Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологический профиль обучения

Технологический профиль в современной школе

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. отработки гибкой системы профилей» [15]. Целью профильного обучения является содействие личности в выборе области деятельности (на основе учета индивидуальных особенностей) и предоставление возможности осуществить профессиональную пробу, результатом чего должна стать уверенность в правильности профессионального выбора и получение первичных знаний и умений в избранной профессии, а высшим желаемым достижением — получение профессии [15].

В соответствии с концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно — ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели [15]:

ü обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

ü создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

ü способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

ü расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного образовательного учреждения [15].

Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных предметов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др.). Это позволит старшекласснику одного общеобразовательного учреждения при необходимости воспользоваться образовательными услугами других учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.

Таким образом, можно выделить несколько моделей организации профильного обучения [15]:

ü Модель внутришкольной профилизации

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

ü Модель сетевой организации

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления.

Рассмотрим основные образовательные задачи профильной школы [15]:

ü актуализировать потребность учащихся в осознанном определении жизненных и профессиональных планов;

ü дать современную и достоверную информацию о мире труда, основных группах профессий, тенденциях развития рынка труда;

ü обеспечить учащихся информационными ресурсами для построения жизненных планов и профессиональной карьеры;

ü создать условия для получения учащимися минимального личного опыта в отношении различных областей профессиональной деятельности;

ü получить практический опыт проектирования индивидуальной жизненной и профессиональной траектории.

Все эти задачи могут быть одновременно решены только в процессе профильного технологического образования.

Содержание государственного образовательного стандарта по технологии предполагает универсальную подготовку школьников к профессиональной деятельности; позволяет учащимся психологически и практически подготовится к грамотному поведению на рынке труда. В содержание обучения технологии в старшей школе заложено выполнение практических работ (профессиональных проб) в различных сферах деятельности, что позволяет учащимся не только иметь представление о смысле и структуре выбранной профессии, но и реально познакомиться с содержанием видов деятельности в данной профессии. Анализируя нормативные документы, следует отметить, что только технологический профиль обучения несет в себе широкие образовательные и социальные возможности в контексте практической готовности старшеклассников к осознанному и грамотному социально-профессиональному самоопределению.

А. Г. Шепило формулирует технологический профиль обучения как получение знаний учащимися о современных технологиях в различных сферах человеческой деятельности и квалификации по одной из рабочих профессий [43].

В соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по технологии для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную [35].

Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрировано со специальной технологической подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности. Содержание общетехнологической подготовки включает основные компоненты содержания программы для базового уровня и носит инвариантный характер изучаемым сферам и профилям трудовой деятельности. Практическая деятельность учащихся при освоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующей сферой или профилем осваиваемой трудовой деятельности.

Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору учащихся в следующих направлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности [35]:

ü в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства: токарное дело; фрезерное дело; слесарное дело; монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление станками с ЧПУ; электромонтажные и наладочные работы; сборка электроизмерительных приборов; изготовление хлебобулочных или кондитерских изделий; швейное дело; вязание и плетение; вышивка; ковроделие; роспись тканей; наладка швейного оборудования; моделирование одежды и головных уборов; овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства; слесарные работы по ремонту сельскохозяйственных машин, механизмов, оборудования;

Читать еще:  Мгимо магистратура стоимость обучения 2020

ü в сфере строительных и ремонтных работ: архитектурное проектирование; малярные (строительные) работы; облицовочные работы; штукатурные работы; печное дело; столярные и плотничные работы; паркетные работы; монтаж внутренних санитарно-технических систем;

ü в сфере телекоммуникаций и информационных технологий: операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика); телеграфия; телефонная связь; операторские работы в сфере телекоммуникаций;

ü в сфере управления: бухгалтерское дело; делопроизводство; машинопись; основы менеджмента;

ü в сфере проектирования: художественно-оформительские работы; реставрационные работы; черчение;

ü в сфере материально–технического обеспечения: снабжение; заготовка продуктов и сырья;

ü в сфере коммерции: продажа продовольственных или непродовольственных товаров; обслуживание на предприятиях общественного питания; страховое дело; рекламное дело; контрольно-кассовые операции;

ü в сфере сервиса: переплетные работы; ювелирные работы; ремонт обуви; ремонт часов; обслуживание и ремонт радиотелевизионной аппаратуры (видеотехники); слесарно-ремонтные работы; ремонт и обслуживание автомобилей; вождение автомобиля; парикмахерское дело; фотография; индивидуальный пошив одежды; декоративное оформление витрин; социальное обслуживание; озеленение; цветоводство;

ü в сфере декоративно-прикладного искусства: выжигание по дереву; резьба по дереву и бересте; кружевные работы; вышивка; плетение; гончарные работы; изготовление художественных изделий из дерева, бересты и лозы; чеканка художественных изделий.

Основной принцип реализации технологического профиля – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию.

Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какие профили предусмотрены для обучающихся на уровне среднего общего образования?

Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Многие родители и дети рассматривают множество вариантов прежде чем окончательно определиться с будущей профессией. Система образования на сегодняшний день подготавливает детей к выбору профессии еще на уровне основного общего образования, а окончательный выбор дети делают уже в старшей школе. Профильное обучение позволяет обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями. Профильное образование позволяет на сегодняшний день сократить разрыв между профессиональным образованием и образованием, которое ученик получает в школе. Углубленное обучение по профильным дисциплинам становится средством профессионального самоопределения ребенка. Это происходит за счет индивидуализации образования, создания возможностей для построения гибких индивидуальных образовательной траекторий, учитывая запросы работодателей, способности и наклонности ребенка. Одной из основных задач, которые решает профильное обучение, является получение обучающимся углубленных знаний в той области и по тем дисциплинам, которые ребенок сможет реализовать в рамках последующего обучения или трудовой деятельности.

Ч. 25 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской федерации» поясняет, что направленность (профиль) образования — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Также ч.4 ст.66 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Это означает, что Закон предусматривает, что профильное обучение может быть организовано в рамках реализации основной общеобразовательной программы, причем на любом уровне образования.

В соответствии с ч.2 ст.87 Закона право выбора между предметами остается за родителями /законными представителями обучающихся. Родители/законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п.1 ч.3 ст. 44 Закона). Помимо профильного обучения в учебном плане школьника предусмотрено:

  • изучение обязательных учебных предметов для всех профилей;
  • изучение учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей;
  • учебные предметы для изучения на углубленном уровне;
  • курсы по выбору, элективные курсы.

Таким образом, модель современной школы включает в себя базовые общеобразовательные курсы, профильные курсы и элективные курсы.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию учебного плана одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  1. Естественно-научный. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, геометрия, химия, биология.
  2. Гуманитарный. Профильные предметы- русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история, право.
  3. Социально-экономический. Профильные предметы — математика и начала математического анализа, экономика, право, география, геометрия.
  4. Технологический профиль. Профильные предметы — алгебра и начала математического анализа, геометрия, физика, информатика.
  5. Универсальный. Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Учебный план профиля обучения и/или индивидуальный учебный план должны содержать 11/12 учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».

Также учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее ¾ учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект-это обязательный элективный курс, который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Индивидуальный проект обучающиеся могут выполнять по любому направлению. Индивидуальный проект можно выполнять в течение 1–2 лет. Курирует работу по проекту работник школы или работник со стороны организации-партнера. На элективный курс «Индивидуальный проект» школа обычно выделяет не менее одного часа в неделю. Учебный план достраивается элективными курсами профильной направленности и курсами по выбору общеразвивающей направленности.

Отличие элективных курсов от факультативных

П.5 ч.1 ст.34 Закона закрепляет за обучающимися академическое право на выбор факультативных курсов и элективных курсов. Факультативные курсы — это необязательные курсы для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки, а элективные курсы — те курсы, которые обучающийся должен выбрать в обязательном порядке.

Читать еще:  Срок обучения в медицинском колледже

Обучающийся вправе выбрать освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ (п.6 ч.1 ст.34 Закона).

Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют функции «надстройки» профильного учебного предмета, тогда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных курсов, возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Как осуществляется прием в профильные классы?

Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. Образовательная организация разрабатывает локальный акт, который регламентирует особенности поступления в профильные классы. Прием обучающихся в профильные классы осуществляется приемной комиссией общеобразовательной организации. Для решения вопроса о зачислении в профильный класс выпускники 9-х классов или их родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме на имя директора общеобразовательного учреждения, аттестат об основном общем образовании.

Документы, представленные выпускниками 9-х классов или их родителями (законными представителями), регистрируются. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в 10-й профильный класс; контактные телефоны для получения информации.

Все представленные документы рассматриваются на заседании приемной комиссии. Принятое решение оформляется протоколом заседания комиссии.

Организация профильного обучения через индивидуальный учебный план.

Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)». Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору.

Популярным на сегодняшний день становится вариант кооперации общеобразовательной организации с организациями общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащемуся предоставляется право выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, учреждения профессионального образования, предприятиями, др.).

Средний общий уровень образования готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.

Современная школа должна сформировать «пучки компетенций» у обучающихся, которые будут являться основой для дальнейшего соприкосновения школы с социальной деятельностью общества, что даст возможность ориентироваться на труд, который идет на пользу обществу, развитию страны, современных технологий. Ценностью обучения должно стать то, что образовательная организация сможет создать именно ту платформу, которая научит детей тому, что пригодится всегда, на протяжении всей их жизни. Ориентиром дальнейшего выбора профессий должен стать Атлас профессий, который позволит и детям, и педагогам, и родителям подготовиться к жизни в меняющемся мире, социуме. Неотъемлемой частью модели образования ближайшего будущего должно стать высокотехнологическое предпрофильное обучение, на основе которого будут создаваться индивидуальные и групповые проекты. Данные проекты должны быть отчасти интегрированы в образовательный процесс и направлены на интересы и потребности будущего работодателя.

Такой механизм позволит транслировать абстрактные знания в конкретные формы, имеющие отношение к практической жизни. «Согласование» и приспособление интересов ребенка с интересами социума станет ведущей идеей образования. Отдельно мы выделили когнитивную гибкость, как одну из основных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающегося на данном уровне образования. Это связано с тем, что будущие работники должны будут быстро адаптироваться в меняющейся социальной жизни и ее проблемах.

Технологический профиль

Для технологического профиля школы на базе МГТУ им. Н.Баумана с целью введения в инженерную специальность в 2017-2018 учебном году будут проведены следующие мероприятия:

1. Цикл занятий «Введение в инженерную специальность. Бауманская школа будущих инженеров», который обеспечит подготовку обучающихся к освоению будущей профессии по инженерной специальности. Цикл занятий состоит из 10 циклов инженерно-технической направленности:

— введение в инженерную специальность;

— введение в размерностные и системные представления физических величин;

— системы автоматического управления;

— инженерный практикум по робототехнике на базе платформы Arduino;

— композиционные материалы и технологии;

— математика и программирование на службе инженера;

— основы информационной безопасности.

Каждый цикл включает:

— лекции по теме цикла;

— практические занятия с целью изучения прикладных свойств теоретических зависимостей курса, знакомства с работой новейшего оборудования.

Будет осуществлено руководство и методическое сопровождение индивидуальных проектов обучающихся по инженерной тематике каждого цикла. По каждому циклу проводится коллоквиум с обсуждением результатов и защитой индивидуальных проектов. Объем каждого цикла – 12 часов.
По каждому циклу наполняемость группы составляет не более 25 человек. Предварительная запись осуществляется не позднее чем за 10 дней до начала занятий.

2. Обучающие научно-ознакомительные экскурсии, содержащие выходящие за рамки урока тематические научно-популярные знания, практическое изучение достижений инженерной школы МГТУ им. Н.Э. Баумана с проведением лабораторных экспериментов на базе научно-образовательных центров мирового уровня, кафедр и лабораторий Университета, а так же экскурсии в научно-производственные объединения – партнеры МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Наполняемость группы: от 15 человек до 25 человек (включительно). Предварительная запись осуществляется не позднее, чем за 10 дней до даты проведения занятия.

Для педагогов и руководителей образовательных организаций за счет субсидий Департамента образования города Москвы будут проведены следующие мероприятия:

1. Циклы повышения квалификации для педагогов (объемом 36 часов) по направлениям:

— «Формирование исследовательской компетенции учащихся инженерных классов при выполнении индивидуальных проектов в условиях профильного обучения в соответствии с ФГОС среднего общего образования».

— «Формирование исследовательской компетенции учащихся инженерных классов при изучении разделов информатики для освоения и развития современных информационных технологий в инженерной деятельности».

— «Формирование исследовательской компетенции учащихся инженерных классов при изучении разделов физики, имеющих наибольшее значение в инженерной практике».

2. Городская научно-методическая конференция для руководителей и педагогов образовательных организаций города Москвы «Инновационные направления развития профильного обучения в инженерных классах московских школ при взаимодействии с вузами» с привлечением ведущих ученых МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Читать еще:  Дом русской косметики обучение официальный сайт

Информационно-технологический профиль

Целью обучения в классе информационно-технологического профиля является формирование высокого уровня информационной компетентности. Информационная компетенция обеспечивает навыки и опыт деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Задачи:

    освоение и систематизации знаний, относящихся к средствам моделирования, информационным процессам в различных системах (технологических, биологических, социальных ); овладение умениями при помощи реальных объектов (компьютер, модем, факс, принтер, копир и т. д.) и информационных технологий (аудио — и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; овладение умениями строить математическую модель, алгоритм, создавать программы на языке программирования; развитие алгоритмического мышления; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности; воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией; приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

В соответствии с целями и задачами обучения в классе информационно-технологического профиля на профильном (повышенном) уровне изучаются предметы: информатика, математика, физика. Ведущим предметом является информатика.

В качестве базового учебника используется учебник «Информатика и ИТ», рекомендованный для классов информационно — технологического профиля. Анализируя учебник, мы пришли к выводу о том, что он охватывает не все разделы курса информатики, необходимые в данном профиле, поэтому учителями используется дополнительная литература: задачник №1,2 под редакцией И. ГСемакина, , «Лекции по программированию» .

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебные предметы

Количество

часов в год

Количество

часов в неделю

Количество

часов в год

Количество

часов в неделю

I. Базовые учебные предметы

Итого

560

16

560

16

II. Профильные учебные предметы

Информатика и ИКТ

Итого

525

15

525

15

III. Региональный компонент (всего часов)

IV. Элективные учебные предметы (всего часов)

V. Учебные проекты, исследовательская деятельность (всего часов)

Предельно допустимая учебная нагрузка на обучающегося

1260

36

1260

36

Одна из задач профильного обучения — ориентирование учащихся на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

Если в период обучения в профильном классе обучающиеся успешны в области информатики ИКТ, математики и физики, обладают такими качествами как организованность, любознательность, ответственность, тогда следует задуматься о выборе направления профессионального образования по информационно-технологическому профилю.

Выбор направлений профессионального образования выпускников этого профиля очень велик. Практически во всех сферах экономической деятельности нашего региона нужны специалисты этого профиля: в экономике, промышленности, сельском хозяйстве, социально-культурной деятельности, политологии, психологии, экологии, социологии и др. Требуются специалисты в области прикладной информатики, математического обеспечения и администрирования информационных систем.

Словарь основных профессий и специальностей информационно-технологического профиля

Инженер (программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем). Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления, системы автоматизированного проектирования; программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы); математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение перечисленных систем.

Инженер по направлению подготовки специалиста «Информатика и вычислительная техника» может занимать следующие должности: инженер, инженер-программист (программист), инженер-электроник (электроник), инженер по автоматизированным системам управления, инженер по наладке и испытаниям и другие должности прикладного характера, соответствующие его квалификации. Специалист может работать в научно-исследовательских, проектных, конструкторских организациях, промышленных предприятиях и организациях, коммерческих структурах, банках и др.

Техник разрабатывает программы средствами вычислительной техники, проводит их тестирование и отладку. Он осуществляет выбор языка программирования для описания алгоритмов и структур данных, производит запуск отлаженных программ и ввод исходных данных, определяемых условиями поставленных задач; проводит корректировку разработанных программ, разрабатывает инструкции по работе с программами, оформляет необходимую техническую документацию. Специалист принимает участие в создании каталогов и картотек стандартных программ, в проектировании программ, позволяющих расширить область применения вычислительной техники.

Инженер (информационные системы и технологии) является специалистом в области современных автоматизированных систем управления, их математического, информационного, технического и программного обеспечения; знает способы и методы их проектирования, отладки, производства и эксплуатации в различных отраслях экономики. Имея широкий профиль подготовки, специалисты могут работать на предприятиях различных отраслей промышленности, в отделах автоматизации и автоматизированных систем предприятий и выполнять следующие виды профессиональной деятельности: проектно-конструкторскую, научно-исследовательскую, организационно-управленческую, производственно-технологическую.

Инженер (информационно-измерительная техника и технологии). Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: электронно-механические, магнитные, электромагнитные, акустические и акустооптические методы; приборы, системы, комплексы и элементная база приборостроения; технология производства элементов, приборов и систем, а также программное обеспечение и информационно-измерительные технологии в приборостроении. Область профессиональной деятельности специалиста включает исследования, разработки и технологии, направленные на разработку теории, создание и применение приборов и систем, предназначенных для получения, регистрации и обработки информации об окружающей среде, биологических и технических объектах.

Выпускник, имеющий по направлению подготовки специализацию «Приборостроение», может занимать следующие должности: инженер, технолог, механик, математик, программист, конструктор, научный сотрских программ.

Техник (техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей) Специалист данной сферы деятельности осуществляет сборку и ремонт профессиональных компьютеров, как аппаратной, так и программной частей; установку и настройку операционных систем, прикладного программного обеспечения; ремонт блоков питания компьютеров, жестких дисков; заправку картриджей; обслуживание принтеров, сканеров, мониторов, клавиатур, мышек и др. В его обязанности входит также монтаж и техническое обслуживание локальных сетей компьютеров; сетевое системное администрирование; установка и эксплуатация WEB и FTR серверов Microsoft; ремонт и обслуживание средств связи, бытовой электронной техники — телевизоров, видеомагнитофонов, плееров и др.; обслуживание станков с числовым и программным управлением; соблюдение и обеспечение правил техники безопасности при работе с электронными устройствами, имеющими питание от сети 220 вольт.

Специалист может работать в организациях, занимающихся средствами связи — мобильной, телефонной, телеграфной; работать с электро-радио-измерительными приборами.

При планировании образовательно-профессионального маршрута обучающимся необходимо учитывать профессионально важные качества для выбранной сферы профессиональной деятельности, медицинские противопоказания, области применения и др.

О профессионально важных качествах в профессиях и специальностях информационно-технологического профиля старшеклассники могут узнать из справочников «99 популярных профессий» и др.

Медицинские противопоказания для профессий и специальностей информационно-технологического профиля:

    нервно — психические заболевания; заболевания органов зрения.

Если Вы выбрали информационно-технологический профиль обучения, Вы сделали первый шаг в построении своего образовательно-профессионального маршрута.

Строительство своего образовательно — профессионального маршрута вы начинаете с изучения и анализа учебного плана для информационно-технологического профиля. Особое внимание следует обратить на профильные и элективные учебные предметы. Базовые, профильные и региональные предметы обязательны для обучения, а перечень элективных учебных предметов Вы выбираете себе сами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector