы по корпоративным информационным системам, средствам моделирования экономических процессов и систем. С целью связывания в единое целое экономических и информационных дисциплин преподавателями кафедры «Управление финансами предприятий» читается значительное количество междисциплинарных курсов.

Особое значение среди них занимают: «Информационный менеджмент», «Экономика информационного бизнеса», «Управление ИТ — проектами», «Корпоративная архитектура и инжиниринг» и некоторые другие.

В 2011 году состоялся первый выпуск специалистов информационного менеджмента. Многие выпускники уже нашли место работы. Деятельность некоторых компаний, в которых работают выпускники, в значительной мере связана с применением современных ИКТ. Думается, что в связи с все более ускоряющимся развитием научно-технического прогресса выпускники специальности первого и последующих выпусков смогут активно проявить себя и показать на практике свои умения и навыки.

Следует особо отметить, что наиболее перспективными областями исследований, по которым были написаны дипломные работы, по мнению членов государственной аттестационной комиссии, были признаны следующие: моделирование и анализ бизнес — процессов, оценка экономической эффективности информационных систем, автоматизация бизнеса с использованием современных информационных систем. Данным направлениям будет уделено наибольшее внимание при обучении студентов.

С 2011 года большинство специальностей НГТУ переходят на 2- х уровневую систему подготовки: бакалавриат и магистратура. Специальность «Информационный менеджмент» не является исключением. С 2011 года факультет начинает подготовку бакалавров по данному направлению. Обсуждается создание магистратуры по данному направлению.

Таким образом, можно сделать вывод, что информационный менеджмент — это направление для молодых энергичных людей, которые интересуются информационными технологиями и их применением в экономической сфере.

В рамках обучения по данной специальности студенты проходят в достаточной мере как классические экономику и менеджмент, так и информационные технологии, а также учатся давать экономическую оценку их использования и внедрения в организации. Таким образом, обучение в рамках данной специальности открывает новые горизонты перед ее выпускниками, делая их более универсальными и многогранными в современном наборе профессий.

Информационный менеджмент

Главной задачей программы магистратуры «Информационный менеджмент» Школы ИТ-Менеджмента РАНХиГС является подготовка не технических специалистов, но руководителей -будущих лидеров бизнеса. Почему это важно, и какие задачи нужно научиться решать, что даст обучение на программе, и почему будет востребовано, в чем отличие образования по направлению «Информационный менеджмент» от магистратуры по направлению Общий менеджмент — ответы на эти вопросы заложены в дизайне программы. Формат программы изначально предполагает обучение параллельно с работой. Первый навык, который Вы приобретете — способность эффективно планировать свое время. Чтобы не пропускать учебу придется не допускать авралов на работе. Возможно, придется истратить отпуск на зарубежные стажировки. Но они того стоят. Главное — это уникальная возможность не просто учиться «для галочки», «на потом», — а сразу применять полученные знания, навыки и опыт в своей работе. Практически все наши слушатели так и делают, и обеспечивают себе карьерный рост еще в процессе учебы. Программа предназначена абитуриенту, имеющему диплом бакалавра или специалиста, и предназначена для тех, кто связывает свою жизнь с деятельностью и управлением в сфере информационного менеджмента.

Коротко о программе

«Главной задачей программы магистратуры «Информационный менеджмент» Школы ИТ-Менеджмента РАНХиГС является подготовка не технических специалистов, но руководителей -будущих лидеров бизнеса. Почему это важно, и какие задачи нужно научиться решать, что даст обучение на программе, и почему будет востребовано, в чем отличие образования по направлению «Информационный менеджмент» от магистратуры по направлению Общий менеджмент — ответы на эти вопросы заложены в дизайне программы. Формат программы изначально предполагает обучение параллельно с работой. Первый навык, который Вы приобретете — способность эффективно планировать свое время. Чтобы не пропускать учебу придется не допускать авралов на работе. Возможно, придется истратить отпуск на зарубежные стажировки. Но они того стоят. Главное — это уникальная возможность не просто учиться «для галочки», «на потом», — а сразу применять полученные знания, навыки и опыт в своей работе. Практически все наши слушатели так и делают, и обеспечивают себе карьерный рост еще в процессе учебы. Программа предназначена абитуриенту, имеющему диплом бакалавра или специалиста, и предназначена для тех, кто связывает свою жизнь с деятельностью и управлением в сфере информационного менеджмента.»

