Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение устной речи

Приёмы обучения устной речи на уроках английского языка

Под влиянием языковых тестов на уроках широко распространилась практика выполнения языковых заданий в форме заполнения бланков различного типа, в то время как коммуникативная деятельность учащихся постепенно утратила статус своей значимости. Как следствие, на уроках заметно сократилось время говорения учащихся, в результате снизился уровень устных речевых умений, учителя стали все больше внимания и времени уделять языковому тренингу, подменяя речевую компетенцию тестовой.

Овладение основами иностранного общения предусматривает достижение учениками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, которую составляют речевые умения, то есть умения в аудировании, чтении, письме, говорении, и речевые навыки (лексико-грамматические навыки письма).

Обучение устной речи (говорение) – это сложный процесс, тесно связанный с формированием и усовершенствованием лексико-грамматичесих навыков, умением использовать их для развития неподготовленной речи.

Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.

Система тренировочных упражнений, которую использует учитель, имеет большое значение, потому что их применение должно обеспечивать закрепление в памяти учеников лексики, грамматически правильную связь слов при построении предложений и ситуативно обусловленных связных высказываний.

Тренировочные упражнения должны быть ситуативными, во время их выполнения ученики должны выполнять практические задачи (докажи, возрази, выскажи удивление, спроси).

Существуют различные методические приемы формирования у учащихся устных речевых умений – ролевые и коммуникативные игры, дискуссии, дебаты и полемика, драматизация, описание изображения, комментирование и выражение собственного мнения и др.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

В начальной школе основным приёмом является оформление высказывания по тематическим опорам.

Exercise 1

My favourite colour is.. .

Приём «Угадай, кто я? – Guess, what am I?» также направлен на развитие монологической речи. В зависимости от темы каждый ученик или пара выбирает себе животное, профессию, месяц года, продукт или напиток и т.п., раскрывает и описывает данное существо или понятие, не называя его. Задача других групп/учащихся – угадать, о чём или о ком идёт речь.

Exercise 2

I’ve green. I’ve got a long tail and a big mouth. I can swim. What am I?

Описание изображения. Такой приём, как правило, ориентирован на отработку и закрепление грамматических навыков. Может быть использован, как в начальной школе, так и в средних классах.

Exercise 3

Describe the room. Use:

  1. There is…a / There are……. OR
  2. There isn’t a…../ There aren’t any…..

Ещё один приём с изображениями позволяет развить не только навыки неподготовленной устной речи и описания объекта, но и способствует развитию критического мышления.

Exercise 4

Look at the picture! Answer 3 questions. Express your point of view.

  1. What / Who is there in the photo?
  2. What do you think about it?
  3. Why is it here?

Задание на ранжирование информации (ranking activities) предусматривает распределение полученной информации согласно определенным критериям. Например, учащимся предлагается список прилагательных, описывающих черты характера человека. В группах им предстоит выбрать три самых главных (на их взгляд) прилагательных характеризующих друга, подругу, преподавателя и расставить их по порядку по степени важности. Ранжирование информации сопровождается представлением с обоснованием и с последующим обменом мнениями.

Однако, обучение устной речи на уроках может сопровождаться рядом трудностей. К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как:

— ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;

— учащиеся не понимают речевую задачу;

— у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;

— учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;

— учащиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.

В своей статье «Приёмы и технологии обучения устной речи» Мильруд Р.П. выделяет три основных приёма обучения устной речи:

  1. Приём информационного неравенства. Информационное неравенство (information gap) как технология обучения устному речевому общению во многих случаях означает, что каждый из участников владеет текстом с недостаточной информацией для решения познавательной задачи. Задача учащихся с помощью специальных вопросов выяснить недостающую информацию. Задание выполняется как в парах, так и в группах.
  2. Технология логического тупика (logical impasse) в обучении говорению. В целях организации речевого общения используются карточки с ситуацией. Задача учащихся предположить, как может разрешиться описываемая ситуация, продумать свою линию сюжета.
  3. Управление групповым общением (managing group talk)

Групповое общение в естественных условиях – это самоорганизующийся процесс, имеющий признаки хаотичности и непредсказуемости. Учебная среда с ее системно-деятельностной организацией предполагает педагогическое управление устным речевым общением учащихся. Одним из способов педагогического управления групповым общением учащихся является «матрица управления дискуссией»: учитель заранее выбирает коммуникативные функции, подлежащие речевой тренировке для учащихся. По мере того, как школьники участвуют в групповом общении, учитель или выбранный наблюдатель отмечает в матрице выполненные конкретными участниками речевые функции. Это помогает организовать групповое общение как учебную тренировочную деятельность с целью овладения заданными коммуникативными функциями.

