Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Менеджмент относится к экономическому образованию

Менеджер организации экономическое образование.

У меня высшее экономическое образование, специальность менеджер организации, диплом с отличием. Хочу устроиться на работу в ГИБДД. Мне сказали, что в соответствии с последними изменениями закона 342-ФЗ нужно юридическое образование, даже для вольнонаемных работников. Действительно ли это так?

Действительно ли это так?

Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции

1. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

Консультант Плюс: примечание.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 14-П статья 20.1 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 N 1026-1 признана не противоречащей Конституции РФ. Оспариваемое положение статьи 20.1 сохранено в части 2 статьи 29 Федерального закона «О полиции».

2. На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Профессия: Маркетолог

— Игорь Владимирович, можно ли сегодня дать четкое определение, кто такой маркетолог?

— На этот вопрос нет единого ответа, поскольку нет единой профессии под названием «маркетолог». Точно так же нет единой профессии инженера, а есть, например, технологи, «прочнисты», конструкторы. Впрочем, 90% профессий и должностей в сфере маркетинга, на которые предъявляется спрос на рынке труда в США, в России пока не существуют.

Круг обязанностей маркетолога зависит от компании. В мелкой и средней компании у него довольно много функций: прежде всего, он помогает руководству компании выбрать пути удержания и наращивания доли компании на рынке. Это не только проведение выставок, работа с клиентами, но еще и стратегический анализ: кому, где, какой продукт продавать. В большой компании у маркетолога, как правило, нет стратегических функций – решения о том, куда движется компания, готовит подразделение, отвечающее за стратегическое планирование. Он же отвечает только за продвижение товара.

Сходная ситуация и в российских представительствах зарубежных компаний: маркетолог не участвует даже в формировании продуктовой линейки. Ценовая политика очень часто задается «сверху», и он может лишь немного корректировать ее применительно к рынку.

— А зачем нужен маркетолог в маленьких компаниях? Эту функцию могут выполнять и другие менеджеры включая директора.

— Одному директору сложно выполнять все функции – бывает так, что формально фирма небольшая, человек двадцать, но он уже «захлебывается», потому что нужно отвечать и за персонал, и за финансы, и за управление производством, а на маркетинг просто не остается сил…

Хотя, конечно, в маленькой компании на маркетологов часто не хватает средств, а в большой компании-монополисте в них особенно не нуждаются, потому что она и так доминирует на рынке. Оптимальное место работы для маркетолога в России – средний бизнес. Компания остро конкурирует, объемы растут, и маркетингом нужно заниматься серьезно.

— Имеет ли ценность для компании маркетолог, не знающий специфики ее отрасли?

— Козьма Прутков говорил, что «узкий специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя» – и это правда. Когда человек работает в одной отрасли, в одной компании, он досконально знает технологию и сырье, понимает, кому поставляют продукт, но другого коммерческого, жизненного опыта у него нет. Но иногда бывает полезно посмотреть на ситуацию со стороны. Бизнес везде один и тот же, и если человек знаком с различными деловыми ситуациями, знает практику других компаний, он может предложить оптимальные решения, которых отраслевой маркетолог не видит.

Это подтверждается моим опытом преподавания в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ: слушатели программы МВА приходят с разными проектами из разных отраслей.

— Можно ли обойтись в компании вообще без маркетинга?

— Неквалифицированные руководители считают именно так – они действительно не понимают, зачем нужен маркетинг. Осенью 2008-го – весной 2009-го маркетологов массово увольняли, на маркетинг урезали бюджеты – казалось, это лишние расходы, без них можно обойтись. К осени 2009-го и весне 2010-го начался обратный процесс: выяснилось, что жить без маркетологов очень сложно.

Но и сейчас есть фирмы, живущие «по-простому», я бы сказал – по-глупому. Этой весной один из слушателей нашей программы МВА пожаловался: «Вы нам все рассказываете верно и грамотно, но наши акционеры сказали, что нужно деньги экономить, маркетинг – в сторону, рекламу – прекратить, продаем, что продается. Я понимаю, что через год все это отзовется нам очень болезненно, но с этим согласился генеральный директор, и я ничего не могу сделать».

— Насколько изменились маркетинговые инструменты за последние годы?

— Знаменитый маркетолог Филипп Котлер, приехав в Москву пять лет назад, свой семинар начал так: «Я бы просил вас никогда не брать в руки мой старый учебник». Речь шла об учебнике, вышедшем в СССР в 1983 году – он был суперпопулярным, а сейчас, конечно, устарел.

Вообще многое устаревает – маркетинговые приемы, которые когда-то давали результат, сейчас «не работают». Казалось бы, лет десять-пятнадцать достаточно было оплатить телевизионную рекламу или купить рекламные площади в газете «Аргументы и факты», и вся страна про тебя узнала, продажи начинали расти гигантскими темпами. А сейчас от газетной рекламы вообще ничего невозможно получить – начался массовый переход в Интернет.

Конечно, остаются классические методы анализа, но приходится учитывать все больше факторов. Тот же SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для предприятия) раньше можно было делать буквально «на пальцах»: построил табличку, прописал, проанализировал. А сейчас появляются программные пакеты для планирования, стратегического анализа, экспертного консультирования. Десятки факторов трудно удержать в уме: что-то пропустишь – потеряешь рынок.

— Если все так быстро меняется, знания студента о маркетинге, полученные на первом курсе, в магистратуре уже устареют?

— Не совсем так. Студент должен понять: образование он получает поэтапно, окончательного образования вообще не бывает.

В 1992 году создатели Высшей школы экономики, и я в их числе, ездили в Роттердамский университет, чтобы узнать, как строится преподавание экономических и менеджерских дисциплин по мировым стандартам. Мы привыкли к тому, что в СССР поколения студентов вырастали на одних и тех же учебниках политэкономии, экономики промышленности, планирования народного хозяйства. А в европейской, западной практике модель обучения зависит от уровня образования. В бакалавриате человек получает знания, которые стали общепризнанными десять лет назад, в магистратуре – пять лет назад, в аспирантуре – те, что стали предметом научной дискуссии в последние два года.

Через пять лет маркетинг будет построен на методах нейроисследования, на других технологиях оценки наблюдения поведения клиентов. Это вообще будет другая дисциплина.

— Можно ли говорить о существовании нейромаркетинга сегодня?

— Да. В нейромаркетинге используются очень тонкие механизмы управления подсознательной реакцией клиента на продукт.

Еще 5-10 лет назад специалисты пытались понять, как заставить женщин выбирать один продукт, а мужчин – другой. Но эти наработки были построены на довольно грубом оценивании поведения клиентов, на социологических методах. Сейчас изучается физиологическая реакция клиента: изменения зрачков глаз, энцефалограммы, кровообращения, делаются даже попытки научиться «читать мысли» человека – и это не шутка. В ходе последних экспериментов удалось локализовать местоположение в мозгу человека краткосрочной памяти. Показывают некий образ и потом определяют, запечатлелся ли он, возник ли на него отклик в голове? Все это очень интересно и неоднозначно – ведь человеком начинают сильно манипулировать. Но без этого становится трудно продавать.

Читать еще:  Магистратура стратегический менеджмент

— А как сделать, чтобы «купили» самого маркетолога? В описании вакансий в числе требований к специалисту называют наличие «маркетингового мышления».

— Маркетинговое мышление – это всего лишь умение посмотреть на то, что происходит на рынке, с точки зрения потребителя, а не производителя. Захочет ли клиент покупать наш продукт? Как организовать работу компании, чтобы захотел? Не «это удобно, привычно, экономно для нас», а «сумеем ли мы убедить клиента купить это?». С этой позиции нужно подходить к производственным, логистическим, сервисным, всем остальным процессам. По сути, маркетолог становится «адвокатом» покупателя в компании.

— Можно ли этому научить?

— Научить можно всему, другой вопрос, что это трудно и долго. Современный маркетинг стал гигантской сферой, в которой за ХХ век накопилось огромное количество знаний, и сейчас нельзя подготовить «маркетолога вообще». Можно дать базовую подготовку, а дальше – длительная цепочка последовательных ступеней повышения квалификации. Фундамент – это только основа для развития в профессии, все равно придется ходить на семинары, читать книги.

— Встречается мнение, что лучший маркетолог – не выпускник факультета менеджмента или маркетинга, а тот, у кого есть экономическое образование…

— Мне об этом сложно судить, поскольку почти двадцать лет назад я принимал участие в создании факультета экономики ГУ-ВШЭ, а факультета менеджмента тогда у нас не было. Но вообще к экономическому образованию в мире относятся сейчас очень настороженно. В университетах США почти не осталось экономических факультетов, зато всюду есть факультеты менеджмента или делового администрирования.

Профессия экономиста в западном бизнесе практически умерла. Экономист как профессионал уцелел в сфере преподавания экономических дисциплин, в государственных учреждениях, в очень крупных транснациональных корпорациях, где он занимается макроэкономикой, и в разных международных структурах и организациях, где он занимается международной торговлей, экономическими отношениями, опять же макроэкономикой.

Американские коллеги считают, что человека, который хочет работать в бизнесе, вредно учить экономической теории. В теории есть кривая спроса, но сейчас фирмы сами создают кривую спроса на свой продукт инструментами маркетинга. В теории говорится об эластичности спроса, но когда вы начинаете рекламную кампанию, то сами формируете – снижаете или повышаете – эту эластичность. Теория исходит из состояния равновесия, а рынок равновесным не бывает.

Так что разумные идеи в экономической теории, конечно, есть, но для человека, который идет в бизнес, там очень много спорных моментов.

— Но ведь ваши студенты теорию изучают…

— Нельзя рушить все традиции сразу. Современная экономическая теория содержит большое количество математики – это помогает развивать мозги. Пусть решают задачи, играют в эконометрику.

Экономическая теория исходит из концепции рациональности человека. Но есть нейроэкономика – где Нобелевскую премию дали за доказательство того, что человек, принимая решения, ведет себя, как правило, абсолютно нерационально.

Применительно к рынку в целом еще можно говорить о том, что экономические концепции рациональны и полезны. А когда начинаешь работать с конкретной небольшой группой потребителей, иррациональность поведения, принятия решений видна на энцефалограмме. Когда показывают продукт и спрашивают: «Хочешь или нет?», первым «просыпается» тот отдел мозга, который отвечает за эмоции. Так что маркетологу нужно понимать не логику рационального поведения человека, а разбираться в его фактическом, физиологическом поведении.

— Можно ли на первом курсе определить, кто будет успешным маркетологом? С каких проектов начинают карьеру ваши студенты?

— Первые ощущения появляются после просмотра курсовых работ на первом курсе, а окончательные выводы можно сделать, только прочитав магистерскую диссертацию.

Проекты бывают самые разные.

Одна студентка вместе с мамой открыла фирму по пошиву тапочек. Сначала выпускали просто складывающиеся одноразовые тапочки, а потом придумали наносить на них логотипы компаний. Получился сувенирный продукт.

Вообще примеров много – чего только не «продвигали» наши студенты, от теплоходов до пансионатов. С пансионатами очень интересно: в Подмосковье большой рынок таких услуг, как на нем выделиться? Нужно понять, какова твоя целевая группа, каковы конкурентные преимущества и каналы продаж, как построить рекламную коммуникацию.

— Может ли грамотный директор по маркетингу «поднять» компанию, вывести из кризиса?

— Это другая крайность представлений о маркетинге, тоже характерное для российского бизнеса. Кое-кто считает, что маркетолог – это обладатель «волшебной палочки», он придет – и все само собой улучшится. И не нужно будет думать о качестве продукции, о сервисе, достаточно широкой рекламной компании и программе воспитания лояльности. Но, как правило, такие надежды не могут оправдаться.

— И что делать грамотному маркетологу в такой ситуации?

— Прежде всего, надо пытаться аккуратно учить своего начальника – объяснять, что вы можете, а что нет. Один из эффективных приемов, которым я обучаю своих студентов, – оперировать цифрами. Когда маркетолог работает без анализа цифровой информации, его воспринимают как болтуна. А когда он приходит и говорит, что, например, у нас есть 160 тысяч клиентов, но для 20 тысяч их них неправильно построена ассортиментная политика, вот так её можно изменить и получить дополнительную прибыль – тут менеджер начинает слушать.

Пока маркетологи не научатся работать с цифрами, пока они будут оперировать понятиями «креативность», «лояльность», «уникальность» – от них пользы не будет. Главная задача маркетолога, который хочет закрепиться в компании, – от работы с сувенирной продукцией для клиентов переходить к анализу клиентской базы и продуктового портфеля, а уже на основании получившихся выводов делать предложения.

Тот же Филипп Котлер в своей бизнес-школе заставляет студентов посещать параллельно программу МВА «Финансы» – они должны понимать финансовую логику, разговаривать на языке финансов. И мы на факультете менеджмента маркетологов учим через финансы, для этого читается даже специальный курс «Эффективность маркетинга». Хочешь убедить начальника – разговаривай на языке цифр. Эта идея будет положена и в основу нашей новой платной вечерней магистерской программы «Маркетинг фирмы», которую мы собираемся запускать с сентября 2011 года.