Читать еще:  Высшее образование менеджер

Перекрестов Вадим Арнольдович, кандидат технических наук, руководитель программы

Отделение: Центр «Школа IT-менеджмента»
Уровень: Магистратура
Формы обучения: Очно-заочная;
Длительность обучения: 2 года 4 м (на очно-заочном);
Бюджетных мест: 0 (на очно-заочном);
Выдаваемые документы: Диплом о присвоении степени магистра по направлению «Информационный менеджмент» государственного образца

Где можно пройти обучение по специальности «Менеджмент»: профессия с амбициями

Менеджмент в его традиционном понимании возник в США на рубеже XIX и XX веков как практическая дисциплина и функция, необходимая для повышения конкурентоспособности и эффективности компаний на рынке. С английского языка слово «management» переводится как «управление, администрирование, руководство». Собственно, именно в этом и состоит суть как менеджмента в общем, так и менеджера в частности.

Профессия «менеджер»: продавец или управленец?

Классическое определение менеджмента подразумевает разделение всего процесса управления людьми по функциям, к основным из которых относятся планирование, организация, мотивация и контроль, а также координация, которая замыкает этот параллельно-последовательный процесс (см. рис. 1). Таким образом, менеджер — это специалист, который выступает в роли координатора, мозгового центра всего этого процесса.

Рис. 1 . Процессный подход к определению менеджмента

В России же понятие «менеджер» обрело самостоятельное значение для обозначения линейного работника, осуществляющего взаимодействие с клиентами в той или иной сфере — менеджер по продажам, по связям с общественностью, офис-менеджер и т.д. Иногда ситуация доходит до абсурда, например, в одной из крупных торговых компаний появилось объявление о вакансии на должность «менеджер чистоты». При этом имелась в виду, по сути, самая обычная уборщица.

Особенно распространено заблуждение, что менеджер — это не кто иной, как продавец. Практически в каждой компании есть целый штат менеджеров по продажам, занимающихся сбытом товара, а в каждом крупном магазине есть свой менеджер, призванный решать конфликтные ситуации с клиентами. С точки зрения объема и содержания решаемых задач к собственно менеджменту они имеют отнюдь не прямое отношение.

Так что же это за профессия? Классический менеджер (руководитель) занимается не продажами и не общением с клиентами, а координацией работы подчиненных, организацией работы предприятия (обеспечение рабочей силой, сырьем и т.д.), контролирует, оценивает и корректирует деятельность работы подчиненных, прогнозирует возможные сбои в работе и занимается их предотвращением. Кроме того, он обязан заниматься и решением социально-психологических задач, в его обязанности также входит материальное и моральное стимулирование, регулирование межличностных отношений в коллективе, отстаивание интересов работников, управление текучестью кадров.

Обычно выделяют три уровня классических менеджеров:

  • Менеджеры низшего звена — младший руководящий состав, управляющей непосредственно работниками. Это мастера, заведующие отделами или небольшими подразделениями и т.д. Такие специалисты могут иметь любой уровень образования. Обычно выпускники вузов начинают свою карьеру именно с этой ступеньки.
  • Менеджеры среднего звена — руководители над предыдущей категорией. К ним относятся, например, начальники цехов на производстве, директора филиалов. Такие управленцы имеют дипломы высших учебных заведений по специальности «менеджмент» и опыт руководящей работы в течение нескольких лет.
  • Менеджеры высшего звена , или топ-менеджеры . Самая малочисленная и самая квалифицированная категория управленцев, практически вершина менеджерской карьеры. Даже в самых крупных компаниях таких менеджеров всего несколько. Типичная должность на этом уровне — генеральный директор. Подобный уровень управления обязательно требует высшего образования в сфере менеджмента, а иногда даже и нескольких образований и степени MBA.

Размер заработной платы менеджера в России зависит от региона и сферы деятельности компании, в которой он работает, а также от того, к какому уровню управленцев он в данный момент относится. Для низшего уровня заработок менеджера в нашей стране начинается от 35 000 рублей [1] . Менеджер среднего звена получает от 70 000 до 250 000 рублей. Топ-менеджеры имеют зарплаты в диапазоне от 230 000 до 1 500 000 рублей [2] . Месячный заработок элиты топ-менеджмента публикуется в таких изданиях, как Forbes. Он измеряется в цифрах с семью нулями и доходит до 100 000 000 рублей. Речь идет о верхушке менеджмента таких корпораций, как ПАО «Газпром», ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», ПАО «Сбербанк», группа «Онэксим», USM Advisors, Veon (ранее Vimpelcom Ltd.), ПАО «МегаФон», ПАО «Интер РАО», ПАО «Транснефть», X5 Retail Group, ООО «Металлоинвест», ПАО «РусГидро» и др [3] .

Как правило, помимо основной заработной платы, менеджеры получают еще и премию по результатам деятельности компании за год.

Востребованность профессий в сфере менеджмента

Сегодня весьма распространенным является мнение о том, что в стране наблюдается перепроизводство юристов, экономистов и менеджеров. Некоторые учебные заведения даже сократили из-за этого количество бюджетных мест на соответствующих отделениях. Однако, как показывает практика, хорошие управленцы будут востребованы всегда.

По результатам исследований, за последние 15 лет наблюдался значительный рост количества специалистов высшего уровня квалификации (4,8%) и руководителей (4,3%) [5] . По прогнозам в течение ближайших десятилетий эта тенденция продолжится, так что потребность в специалистах-управленцах на предприятиях сохранится.

Читать еще:  Кафедра финансы и менеджмент тулгу

Высокий спрос на профессиональных менеджеров объясняется тем, что специальность имеет практически универсальный межотраслевой характер. Выпускники соответствующих отделений могут работать во всех сферах бизнеса или государственного управления. Кроме того, хороший менеджер — это не только профессиональный руководитель, он также имеет глубокие знания по маркетингу, экономике, психологии, рекламе, управлению персоналом. Востребованность специалистов такого рода в некоторых компаниях настолько высока, что часто менеджерские позиции занимают люди с квалификацией юриста, экономиста, маркетолога, которым недостает знаний по специфическим управленческим и организационным дисциплинам. Приобрести их можно только в вузах, в которых есть факультет или отделение менеджмента.

Плюсы и минусы профессии управленца

Традиционно принято радоваться назначению на руководящую должность. Без сомнения, продвижение по карьерной лестнице — это определенное достижение и показатель успешности человека. Но, как и каждая профессия, менеджер — это медаль о двух сторонах, у нее есть свои плюсы и минусы.

  • Плюс № 1 . Приобретение ценного опыта . Как правило, проработав на руководящей должности даже один год, человек становится профессионалом в своей области.
  • Плюс №2 . Определенная свобода действий . Чем выше ранг руководителя, тем сильнее сужается круг людей, перед которым он должен отчитываться. Конечно, политике компании соответствовать все равно придется, но выстраивать работу подведомственных отделов руководитель может так, как сочтет нужным.
  • Плюс № 3 . Быстрый карьерный рост . Если человек достаточно амбициозен и при этом наделен руководящим талантом, есть возможность подняться до уровня топ-менеджера.
  • Плюс № 4 . Полезные связи и знакомства . Чем выше должность, тем большим количеством полезных знакомств обзаводится руководитель. Это относится как к профессиональной сфере, так и к личной. Нередко личные связи помогают быстрее решить самые сложные производственные проблемы.
  • Плюс № 5 . Заработная плата . Большая ответственность предполагает и соответствующую зарплату. Даже менеджеры низшего звена по сравнению со своими подчиненными в материальном плане находятся в более выгодной ситуации.

Но не все так безоблачно, минусов в профессии управленца тоже достаточно:

  • Минус № 1 . Высокий уровень персональной ответственности за свои решения . Из-за этого нередко возникают стрессовые ситуации и даже нервные срывы.
  • Минус № 2 . Высокий темп работы . С назначением на руководящую должность нередко распорядок дня коренным образом меняется. Нужно быть готовым к тому, что придется забыть о нормированном рабочем дне и работать в выходные.
  • Минус № 3 . Непонимание со стороны подчиненных . Руководитель достаточно часто с ним сталкивается, особенно в случае принятия так называемых непопулярных решений, направленных на улучшение положения компании на рынке, но каким-то образом затрагивающих интересы работников.

Чтобы эффективно справляться с отрицательными сторонами профессии, нужно иметь высокую стрессоустойчивость, работоспособность, нацеленность на результат, лабильность, амбициозность и умение делегировать полномочия.

Университеты России с сильным факультетом «Менеджмента»

На сегодняшний день менеджеров-управленцев готовят во многих высших учебных заведениях России. В список университетов с сильными факультетами «Менеджмента» вошли [6] :

  1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова . Вуз предлагает обучение по 7 программам бакалавриата по специальности «менеджмент». Минимальная стоимость — от 310 500 до 490 000 рублей в год [7] .
  2. Санкт-Петербургский государственный университет . Институт «Высшая школа менеджмента»: программы «Международный менеджмент», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление». Стоимость обучения — от 300 000 до 450 000 рублей [8] .
  3. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова . Обучение ведется по 8 программам на различных факультетах: финансовом, экономическом, факультете менеджмента, маркетинга, гостиничной индустрии. Стоимость — от 115 000 до 360 000 рублей в год [9] .
  4. Новосибирский государственный университет . Обучение по управленческим специальностям ведется на экономическом факультете. Стоимость — около 168 000 рублей в год [10] .
  5. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) . Получить образование по специальности менеджер можно в нескольких институтах академии. Стоимость обучения — от 140 000 рублей до 448 000 рублей в год [11] .
  6. Сибирский федеральный университет обучает менеджеров по нескольким программам: менеджмент организации, менеджмент финансов, управление малым бизнесом, производственный и международный менеджмент. Стоимость — 141 018 рублей в год [12] .
  7. Российский университет дружбы народов . Здесь обучение по специальности «международный менеджмент» проводится на базе экономического факультета, Института космических технологий, Института мировой экономики и бизнеса. Стоимость — от 99 000 до 315 000 рублей в год [13] .
  8. Томский государственный университет , обучение по специальности «менеджмент» обойдется примерно в 137 000 рублей в год [14] .
  9. Южный федеральный университет . Стоимость обучения по специальности «менеджмент» — 108 000 рублей за учебный год [15] .
  10. Дальневосточный федеральный университет . Обучение ведется в Школе экономики и менеджмента. За первый учебный год студентам потребуется заплатить 200 000 рублей [16] .

Как видно из приведенного рейтинга, хороших вузов, где можно получить профессию менеджера достаточно много не только в столице, но и в регионах.

Конкурс в вузах на специальность «Менеджмент»

Пока еще не все университеты опубликовали информацию, касающуюся конкурса на ту или иную специальность в 2018 году. Поэтому мы представили сведения о среднем проходном балле за 2016 год, а для удобства сделали это в виде таблицы.

Таблица 1 . Средний проходной балл на специальность «Менеджер» в ведущих вузах России в 2017 году

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×