Кроме того, существует большое разнообразие заданий на ролевую игру (role play), которые вовлекают учащихся в исполнение различных социальных и психологических ролей, способствуют осваиванию процесса общения. Для снятия языковых трудностей перед началом дискуссии разыгрывании ситуации следует повторить ключевые слова (key vocabulary). Практикуйте упражнения на дефиниции. Например, ‘a thing which you do … with’; ‘a thing for … ing’, ‘What do you call a thing for …ing?). Используйте задания на перифраз, т. е. на передачу смысла речевой единицы (слова, фразы, высказывания) другими словами. Это способствует усвоению и активизации лексического и грамматического материала.

Однако не стоит забывать и о таких приёмах как

— организация мини-диалогов на отработку различных грамматических структур, например,

— Why are you tired (sad, surprised, gloomy, miserable)….?

— I‘ve done my homework.

— составление цепочки высказываний в сослагательном наклонении, когда каждый следующий ученик продолжает мысль предыдущего, например,

  • If I had time, I would go to Africa.
  • If I went to Africa, I would see an elephant….

Данные приёмы позволяют не только отработать и закрепить лексические грамматические навыки, но и сделать высказывание наполненным различными языковыми средствами.

Мотивированное говорение на уроке иностранного языка возможно, если создается речевая ситуация, выбирается актуальная для детей тема / проблема общения, выполняется посильная коммуникативно-познавательная задача, проявляются взаимное уважение и понимание среди участников.

Литература

1. Мильруд Р.П. Повышение эффективности речевой ситуации как методического приема обучения // Иностранные языки в школе. 1983. № 2. С. 27–32.

2. Мильруд Р.П. Организация обсуждения проблемы на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1986. № 4. С. 29–33.

3. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке // Иностранные языки в школе. 1987. № 3. С. 30–34.

4. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1991. № 6. С. 3–7.

5. Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1996. № 6. С. 6.

6. Мильруд Р.П. Речевая ситуация как методический прием обучения // Иностранные языки в школе. 1982. № 1. С. 38–40.

7. Мильруд Р.П., Карамнов А.С. Компетентность учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С. 11–17.

8. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. язык, 1989. С. 276.

9. Martin Parrot. Task for Language Teachers. A resource book for training and development. Cambridge University Press, 1993. 325 с.

10. Tricia Hedge. Teaching and Learning in the Language Classroom. Oxford University Press, 2000. 447 с.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

Дата публикации: 29.12.2014 2014-12-29

Статья просмотрена: 4696 раз

Библиографическое описание:

Арчегова, С. З. Обучение устной речи на уроках иностранного языка / С. З. Арчегова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 429-431. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14611/ (дата обращения: 17.04.2020).

При обучении устной речи необходимо развивать познавательные способности. Языковую компетенцию чаще всего раскрывают как совокупность конкретных умений, необходимых нам для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплины.

Когда мы говорим об общении, то, естественно, возникают вопросы: по какому поводу у нас происходит общение, с кем мы общаемся. Любая наша деятельность содержит мотив, цель, действие и операции.

В своей статье мне бы хотелось поговорить об общении учителя с учащимися на иностранном языке на уроке и во внеурочное время, об общении учащихся на уроке под руководством учителя, об общении учащихся при проведении внеклассной работы на иностранном языке.

Что касается действий и операций на любом уроке, то со стороны учителя они, как правило, направлены на усвоение учащимися знаний, умений и навыков по предмету, а ученики зачастую выполняют те или иные действия или задания, не задумываясь, в чем их суть или польза.

Читать еще:  Спортивный психолог обучение

Кроме того, у многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижению учебной мотивации.

Моей задачей на всех этапах обучения английскому языку является поддержка учебной мотивации: моя задача — сформировать у учащихся устойчивую мотивацию достижения успеха, повысить самооценку. Необходимо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебе, даже незначительные сдвиги к лучшему, подробно обосновывать оценки, выделять критерии отметки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку.

На своих уроках я уделяю огромное внимание занимательности изложения, эмоциональности моей речи, познавательным играм. Учитель должен стараться приходить в класс только с положительно направленной энергией, говорить доброжелательно, уметь поддержать разговор на интересующие учеников темы, то есть знать не только основы грамматики, фонетики, лексики и страноведения, но и разбираться хотя бы немного в современной молодежной моде, музыке, спорте, литературе, компьютерных технологиях.

Мы, учителя, должны всегда быть рядом с учеником, хотя и на шаг впереди него. Речь учителя на уроке имеет большое значение, стимулирующее учащихся к изучению иностранного языка, наглядно убеждая их в его коммуникативной функции. Это, бесспорно, положительно сказывается на отношении учащихся к изучению данного предмета, однако, лишь в том случае, если учитель в полной мере и правильно использует возможности общения с учащимися на преподаваемом иностранном языке.

В общении учителя с учащимися важно, чтобы последние понимали речь непосредственно на иностранном языке, а для этого необходимо учитывать некоторые факторы.

Я уверена, что общение учителя с учениками на иностранном языке должно происходить на всех этапах урока и на протяжении всего курса обучения. Например, выражения классного обихода следует вводить постепенно с обязательным усложнением языка общения по мере продвижения учащихся в изучаемом языке, что, к сожалению, не всегда наблюдается в практике обучения. При использовании нового выражения, необходимого для ведения урока, нужно привлекать внимание учащихся к его форме и значению, не боясь перевода. В дальнейшем же учитель пользуется этим выражением беспереводно, сначала подкрепляя показом, мимикой, жестом то, что нужно сделать. Затем учитель отключает и эти средства общения, с тем, чтобы понимание обеспечивалось лишь посредством звукового языка. Хотя мимика, жесты играют важную роль в общении, в данном случае эти экстралингвистические средства могут отрицательно сказываться на развитии понимания учащимися иноязычной речи, так как они могут вытеснить язык как сигнал, несущий информацию, и привести к тому, что общение будет осуществляться посредством этих, дополнительных средств, а не посредством звучащей речи, языка. Нет необходимости переводить просьбу, распоряжение, сообщение и т. д. на родной язык, т. е. пользоваться в общении с учащимися параллельно двумя языками (иностранным и родным), что нередко наблюдается практике школы. Если мы, учителя, будем сопровождать почти каждую сказанную нами на иностранном языке фразу переводом, то мы не сформируем у учащихся умение понимать иноязычную речь и, следовательно, осуществлять общение на этом языке. Зная, что учитель обычно переводит то, что говорит на иностранном языке, учащийся не делает никаких усилий, чтобы понять речь учителя, он даже не слушает её, как бы отключается в момент произнесения распоряжения, просьбы, сообщения на иностранном языке, включаясь лишь тогда, когда все это сообщается на русском языке. По-видимому, такой учитель не верит в возможности своих учеников, и это неверие передается и учащимся, они начинают смотреть на иностранный язык как на предмет изучения, не имеющий практического применения.

Расширение выражений классного обихода следует проводить за счет включения в общение с учащимися усваиваемого ими языкового и речевого материала, предусмотренного программой и отраженного в учебном комплексе, и за счет дополнительного материала, необходимого для ведения урока на иностранном языке, и, следовательно, нужного не для разового употребления, а постоянного пользования. Соблюдение данного правила позволит учителю осуществлять общение с учащимися на иностранном языке и тем самым способствовать лучшему усвоению его. Общение на иностранном языке учителя с учащимися во время проведения урока, а также при встрече с ними во внеурочное время может служить стимулом для повышения мотивации в изучении иностранного языка в школе.

Во-первых, общение учащихся на иностранном языке на уроке под непосредственным руководством учителя происходит при изучении темы, когда после ознакомления с учебным материалом и тренировке учащиеся переходят к применению усвоенного материала в аудировании и говорении, которое стимулируется зрительными средствами наглядности. Это могут быть окружающие учащихся предметы или предметные карточки. Учащийся должен назвать предметы, которые находятся у него на парте или которые показывает ему учитель. Ученик сообщает классу, что он видит (высказывание на уровне предложения). Другой ученик характеризует предмет. Третий говорит о том, например, для чего используется этот предмет. Четвертый высказывает отношение к нему. В быстром темпе мы можем опросить учащихся, проверить их умение строить, а во многих случаях воспроизводить хранящиеся в памяти требуемые высказывания.

Во-вторых, применение учебного материала в аудировании и говорении стимулируется слуховыми средствами. Оно может осуществляться с помощью звуковоспроизводящей аппаратуры и рассказа учителя. Задания учащимся при аудировании направляют их внимание на содержание прослушиваемого текста. Выполнение таких заданий связано с умением учащихся понимать иноязычную речь на слух и говорить на изучаемом языке, т. е. принимать информацию, подвергать её некоторой переработке и передавать полученную информацию в трансформированном виде. Переработка получаемой информации, естественно, будет носить индивидуальный характер, так как каждый учащийся в меру своих интеллектуальных способностей и языковых возможностей будет решать стоящие перед ним коммуникативные задачи. Поэтому можно в полной мере говорить об общении, о применении изучаемого языка в коммуникативных целях. На понимание текста оказывают существенное влияние многие факторы, например: характер текста и объём текста. В тексте предпочтительнее короткие предложения: учащиеся легче воспринимают структуру предложения, что чрезвычайно важно для понимания. Я обычно начинаю работу с небольшого по объёму текста и постепенно увеличиваю объём предлагаемого на слух текста. Большое влияние на понимание текста оказывают и коммуникативные задания, предлагаемые учащимся при прослушивании текста, так как они могут требовать большего или меньшего проникновения в текст и, следовательно, разной глубины понимания. Например, задание: Прослушайте текст и скажите, где и когда происходит действие не требует от учащихся глубокого проникновения в текст. При восприятии текста внимание направлено лишь на определение места и времени действия, остальное может оставаться не в поле зрения. Задание: Прослушайте текст и скажите, правильно ли поступил… связано с более глубоким пониманием текста, более сложными мыслительными операциями. В обучении устной речи следует пользоваться различного рода заданиями, так как каждое из них призвано формировать какое-то частное умение и в совокупности развивать и совершенствовать умение понимать речь на слух и использовать содержание текста в собственных высказываниях, диалогических и монологических по форме. Не менее существенным для понимания является способ подачи текста: темп речи, паузы между абзацами, чистота, четкость записи, количество прослушиваний, различного рода помехи. Чем продолжительнее паузы, тем легче понимается текст, так как осмысление информации происходит в паузы. Сами абзацы должны четко выделять законченность мысли.

В-третьих, применение учебного материала стимулируется вербальными или словесными средствами. К ним относятся словесно создаваемые ситуации. Сообщения по теме могут быть подготовленными и неподготовленными, они могут носить форму беседы, т. е. прерываться вопросами, уточняющими репликами и т. п. Разнообразие возможных заданий позволяет вовлекать всех учащихся в общение на иностранном языке, так как выполнение их может требовать высказываний, разных по сложности — от самого элементарного, доступного слабым учащимся, до сложного, представляющего интерес и для сильного ученика. Характер заданий, побуждающих учащихся осуществлять коммуникативные акты при работе над текстом, их количество и степень сложности, естественно, будут зависеть от ступени обучения, языковой подготовки учащихся, их общего уровня развития, самого текста и других факторов. Только учитель, знающий конкретные условия, в которых ведется обучение, может найти наилучший вариант задания, при котором учащимся было бы интересно работать, и каждый мог бы проявить свои индивидуальные способности наилучшим образом. Все выше указанные методические приемы, реализующие метод применения учебного материала и формируемые на их основе навыки, дадут наибольший педагогический эффект при следующих условиях:

Если учитель хорошо практически владеет преподаваемым языком и умеет адаптировать свою речь к уровню языковой подготовки своих учащихся.

Если учитель владеет методикой преподавания иностранного языка и, в частности, технологией обучения, знает основные методические принципы и может реализовать их в методических приемах, используемых для стимулирования высказываний учащихся.

Читать еще:  Гимназия радонеж стоимость обучения

Если учитель располагает всеми необходимыми визуальными, зрительно-слуховыми средствами и умеет ими свободно пользоваться.

Если учитель умеет рационально использовать конкретные условия обучения (количество учащихся в учебной группе и др.), четко формулировать задания, умело использовать средства обучения.

Если учитель умеет создать благоприятные условия для речевой деятельности: когда учащимся хочется слушать иноязычную речь и им интересно, когда им хочется говорить, и они не боятся сделать ошибку, когда учащимся помогают выражать мысли, когда учащихся воодушевляют на высказывание, вселяют в них уверенность в том, что они могут справиться с заданием.

Только в таких условиях возможна речь, тем более иноязычная. В противном случае учащиеся не хотят и не любят говорить, так как боятся, что скажут неправильно, за что их будут ругать или поставят двойку. В этом случае общение для учащегося на иностранном языке становится подлинно мукой. Если учитель верит в свои возможности научить учащихся пониманию иноязычной речи и умению вести несложную беседу и вселяет эту веру в своих учащихся.

Итак, при обучении устной речи познавательная активность очень важна на всех этапах обучения. К числу стимулов познавательного интереса можно отнести: новизну информационного материала — стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности, отбор языкового материала следует осуществлять с учетом развитости учебных умений и навыков класса, а также уровня его интеллектуального развития и интересов; демонстрацию незавершенности знаний. Учащиеся при изучении иностранного языка должны понимать, что в школе изучаются азы языка, можно научиться вести беседу, читать на изучаемые темы, но предела совершенствованию нет.

Развитие устной речи и познавательных способностей обеспечивается и большим количеством творческих заданий и проектов на уроках. Ученики охотно рисуют комиксы с короткими комментариями или придумывают подписи на английском языке к уже готовым рисункам. Все это позволяет укреплять дух команды или развивать индивидуальность каждого ученика.

1. Рогова Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку. — ИЯШ, 1984.

2. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. — М.: Просвещение, 1991.

3. Соловьева Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. — М.: Просвещение, 2003.

Обучение устной речи

Приятная для слуха

речь — своего рода музыка.

Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его

интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде

отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. И в зависимости от того, как будет развиваться речь ребёнка, будет зависеть его успех в изучении предметов общеобразовательной школы.

К моменту поступления в школу словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно изъясниться с другим человеком по любому поводу, проявляет умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Но здесь следует включить множество «если»: если ребёнок развивался в культурной языковой среде, если окружающие его взрослые требовали вразумительного высказывания, понимания того, что он говорит для других, если ребёнок уже понимает, что он должен контролировать свою речь, чтобы быть понятым. На протяжении всего детства он интенсивно осваивал речь. У ребёнка с развитой устной речью наблюдаются речевые средства, которые он присваивал от взрослых и использовал в своей контекстной речи. Именно она прежде всего интересует учителя как показатель культуры человека, как показатель уровня развития ребёнка. Но даже очень хорошо развитая устная речь шести-семилетнего – это детская речь. За дальнейшее развитие контекстной речи будет отвечать учитель. Придя в школу, ребёнок вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Ребёнка надо учить языку – тем общим нормам, которые установил народ в процессе своей жизни, истории. Усваивая эти нормы, у ребёнка

формируется речь, т. е. формируются его взгляды, формируется сам человек. Ведь речь нужна человеку, будь то взрослый или ребёнок, всегда, на каждом шагу, во всяком деле. Речь — самое тонкое средство выражения мысли, общения между людьми, совершенствования внутреннего мира человека. К сожалению, сегодня мне приходится часто наблюдать то, что повседневная речь младших школьников, и, особенно, старшеклассников скудна, груба, примитивна, порой совершенно бессмысленна. Как неинтересно бывает мне, как учителю, другим детям, когда ученик отвечает урок скучно, нудно, монотонно. Многие ребята жалуются на себя: «Всё выучил, а выйду к доске – двух слов связать не могу». Беда у них в неумении говорить. Неумение говорить – распространённая болезнь. Говорить хорошо, убедительно, точно, чётко, стройно, передавать неискажёнными свои мысли – дар огромного значения. Владеют им, к сожалению, не все. Вызвано это, по моему мнению, разными обстоятельствами. Во-первых, сегодня в семье по разным причинам недостаточно уделяется внимание речевому развитию ребёнка. Ребёнок чаще бывает предоставлен сам себе, его продуктивное общение со взрослыми заменяют музыка, компьютер, телевидение. Во-вторых, всюду мы видим людей, демонстрирующих речь неточную, неполноценную, вульгарную, наполненную словами-паразитами: «это самое», «значит», «как бы» и т. п.

Такая речь с успехом копируется детьми и повсюду, в том числе в стенах школы, пользуются ею, не задумываясь, зачем, что и как они говорят. Проблема развития речи, в том числе и устной, на современном этапе полностью возложена на школу, характеризуется усилением внимания к ученикам, особенно к тем, которые не посещали детский сад.

Необходимо знать, что на начальной ступени обучения устная речь детей сильнее и богаче их письменной, и в процессе обучения она играет основную роль. Устная речь является начальным и конечным моментом процесса усвоения обучающимися новых знаний: сначала учитель объясняет в устной форме новые факты и явления, а затем обучающиеся выражают в устной форме свои знания об этих фактах и явлениях. Следовательно,

развитие устной речи младших школьников – очень важная сторона работы по языку, т. к. на этой основе развивается умение излагать свои мысли в письменной форме. Учителю необходимо работать над развитием диалогической речи – формированием культуры речевого общения. Диалогическая речь имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Придя в школу, продолжается формирование культуры его речевого общения и формирование монологической речи. Данная задача для учителя – сложная, особенно в отношении детей из асоциальных семей, где наблюдается отсутствие культурной языковой среды.

Итак, как же должно идти обучение, в каком направлении должно идти

устное развитие речи ребёнка на сегодняшний день в условиях модернизации воспитательно-образовательного процесса? Развитие устной речи младших школьников сегодня – это формирование и становление языковой личности, которая вооружена терминами, усвоила нормы языка и имеет способность везде общаться. Это стало целью моей педагогической деятельности в работе по развитию устной речи детей.

Моя работа строится в трёх направлениях:

  1. обучаю нормам языка, воспитываю культуру речи;
  2. обогащаю словарный запас;
  3. обучаю умениям устной речевой деятельности:
  • умение ориентироваться в ситуации общения: кому, зачем и что буду говорить;
  • умение последовательно излагать свои мысли: как буду говорить;
  • умение говорить строго на тему;
  • умение контролировать свою речью;
  • умение вносить коррективы в свою речь.

Требования к уровню развития речи младших школьников.

Работая над развитием речи детей, я следую тому, что устная речь детей должна удовлетворять известным требованиям. Во-первых, устная речь должна быть содержательной. Нельзя допускать, чтобы дети болтали,

хорошо не зная того предмета, явления или события, о котором они говорят. За словами, которые дети употребляют в речи, должны стоять конкретные предметы, явления. Самыми отрицательными признаками устной речи являются: 1) бессодержательность, пустота мысли; 2) вербализм, т. е. употребления слов, предметного значения которых говорящий не знает.

Во-вторых, устная речь должна отличаться логичностью, которая

проявляется в последовательном изложении мыслей. Последовательно изложить мысли – это прежде всего связно изложить по плану. Последовательно расположены и связно соединены должны быть отдельные предложения между собой. Важно, чтобы в устных ответах обучающихся не было пропусков существенно важных фактов, повторений, противоречий.

В-третьих, устная речь должна быть ясной, т. е. такой, чтобы она могла

быть понята одинаково всеми и без особых затруднений. Ясность зависит от

многих условий: насколько полно и последовательно изложены мысли, правильно построены предложения, в частности, насколько соответствует мысли порядок слов в предложении, правильно ли употреблены местоимения, предлоги, союзы и т. д. Ясность изложения часто нарушается употреблением иностранных слов и диалектизмов. Иначе сказать, ясности речи способствует её чистота – избегание просторечивых слов и слов-паразитов и правильность — соответствие литературной норме. В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную (отчётливое выговаривание звуков). Соблюдение правил орфоэпии – это произносительные нормы языка, т. е. «карова», а не «корова», «канешно», а не «конечно», «што», а не «что» и т. д.

Читать еще:  Дистанционное обучение курганский государственный университет

В-четвёртых, устная речь должна быть точной, т. е. по возможности

правдиво изображать окружающую ребёнка действительность, верно

передавать факты, умело выбирая для этой цели наилучшие языковые

средства – слова и предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

В-пятых, устная речь должна быть экспрессивной. Речь человека не

бесстрастна, она всегда несёт в себе экспрессию – выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Развитие устной речи младших школьников охватывает также работу над тем, как обращается ребёнок к другому человеку, как произносится сообщение, т. е. каковы интонация,

громкость, темп — экспрессивность речи. Я к этим сторонам речи

ребёнка отношусь с пристальным вниманием, т. к. речь его может

быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмо, вяло, тихо. По тому, как ребёнок говорит, как у него

экспрессивная функция речи развита, могу судить о речевой среде, формирующей его речь. При этом нельзя забывать об удивительной подражательности детей. Специальные исследования взаимодействия первой

и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности показали:

первая сигнальная система опережает по времени реагирования вторую. Это значит, что психологически ребёнок обострённее реагирует на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрессию, чем на смысловое содержание слова. Это значит, если учитель говорит, чётко произнося слова, если интонации интеллигентны (глубоки, многообразны), если у него хороший темп речи, то дети, несомненно, подражая, усвоят особенности речевой экспрессии учителя. Позднее над этим свойством будет доминировать рассудочность, и учитель в старших классах будет лишён возможности непосредственного образного воздействия.

В-шестых, выразительность устной речи является одним из важных условий её правильного восприятия адресатом. Особенно широко используются в устной речи такие средства выразительности, как повышение и понижение голоса, логические ударения, паузы, мимика, жесты.

Выразительность устной речи делает её могущественным средством убеждения и побуждения. Поэтому, начиная с начальных классов, я стараюсь учить детей говорить выразительно. В то же время, учу детей быть экономнее в жестах, не увлекаться ими, т. к. жест должен сдержанно

дополнять устную информацию, привлекая к ней внимание. Если можно обойтись без жестов – не жестикулировать.

Данные требования тесно связаны между собой и в школьной системе выступают в комплексе. С первого класса постепенно я знакомлю обучающихся с этими требованиями.

Обучение школьников устной речи: эффективные методические решения.

Современная концепция образования вообще и обучения иностранному языку в частности отражает общую тенденцию его гуманизации, что подразумевает индивидуальный подход к каждому учащемуся, с использованием альтернативного учебнику материала, максимальную направленность на развитие коммуникативных и творческих способностей.

Актуальность развития устной речи обусловлена целями, которые стоят перед современной школой, а именно — формирование поликультурной личности учащихся, владеющих системой знаний об иностранном языке не только на уровне понимания, но и свободного общения.

Содержимое разработки

Обучение школьников устной речи: эффективные методические решения.

(на примере УМК «Английский язык Rainbow 8класс О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой»).

Вишнякова Надежда Михайловна

учитель английского языка

Ключевые слова: обучение, устная речь, методические решения, экзамен ОГЭ, УМК «Английский язык Rainbow»

Город: Шахты, Ростовская обл.

Современная концепция образования вообще и обучения иностранному языку в частности отражает общую тенденцию его гуманизации, что подразумевает индивидуальный подход к каждому учащемуся, с использованием альтернативного учебнику материала, максимальную направленность на развитие коммуникативных и творческих способностей.

Актуальность развития устной речи обусловлена целями, которые стоят перед современной школой, а именно — формирование поликультурной личности учащихся, владеющих системой знаний об иностранном языке не только на уровне понимания, но и свободного общения.

Актуальность моего опыта обучения устной речи заключается в решении основной цели курса – формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. способности личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений.

Возвращение устной части в программу Единого государственного экзамена (ЕГЭ) повышает значимость формирования устных речевых умений учащихся. Возрастают мотивация и смысл овладения устной речью на уроках иностранного языка, увеличивается время, например в УМК «Английский язык Rainbow» в каждом модуле есть задания направленные на побуждение обучающихся к высказыванию по определённой ситуации, возрастает значимость отбора и использования методических приёмов обучения приёмов говорения с целью повышения учебных результатов школьников.

Вместе с тем ориентация обучения на экзамен всегда ограничивает как арсенал дидактических средств, применяемых учителем, так и умения, формируемые у учащихся узкими рамками экзаменационных требований.

Обучение умению слушать, слышать и адекватно реагировать на речь учителя и собеседника является ключевой. Методические приёмы УМК «Английский язык Rainbow» -8 класс предлагают упражнения на формирование и развития речи (стр. 11 упр. 4, стр. 15 упр. 3, стр. 24 упр. 4 и т.д.) на соответствие (стр. 13 упр. 8, стр. 15 упр. 5) в каждом модуле есть упражнение на закрепление лексических единиц. Однако этого недостаточно, поэтому я предлагаю не просто описание картины, а конкретную ситуацию, например, встреча с семьёй в рамках «Программы по обмену» или в театре, где бы учащийся смог продемонстрировать реальную речевую компетенцию. Технология edutainmentпозволяет использовать современное ИКТ и речевые навыки, т.е. снимаем фильм по теме, затем его озвучиваем.

В случае с обучением говорению есть реальный риск того, что требования к обучению говорению (несмотря на ФГОС и содержание ПООП) будут сведены к умению задавать вопросы по изображённым картинкам, предлагаемых фотографий, а также сравнивать два изображения в соответствии с требованиями демонстрационной версии экзамена.

В разрешении этого противоречия важно помнить, что реальное и заметное достижение требуемых обозначенных результатов учащихся в устной части ЕГЭ зависит не только от овладения техникой выполнения экзаменационных заданий, но и от уровня современных УУД, а также от уровня их коммуникативной компетенции. Именно коммуникативные умения, а не техника выполнения тестовых заданий школьников, являются главным резервом динамики роста учебных и образовательных достижений учащихся. Отсюда следует, что обучение школьников устной речи неотделимо от их общего интеллектуального и речевого развития. Исходя из этого, я моделирую ситуации межкультурного общения, которые способствуют ориентации в социальных ролях, дают опыт межличностных отношений

В основе моего опыта лежит идея преобразования деятельности формирования языковой компетенции, т.е. сформировать языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения. НапримерУМК «Английский язык Rainbow» предлагает большое количество упражнений, которые способствуют формированию качеств, связанных с личностным само-определением (например, правильность собственного поведения, адекватное выстраивание отношений с другими людьми (Unit 4), корректное представление о своей стране и её роли и месте в миру (Units 1,2,3), уважительное отношение к другим культурам (Units 1,2,3). Занимаясь по УМК-9, девятиклассники учатся давать нравственно-этическую оценку различным явлениям действительности. Так, например, говоря о проблемах журналистики, они обращают внимание на то, как подаётся материал в различных СМИ, возможную политическую ангажированность журналистов. Это позволяет им лишний раз задуматься о таких непреходящих ценностях современного общества, как дружба, семья (Unit 4).

Что же характеризует монологическое высказывание, какие структурные характеристики? Это целенаправленность, непрерывность, логичность, связность, смысловая законченность. Главное-создать на уроке потребность в говорении, выражении мысли, т.е. мотивация. После того как материал уже понят, начинается развитие автоматизма. Активизация употребления, предъявленного и осознанного коммуникативно-значимого материала обеспечивает построение связного монологического высказывания на определённую тему с опорой на фотографию, которая носит исключительно иллюстративный характер. Тренировочные упражнения и система заданий к ним в рамках урока-это главное в УМК. На этом этапе я стремлюсь научить учащихся необходимым вводным и финальным фразам. Например, начать словамиI’d like to tell you…/Let me tell You a few words about…, а закончить фразами That’s what I want to say./To sun it up I can say…

В основе теоретической базы моего опыта лежат исследования выдающихся методистов педагогов Пассов Е.И., Выготский Д.С., Зимняя И.А., Верещагина И.Н. и др. Анализируя мой опыт к подготовки учащихся ОГЭ, ЕГЭ, я как руководитель лицейского методического объединения учителей иностранного языка провела мастер-класс на базе учащихся 8 класса по теме «Экология» (сценарий урока и презентация на ссылке).

Очень рекомендую более тщательно работать с учебником используя готовые задания и упражнения для успешной подготовки учащихся к сдаче устной части ОГЭ, ЕГЭ

Результативностью моего опыта считаю рост качества обучения учащихся по предмету «Английский язык», рост количества учащихся, выбирающих английский язык для сдачи экзамена по форме ОГЭ, ЕГЭ с хорошим результатом.

Надежда Вишнякова, учитель высшей категории, победитель ПНПО.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector