Менеджмент в сфере дизайна
Что такое дизайн-менеджмент
Дизайн-менеджмент (design management) — это ориентированный на конечного потребителя подход, который помогает организациям принимать решения по вопросам дизайна, как вовне, так и внутри бизнес-процесса. Он упорядочивает деятельность на всех уровнях создания конкурентного преимущества, с момента полной неопределенности перед стартом проекта вплоть до исполнения конкретных дизайнерских решений.
Дизайн-менеджмент выполняет роль связующего звена между дизайн-мышлением, дизайном, технологией, бренд-менеджментом, маркетингом и корпоративным управлением на внутреннем и внешнем уровне деятельности компании.
Он всегда зависит от организационных процессов и особенностей продукта, в связи с чем выполняет три ключевых функции в качестве интерфейса между дизайн-процессом, организацией и рынком:
- Согласовывает дизайн-стратегию со стратегией бизнеса и бренд-стратегией
- Управляет качеством и согласованностью результатов дизайна
- Повышает потребительские качества (user experience) и отвечает за усиление конкурентоспособности.
Дизайн-менеджмент обеспечивает поддержку управления дизайном с точки зрения его структуры и процесса («делать вещи правильно»), а также с точки зрения эффективности результата («делать правильные вещи»).
Уровни дизайн-менеджмента
Дизайн-менеджмент функционирует на трех уровнях:
- Операционное управление
- Тактическое управление
- Стратегическое управление
Операционное управление связано с отдельными проектами и командами в сфере дизайна. Его целью является достижение задач, поставленных на уровне стратегического управления. Эффективное управление достигается путем измерения качества оперативных результатов управления дизайна. На этом уровне он включает в себя подбор и управление поставщиками дизайн-услуг, контроль над документацией, оценку процессов дизайна и результатов. Оперативное управление осуществляется для достижения конкретных целей в дизайне и может помочь построить бренд путем последовательного создания и внедрения высокого качества дизайн-решений, которые лучше всего соответствуют бренду.
Тактические управление направлено на организацию дизайн-ресурсов и процессов производства готовых решений. Его цель заключается в создании структуры дизайна в компании и в сокращении разрыва между целями, поставленными на уровне стратегического управления, и реализации их на операционном уровне. Включает в себя координацию различных дизайн-проектов и деятельность внутри центрального бизнес-процесса. Определяет, как дизайн организован внутри компании. Отвечает за разработку мероприятий, направленных на развитие дизайн-навыков и компетенций, распределение ролей и обязанностей, разработку инновационных продуктов и концепций сервисов. Итоги тактического управления связаны с формированием структуры дизайна в компании, и выстраиванием внутренних ресурсов и компетенций для реализации проекта.
Стратегическое управление включает в себя создание долгосрочного плана для дизайна внутри компании и определение его роли. Цель стратегического управления заключается в укреплении корпоративного видения, создания связей между дизайном и бизнес-стратегией. Включает в себя создание дизайна, разработку бренда и стратегии продукта. Стратегический дизайн-менеджмент несет ответственность за разработку и внедрение корпоративной стратегии дизайна, которая в свою очередь влияет на видение, миссию и позиционирование дизайна в компании. Это помогает дизайну взаимодействовать с потребностями корпоративного управления и делает акцент на долгосрочные возможности дизайна. Как результат — в сферах применения стратегического управления усиливаются конкурентные преимущества и отличительные черты продукта/компании.
Задачи дизайн-менеджмента
Задачи дизайн-менеджмента могут быть объединены в несколько групп для описания профиля работы сотрудников. Рейчел Купер и Майк Пресс (Cooper and Press, 2005) в своей модели менеджмента выделили пять различных категорий, которые охватывают дизайн и определяют его задачи на стратегическом, тактическом и операционном уровне:
- видение / миссия
- стратегия / определение политики компании
- цели /задачи / результаты
- планирование / распределение ресурсов
- деятельность / контроль / оценка
Авторитет и место дизайн-менеджера в компании прямо влияют на то, что дизайн-менеджер делает в своей ежедневной работе. Герт Коотстра (Gert Kootstra, 2006) различает типы дизайн-менеджмента по их организационным функциям:
Дизайн-менеджмент как линейная функция
Линейная функция дизайн-менеджмента напрямую связана с выполнением «первичных» задач в организационном процессе и может применяться на всех уровнях иерархии дизайн-менеджмента. Основной признак линейной функции дизайн-менеджера — это широкая прямая ответственность за результат.
Распределенная функция дизайн-менеджмента
В этом случае функционал дизайн-менеджера может нести один из сотрудников компании и при этом исполнять роль консультанта для других отделов или работников по вопросам дизайн-менеджмента.
Вспомогательная функция дизайн-менеджмента
Когда дизайн-процесс определен как «вторичный» организационный процесс, дизайн-менеджмент выполняет вспомогательную функцию. Дизайн-менеджер определяется как творческий специалист по управлению производством, бренд-менеджменту, маркетингу, РR и коммуникациям.
Иерархия дизайн-менеджмента
То, в каком объеме, и каким способом дизайн-менеджмент интегрирован в компанию, зависит от степени значимости той роли, которую играет дизайн в компании, а также от её размера, конкурентной позиции и специфики отрасли.
Исследования Датского центра дизайна (DDC), позволившие определить «Датскую Лестницу Дизайна», показывают, как компании интегрируют дизайн в бизнес:
- Без дизайна: компании, которые не используют дизайн (15 % в 2007 году)
- Дизайн как стайлинг: компании, которые используют дизайн для создания стилистических решений (17 % в 2007 году)
- Дизайн как процесс: компании, которые внедряют дизайн в процесс развития (45 % в 2007 году)
- Дизайн как инновация: компании, которые рассматривают дизайн как ключевой элемент стратегии (21 % в 2007 году)
Исследования показали, что компании, которые рассматривали дизайн на самой высокой ступеньке лестницы, непрерывно росли. Также, Датский центр дизайна опубликовал в 2006 году отчет «Оценка значимости дизайна» с результатами, показывающими, что многие компании рассматривают дизайн в качестве вдохновения для инноваций (71 %), в качестве необходимости для роста компании (79 %), и как то, что помогает сделать продукт более удобным для покупателя (71 %).С ростом важности дизайна в компании, значимость дизайн-менеджмента также возрастает.
Автор: студенты и выпускники курса дизайн-менеджмента БВШД, рис. Светлана Черткова
Managing Design by Research: developing a research based design (Rachel Cooper & Mike Press, 2005)
Моя профессия — дизайн-менеджер
И правда, глупо платить за пользу, которую нельзя измерить. Тогда это и не польза вовсе, а какое-то шарлатанство, «лохотрон», как охарактеризовал дизайн, маркетинг, брендинг, и иже с ними всю креативную индустрию известный российский бизнесмен. «Нет, знаешь, когда я беру директора по маркетингу – за дорого его покупаю, то он мне первые полгода говорит, что вникает, а вторые полгода – говорит, что пока эффект от его действий не наступил. А потом – пишет заявление и уходит к конкурентам. И не понятно, зачем такой маркетинг нам нужен….» — сетует он.
Камень преткновения в этих привычных инсайдеру отрасли историях – система оценки, измерения финансового и прочих результатов, которые делают работу креативных специалистов нужной и важной для бизнеса. Никто, ни одна душа не сможет помочь дизайнеру обосновать стоимость своей работы, а маркетологу – ценность этого бюджета для компании, если они не научатся говорить на новом языке. Языке, который объединяет межпрофессиональные компетенции. Языке, который связывает «бизнес-брендинг-производство-продажи-финансы-дизайн» в одну крепкую, стальную цепь железных аргументов. Если такой язык действительно есть, то, в таком случае, креативная индустрия еще постоит, и, даже, пожалуй, выстоит.
1951 год. Послевоенный Чикаго. В Америке – экономический подъем, производство наращивает темпы семимильными шагами. Уолтер Папке, рядовой американский производственник-фабрикант, организует конференцию в небольшом пригороде Чикаго – городке Аспен. Тема конференции довольно странная – даже какая-то непродуманная, неакадемическая, что ли. Как будто смешали два совершенно разных предмета, которые и общего-то ничего между собой не имеют. С одной стороны – деньги, время, железо, производство, продажи. А с другой – искусство, эстетика, стиль, тренд…. Аспеновская конференция подняла тему «Дизайн как функция бизнеса», где впервые представители «бизнеса» и «дизайна» обсудили перспективы плодотворного сотрудничества. Наверное, это было одно их первых публичных мероприятий по «управлению дизайном».
Впервые термин «дизайн-менеджмент» был представлен на заседании Королевского Общества Искусств в Лондоне, в 1965 году. С этого момента начинается официальная история развития новой дисциплины.
Что такое современный дизайн-менеджмент? Прежде всего, переводчик в «дизайнерского» на «бизнесовый» — и наоборот. Дизайн-менеджмент разбирает креатив по косточкам и дает ответ на вопросы, сколько надо вложить в дизайн, чтобы получить эффективный продукт. Дизайн-менеджмент разрабатывает индекс возврата инвестиций в дизайн, тот самый ROI (Return-On-Investment), который одной формулой дает ответ на вопрос «Если 1 рубль вложил в дизайн, то сколько я получу?…» Он же срывает пыльный и затасканный покров таинственности с «креативной кухни», упаковывая ее в ультрасовременную прозрачную оболочку дизайн-стратегии, которую можно посчитать, измерить и оценить. А также – помогает управлять дизайн-командой на предприятии и налаживать работу собственной дизайн-студии.
Основные функции дизайн-менеджмента – организация дизайн-процесса, разработка дизайн-стратегии и воплощение дизайна в жизнь, а точнее – в бизнес, и в рынок. В общем, дизайн-менеджмент серьезно облегчает жизнь.
Хотя, может, в России все не так? И не надо никакого заморского дизайн-менеджмента? Мы и сами, как-нибудь, по-старинке, с дизайном управимся… Последние российские исследования, однако, отметают прочь все сомнения. В 2006 году по инициативе ORGANICA design consultancy и при поддержке кафедры «Коммуникативный дизайн» СПбГХПА был проведен экспертный опрос топ-менеджеров 150 предприятий на тему «Роль дизайна в бизнесе. Эффективный дизайн». Выяснилось, что 61.1% из них считают наиболее важным создание системы оценки качества дизайн-проектов, а 20.8% считают приоритетом стандартизацию взаимоотношений «агентство-клиент». И что они бы «дорого заплатили профессионалу, который объяснит им, какой дизайн нужно сделать, чтобы не потерять инвестиции, например, в производственную линию, стоимостью 5 млн. евро» (цитата из экспертного интервью, «Роль дизайна в бизнесе. Эффективный дизайн», СПб, 2006) .
Вопросы оценки эффективности дизайна, а также организации системы управления дизайном на предприятии как раз находятся в сфере компетенции дизайн-менеджмента. Если опираться на данные исследования, то получится, что большинство предприятий нуждаются в услугах дизайн-менеджмента, но пока либо не осознают эту потребность, либо не имеют возможности воспользоваться – сервисы в этой области пока никак не представлены в России.
Говоря словами первого российского предпринимателя, реализовавшего проект по дизайн-аудиту на своем мебельном предприятии, «раньше я и представить себе не мог, что есть системы оценки дизайна, такие, как у финансистов или в коммерции. Консалтинговые компании, к которым я обращался за разработкой стратегии компании, могли оценить только финансы, работу с персоналом, ну, и маркетинг тоже. А вот, что мне было делать с дизайном? Я же работаю в мебели, у нас дизайн — это все» — рассказывает о проекте Вадим Трубин, генеральный директор компании «Sid-диваны», вице-президент Ассоциации мебельных предприятий и торговли Челябинской области. Проект для этой компании мы реализовали в 2008 году вместе со студентами Британской Высшей Школы Дизайна. Есть разные методы аудита предприятия с точки зрения анализа дизайн-стратегии – это и DTI Innovation Audit, разработанный Лондонской Бизнес Школой, и DTI Successful Product Development Audit — более полная модель оценки, предложенная Британским Советом по Дизайну (The British Design Council). Мы взяли зарубежную методологию и доработали ее с учетом потребностей реального российского предприятия, сделали такой рабочий инструмент для мебельной компании, со спецификой организации экспериментального цеха, понимания трендов, постановки задач для дизайна, и конечно, рекомендуемыми технологиями макетирования и моделирования».
Новая профессия как нельзя более востребована сейчас в мире бизнеса, где каждый неосторожный шаг делает последствия кризиса еще больнее, а каждый потраченный рубль идет, как за два. И предприятия спешат избавиться от балласта старой гвардии – нужны не те, кто умеет тратить бюджеты, а те, кто сможет их сэкономить и грамотно вложить. Стратегия сильных – не держаться за соломинку, а плыть к новым берегам, читай — приобретать новые компетенции, пока никто ими еще не владеет, и к 2010 году выйти в лидеры передового экспертного сообщества. Почему к 10-му? Ну, так это просто, тогда кончится кризис, и те, кто выстоял, будут на вес золота. Компаниям понадобятся люди с умением управлять дизайн-стратегией, потому что будущее 21 века называется «Дизайн», как сказал Брюс Нуссбаум (Bruce Nussbaum) по итогам Дня Дизайна (Innovation, Creativity and Design Strategy) в рамках Всемирного Экономического Форума 2006 в Давосе.
Давайте-ка попробуем сказать «инновация», так, тихонечко, про себя, вслух необязательно. А потом представить что-нибудь инновационное, что-нибудь такое, «вау». Представили? Что получилось? Apple iPod или Apple iPhone? Не важно, главное – Apple. 90% представителей мировой бизнес-элиты, опрошенных в 2006 году Бостонской Консалтинговой Группой, тоже назвали Apple, когда их спросили «Какую компанию вы считаете инновационной?» Только вот в чем штука — Apple вкладывает в инновации и разработки (R&D) меньше среднего по отрасли – всего 5.9% по сравнению с отраслевыми 7.9%! Apple не занимается технологическими инновациями, — «мы упаковываем технологии в очень простую и привлекательную форму», — говорит Стив Джобс, глава Apple. А его коллеги добавляют – «мы занимаемся дизайн-инновациями».
Пока дизайн-менеджмент в России делает первые шаги, зарубежом это последний тренд – включать в программы МВА курс «управления дизайном». И даже открывать отдельные программы – как, например, в Университете Искусств Лондона. Скажу по секрету, что скоро дизайн-менеджменту можно будет научиться и в России — правда, только в Москве, в Британской Высшей Школе Дизайна. Первая образовательная программа по дизайн-менеджменту откроется в 2009 году.
Специалисты, которые только начинают работать в этой сфере, могут рассчитывать на широкую клиентскую базу и полное отсутствие конкуренции, причем ограничений по оптимальной форме работы нет. И действительно, если нет сложившегося рынка, то надо только взять в свои руки по-настоящему инновационную тему и раскрутить на ее основе собственный консалтинговый бизнес. Работать в дизайн-менеджменте можно как самостоятельно, так и в рамках своей студии или мини-консалтингового бюро. Важным условием, правда, остается профессионализм – без специализированного образования в этой области вряд ли можно разобраться в специфике качественного дизайн-менеджмента для предприятий.
За рубежом профессиональные сервисы в области дизайн-менеджмента представляют как специализированные консалтинговые компании, так и дизайн-студии широкого профиля. Однако, в условиях жесткой конкуренции, эффективной моделью на Западе также является частная практика, фрилан в области дизайн-менеджмента. Эксперты, авторы книг и статей на эту тему, выбирают свои ниши – специализируются на какой-либо отрасли (электронике, бытовой технике, мебели или в целом – промышленном дизайне), а также работают в области организационного консалтинга. Яркий пример – компания Park Advanced Design Management с офисами в Германии и Нидерландах, которая помогает создавать дизайн-департамент на предприятии, разрабатывать дизайн-стратегию для компании, а также управлять дизайн-персоналом.
Как написала в одной из статей для Design Management Review Клаудиа Котчка, вице-президент по дизайн-инновациям и стратегии Procter&Gamble, «чтобы что-то сделать брендом, нужно сначала для этого «что-то» разработать дизайн». А чтобы сделать дизайн хорошо – надо включить его в качестве переменной в бизнес-стратегию и, самое главное, понять важность дизайна для бизнеса. «Ведь дизайн – только на 2% состоит из творчества, и на 98% — из расчета и здравого смысла» (Теренес Конран, известный британский дизайнер и предприниматель).
MINI-MBA курс «МЕНЕДЖМЕНТ ДИЗАЙНА»
Подайте заявку сейчас и получите бесплатно 40 секретов от профессиональных дизайнеров и декораторов, которые помогут Вам построить успешную карьеру или собственный бизнес!
Топ-менеджмент в сфере дизайна и архитектуры
MINI-MBA Курс «Менеджмент дизайна» разработан для энергичных и творческих людей, успешных предпринимателей и опытных дизайнеров, желающих получить или углубить свои познания в области управления архитектурными проектами и услугами в сфере дизайна.
В Университете бизнеса №1 представлено множество актуальных на сегодняшний день MINI-MBA программ, способствующих саморазвитию, успешному ведению и продвижению бизнеса. В создании курса дистанционного обучения управлению в сфере дизайна принимали участие профессиональные архитекторы международного уровня и руководители дизайнерских агентств, делясь экспертными знаниями, полученными во время многолетней практики как в России, так и за рубежом.
Срок обучения по данной программе составляет в среднем 3-6 месяцев, однако доступ к материалам будет доступен в течение года с возможностью бесплатного продления еще на 1 год. Программы MINI-MBA курсов проходят полностью дистанционно – получайте знания и обучайтесь в любое удобное время и без отрыва от основной деятельности!
Престижное бизнес-образование
По окончании MINI-MBA курсов выпускники Университета Бизнеса получают диплом об успешном прохождении программы «Менеджмент дизайна» с международным приложением на английском языке.
Лицензия на образовательную деятельность №038379
Программа курса обучения «МЕНЕДЖМЕНТ ДИЗАЙНА»
2. Основы управления человеческими ресурсами и кадровый менеджмент
- Стратегия управления персоналом
- Кадровый менеджмент на практике
- Отбор, обучение и развитие персонала
3. Финансы и экономика на предприятии
- Государственное регулирование экономики и предпринимательства, малый бизнес
- Себестоимость продукции, прибыль предприятия
- Основы финансового анализа
4. Основы предпринимательской деятельности
- Сущность предпринимательства, организационно-правовые формы
- Организация собственного бизнеса
- Основы бухгалтерского учета
- Основы налогового учета
5. Основы административно-хозяйственной деятельности организации
- Документооборот
- Обеспечение функционирования офиса
- Организация отдела закупок
- Основы логистического менеджмента
6. Управление проектами
- Стратегическое управление проектами
- Разработка сетевого плана
- Внедрение канбан-систем
7. Личная эффективность
- Теория мотивации
- Основы тайм-менеджмента
- Повышение личной эффективности
- Навыки делового общения
8. Основы дизайна интерьера
- Этапы создания дизайна
- Основные стили
- Перепланировка, ремонт, оборудование
- Карьера дизайнером интерьера
9. Основы ландшафтного дизайна
- Проектирование сада
- Дизайн водных сооружений
- Архитектура сада
- Деревья, кустарники, растения, газоны
- Альпийская горка
10. Основы искусства флористики
- История флористики
- Создание икебаны
- Этапы создания букета
- Материалы и оборудование
- Уход за цветами
- Организация работы флористического салона
Программа мини мба в школе дизайна включает не только весь комплекс необходимых теоретических знаний по управлению деятельности в сфере дизайна, которые умещаются в краткий онлайн курс, благодаря грамотному подбору материалов опытными преподавателями, но также практические примеры и бизнес-кейсы маркетинга и менеджмента в дизайне. Мини mba онлайн курсы менеджмента дизайна сделают из Вас успешного руководителя компании, работающей в сфере предоставления архитектурных и дизайнерских услуг. Онлайн обучение менеджменту в сфере архитектуры и дизайна еще никогда не было таким простым и эффективным!
Креативный менеджмент в дизайне и моде
Профиль «Креативный менеджмент в дизайне и моде» направлен на реализацию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся к решению управленческих задач, формированию траектории инновационного развития, способностей к поиску рынков и рыночных ниш для реализации продукта, компетенций в области взаимодействия с целевыми аудиториями потребителей, инвесторов, грантодателей, посредников, финансовых и государственных структур.
Специалисты данного профиля востребованы в коммерческих и некоммерческих организациях:
- отрасли дизайна,
- индустрии моды,
- выставочной индустрии,
- организациях и учреждениях сферы культуры, включая музейную, галерейную и выставочную деятельность,
- сферы образования, включая просветительскую и образовательную деятельности,
- отрасли туризма и гостеприимства,
- отрасли торговли, в том числе онлайн и офлайн предприятия торговли, макетплейсы и торговые площадки-агрегаторы,
- отрасли печати и СМИ.
Практика проходит на предприятиях креативных индустрий.
Результатами производственной практики студентов в рамках профиля «Креативный менеджмент в дизайне и моде» являются элементы бизнес-плана и проекты осуществления деятельности по созданию арт-объектов и товаров, работ и услуг индустрии моды.
Студенты имеют возможность участия в международных программах обмена: летняя школа в Германии по направлению «Экономика», Магистр делового администрирования MBA (Master of Business Administration), международный семестр во Франции, летняя школа в Свободном Университете Бозен-Больцано, Италия, программа встроенного обучения в Германии. Последняя предполагает получение второго диплома. При успешном окончании программы обучения студенты получают немецкий диплом бакалавра (BA) государственного образца.
Студенты старших курсов успешно совмещают учебу с работой по специальности, что позволяет к окончанию обучения приобрести опыт работы в качестве менеджера или экономиста. Существует возможность защиты дипломной работы на иностранном языке (английском, немецком, французском). Это предполагает перевод большой части работы (введения, одной главы, резюме оставшихся глав, заключения). Студентам, успешно защитившим диплом, выдается удостоверение референта-переводчика.
Центр дизайна ARTPLAY
Магистр делового администрирования MBA (Master of Business Administration)
Творческое пространство «Третий кластер», проект BS Group
Свободный университет Бозен-Бользано, Италия
Сформированные у выпускников профиля «Креативный менеджмент в дизайне и моде» компетенции позволяют им при трудоустройстве участвовать в конкурсах на замещение должностей специалистов в выставочной индустрии, сфере торговли, индустрии моды, легкой промышленности, сфере дизайна, сфере электронной торговли, отрасли общепита, индивидуальном предпринимательстве.