Где можно пройти обучение по специальности «Менеджмент»: профессия с амбициями

Менеджмент в его традиционном понимании возник в США на рубеже XIX и XX веков как практическая дисциплина и функция, необходимая для повышения конкурентоспособности и эффективности компаний на рынке. С английского языка слово «management» переводится как «управление, администрирование, руководство». Собственно, именно в этом и состоит суть как менеджмента в общем, так и менеджера в частности.

Профессия «менеджер»: продавец или управленец?

Классическое определение менеджмента подразумевает разделение всего процесса управления людьми по функциям, к основным из которых относятся планирование, организация, мотивация и контроль, а также координация, которая замыкает этот параллельно-последовательный процесс (см. рис. 1). Таким образом, менеджер — это специалист, который выступает в роли координатора, мозгового центра всего этого процесса.

Рис. 1 . Процессный подход к определению менеджмента

В России же понятие «менеджер» обрело самостоятельное значение для обозначения линейного работника, осуществляющего взаимодействие с клиентами в той или иной сфере — менеджер по продажам, по связям с общественностью, офис-менеджер и т.д. Иногда ситуация доходит до абсурда, например, в одной из крупных торговых компаний появилось объявление о вакансии на должность «менеджер чистоты». При этом имелась в виду, по сути, самая обычная уборщица.

Особенно распространено заблуждение, что менеджер — это не кто иной, как продавец. Практически в каждой компании есть целый штат менеджеров по продажам, занимающихся сбытом товара, а в каждом крупном магазине есть свой менеджер, призванный решать конфликтные ситуации с клиентами. С точки зрения объема и содержания решаемых задач к собственно менеджменту они имеют отнюдь не прямое отношение.

Так что же это за профессия? Классический менеджер (руководитель) занимается не продажами и не общением с клиентами, а координацией работы подчиненных, организацией работы предприятия (обеспечение рабочей силой, сырьем и т.д.), контролирует, оценивает и корректирует деятельность работы подчиненных, прогнозирует возможные сбои в работе и занимается их предотвращением. Кроме того, он обязан заниматься и решением социально-психологических задач, в его обязанности также входит материальное и моральное стимулирование, регулирование межличностных отношений в коллективе, отстаивание интересов работников, управление текучестью кадров.

Обычно выделяют три уровня классических менеджеров:

  • Менеджеры низшего звена — младший руководящий состав, управляющей непосредственно работниками. Это мастера, заведующие отделами или небольшими подразделениями и т.д. Такие специалисты могут иметь любой уровень образования. Обычно выпускники вузов начинают свою карьеру именно с этой ступеньки.
  • Менеджеры среднего звена — руководители над предыдущей категорией. К ним относятся, например, начальники цехов на производстве, директора филиалов. Такие управленцы имеют дипломы высших учебных заведений по специальности «менеджмент» и опыт руководящей работы в течение нескольких лет.
  • Менеджеры высшего звена , или топ-менеджеры . Самая малочисленная и самая квалифицированная категория управленцев, практически вершина менеджерской карьеры. Даже в самых крупных компаниях таких менеджеров всего несколько. Типичная должность на этом уровне — генеральный директор. Подобный уровень управления обязательно требует высшего образования в сфере менеджмента, а иногда даже и нескольких образований и степени MBA.
Читать еще:  Рэу спортивный менеджмент

Размер заработной платы менеджера в России зависит от региона и сферы деятельности компании, в которой он работает, а также от того, к какому уровню управленцев он в данный момент относится. Для низшего уровня заработок менеджера в нашей стране начинается от 35 000 рублей [1] . Менеджер среднего звена получает от 70 000 до 250 000 рублей. Топ-менеджеры имеют зарплаты в диапазоне от 230 000 до 1 500 000 рублей [2] . Месячный заработок элиты топ-менеджмента публикуется в таких изданиях, как Forbes. Он измеряется в цифрах с семью нулями и доходит до 100 000 000 рублей. Речь идет о верхушке менеджмента таких корпораций, как ПАО «Газпром», ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», ПАО «Сбербанк», группа «Онэксим», USM Advisors, Veon (ранее Vimpelcom Ltd.), ПАО «МегаФон», ПАО «Интер РАО», ПАО «Транснефть», X5 Retail Group, ООО «Металлоинвест», ПАО «РусГидро» и др [3] .

Как правило, помимо основной заработной платы, менеджеры получают еще и премию по результатам деятельности компании за год.

Востребованность профессий в сфере менеджмента

Сегодня весьма распространенным является мнение о том, что в стране наблюдается перепроизводство юристов, экономистов и менеджеров. Некоторые учебные заведения даже сократили из-за этого количество бюджетных мест на соответствующих отделениях. Однако, как показывает практика, хорошие управленцы будут востребованы всегда.

По результатам исследований, за последние 15 лет наблюдался значительный рост количества специалистов высшего уровня квалификации (4,8%) и руководителей (4,3%) [5] . По прогнозам в течение ближайших десятилетий эта тенденция продолжится, так что потребность в специалистах-управленцах на предприятиях сохранится.

Высокий спрос на профессиональных менеджеров объясняется тем, что специальность имеет практически универсальный межотраслевой характер. Выпускники соответствующих отделений могут работать во всех сферах бизнеса или государственного управления. Кроме того, хороший менеджер — это не только профессиональный руководитель, он также имеет глубокие знания по маркетингу, экономике, психологии, рекламе, управлению персоналом. Востребованность специалистов такого рода в некоторых компаниях настолько высока, что часто менеджерские позиции занимают люди с квалификацией юриста, экономиста, маркетолога, которым недостает знаний по специфическим управленческим и организационным дисциплинам. Приобрести их можно только в вузах, в которых есть факультет или отделение менеджмента.

Плюсы и минусы профессии управленца

Традиционно принято радоваться назначению на руководящую должность. Без сомнения, продвижение по карьерной лестнице — это определенное достижение и показатель успешности человека. Но, как и каждая профессия, менеджер — это медаль о двух сторонах, у нее есть свои плюсы и минусы.

  • Плюс № 1 . Приобретение ценного опыта . Как правило, проработав на руководящей должности даже один год, человек становится профессионалом в своей области.
  • Плюс №2 . Определенная свобода действий . Чем выше ранг руководителя, тем сильнее сужается круг людей, перед которым он должен отчитываться. Конечно, политике компании соответствовать все равно придется, но выстраивать работу подведомственных отделов руководитель может так, как сочтет нужным.
  • Плюс № 3 . Быстрый карьерный рост . Если человек достаточно амбициозен и при этом наделен руководящим талантом, есть возможность подняться до уровня топ-менеджера.
  • Плюс № 4 . Полезные связи и знакомства . Чем выше должность, тем большим количеством полезных знакомств обзаводится руководитель. Это относится как к профессиональной сфере, так и к личной. Нередко личные связи помогают быстрее решить самые сложные производственные проблемы.
  • Плюс № 5 . Заработная плата . Большая ответственность предполагает и соответствующую зарплату. Даже менеджеры низшего звена по сравнению со своими подчиненными в материальном плане находятся в более выгодной ситуации.

Но не все так безоблачно, минусов в профессии управленца тоже достаточно:

  • Минус № 1 . Высокий уровень персональной ответственности за свои решения . Из-за этого нередко возникают стрессовые ситуации и даже нервные срывы.
  • Минус № 2 . Высокий темп работы . С назначением на руководящую должность нередко распорядок дня коренным образом меняется. Нужно быть готовым к тому, что придется забыть о нормированном рабочем дне и работать в выходные.
  • Минус № 3 . Непонимание со стороны подчиненных . Руководитель достаточно часто с ним сталкивается, особенно в случае принятия так называемых непопулярных решений, направленных на улучшение положения компании на рынке, но каким-то образом затрагивающих интересы работников.

Чтобы эффективно справляться с отрицательными сторонами профессии, нужно иметь высокую стрессоустойчивость, работоспособность, нацеленность на результат, лабильность, амбициозность и умение делегировать полномочия.

Университеты России с сильным факультетом «Менеджмента»

На сегодняшний день менеджеров-управленцев готовят во многих высших учебных заведениях России. В список университетов с сильными факультетами «Менеджмента» вошли [6] :

  1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова . Вуз предлагает обучение по 7 программам бакалавриата по специальности «менеджмент». Минимальная стоимость — от 310 500 до 490 000 рублей в год [7] .
  2. Санкт-Петербургский государственный университет . Институт «Высшая школа менеджмента»: программы «Международный менеджмент», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление». Стоимость обучения — от 300 000 до 450 000 рублей [8] .
  3. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова . Обучение ведется по 8 программам на различных факультетах: финансовом, экономическом, факультете менеджмента, маркетинга, гостиничной индустрии. Стоимость — от 115 000 до 360 000 рублей в год [9] .
  4. Новосибирский государственный университет . Обучение по управленческим специальностям ведется на экономическом факультете. Стоимость — около 168 000 рублей в год [10] .
  5. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) . Получить образование по специальности менеджер можно в нескольких институтах академии. Стоимость обучения — от 140 000 рублей до 448 000 рублей в год [11] .
  6. Сибирский федеральный университет обучает менеджеров по нескольким программам: менеджмент организации, менеджмент финансов, управление малым бизнесом, производственный и международный менеджмент. Стоимость — 141 018 рублей в год [12] .
  7. Российский университет дружбы народов . Здесь обучение по специальности «международный менеджмент» проводится на базе экономического факультета, Института космических технологий, Института мировой экономики и бизнеса. Стоимость — от 99 000 до 315 000 рублей в год [13] .
  8. Томский государственный университет , обучение по специальности «менеджмент» обойдется примерно в 137 000 рублей в год [14] .
  9. Южный федеральный университет . Стоимость обучения по специальности «менеджмент» — 108 000 рублей за учебный год [15] .
  10. Дальневосточный федеральный университет . Обучение ведется в Школе экономики и менеджмента. За первый учебный год студентам потребуется заплатить 200 000 рублей [16] .

Как видно из приведенного рейтинга, хороших вузов, где можно получить профессию менеджера достаточно много не только в столице, но и в регионах.

Конкурс в вузах на специальность «Менеджмент»

Пока еще не все университеты опубликовали информацию, касающуюся конкурса на ту или иную специальность в 2018 году. Поэтому мы представили сведения о среднем проходном балле за 2016 год, а для удобства сделали это в виде таблицы.

Таблица 1 . Средний проходной балл на специальность «Менеджер» в ведущих вузах России в 2017 году

Высшее образование в области внешнеторгового менеджмента: перспективы, варианты обучения и стоимость

20 февраля в 15:00 в ИМЭС День открытых дверей в формате вебинара.

Высшее образование в области внешнеторгового менеджмента, которое отвечает самым современным требованиям в бизнесе, открывает широкие возможности для карьерного роста и создания своего дела.

Менеджеры по ВЭД, обладающие глубокими знаниями, пользуются большим спросом на международном рынке труда.

Высшее бизнес-образование можно получить дистанционно, без отрыва от работы или дома.

Высшее бизнес-образование, полученное дистанционно, как правило, обходится дешевле, а обучение проводится в рамках заочной формы.

Подобрать программу обучения и оставить заявку на поступление в вуз можно через интернет.

Для международной деятельности российских предприятий современную экономическую ситуацию нельзя назвать самой простой. Именно поэтому каждое из них как никогда нуждается в грамотных управленцах с достойным образованием. Перед молодыми людьми, только вступающими на этот путь, а также теми, кто планирует повысить квалификацию, неизменно встают вопросы — как выбрать оптимальный вариант обучения и обрести надежную высокооплачиваемую профессию?

Образование в сфере менеджмента: счастливый билет в будущее или борьба за выживание?

Абитуриент, независимо от будущего рода занятий, должен понимать, куда «приведет» его выбранная специальность и на какую должность он может рассчитывать после получения диплома о высшем образовании в области менеджмента. Списки вакансий любого сайта по поиску работы свидетельствуют о том, что профессия менеджера чрезвычайно популярна. Но зачастую должность не соответствует ожиданиям настоящих управленцев.

Суть работы менеджера заключается в том, чтобы добиться стабильной и четкой работы компании или одного из ее отделов, используя при этом любые доступные ресурсы организации, в число которых, несомненно, входят и сами сотрудники. Менеджер — это грамотный руководитель, который добивается своих целей умением управлять возможностями и мотивами поведения персонала.

Читать еще:  Менеджмент организации что это за профессия

Потребность в менеджере есть у каждой компании со штатом более 20 сотрудников — здесь появляется реальная необходимость в координации действий людей. Не важно, какова направленность фирмы — от гостиничной сферы до IT-технологий, название должности отражает специфику работы — «менеджер по развитию», «менеджер по персоналу» и т.д. При этом зарплата зависит от размеров организации и сложности поставленных задач.

Переживания будущих специалистов по поводу трудоустройства понятны — в условиях кризиса многие организации стали гораздо более требовательны к сотрудникам. Тем не менее спрос на настоящих профессионалов с высшим образованием в области менеджмента вряд ли существенно снизится — как мы уже отмечали, без грамотного управления фирма не сможет существовать долго. Но начальный этап всегда заставляет абитуриента задуматься, например, над будущей специализацией. И одним из перспективных направлений менеджмента, безусловно, является область внешнеторговой деятельности компании.

Специальность «внешнеторговый менеджмент»: какой багаж знаний и умений получает студент

Международный менеджмент имеет свою специфику, тем не менее, оставаясь по-настоящему универсальной профессией. Основная задача менеджера внешнеторговых сделок — это организация и контроль труда сотрудников компании, сфера интересов которой лежит в области торговли с представителями иностранных государств. Поэтому соискатель на должность менеджера обязательно должен соответствовать следующим условиям:

  • иметь высшее профессиональное образование по специальности «внешнеторговый менеджмент»;
  • свободно владеть одним или двумя иностранными языками;
  • знать юридические тонкости ведения сделок на международном уровне и процедуру таможенного оформления;
  • уметь вести переговоры и обладать навыками делового общения;
  • иметь познания в экономике и основах организации труда.

Вариантов названий будущей должности может быть много, в зависимости от условий компании и поставленных задач — «менеджер по ВЭД», «торговый представитель», «декларант», «логист», «консультант международных проектов» и т.д. Специфика деятельности организации-работодателя тоже может быть различной — от нефтегазовых поставок до координации туристических поездок, не стоит также забывать о перспективных финансовых и IT-областях.

Ситуацию со спросом на менеджеров по ВЭД можно назвать двоякой — с одной стороны, сайты по поиску работы выдают огромное количество резюме специалистов. А с другой — компании регулярно сталкиваются с проблемой узкопрофильности молодых специалистов, обладающих знаниями и навыками лишь в одном-двух аспектах организации международной торговли [2] . А вот полностью взять на себя задачу по ведению каждого этапа подготовки и заключения сделки, а также ее непосредственной реализации, способен только компетентный профессионал с соответствующим уровнем подготовки. Именно поэтому зарплаты специалистов широкого профиля в среднем составляют от 70 000 до 150 000 рублей. Но для того чтобы рассчитывать на достойную оплату труда, необходимо иметь соответствующий уровень подготовки, первым этапом которого станет поступление в высшее учебное заведение.

Варианты и сроки обучения

Многие вузы по подготовке менеджеров по ВЭД имеют несколько «ступеней» обучения, каждая из которых позволяет студенту получить определенные программой знания.

Бакалавриат

Начальный уровень высшего образования и самый длительный. Срок получения квалификации бакалавра составляет 4–5 лет. В это время студент изучает основные дисциплины [3] , связанные с его будущей профессией:

  • международный бизнес;
  • международный маркетинг;
  • стратегический менеджмент;
  • финансовый менеджмент;
  • логистика;
  • международная конкуренция и др.

Конечно, не последнее место в списке учебных занятий занимает изучение иностранного языка.

Последние два курса учебное заведение может предоставить возможность проходить практику на предприятии. Это помогает закрепить теоретические знания и впервые проявить себя на новом поприще.

После того как студент защитит диплом бакалавра в сфере международного менеджмента, можно приступать к поиску подходящей вакансии. Многие работодатели требуют документ о высшем образовании по специальности «менеджмент», не обращая внимания на конкретную квалификацию (степень). Но если вы хотите обладать более глубокими знаниями и считаете, что обучение стоит продолжить, то некоторые вузы предлагают получить степень магистра.

Магистратура

Следующая ступень короче, чем обучение на бакалавриате, — курс длится 2 года. Некоторые вузы предлагают студентам выбрать направление или специализацию, по которой они хотят продолжить учиться. Например, в сфере внешнеторгового менеджмента это могут быть «Международный бизнес», «Правовое обеспечение хозяйственной деятельности» или «Логистика во ВЭД» [5] . В зависимости от выбранного направления, студенты магистратуры изучают углубленные дисциплины, такие как «Таможенное дело», «Биржевое дело», «Страховые операции во ВЭД», базовые предметы, а также продолжают совершенствовать владение иностранным языком. Итогом обучения становится защита магистерской диссертации.

Зачастую после бакалавриата студенты устраиваются на работу, полагая, что реальный опыт станет полезнее времени, проведенного за партой. С другой стороны, магистратура позволяет студентам получить дополнительные знания и навыки, обрести высокую квалификацию. Тем, кто хочет совместить эти два подхода, следует знать, что существуют вузы, где вполне можно совмещать магистратуру с работой — занятия здесь начинаются в 17:00.

Дополнительное образование

Многие вузы организовывают специальные курсы для повышения или изменения квалификации, в том числе и в сфере внешнеторгового менеджмента. Срок обучения зависит от конкретной программы курса и может составлять от 1 месяца [6] до полутора лет [7] . График занятий рассчитан на трудоустроенных людей — это могут быть дневные занятия по выходным дням или вечерние курсы по будням. По результатам курса студент получает сертификат или диплом, который может использовать как дополнительное конкурентное преимущество при приеме на работу.

Формы обучения

Помимо принятия решения о специальности и уровне будущей квалификации, абитуриенту необходимо выбрать степень занятости и количество занятий. Многие вузы предлагают 3 формы обучения.

Очная форма обучения предполагает занятия в дневные часы по будням. Преимуществами ее являются равномерно распределенная нагрузка и минимальный срок обучения. Но совмещать учебу и работу при такой форме практически невозможно.

Очно-заочная форма обучения предлагает занятия в вечерние часы по будням. Это дает возможность студентам одновременно с обучением получать практический опыт, устроившись на работу. Но здесь придется учиться на год дольше, к тому же совмещать работу и учебу довольно тяжело.

Заочная и дистанционная формы обучения подойдут для организованных и самостоятельных людей. Для того чтобы получить диплом, необходимо сдавать экзамены во время сессии. Дистанционное обучение предполагает общение с кураторами посредством интернета, а также обязательное посещение учебного заведения для сдачи госэкзамена и защиты диплома. Обучение в рамках этих форм, как правило, стоит дешевле, что может быть дополнительным плюсом для поступающего.

Стоимость обучения в вузах с международной направленностью

Цена курса прежде всего зависит от престижа вуза, качества образования, а также от выбранной вами формы обучения. Стоимость одного года очных занятий обойдется вам примерно в 200 000 [8] –350 000 [9] рублей, очно-заочных — 80 000–200 000 рублей, а на заочной форме — около 50 000 рублей. Некоторые учебные заведения могут взимать дополнительную плату в том случае, если студент на момент поступления не обладает достаточным уровнем знания иностранного языка.

Мы рассмотрели основные моменты, связанные с поступлением и обучением в вузах, которые специализируются на подготовке менеджеров по внешнеторговой деятельности. От того, насколько осознанно абитуриент подходит к выбору учебного заведения, зависит старт его управленческой карьеры. На этом этапе могут впервые проявиться задатки менеджера, ведь будущему студенту предстоит проанализировать большой объем информации и взять на себя ответственность за принятое решение, которое повлияет на всю его дальнейшую жизнь.

Как выбрать университет для получения высшего профессионального образования по специальности «менеджмент»

Высшие учебные заведения разного профиля предлагают абитуриентам поступить на обучение профессии менеджера по ВЭД. Только в Москве около 60 вузов [10] , которые могут взять на себя обучение студентов и проведение дополнительных курсов для получения этой или смежной квалификации. По причине отсутствия опыта абитуриенту часто бывает непросто сделать правильный выбор, поэтому стоит обратиться за советом к настоящему профессионалу, одному из специалистов Института международных экономических связей (ИМЭС):

«Прежде всего, задайте себе вопрос, какой критерий выбора вуза самый важный? Правильный ответ на него кроется в одном простом слове — перспектива. Вы тратите на обучение время и деньги, и за это должны получить гарантию выгодного для вас трудоустройства. Поэтому одним из важнейших критериев выбора вуза является то, насколько котируется его диплом в среде работодателей. Для менеджера по внешнеторговой деятельности также крайне важен уровень преподавания в учебном заведении иностранных языков — без уверенного владения деловым и юридическим английским вы вряд ли сможете рассчитывать на приемлемую должность. ИМЭС дает своим студентам возможность полностью погрузиться в языковую среду, участвуя в проведении значимых международных мероприятий. По успешному окончанию бакалавриата ИМЭС вы получите 2 диплома о высшем образовании в области внешнеторгового менеджмента — российский и международный. В нашем вузе действует специальная программа по трудоустройству, наши студенты занимают должности в крупнейших российских компаниях, а также в Министерстве экономического развития РФ».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector