Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение на заочной форме

Заочное высшее образование

Заочная форма обучения является одной из самых распространенных форм высшего профессионального образования. В периоды экономических кризисов спрос на заочное высшее образование возрастает. С каждым годом становится все больше студентов, предпочитающих эту форму обучения. Доля заочников среди студентов негосударственных аккредитованных вузов составляет около 70%. Тысячи людей получают высшее образование по заочной форме обучения.

Учеба заочно подходит абитуриентам, желающим совмещать обучение с трудовой деятельностью. По заочной форме могут учиться граждане любого возраста, но особенно она популярна у тех, кому за 20-30 лет. Поступая в институт, они точно понимают, зачем им высшее образование, почему они выбрали данное направление подготовки и чем будут заниматься после получения диплома.

Стоимость обучения по заочной форме, как правило, значительно ниже, чем по очной.

Мотивы, по которым граждане хотят получить высшее образование по заочной форме, различны. Например, получение диплома о высшем образовании по заочной форме без отрыва от производства, позволяет приобрести и совершенствовать знания по своей специальности. Это дает возможность подниматься вверх по карьерной лестнице, повысить уровень оплаты труда. Если человек решил сменить профессию, то без получения высшего профессионального образования не обойтись, так как одним из требований работодателя к соискателю является наличие высшего образования.

Студенты очной формы обучения могут по заочной форме параллельно освоить еще одну специальность.

Специалисты с высшим образованием, при наличии острой конкуренции на рынке труда, имеют неоспоримое преимущество при приеме на работу.

По заочной форме могут учиться граждане, имеющие аттестат о среднем полном (общем) образовании или диплом о начальном профессиональном либо среднем профессиональном образовании.

Заочное обучение отличается от других форм обучения объемом обязательных занятий обучающегося с педагогическим работником (не менее 200 часов в год). Т.о. заочное обучение предусматривает самостоятельное изучение студентом основной части учебного материала по учебникам, методическим пособиям, дополнительной литературе .

Негосударственные заочные институты Москвы предлагают заочное обучение в виде заочной классической (сессионной) и заочной модульной ( группы выходного дня ) форм получения высшего образования.

Заочная классическая (сессионная) форма обучения

Экзаменационные сессии организуются два раза в год. На сессии студенты параллельно посещают лекции, семинарские и практические занятия и сдают зачеты и экзамены по дисциплинам предыдущего семестра в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса. На лекциях преподаватели делают обзор основных тем курса, рассматривают те темы или разделы дисциплины, которые наиболее важно освоить к сессии. В межсессионный период студенты заочной формы обучения выполняют контрольные работы, пишут рефераты и курсовые работы.

Заочная модульная (группы «выходного дня») форма обучения.

Обучение в группах «выходного дня» организовано один или два раза в неделю в выходные дни. В соответствии с учебным планом студенты изучают блоки дисциплин, а после их освоения преподаватели осуществляют контроль знаний. Такая организация учебного процесса не отвлекает студента от работы и ему не нужно брать отпуск на сессию. Не каждое предприятие предоставляет работнику даже положенный по закону учебный отпуск, а получающим второе высшее образование – тем более. Данная форма обучения наиболее востребована студентами.

Наш институт – НОУ ВПО «Московский институт экономики, политики и права» предлагает своим студентам-заочникам проведение занятий высококвалифицированными специалистами, в том числе практиками, выбор удобного режима обучения, возможность формирования индивидуальных учебных планов и графиков обучения, проведение занятий в малых группах с использованием интерактивных методов обучения и элементов дистанционного обучения.

Заочное обучение: высшее образование без отрыва от производства

В России ежегодно более миллиона человек [1] проходят заочное обучение. Рост желающих получать образование без отрыва от производства наметился в 2008 году — экономический кризис повлиял на платежеспособность населения, а потому дневная форма обучения оказалась доступной далеко не каждому. Сегодня учиться заочно — значит не только экономить, но и совмещать учебу с работой, повышать квалификацию в декрете, иметь возможность не переезжать из родного города ради поступления в вуз и многое другое.

Заочная форма обучения — это…

Учебный план студентов очного и заочного отделений не отличается — обучающиеся осваивают информацию практически в одинаковом объеме. Дипломы также выдаются идентичные — сведения о форме обучения указываются в приложении к документу. Определяющая черта заочного образования состоит в самообучении студента — 70% материала он осваивает самостоятельно. Учебный процесс заочника делится на установочную и экзаменационную сессии. В период установки студент ездит в вуз на лекции (2–3 недели), дома — читает заданную литературу, выполняет контрольные, пишет курсовые и рефераты и отправляет их на проверку. Примерно через полгода учащийся получает справку-вызов и приезжает на сессию. Такая справка предоставляется в случае необходимости по месту работы студента и обеспечивает ему оплачиваемый отпуск. Зимняя сессия длится приблизительно 10 дней, летняя — месяц.

Заочно можно освоить следующие направления: бухгалтерский учет, анализ и аудит, менеджмент, IT-технологии, государственное и муниципальное управление, фармацевтику, промышленное и гражданское строительство, лингвистику, психологию, банковское дело, дизайн, рекламу, журналистику и другие. Но некоторые сферы предполагают только очное обучение, среди них —медицина, изучение иностранных языков.

И первое, и второе высшее образование можно получить на заочной форме обучения. Первое высшее — 4 года (бакалавриат) или 5 лет (специалитет) и 2–2,5 года (магистратура). Второе высшее — 2–3 года (бакалавриат) или 3–4 года (специалитет). Срок получения второго высшего образования заочно зависит от того, какой объем изученных дисциплин может быть перезачтен.

В чем отличие обучения по заочной форме от других форм?

  • В настоящее время в России наиболее популярно очное образование. Форма предполагает, что студенты посещают вуз ежедневно в будние дни, ходят на семинары и лекции в течение семестра, а затем сдают соответствующие экзамены. Обучающиеся на бюджете могут получать стипендию. Юноши во время учебы не призываются в армию.
  • Очно-заочная (вечерняя) форма обучения предполагает посещение вуза вечером. В этом же графике сдаются и экзамены. Сегодня такая форма есть в небольшом числе учебных заведений.
  • Дистанционное образование считается разновидностью заочного. Студент выходит на связь с преподавателем посредством интернета. Используются электронная почта, видеочаты, видеоконфереции и т.д. С помощью дистанционной формы обучения можно получить диплом практически любого вуза, не выезжая из дома.

Виды заочного обучения

Современному студенту предоставлены широкие возможности по организации своего учебного процесса, который он может наладить максимально удобно для себя и в рамках заочной формы обучения.

Классический вариант «заочки» построен на сессиях. Как уже было отмечено, во время учебных, или установочных, сессий студент посещает вуз, слушает лекции, ходит на групповые или индивидуальные консультации с преподавателями. После такой сессии наступает время домашней работы: изучение учебных материалов, написание контрольных, рефератов, курсовых работ. Затем студент снова приезжает в вуз на экзаменационную сессию. В год обучающийся, как правило, посещает 2 установочные сессии и закрывает 2 экзаменационные.

В конце своего обучения студент приезжает в учебное заведение для сдачи госэкзаменов и получения диплома.

Модульный тип заочного обучения означает, что студент приезжает в вуз по выходным на протяжении нескольких месяцев в году. Это удобно для тех, кому важен частый непосредственный контакт с преподавателями, но мало подходит семейным людям, у которых выходные — зачастую единственная возможность провести время вместе.

Как и при классическом типе, студент сдает в вузе госэкзамены и приезжает на получение диплома.

Заочное образование с использованием ДОТ (дистанционных обучающих технологий) — инновационный метод получения образования. Студент большую часть времени изучает учебную программу самостоятельно, при этом он может находиться в любой точке мира. Расписание занятий и сессий составляется в индивидуальном порядке. При желании студент может приехать в вуз и получить консультацию преподавателя, но можно это сделать и посредством электронной почты, видеосвязи или иначе с помощью интернет-технологий.

Для сдачи государственных экзаменов и получения диплома студенту все-таки придется показаться в вузе.

Вне зависимости от выбранного вида заочного обучения ученику следует проявлять активность, любознательность, организованность и даже жадность в отношении знаний — только так можно достигнуть намеченного результата.

Как стать студентом заочного отделения

Как правило, желающих поступить на заочное отделение вуза меньше, чем на очное, потому стать студентом-заочником проще. Например, если на очное отделение конкурс 20–25 человек на место, то на заочное он составит примерно 15–18 человек [2] . Некоторые вузы проводят внутренние испытания и по их результатам набирают учеников. Но во главе угла чаще всего остается ЕГЭ — заветные баллы позволят поступить на выбранную специальность. Чтобы узнать проходной балл на интересующем вас факультете, зайдите на сайт вуза — так вы сможете объективно оценить свои шансы на поступление.

В некоторых случаях в вуз можно поступить и без сдачи ЕГЭ:

  • если абитуриент является призером всероссийской олимпиады;
  • если абитуриент — иностранец и окончил школу у себя на родине;
  • если руководство компании отправляет сотрудников, уже имеющих высшее образование, на переквалификацию;
  • если абитуриент по состоянию здоровья не может сдать единый госэкзамен.

Итак, вуз выбран, специальность определена, шансы оценены, что делать дальше? Следующий шаг — подача документов в приемную комиссию. Для поступающих на заочное отделение перечень таков:

  1. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  2. Аттестат о среднем (полном) образовании.
  3. Сертификат с результатами ЕГЭ.
  4. Документы, подтверждающие индивидуальные достижения поступающего, учитывающиеся при приеме.
  5. Медицинская справка (форма 086/у).
  6. Приписное свидетельство либо военный билет (для юношей).
  7. Фотографии формата 3х4 (2–6 штук).
  8. Заявление о поступлении.
  9. Справка с места работы (требуется в редких случаях).
  10. Иные документы, предусмотренные конкретным вузом.
Читать еще:  Срок обучения на психолога

Документы можно принести лично, отправить почтой либо на электронный адрес (в этом случае принимаются скан-копии).

Приемная комиссия рассматривает заявки, поступившие в срок, сопоставляет результаты ЕГЭ всех абитуриентов и формирует списки-рейтинги, с которыми можно ознакомиться на сайте вуза.

Преимущества заочной формы обучения

Первой причиной роста популярности заочных отделений в вузах, как уже было отмечено, оказалась сравнительно невысокая стоимость обучения. Сегодня она в 1,5–2 раза ниже стоимости классической формы обучения. Кроме того, на заочное отделение проще поступить — конкурс среди абитуриентов-заочников ниже, чем на аналогичных специальностях дневного отделения.

Наиболее очевидный плюс заочного обучения — возможность совмещать учебу с работой. Порочный круг — на работу без опыта не берут, но чтобы был опыт, нужна работа — может быть разорван. Заочник нарабатывает стаж во время учебы, а после получения диплома может претендовать на солидную должность по специальности. Легко решается и вопрос с производственной практикой — ее заочник проходит прямо на своем рабочем месте.

Заочное образование — единственное решение для мам в декрете. Вместо того чтобы прерывать учебу и уходить в академический отпуск, они могут ухаживать за ребенком и продолжать обучение или же совмещать приятное с полезным — получать второе высшее во время декретного отпуска.

Преимущества заочной формы обучения очевидны и для тех, кто решил сменить профессию. Переквалификация без отрыва от производства — выход для людей разного возраста, уровня достатка, семейного положения.

Приятный бонус заочного отделения — в отношении преподавателей: к заочникам они менее строги, часто прощают то, что учащимся очного отделения никогда бы не спустили с рук. Зачастую общение и сдача экзаменов оказываются не пыткой с дрожью в коленях, а превращаются в интересный диалог равных собеседников — теоретика и практика.

Заочное обучение, помимо всего прочего, развивает дисциплину и самоорганизацию. И хотя классическим считается получение образования в очной форме, дипломы очника и заочника идентичны, разница в приложении к диплому, где указана форма обучения, а на это сегодня мало кто из работодателей обращает внимание. К счастью, современная система образования позволяет максимально нивелировать разницу между очным и заочным форматом обучения.

Сколько стоит обучение на заочном отделении

Стоимость обучения в вузе определяется не самим учебным заведением, а Министерством образования и науки, и зависит она от ряда показателей, среди которых: статус университета, его территориальное расположение, преподавательский состав, техническая оснащенность, библиотечный фонд. На стоимость обучения на заочном отделении влияет и престижность специальностей. Наиболее востребованные и дорогие сегодня: финансы и бухучет, международные отношения, банковское дело, IT и телекоммуникации, строительство и архитектура, маркетинг, реклама, журналистика, стоматология.

Средняя стоимость обучения на заочном отделении бакалавриата составляет 45–55 тысяч рублей в год, специалитета — 65–75 тысяч рублей в год.

Некоторые вузы также предусматривают наличие бюджетных мест на заочном отделении.

В последнее десятилетие наблюдается рост поступающих на заочные отделения. Раньше заочную форму обучения выбирали в основном те абитуриенты, которые не прошли по конкурсу на очную. Сегодня студенты целенаправленно подают документы именно на «заочку», ведь преимуществ этой формымножество.

Какой вуз с заочной формой обучения выбрать?

Отвечая для себя на этот вопрос, обратите внимание, есть ли у вуза необходимая вам ступень образования (магистратура, специалитет, бакалавриат) и форма, оцените, насколько квалифицирован преподавательский состав, каково техническое оснащение вуза, какие перспективы трудоустройства он дает. Пообщайтесь с выпускниками вуза — со знакомыми либо на форумах в интернете. И конечно, сопоставьте финансовые возможности со стоимостью обучения.

Комментирует член приемной комиссии университета «Синергия»:

«Современный вуз должен объединять многолетние академические традиции и новейшие образовательные технологии. В «Синергии» уже 30 лет готовят профессионалов, которые запускают свои успешные бизнес-проекты и занимают ведущие управленческие должности в крупных компаниях. Выпуская студентов, в первую очередь мы думаем о том, каковы сегодня требования работодателей и что мы должны дать своим ученикам, чтобы у них не возникло проблем с трудоустройством или налаживанием собственного дела.

В «Синергии» можно учиться очно, заочно и дистанционно, получить как первое высшее, так и второе или бизнес-образование. Среди наших программпредпринимательство, гостиничный сервис, бухгалтерский учет, анализ и аудит, госуправление, гражданское и уголовное право, банковское дело, психология, дизайн, реклама и другие. Чтобы поступить к нам, можно оставить заявку прямо на сайте, подготовить необходимые документы и сдать внутренние экзамены.

В нашем университете действует Центр трудоустройства. Он помогает студентам и выпускникам составить резюме, пройти собеседование и получить престижную работу в крупной компании».

P.S. Узнать больше об обучении в университете «Синергия» можно на официальном сайте.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности №1900 от 28.01.2016 г.

Для заочного обучения доступен широкий выбор специальностей и программ обучения.

Обучение на заочной форме может стоить существенно ниже, чем на дневном отделении.

Дистанционная форма заочного обучения позволяет обучаться в престижных вузах из разных точек мира.

  • 1 http://vuz.edunetwork.ru/reviews/77
  • 2 http://студенту.рф/673-specifika-postupleniya-na-zaochnoe-otdelenie.html

Если сту­дент в про­цес­се уче­бы по­нял, что за­оч­ная фор­ма ему не под­хо­дит, он мо­жет пе­рей­ти на днев­ное от­де­ле­ние. Но для это­го по­тре­бу­ет­ся учесть ряд ню­ан­сов: есть ли его спе­ци­аль­ность на оч­ном от­де­ле­нии, нет ли у не­го ака­де­ми­чес­ких за­дол­жен­нос­тей и т.д.

Заочное высшее образование: что это такое и есть ли от него польза?

Перечень специальностей, на которые можно учиться заочно, становится все короче. Министерство образования и науки планирует отменить такую форму обучения для инженеров, строителей, энергетиков и других профессий, где нужно много практики. А лучше вообще оставить заочную форму только для повышения квалификации. Действительно ли студенты-заочники получают плохие знания? Можно ли после такой учебы устроиться на работу? Давайте разбираться.

Как проходит заочное обучение в вузе

Примерно месяц студенты ходят на сессию, затем получают домашнее задание по каждому предмету и начинают работать самостоятельно. На следующей сессии показывают, чему научились. Вот как это выглядит в реальности.

Первый этап – установочная сессия

Группа студентов собирается на установочную сессию. Преподаватели знакомят с правилами обучения в конкретном вузе, учебным планом, рассказывают про основы профессии, проводят вводные лекции, дают список литературы и задания для самостоятельной работы.
Срок: 20–25 дней.

Второй этап – самостоятельная работа

Студенты по удобному для себя графику читают учебники, пишут контрольные работы на выбранные заранее темы, готовятся к выступлению на семинарах, экзаменам, тестам. Если необходимо – занимаются практической работой: проводят опросы, ведут дневники наблюдений и т. д. Чтобы контролировать работу студентов, преподаватели назначают сроки сдачи работ. Например, если следующая сессия в мае, то работы по разным предметам нужно отправить на e-mail преподавателя, например в феврале, марте, апреле. Вовремя сданные контрольные работы и рефераты служат допуском к экзаменам.

Срок: до следующей сессии.

Третий этап – сессия

Задача студентов – показать, как усвоили материал. Они сдают экзамены, участвуют в семинарах, групповых, лабораторных занятиях, отвечают на вопросы тестов. Ну и конечно, снова лекции, семинары, новый учебный материал.

Срок: 20–30 дней. Обычно проходит 2 сессии в год.

Эти этапы (кроме первого) чередуются на протяжении 3–6 лет обучения. Раз в год студенты пишут курсовую работу и защищают ее. А в конце обучения, вместе со сдачей государственных экзаменов, защищают дипломную работу с исследованием, практической частью и выводами.

Зачастую образовательные учреждения предполагают сессию при заочной форме обучения в конце ноября и первых числах декабря. При этом многие университеты проводят зимние экзамены для заочников в начале января. А вот весенняя сессия обычно одинаково во всех учреждениях проводится в марте. В зависимости от курса экзаменационная сессия у заочников может длиться от трех до четырех недель.

По закону работающие студенты могут рассчитывать на оплачиваемый учебный отпуск, длительность которого увеличивается от первого (до 40 календарных дней) к пятому (до 50 дней) курсу обучения.

Чем заочное обучение отличается от очного?

Срок обучения зависит от вуза и специальности. Например, в 2018 году в КГПУ им. В. П. Астафьева любое заочное обучение идет 5 лет. Притом в этом же университете есть очные специальности сроком обучения в 4 года.

«Я получала среднее образование очно, а высшее – заочно. В колледже я толком не училась, прогуливала занятия, часть предметов вообще прошла мимо меня. Но на работу по профессии устроиться смогла. А вот на заочке я взялась за ум. Совмещала работу и учебу, да так, что в итоге красный диплом получила. Мне предлагают должность заместителя начальника отдела, а я размышляю по поводу второго высшего. » Ирина, 34 года, технический специалист

Как поступить на заочное отделение в вуз

Конечно, конкретные условия нужно узнавать в выбранном учебном заведении, но основные особенности мы расскажем.

Программы обучения

В России действует двухуровневая система образования: это бакалавриат (4 года) + магистратура (2 года) и отдельно специалитет (5–6 лет). Это виды программ обучения.

Соответственно, после них вы получите квалификацию бакалавра, специалиста или магистра. От выбора программы зависит длительность обучения и дальнейшие возможности.

Бакалавр

Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе 4 года, сдал государственные экзамены и при желании может поступить в магистратуру.

Читать еще:  Школы обучения китайскому языку

Магистр

Специалист или бакалавр, окончивший магистратуру и защитивший магистерскую диссертацию. Срок обучения – 2 года. После этого может поступить в аспирантуру.

Специалист

Человек, получивший высшее профессиональное образование. Он учился в вузе не менее 5 лет, сдал государственные экзамены и защитил дипломную работу. При желании может поступить в магистратуру или аспирантуру.

Бакалавриат – общая профессиональная подготовка, с таким дипломом устроиться на работу вполне реально. Специалист уже уровнем повыше, работодатели ценят его больше. Магистр – ну тут уже все понятно, самый крутой из трех.

Российские дипломы бакалавра и магистра равнозначны европейским дипломам, так как наша страна входит в Болонскую конвенцию об образовании. Если вы не планируете работу или стажировку за границей, то вполне можете обойтись специалитетом. Бакалавры же могут поступать не только в российскую магистратуру, но и зарубежную.

Проходной балл

Это суммарный результат после сдачи экзаменов (ЕГЭ), прохождения тестирования вуза (если оно есть) и индивидуальных достижений абитуриента. На заочном отделении проходной балл часто бывает ниже, чем на очном, хоть и не всегда.

Вот несколько примеров:

Проходной балл на очное

Проходной балл на заочное

ТГИК (на факультете музыки, театра и хореографии)

МГУКИ (на факультете социально-культурной деятельности)

КузГТУ им. Горбачева (на строительном факультете)

На основе данных государственной статистики в 2016 году, конкурс при приеме в вузы в 2016 г. был таким:

  • на очное образование – почти 7 заявлений на одно место;
  • на заочное – чуть больше 2 заявлений.

А поступило 57,5 % на очную форму и 40,1 % – на заочную. Остальные абитуриенты выбрали очно-заочную форму обучения.

Как поступить в вуз без ЕГЭ заочно? Сделать это могут те, у кого уже есть среднее профессиональное образование. Они зачисляются на основании результатов вступительных внутренних экзаменов учебного заведения. А всем, кто недавно закончил 11 классов, результаты ЕГЭ – обязательны.

Если поступать на заочную форму обучения в вузе после среднего образования, то может сократиться срок обучения и условия сдачи вступительных экзаменов.

Например, в Тюменском индустриальном университете условия такие: выпускники школ поступают по результатам ЕГЭ. Если у абитуриента есть среднее специальное или высшее образование, тогда прием осуществляется по результатам вступительных экзаменов самого университета. Проходной балл ниже, чем на очном обучении.

Результаты ЕГЭ действуют 4 года включительно. То есть если вы сдали его в 2018 году, поступать можете до 2022 включительно.

Если в вузе на выбранную вами специальность предусмотрены бюджетные места и вы набрали проходной балл, можете учиться бесплатно.

Как проходит заочное обучение в вузе

Срок обучения – от 3 до 6 лет. Зависит от учебной программы, наличия образования у абитуриента. Если поступать на заочное высшее обучение, имея среднее профессиональное образование, срок обучения сокращается на 1–2 года. В некоторых вузах можно обучаться по индивидуальному плану и сократить срок обучения в среднем на полгода. Например, в ХГУ им. Н. Ф. Катанова по направлению «Экономика: Бухгалтерский учет, анализ и аудит» бакалавру заочно нужно учиться 5 лет, а при индивидуальном плане обучения – 4 года и 7 месяцев.

Не все возможности, доступные студентам-очникам, будут доступны и заочникам. Например, не получится пройти зарубежную стажировку, участвовать в грантах для обучения за границей.

Диплом, который получают студенты-заочники, отличается от диплома очников только меньшим количеством часов. Указание формы обучения вносится в диплом только по согласованию с выпускником.

О чем еще нужно подумать заранее

Стипендия. Даже если студент поступил на бюджет, стипендия ему все равно не полагается.

Отсрочка от армии. Молодой человек будет в списке призывников наравне с остальными, отсрочки на заочке нет.

Совмещение работы и учебы. Обычно на время сессии студенту полагается оплачиваемый учебный отпуск, но по факту это зависит от работодателя. Иногда студенты берут ежегодный отпуск на работе и учатся в это время. Не всем это нравится, зато начальник раздражается меньше.

Почему абитуриенты выбирают заочную форму обучения?

  • Работа сразу после школы. Отличный вариант для тех, кто обеспечивает свою жизнь сам.
  • Возможность жить в родном городе. Не нужно постоянно жить в большом городе. Можно приезжать на месяц из своего региона, экономя деньги на оплате за жилье.
  • Низкая стоимость обучения. Иногда даже вполовину меньше, чем оплата за очную форму обучения.
  • Индивидуальный график учебы. Заочная форма образования дает большую свободу действий, чем очная. Сессии проходят 2–3 раза в год по одному месяцу, а оставшееся время вы можете заниматься спортом, творческой деятельностью или ухаживать за ребенком.
  • Вне возрастных стереотипов. Учиться можно в любом возрасте. На заочном обучении, скорее всего, вы встретите своих ровесников, сколько бы лет вам ни было.

«В нашей группе на заочном отделении училось 22 человека. Двое девушек поступили после 11-го класса. Они жили в селе и в город приезжали только на сессии. Еще двое сначала учились очно, потом взяли академический отпуск по уходу за ребенком и перевелись к нам. Парень недавно пришел из армии. Остальные – женщины 30–40 лет. Они уже работали и получали образование по профессии». Антонина, 28 лет.

Мифы о заочном обучении

Заочное всегда платное. Нет, не всегда. Если учебным заведением предусмотрены бюджетные места, на них вполне реально попасть. Например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя в 2018 году выделил 170 бюджетных мест на заочное обучение при проходном балле 189.

Заочное хуже очного. Согласно учебному плану, студент очник и заочник получают практически одинаковое образование. Разница состоит только в том, что очники получают больше образовательных часов по каждой дисциплине, но при этом перечень дисциплин остается неизменным.

Учиться легче. На самом деле, не всегда. Если в очном формате объем знаний распределяется по всему учебному году, то в заочном формате объем становится концентрированным. Вместо лекций и потребления готового материала придется добывать и изучать его самостоятельно. Преподаватели помогают вырабатывать самодисциплину: они дают график сдачи контрольных работ. Так, до январской сессии вам нужно будет отправить все работы на электронную почту преподавателям.

Требовательность педагогов ниже. Тоже не всегда. Студенты ведь не просто отсиживают часы – им еще потом и курсовые, дипломные работы перед комиссией защищать. Так что поблажки обычно бывают редко. Кто-то из педагогов наоборот стремится дать как можно больше знаний, дотошно проверяя работы.

Нет практики. Как правило, студенты-заочники уже работают по специальности и всю практику проходят на работе. Если это не ваш случай, придется искать предприятие самостоятельно. В любом случае, в учебном плане практические занятия прописаны. На время обучения можно устроиться в российскую компанию на стажировку – бесплатную или оплачиваемую.

Труднее найти работу. По законодательству компании не имеют права отказывать в устройстве на работу по причине получения заочного образования. Но по факту некоторые работодатели неохотно берут таких специалистов. Отказ обосновывают недостаточной квалификацией. Есть и другие компании, которые наоборот охотнее берут студентов-заочников: так они «воспитывают под себя» специалиста, постепенно увеличивая круг его обязанностей. Тем более, начав работать на 1–2-м курсе, вы одновременно будете получать теоретические знания и применять их на практике. А если что-то будет непонятно, всегда можете спросить преподавателей на сессии.

Иногда вузы тоже помогают студентам в трудоустройстве. Например, ХГУ (Хакасский государственный университет) им. Н. Ф. Катанова создал автоматизированную информационную систему трудоустройства. Там студенты получают информацию о стажировках, вакансиях, вебинарах. НГТУ (Новосибирский государственный технический университет) сотрудничает с Региональным центром трудоустройства и адаптации выпускников к рынку труда, а также с центром развития профессиональной карьеры.

Минобрнауки идет к тому, чтобы оставить заочное обучение только как способ повышения квалификации для тех, кто получает второе высшее образование. Но пока этого не произошло, сотни тысяч студентов в 2018 году подают заявления на заочную форму обучения.

Заочная форма обучения в школе

Принятый в нашей стране закон гласит, что любой человек имеет право на образование. И 1 сентября каждого года дети идут в школу, садятся вместе с одноклассниками за парты и получают от учителей знания по разным предметам. Но в том же законе прописано, что такая форма преподавания не единственная и существуют другие, альтернативные. Одна из них – заочное обучение в школе.

Откуда пошло заочное обучение

Еще в 1996 году в закон «Об образовании» были внесены изменения, которые говорили, что для получения знаний не обязательно каждый день ходить в школу. Такое положение было утверждено в основном по просьбам семей с детьми, не имеющими возможности посещать учебные заведения по причинам, связанным со здоровьем. В случае объективных препятствий к этому в качестве альтернативы предлагали надомное преподавание. Это означало, что дети не посещали занятия лично, а получали знания с помощью учителей той же школы, приходящих к ним домой.

Согласно этому закону, надомник может заниматься как по общей, так и по специальной программе. Общая программа ни в чем не отличается от той, по какой учатся его одногодки. Обучающийся на дому проходит те же темы и пишет те же контрольные и проверочные работы, что и другие ребята класса. Специальная или вспомогательная программа разрабатывается для детей, имеющих серьёзные проблемы со здоровьем. В ней всё индивидуально: и количество часов, и набор предметов. При прохождении обеих программ выпускнику в случае надомного обучения выдаётся точно такой же аттестат государственного образца, что и другим детям, посещавшим учебное заведение в обычном порядке.

Читать еще:  Университеты с дистанционным обучением

Такая система образования при неоспоримых плюсах имеет и свои недостатки, главный из которых – невозможность проработать все темы по всем предметам на занятиях с приходящим учителем. Нормативы СанПиН допускают сокращение академического часа до 20-30 минут, если этого требуют индивидуальные особенности учащегося, но при этом общее время занятий не должно быть меньше 21-го часа в неделю.

Ни одна школа не в состоянии обеспечить данный минимум посещений. Чтобы при такой нагрузке ученику не приходилось большую часть материала осваивать самостоятельно, законодательно определяется возможность сетевой реализации обучающих программ.

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка определяется нормативами СанПиН 2.4.2.2821–10. В данном случае действует общая для заочников и очников схема, согласно которой ежедневная нагрузка должна составлять:

  • для обучающихся в 1-х классах – не более 4 уроков;
  • для обучающихся во 2–4-х классах – не более 5 уроков;
  • для обучающихся в 6-х классах – не более 6 уроков;
  • для обучающихся в 7–11-х классах – не более 7 уроков.

Надомная система привлекла не только семьи, где есть дети с физическими проблемами, но и тех, у кого ребёнок не может посещать занятия по иным причинам. Так в законе «Об образовании» появилось положение о заочной форме обучения в школе.

Нельзя сказать, что заочка очень распространена в нашей стране, поэтому она вызывает много вопросов. Прежде всего надо разобраться, что же это такое. Главный признак дистанционного образования: обучающийся не посещает уроки каждый день. Он учится дома, как и при надомной системе, так же «прикрепляется» к определённому учебному заведению. Но в случае заочного преподавания школа не предоставляет услуг своих сотрудников. Родителям самим придётся решать этот вопрос. У них есть 3 варианта:

  • обучать сына или дочь самостоятельно;
  • нанимать репетиторов (можно из той же школы);
  • воспользоваться предложением онлайн-школы.

Переходя на заочное образование, учащийся получает статус экстерна. Если ребенок быстро схватывает материал, легко его усваивает и запоминает, он может в любое время пройти промежуточную аттестацию и перейти в следующий класс раньше своих сверстников.

Кому подходит заочное обучение

Несмотря на плюсы и удобство, без веских причин переход к такой форме получения образования не происходит. К нему прибегают в следующих случаях:

  • Ученик имеет какие-то заболевания, которые не мешают ему заниматься в полном объёме, но при этом посещать уроки каждый день он не может (например, если он имеет проблемы с опорно-двигательным аппаратом и передвигается в инвалидной коляске).
  • Ребёнок профессионально занимается спортом, музыкой или чем-то ещё. В этом случае ему требуется особый режим, чего не может предоставить стандартное учебное заведение. У таких детей есть два варианта: либо поступиться учебой и закрыть глаза на плохие оценки из-за того, что много уроков просто пропускаются, либо перевестись на заочную систему.
  • Работа обоих родителей связана с постоянными переездами, и ребёнку приходится часто менять школы. Кто с этим сталкивался, знают, что говорить о хорошей учёбе при этом не приходится. Приходя в новый класс, ученик (особенно подросток) неизменно сталкивается с проблемой адаптации, с поиском своего места в коллективе, и вопросы учёбы его при этом волнуют далеко не в первую очередь. Дистанционное получение знаний позволяет свести связанные с этим неприятности к минимуму.
  • Ребёнок опережает сверстников в развитии. Такие дети быстро схватывают учебный материал, выполняют задания раньше одноклассников, в результате им на уроке становится скучно. Вундеркинд либо вообще теряет интерес к учёбе, либо начинает прямо на уроке проявлять свою детскую неусидчивость, нарушает дисциплину, мешает товарищам. Учителя это раздражает, а результат – конфликт, в котором страдают обе стороны. Конечно, можно перевести такого ученика в класс постарше, но только в том случае, если вы уверены, что это не повредит детской психике. Ведь более старшие ребята не всегда готовы принять в своем коллективе «малыша», и он часто становится изгоем. А общение со сверстниками важно для социализации.
  • Бывают случаи, когда родители не хотят отдавать чадо в учебное заведение по каким-то своим убеждениям (религиозным или идеологическим).

Перейти на дистанционное образование можно в любом классе и на любой ступени. Точно так же можно в любой момент вернуться к обычной форме.

Как перейти на заочное обучение в школе

Получение знаний дома – это не только вынужденная мера. Перейти на заочное (или семейное) образование можно и по личному желанию родителей и самого ученика. Главное – сделать при этом всё правильно, чтобы со стороны департамента образования и органов опеки и попечительства не возникло вопросов.

  • Переход на семейную форму обучения осуществляется по письменному заявлению родителей. Можно написать заявление на имя директора школы, в которой учится сын или дочь. Но, как правило, директора, не привыкшие решать такие вопросы (в силу того что такая форма не слишком популярна), отсылают заявителей в вышестоящие организации. Поэтому вопрос решится быстрее, если написать заявление непосредственно в Департамент образования. В заявлении надо обязательно указать причину, по которой родители желают перевести ученика на заочное обучение.
  • После получения разрешения на переход к дистанционному преподаванию родители заключают письменный договор с учебным заведением, к которому прикрепляется ребёнок. В договоре подробно расписываются права и обязанности участников образовательного процесса, график промежуточной и итоговой аттестации, дополнительные пункты (например, посещение учеником практических занятий). Основание для заключения договора – приказ по школе, в котором указывается, по какой программе будет обучаться заочник. В приказе отмечается и причина перехода на заочную систему.
  • На последнем этапе согласования решают вопрос о том, как именно будет всё проходить. Надо помнить, что преподаватели не обязаны давать заочнику индивидуальные уроки на дому. Можно договориться с ними о таких занятиях в частном порядке или найти для детей других педагогов. Они могут и сами выступить в роли учителей.

График аттестации может составляться по-разному:

  • Заочника могут обязать приходить в школу в те дни, когда пишут контрольные работы и проходят тестирование ученики класса, к которому он прикреплён. В этом случае он аттестуется одновременно с классом.
  • Более удобный вариант – индивидуальный режим прохождения аттестации. Представители заочника сами выбирают сроки для проверочных, итоговых работ и тестов.

Обязанности родителей и школы при заочной форме обучения

Договор, заключённый между представителями заочника и учебным заведением, регламентирует права и обязанности сторон. Наиболее важные из них:

  • Учреждение должно предоставлять такому ученику необходимые учебники и иную литературу, которая имеется в школьной библиотеке. Также семьям, решившим обучать детей самостоятельно, выдаётся методическая литература и учебные схемы и пособия.
  • Родители имеют право получать консультации от педагогов по вопросам, связанным с преподаванием и подготовкой к аттестации.
  • В некоторых случаях родителям выдают журнал, в который они должны записывать прохождение программы по всем предметам. По окончании учебного года этот журнал передают администрации. Такая практика более характерна для Москвы и Московской области.
  • Оценки заочника в ведомостях и перевод его в последующий класс осуществляются на основании промежуточной и итоговой аттестации.
  • Учебное заведение может расторгнуть договор о заочном обучении в одностороннем порядке, если ученик не показывает удовлетворительных знаний при прохождении аттестации.

Заочное обучение с помощью онлайн-школы InternetUrok

InternetUrok – это сервис дистанционного образования, избавляющий вас от решения такого проблемного вопроса, как поиск учителей для заочника. В 2016 и 2018 годах проект был признан лучшим и удостоен премии Семейного образования в категории «Лучшая виртуальная школа». Победитель определялся не только мнением экспертов в сфере образования, но и голосованием среди учеников.

Перед заключением договора портал предлагает воспользоваться бесплатным тестовым периодом. В течение недели вам будут доступны сервисы школы, вы сможете увидеть систему изнутри, прежде чем примете окончательное решение о переходе на заочку.

Дистанционная школа предоставляет все виды образовательных услуг:

  • составление индивидуального графика прохождения программ;
  • онлайн-консультации с методистами;

  • видеоуроки по скайпу, индивидуальные занятия с опытными педагогами;
  • углублённое изучение отдельных предметов;
  • подготовка к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, промежуточной аттестации.
  • Здесь заочник не связан каким-то определённым режимом, варианты уроков и записи прошедших консультаций с педагогами доступны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 12 месяцев в году (правда, поступление возможно только с сентября по май). Так что получить нужную информацию и сам ученик, и его родители могут в любое удобное для них время, выбрав режим «Самостоятельно» или «С учителем».

    Чтобы начать заниматься, вам не нужно приходить в офис – документы оформляются без личного присутствия. Список необходимых для зачисления документов и полная инструкция, как это сделать, есть на сайте проекта. После зачисления на ученика заводится личное дело, в котором ведётся учёт всех его успехов и достижений вплоть до выпуска. Если ранее ребёнок обучался в другой школе, потребуется предоставить его личное дело оттуда.

    Промежуточные экзамены, тесты, контрольные работы сдаются дистанционно. Единственный случай, когда потребуется личное присутствие ученика в учебной аудитории в Москве, – это сдача государственных экзаменов: итогового сочинения, которое необходимо написать по окончании 11-го класса, а также ЕГЭ и ОГЭ.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector