Очно заочная форма обучения в 9 классе
Гид по формам обучения в России: что подойдёт вашему ребёнку
Раскладываем всё по полочкам и объясняем, чем заочка отличается от хоумскулинга, а онлайн-школы от дистанционного образования. Какие бывают формы обучения в школах России?
2 формы получения образования
Основное общее образование в нашей стране является обязательным. Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.
Какие формы обучения существуют в России? Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании»):
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
- вне таких организаций.
5 форм обучения
В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).
Рассмотрим каждый тип обучения подробнее.
Получение образования в организации
В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.
Очное обучение
Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».
В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.
Очная форма подойдёт, если:
- ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
- вы не можете уделять образованию ребёнка много времени и ресурсов;
- ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.
Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой обучения.
Очно-заочное обучение
Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.
Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»
Очно-заочная форма подойдёт, если:
- ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
- вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
- спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.
Заочное обучение
Ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, и придётся придерживаться графика аттестаций.
Правда, контрольные можно сдавать дистанционно: через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса.
На заочку переводят в основном старшеклассников, и тоже редко. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.
Заочная форма подойдёт, если:
- ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
- семья часто переезжает или много путешествует;
- ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.
Получение образования вне организации
Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.
Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.
В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.
Семейное образование
Семейное образование (СО), как форма обучения — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.
Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Да-да, экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации. О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья. Читать →
Основные виды СО:
- Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
- Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса. Про нюансы анскулинга у нас также есть статья. Читать →
- Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.
Семейная форма подойдёт, если:
- ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
- ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
- он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
- у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
- у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
- семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
- семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
Самообразование
Всё то же самое, что на семейной форме, только для учащихся старше 15 лет.
Что такое очно-заочное обучение в средней школе
Закон об образовании предусматривает несколько форм получения среднего образования. Это заочная, семейная, домашняя и очно-заочная. Проблема начинается где-то на уровне местного руководства, иногда даже в городском отделе образования – там тоже могут не знать или не хотеть знать о правах родителей и детей.
Заочное обучение в школе – это возможность освободить ребенка от излишней нагрузки. Бывает, что его воспитывает один родитель и поэтому не имеет времени забирать его или отводить на учебу. Ситуации разные, но выход найти можно. Нужно только знать, как организовать режим дня ученику.
Формы получения среднего образования в школе
С юридической точки зрения ребенок может законно не посещать школу, но сдавать все необходимые экзамены, а также получить аттестат. Оформить школьника на одну из форм удаленного обучения можно в любое время учебного года. Руководство школы обязано выслушать пожелания родителей. Если ситуация действительно серьезная, то пойти навстречу и подготовить все документы.
Анализируя отзывы с форумов, можно сделать вывод, что не все директора хотят брать на себя ответственность за успеваемость учащегося.
А зависит это вот от чего:
- Школьник прикреплен к какому-либо одному классу, поэтому его успеваемость сказывается на общих показателях.
- Учителям нужно выделять время, чтобы проконсультировать ученика по основным предметам и принять промежуточную аттестацию. Эти часы обычно не оплачиваются, поэтому никто не хочет работать больше положенного.
- Директору необходимо найти время, чтобы официально перевести ребенка на другую форму. Часто они просто не знают, как это правильно сделать и не хотят начинать.
Если руководство школы не хочет организовывать заочное обучение в школе, то можно воспользоваться другими методами. Например, оформить ученика на семейное образование. Оно немного отличается от очно-заочного и заочного, а также домашнего.
Семейное образование предполагает, что ученик на базе данной школы будет сдавать экзамены в конце года, а также ОГЭ и ЕГЭ. Больше ничего от руководства не требуется, потому что все заботы об образовании ребенка родители берут на себя.
Домашнее образование – эта форма чаще всего применяется для детей с ограниченными возможностями. Они прикреплены документально к школе, преподаватели ходят к ним домой и проводят уроки, которые официально оплачиваются.
Заочное образование похоже на домашнее, только школьник абсолютно здоров. Просто в силу некоторых причин не может посещать школу. Это могут быть дополнительные занятия в музыкальной, спортивной или художественной школе, после которых не остается времени на подготовку домашних заданий – как известно, нагрузки в отечественных школах растут с каждым годом. Если ребенок хорошо усваивает материал, ему нет смысла просиживать столько времени на уроках, ведь программа рассчитана на средний уровень.
Очно-заочное образование в средней школе
Очно-заочное образование – это вариант посещения школы через день или один раз в неделю, чтобы взять задание, определиться, что надо учить и когда. Для того, чтобы перевестись, необходимо заявление родителей. Директор школы обязана выслушать аргументы и предоставить такую возможность.
К сожалению, в большинстве случаев приходится добиваться своих прав через Рособрнадзор. Иногда не помогают даже местные органы управления – родителям предлагают искать другую школу, бросать работу (это уже вообще никуда не годится, а жить как?) и заниматься только ребенком. Многие перестают надеяться, а зря.
Среди нас есть родители, которые добиваются признания своих прав, находят другие школы, более лояльных директоров, которые стараются выполнять предписания Министерства образования.
Противники такого обучения ссылаются на недостаток знаний у родителей, которые будут помогать детям. Но ведь речь идет не только о взрослых родственниках школьника – есть профессиональные репетиторы, курсы, школы. Иногда даже вне общеобразовательного заведения можно получить гораздо более серьезные знания и заинтересоваться предметом.
Какой смысл тратить рабочий день на просиживание за партой, если оно не приносит пользы?
Сейчас преобладают ситуации, когда главным ресурсом является именно время – что человек успеет сделать, то и будет иметь. К сожалению, общеобразовательные школы ввели много ненужных дисциплин, которые отнимают это самое время у детей. В результате его не хватает на дополнительные занятия или даже на отдых.
Кому из детей можно учиться очно-заочно
Далеко не всем ученикам подходит такая форма обучения. Очно-заочное образование предполагает, что основную часть работы ученик будет делать дома с помощью родителей или репетиторов.
Если родители думают, что уйдя со школы, ребенок будет что-то делать самостоятельно, они ошибаются. Со временем ученик вообще перестанет вспоминать про уроки. Нужно или хорошо знать своего ребенка, или постоянно контролировать процесс получения знаний.
Если взрослые понимают важность контроля и готовы с этим жить, пока школьник не окончит учебу, значит, перевод на заочное среднее образование будет оправдан. В противном случае, пусть ходит вместе со всеми и учителя частично проконтролируют процесс.
Необходимо четко понимать, для чего совершается данный поступок, что вы планируете делать в свободное время. Возможно, хотите записать ученика на какие-либо заочные курсы по определенным предметам, которые будут проходить в то время, когда ребенок должен находиться в школе.
Есть еще одна причина, по которой родители хотят, чтобы дети получали среднее образование заочно:
- это неблагоприятная атмосфера в классе;
- конфликты с преподавателями;
- ограниченные возможности ребенка или какое-то внешнее отличие, что вызывает у других насмешки;
- слабое преподавание предмета, который интересует ученика, или даже таких несколько.
Важно, чтобы в таких случаях родители встали на защиту ребенка и не дали сломать ему психику некомпетентными методами учителей. Такое часто встречается в школах, хотя руководство старается умалчивать.
Слабые преподаватели практически не дают шансов ребенку поступить в вуз по своему любимому направлению. Это, кстати, может быть еще одним аргументом в пользу своих прав: ученик имеет право получить знания в полном объеме, а не только то, что знает преподаватель.
Бывали случаи, что дети успокаивались и начинали учиться, находясь дома. Можно только представить, как тяжело им было в школе и через что они, возможно, прошли. Не все любят рассказывать дома о негативе, тем более направленном на них самих.
Как проходит обучение
Очно-заочное обучение в школе проходит по индивидуальному графику, который в обязательном порядке должен устраивать и детей, и родителей, и школьных учителей.
Заранее оговариваются дни, в которые ребенок будет посещать школу. Это может быть один или два дня в неделю. Возможно, он захочет ходить только на определенные уроки, например, математику, потому что ему это нравится.
Отдельно необходимо обсудить, как ученик будет писать контрольные работы – самостоятельно или со всем классом, тогда дни посещений могут не совпасть. Одним словом, нужно понимание обоих сторон, чтобы всем было удобно и понятно, что делать.
Для кого из обучающихся должно быть организовано обучение в очно-заочной форме?
Главная > Консультации > Омбудсмен > Для кого из обучающихся должно быть организовано обучение в очно-заочной форме?
Действующий Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» дает возможность детям и их родителям выбирать различные форм получения образования. Формами обучения в образовательных организациях являются: очная, очно-заочная, заочная. Основное различие между этими формами заключается в различном объеме обязательных занятий педагогического работника с обучающимися. Наиболее распространенной формой получения образования является получение образования в образовательных организациях. Но у родителей и обучающихся есть возможность получить образование в очно-заочной форме. Очно-заочное обучение представляет собой форму обучения в рамках которой обучающийся осваивает часть общеобразовательных программ самостоятельно, а часть в школе. Очно-заочная форма обучения предполагает освоение учеником федерального государственного образовательного стандарта в полном объеме. Школа в свою очередь осуществляет контроль за освоением программы.
Помимо Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.20012 № 273-ФФ вопросы получения образования в очно-заочной форме следующие нормативные документы.
- СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября2009 г. № 373 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1879 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Нередко именно родители являются инициаторами перехода на очно-заочную форму обучения в связи с различными семейными обстоятельствами, состоянием здоровья, особенностями физического или психического здоровья ребенка, профессиональным занятием спортом, различными видами искусств и т. д. Предусмотрено сочетание различных форм получения образования. Федеральные государственные образовательные стандартны всех уровней общего образования предусматривают возможность обучения по очно-заочной форме.
Ребенок может не систематически посещать школу, но должен в рамках любой формы образования сдавать все необходимые экзамены и получить аттестат. Альтернативой очно-заочному обучению служат семейное обучение, самообразование или обучение по индивидуальному плану.
Для того, чтобы перевестись на очно-заочное обучение, необходимо письменное заявление родителей. В соответствии с Федеральным законом выбор формы получения образования до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка осуществляют родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. Такой выбор родители (законные представители) вправе сделать в любой момент, в том числе, при возникновении неликвидированной академической задолженности. Таким образом, обучающийся по заявлению родителей (законных представителей) обучающего и при наличии педагогической необходимости может быть переведен на очно-заочную форму обучения. Необходимо помнить о том, что перевод обучающегося на очно-заочную форму обучения не может быть применен как карательная мера в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Очно-заочное обучение предполагает, что большую часть работы ученик будет делать дома самостоятельно. У ребенка должны быть хорошо развиты навыки самоконтроля и саморегуляции. Родители должны взвесить все возможности ребенка и сделать правильный выбор при переходе с очного обучения.
Очно-заочное обучение в школе проходит по индивидуальному графику, который должен быть согласован администрацией с родителями, учителями и детьми.
Нормативные сроки освоения программы в рамках очно-заочной формы обучения следующие:
- начальное образование — 4 года;
- основное общее образование — 5 лет;
- среднее общее образование — 2 года.
Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки могут быть продлены или сокращены.
Прием на обучение по очно-заочной (заочной) форме осуществляется в соответствии с порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы в форме очно-заочного обучения, включаются в контингент обучающихся ОО. Образовательная организация обязана ознакомить обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по очно-заочной (заочной) форме с календарным учебным графиком, учебным планом, в котором указываются виды учебной деятельности, календарные сроки выполнения домашних контрольных работ и сроках проведения промежуточной аттестации под роспись.
Документация по обучающимся в очно-заочной (заочной) форме обучения выделяется в отдельное делопроизводство и содержит:
- учебный план очно-заочного (заочного) обучения;
- журналы успеваемости;
- календарный учебный график очно-заочного (заочного) обучения;
- расписание учебных занятий.
Очно-заочная (заочная) форма обучения предполагает формирование отдельного учебного плана, отличного от учебного плана очной формы обучения.
Образовательная организация может указать процессуальные особенности обучения в рамках очно-заочной формы в соответствующем локальном акте. Сроки начала и окончания каникул определяются ОО самостоятельно. Образовательная организация самостоятельна в выборе оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся, начала учебного года по очно-заочной или заочной формам обучения также может переноситься варьироваться. Формы, периодичность и объем времени консультаций, организуемых в рамках соответствующей образовательной программы, определяются ОО самостоятельно. Формы, периодичность и объем времени консультаций, организуемых в рамках соответствующей образовательной программы, определяются ОО самостоятельно. Промежуточная аттестация проводится с целью определения соответствия уровня и качества подготовки обучающегося требованиям к результатам освоения образовательной программы.
Перевод учащегося в следующий класс производится по решению педагогического совета школы по результатам промежуточной аттестации. Родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося могут присутствовать на консультациях и промежуточной аттестации и должны быть информированы в письменном виде об уровне усвоения учащимся общеобразовательных программ.
В календарном учебном графике на завершающем этапе освоения образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования дополнительно указывается период государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования соответственно.
Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки при очно-заочной (заочной) форме обучения определяется в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 для очного обучения и в течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;
- для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;
- для обучающихся 6-х классов — не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.
Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Лицам, обучающимся в очно-заочной (заочной) форме и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдаются соответствующие документы об образовании в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Законные формы обучения детей в России
Закон об образовании дал родителям детей возможность выбирать форму обучения своих детей. Давайте коротко коснёмся каждой и оценим плюсы, минусы и усилия, которые нужно сделать родителям, чтобы достичь определённых результатов.
Очная форма обучения
Это та самая, стандартная. Именно её использует большинство родителей и детей. Родители пишут заявление о приёме в школу. Сейчас к школам приписаны определённые улицы и дома, поэтому выбрать школу можно, но это требует усилий со стороны родителей, вплоть до того, что ребёнку делают регистрацию или прописку именно в том районе, который прикреплён к желанной школе. Школа, проверив прописку, зачисляет ребёнка на очное обучение и информирует местные органы образования о том, что конкретный ребёнок приступил к обучению в такой-то школе.
Далее школа составляет расписание и пять-шесть дней в неделю (в зависимости от того, учатся дети по субботам или нет) ребёнок ходит в школу, проводя там от 3-4 часов в день в первом классе до 8-9 часов в выпускных.
Кроме обязательных предметов сейчас в школе появились дополнительные, которые тоже детям посещать нужно. Дополнительные могут быть интересными и увлекать детей, а могут быть формальными, тогда школьникам везёт меньше и они просто отсиживают положенное время.
Промежуточная аттестация проводится в школе. Выставляются четвертные и годовые оценки по всем предметам. Итоговые оценки складываются из текущих, полученных ребёнком на уроках, тех, что получены за контрольные и самостоятельные работы, выполненные проекты и написанные рефераты.
При положительной оценке дети переводятся в следующий класс. После 9 и 11 класса сдают ГИА и получают документы о получении среднего образования.
Заочная форма обучения
При заочной форме обучения ребёнок прикреплён к определённой школе. Родители пишут заявление о зачислении ребёнка. Школа подаёт сведения о нем в департамент образования. Ребёнок может быть прикреплён как к своей «дворовой» школе или любой в пешей (ездовой) доступности, так и к той, что располагается даже в другом регионе.
При этом задания по школьным предметам родители получают письменно — лично от учителя, по скайпу или посредством электронной почты. Ребёнок выполняет задания, составленные учителями в соответствии со школьной программой и сдаёт их. Если школа рядом, то он может являться раз в неделю или в месяц, но не реже чем раз в четверть, чтобы сдать выполненные работы и пройти промежуточную аттестацию. Если школа далеко, то можно проходить лишь итоговую аттестацию за год.
Допускается заочное прохождение аттестации.
К заочной форме обучения относится и дистанционная. Когда занятия проводятся по скайпу или с использованием других видов интернет-связи.
Аттестации проводятся очно и дистанционно. Ребёнок имеет право получать очные консультации перед сдачей аттестации. Сдача текущих аттестаций проходит не реже чем раз в год, по итогам учебного года.
Итоговые аттестации после 9 и 11 класса (ГИА) проводятся только очно. Если ребёнок сдал их положительно, то он получает документ стандартного образца о получении школьного образования в полном объёме.
Очно-заочная форма обучения
Очно-заочная форма обучения представляет собой смесь очной и заочной форм. То есть, часть предметов ребёнок проходит в школе, вместе со своими одноклассниками, а часть — дома в заочной форме. При этом родители пишут заявление о приёме в школу. Школа должна соответствовать прописке ребёнка. Школа подаёт сведения об ученике в департамент образования.
Заочно ребёнок может проходить предметы:
- которые он изучает в центрах дополнительного образования или специализированных школах (музыку, рисование, физкультуру и т. д.);
- те, на которых ребёнок конфликтует с учителем;
- те, по которым он сильно опережает одноклассников или значительно отстаёт от них;
- те, на которые он не успевает приходить в связи с объективными причинами.
Аттестовывается ребёнок следующим образом:
- предметы, которые он посещает очно, сдаёт вместе с классом;
- предметы, которые он изучает заочно, сдаёт в индивидуальном порядке в форме промежуточных аттестаций.
Итоговые аттестации после 9 и 11 класса ребёнок проходит в школе, получая аттестат по итогам прохождения.
Семейная форма обучения
Семейная форма обучения предполагает обучения ребёнка в семье. В школу при этом можно не ходить. Главное — подать заявление в местные органы управления образованием, встать там на учёт. Однако совсем избежать контактов со школой не получится, если родители всё же хотят, чтобы ребёнок был аттестован и получил документы об образовании. В контингент школы ребёнок зачисляется только для сдачи аттестаций. Как часто сдавать аттестации решают родители. Обычно это происходит 1-2 раза в год. Так проверяется, всё ли правильно делают родители, усваивается ли материал. Дополнительные консультации не предусмотрены. О том, что будет спрашиваться у ребёнка, родителей не предупреждают. Родители имеют право присутствовать во время аттестации ребёнка, являясь его законным представителем.
Сейчас существует несколько интернет-школ, к которым родители прикрепляют ребёнка. Тогда он проходит всё по плану, без риска что-то упустить и сдаёт итоговую аттестацию там.
ГИА после 9 и 11 классов ребёнок на семейном обучении обязательно сдаёт очно, на базе школы, к которой он прикреплён. При успешной сдаче — получает аттестат.
Самообразование
Эта форма обучения доступна детям, достигшим 15 лет, то есть — старшеклассникам. По сути, это то же самое семейное обучение при котором ребёнок учится дома самостоятельно, а в школу приходит только сдавать аттестации, в том числе и ГИА, чтобы получить аттестат.
Другие формы получения образования
Перечисленные выше формы обучения — официальные. Но часто встречаются названия других форм. Как к ним относиться? Что они обозначают?
Надомное обучение — это вид обучения при котором ребёнок обучается на дому. При этом занятия проводят не родители, а приходящие учителя из школы. Ребёнок занимается индивидуально или в малой группе. Аттестации проходят так же, как и при очном обучении в школе — на основании текущих отметок и результатов проверочных и контрольных работ. Чтобы оформить надомное обучение, нужно предоставить медицинскую справку, оформленную по всем правилам, согласно которой обучение ребёнка в школе невозможно. Обычно так учатся тяжелобольные дети и дети-инвалиды, с ограниченными возможностями здоровья.
Экстернат ранее был одной из форм обучения, однако с 2013 года таковым больше не считается. Он остался лишь как форма аттестации для тех обучающихся, которые получают знания вне стен образовательного учреждения. Фактически, дети на семейном обучении или самообразовании прикрепляются к школе на время сдачи аттестаций.
Дистанционное обучение также не является юридически верной формой обучения. Это просто форма передачи информации. Дети могут учиться дистанционно на заочной, очно-заочной, семейной формах обучения, использовать её и при самообразовании. Самое главное при этом — использование дистанционных образовательных технологий. В некоторых случаях зачёты, контрольные и аттестации также проводятся дистанционно. Однако ГИА, как всегда, сдавать надо лишь очно.
Домашнее обучение (homeschooling) — просто констатация того факта, что ребёнок получает знания вне стен школы. Форма обучения при этом может быть заочной, семейной или в качестве самообразования.
Анскулинг (unschooling) — это форма семейного обучения, когда ребёнок не придерживается никакой образовательной программы. Родители предоставляют ему право заниматься тем, что ему интересно в данный момент. Сторонники метода говорят, что любознательность детей побеждает и они легко усваивают даже сложные знаний в короткие промежутки времени. В этом случае дети не сдают никаких аттестаций, кроме ГИА. Да и то лишь тогда, когда они решают продолжить образование или устроиться на работу.
Аттестация — вид проверки уровня знаний школьников. Различают текущие (промежуточные) аттестации и итоговые.
- Промежуточная аттестация оценивает знания ребёнка за текущий класс. Проводится при любой форме обучения. По её итогам ребёнок либо переводится в следующий класс, либо не переводится. Если дети на семейном обучении, они сдают аттестацию по желанию родителей. Но если вдруг сдают аттестацию на неудовлетворительную оценку, то возвращаются на очное обучение в школу.
- Итоговая государственная аттестация (ГИА) проводится после окончания 9 и 11 классов в форме ОГЭ и ЕГЭ. Это обязательная процедура для получения аттестата о школьном образовании. Кстати, допускаются к ГИА дети после прохождения промежуточной аттестации за текущий класс.
Как выбрать форму получения образования ребёнком?
Родители и только они (то есть, законные представители) имеют право выбрать любую форму получения образования своим ребёнком.
- Большинство выбирает очную. Это проще в организации, результат прогнозируем. Ответственность за обучение ребёнка несут педагоги. Родители играют вспомогательную роль.
- Заочная форма хороша для тех детей, которые хотят учиться по программе школы, но по каким-то причинам школу посещать не могут.
- Очно-заочная форма подходит тем, кто часть предметов изучает в других, узкоспециализированных, школах — спортивной, музыкальной, художественной. Или для тех, кто опережает своих сверстников по какому-либо предмету или занимается с репетитором.
- Семейную форму выбирают родители, желающие сами обучать своих детей и не быть связанными со школьной программой. Они сами подбирают учебники и учебные материалы, сами составляют план обучения. Дают ребёнку знания в том объёме, в котором именно ему они нужны.
Что ещё нужно знать родителям?
Школьники обладают академическими и социальными правами и льготами.
Академические права заключаются в том, что дети пользуются библиотекой, занимаются в кружках и секциях, участвуют в конкурсах и олимпиадах.
Социальные льготы — это компенсации детям за проезд в транспорте, питание, билеты в музеи и т. д., которые предоставляются лишь по предъявлению справки из школы.
Дети на очном и очно-заочном и даже заочном обучении пользуются всем списком льгот и возможностей.
А вот дети на семейном обучении и занимающиеся самообразованием к школьному контингенту не относятся и поэтому не имеют права пользоваться всеми социальными льготами и частично — академическими. Обычно за ними сохраняется право на получение учебников и пользование библиотекой. Остальные права появляются лишь в момент зачисления в школу для аттестации.