Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковная флористика обучение

Елицы

19 апреля — Светлое Христово Воскресение — Пасха. Уникальная возможность отправить Записки на праздничную Пасхальную Литургию — 19 апреля в Храмы Гроба Господня в Иерусалиме и Рождества Христова в Вифлееме за себя, родных и близких. Отправить записки

Курсы по Храмовой флористике.

Приглашаем Вас на ускоренный курс по Храмовой флористике с 17 по 23 июля.
Занятия будут проходить с 10 до 17 часов, с перерывом на чай и обед)
Курс будет удобен для тех, кто не из Москвы и кто желает получить знания не за год, а за неделю.
Обучение проходит при Храме Святых бл.кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино, м. Братиславская.

Курсы при нашем храме существуют с 2015 года, преподаватели курсов профессиональные флористы, имеющие большой опыт в оформлении православных храмов. Курс рассчитан как на тех, кто никогда ранее не занимался флористикой, так и на тех, кто уже имеет опыт работы с цветами.

Цель программы — возрождение традиций храмовой православной флористики.

На занятиях слушатели получают знания как по теоретическим основам флористики, так и практические навыки создания цветочных аранжировок для праздничного убранства храма.

Слушатели обеспечиваются всеми необходимыми материалами.

План обучения с 17 по 23 июля 2017 г.

17 июля 1 день
Теория. Основы флористики.Флористические инструменты и материалы. Правила обработки ухода, хранения и транспортировки срезанных цветов. Сезонность цветов.
Основы композиции на оазисе. Виды, особенности, отличия, требования. Работа с оазисом.(Что такое композиция, основные принципы, виды. Закон пропорций, цветовой круг. Формы роста, форма растений, структура и фактура поверхностей растений)

18 июля 2 день
Композиция на оазисе (круглая). Композиция вертикальная и горизонтальная
Украшение Креста. Плащаницы. Теория, Практика — украшаем крест

19 июля 3 день
Особенности храмовой флористики. (Правила и традиции цветочного украшения храма, цветовые «нюансы» оформления, основные православные праздники, особенности их оформления, устройство храма, объекты оформления). Техническая основа для аналойной иконы.
Оформление аналойной иконы к Празднику Казанской Божьей Матери.
Варианты оформления. Практика
Оформление свечей. Практика
Гирлянды (виды, применение, техники, расчет материала.). Хорос. Паникадило. Особенности крепления. Теория. Гирлянды. Техника плетения. Практика.

20 июля 4 день
Свадебная флористика. Букеты. Теория
Свадебная флористика. Букет на портбукетнице. Бутоньерка для жениха. Практика

21 июля 5 день
Букет в спиральной технике. Практика
композиция в корзине. Практика

22 июля 6 день
Пасха — яйцо (папье-машье)
Рождество — вертеп (делаем основу своими руками)

23 июля 7 дней
Траурная флористика.
Чаепитие)

Также открыт набор на годичный курс обучения с с сентября 2017 по май 2018 гг.

Церковная флористика обучение

Программа курса Флористическое оформление православного Храма
Программа курса расчитана как на начинающих флористов, так и на тех, кто уже имеет опыт работы с цветами. Занятия проходят компактно, в течение 14-15 дней с 10.00 до 17.00 (перерыв на обед 1 час) включая один или два выходных дня. Общая продолжительность курса составляет 104 академических часа. Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей.

Теория рассматривает два направления — общая флористика и особенности флористики в храме. Общая часть включает следующие темы: ассортимент растений, используемых для украшения храма, обработка и хранение срезки (2 ак. ч), основные законы композиции (4 ак. ч.), правила работы с оазисом (1 ак.ч.), гирлянды и венки — виды, стилистика, ритм, как средство композиции, описпние техник изготовления гирлянд (6 ак.ч.). Специализированная часть теории курса знакомит слушателей с информацией, которая касается особенностей работы непосредственно в храме: внутреннее устройство и архитектура храма, символика православного храма, места для украшения цветами в храме (4 ак.ч.), основные православные праздники и особенности их украшения цветами (3 ак.ч.), символика цвета в храме (2 ак.ч.), особенности украшений для алтаря (1 ак.ч.). Общая продолжительность теоретического курса — 25 ак.ч.

На практических занятиях слушатели под руководством педагога самостоятельно делают большое количество флористических работ, которые лучше всего подходят для украшения интерьера храма. Подробно рассматриваются варианты украшения аналойной иконы, Царских врат, солеи, алтаря, икон на иконостасе, икон в киотах, Плащаниц, выносного креста и Голгофы, мощевиков и рак с мощами, выносных свечей и т.д. Изучается множество техник. В конце каждого занятия проходит подробный разбор работ слушателей. Общая продолжительность практических занятий курса — 79 ак.ч.

Последнее, зачетное занятие проходит непосредственно в храме. Так же возможно прохождение практики в храмах Москвы и Подмосковья.

По окончании курса выдается сертификат, подписанный священником.

Хочется отметить, что данный курс в основном ориентирован на отработку практических навыков флористического мастерства. Теоретическая часть курса тоже весьма насыщенна и интересна. Но за такой короткий период времени глубого вникнуть в традиции православия, его каноны, интереснейшую символику, конечно, не возможно. Поэтому, для последующего самообразования, мы даем своим слушателям большое количество ссылок на полезную литературу и интернет ресурсы, а так же с удовольствием поддерживаем с ними дальнейшую связь.

Читать еще:  Мгимо факультеты стоимость обучения за год 2020

СЕКАТОР, ВДОХНОВЕНИЕ И МОЛИТВА

Флорист Галина Кондратьева: «Цветы привели меня к Богу»

В современном храме флорист – не совсем профессия, а скорее, пример служения, помноженного на талант. Эти люди досконально знают названия и характеристики цветов, умеют подобрать цветовую гамму. Галина Кондратьева – флорист со стажем. Она обладает вкусом, любит цветы и, действуя с благословения настоятеля, благоукрашает церковь к праздникам.

Миссионеры с лепестками

Одиннадцать лет назад Галина Кондратьева была удостоена национальной премии в области флористики «Цветок успеха» за проекты по праздничному оформлению православных храмов. Ее приглашают украшать монастыри и церкви Москвы, Подмосковья, а также других городов, где флорист не только руководит «цветочными работами», но и постоянно проводит семинары и мастер-классы. «Цветы привели меня к Богу», – признается Галина Кондратьева.

Новый поворот в профессии произошел четырнадцать лет назад. Журналу «Цветы», где Галина работает и сегодня, потребовалось отснять флористическое убранство храмов. Выполняя редакционное задание, она оказалась в Даниловом монастыре, где познакомилась с ризничным иеромонахом Зосимой (Давыдовым), впоследствии епископом Якутским и Ленским; † 2010). Вскоре он благословил ее украсить на Крещение Троицкий собор монастыря. Отец Зосима сам учился в Московском художественном училище и справедливо полагал, что храм соединяет в себе многие искусства, поэтому цветы в нем воспринимаются совершенно естественно. «Цветы – это миссионеры, – говорил он. – Они напоминают о Боге».

В русской литературе мы встречаем немало рассказов, как на Руси люди сами несли в церковь на праздник живые цветы и зелень. Например, у Ивана Шмелева в «Лете Господнем» читаем: «Мы идем все с цветами. У меня ландышки и в середке большой пион. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги».

Оазис творчества

Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл цветы остатками Рая на земле. Со времен «всероссийского пастыря» отношение в народе к этим красочным растениям, конечно, не поменялось. А вот арсенал подручных средств обновляется стремительно. Если в конце 1990-х в книгах советовали приспосабливать под емкость для воды бутылочки из-под клея или декорировать вазу бумагой, теперь у флористов в руках современные разработки. Например, оазис – синтетический пеноматериал, который поглощает и удерживает влагу, выпускается в разных размерах и формах. Он помогает цветам ­сохранять свою свежесть. Основные же рабочие инстру­менты флориста видоизменяются мало: это секатор и нож.
Чаще всего цветы в православных храмах ставят справа и слева от Царских врат. Кроме того, ими украшаются праздничные и особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаница, подсвечники, орлец, хорос, паникадило.

При украшении конкретного храма обычно исходят из бюджета, времени и пожеланий настоятеля. «Если средств немного, лучше украсить к празднику аналойную икону, – советует Галина Кондратьева, – цветы вокруг нее – это все мы, молитвенники. И как мы выражаем свои чувства, так и цветы своим расположением выражают отношение к иконе. В цветочной композиции не может быть «равнодушных», в ней должна быть жизнь».

Главное правило: цвет облачений

Церковные каноны об украшении православных храмов цветами умалчивают, поэтому здесь уместен полет творческой фантазии.

«Жестких ограничений нет, но флористы ничего не делают в храме без благословения настоятеля», – уточняет собеседница.

Прежде всего, флористы ориентируются на цвет облачения священнослужителей. Иногда, правда, из этого основного правила приходится делать исключения. «Однажды мы украшали храм к празднику преподобного Серафима Саровского. Священнические облачения зеленые. Но храм был небольшой, светлый, и ничего кроме желтого цвета туда ставить не хотелось. Так и сделали, и получилось хорошо».

Кроме того, у каждого праздника есть свой образ. Для богородичных дней это, например, лилия. Цветы стараются обычно покупать у крупных поставщиков. Правда, не все из них работают с частными лицами. В Москве наиболее доступный по ценам и приемлемый по качеству – Рижский рынок.

Храмовая флористика. Особенности и символы.

Верующие люди, посещающие церковь, часто видят и знают, что помимо икон, в православных храмах бывают и живые цветы. Но в чём заключаются особенности храмовой флористики, и каково значение цветов в Богослужении?, – об этом вы узнаете из данной обзорной статьи Вероники Гуг.

Читать еще:  Ранхигс оплата за обучение

В первую очередь необходимо отметить, что цветы в храме – это не главное. Храм – это Дом Божий, в нём совершаются Богослужения и церковные Таинства. В православных храмах всё аргументируется церковным Уставом и канонами.

Кратко об устройстве храма

Алтарь – самая важная часть храма, в нём располагается главная святыня – престол, доступ к которому имеют только священнослужители. Алтарь отделяется от основной части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. В нём имеется трое врат. Центральные самые большие называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, а боковые двери, называют диаконскими.
Справа от царских врат находится икона Спасителя, слева — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых. Справа от иконы Спасителя обычно располагается храмовая икона, на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах и на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой.
В храме имеется еще и канунник (канун) с изображением Распятия и рядами подсвечников. Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды. Огромные храмовые люстры с множеством свечей называются паникадила, ныне свечи в них электрические, и зажигаются в торжественные моменты служб. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Также в храмах могут находиться мощи святых угодников Божиих и другие святыни.

Флористические акценты в храме

Храмовая флористика должна быть осмысленной, согласно принципу: радость для глаз и пища для ума и сердца. Цветы в храме – это не просто украшения, это жертва Богу и уважение к святым, изображённым на иконах. Цветочное убранство современных храмов иногда поражает своим великолепием, и в тоже время цветы напоминают моляющемуся о рае и красоте Царства Небесного. Также, цветы, особенно увядая, помогают людям задуматься о том, что наша земная жизнь временна.
Однако, храм – это не оранжерея, и цветы не являются главными элементами храмовой атмосферы. Более того, флористические акценты не должны принимать на себя основное внимание в храмовом интерьере, не должны заслонять собой иконы, дабы
не отвлекать молящихся. Цветами храмы украшают, как правило, в праздничные дни. Флористически оформляют икону на аналое, царские врата, раку со святыми мощами, чудотворные и чтимые святыни. При этом нужно стараться соблюдать гармонию, оставляя основной визуальный акцент на святынях, данном случае цветы всегда второстепенны. Также нужно учитывать и цветочный запах, который должен быть умерен, дабы не перебивать аромат ладана. Флористические композиции не должны мешать священнослужителям во время проведения Богослужения, цветы также не должны мешать и прихожанам прикладываться к иконам. В общем, цветы в храме не должны вызывать неудобств.
Важно помнить, что в Церкви всё начинается с благословения и, желательно, чтобы выполняющий послушание по храмовой флористике был воцерковлён и понимал православную символику. Ведь даже, освоив теоретические основы аранжировки и, имея практические навыки, «переходить от буквы к духу трудно и болезненно», так как христианскую культуру может творить только христиански устроенная душа, а потому и ценно внутреннее состояние художника (флориста). Невозможно проникнуть в тайну
православного искусства без веры.

Флористический символизм в Православии

Что касается символизма, то многое зависит от христианского праздника, к которому приурочено флористическое украшение. Прежде чем приступить к подбору цветов для составления той или иной храмовой композиции, необходимо обратиться к «Богослужебным указаниям», где может содержаться вполне конкретная информация на этот счет. По Уставу есть праздники, на которых присутствие определённых растений обязательно: Рождество Христово, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы, Преображение (цветы и плоды). Основным флористическим аспектом при составлении композиций, является цвет праздника, который гармонирует с облачением священнослужителей и соответственно с одеждами престола, жертвенника, завесов, аналоев, воздýха, покровцов и закладок в напрестольном Евангелии.
На Пасху и в дни памяти мучеников — это красный цвет. Белый – в день Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу, также в дни особого почитания Небесных Сил бесплотных. Зелёный – Вход Господень в Иерусалим, а также на Троицу и в дни памяти преподобных, подвижников. Голубой – на Богородичные праздники. Фиолетовый – на праздники Животворящего Креста Господня. В православной традиции украшают не только интерьер храмов, но и экстерьер: чин погребения, крестные ходы, богослужения на открытом воздухе, встречи иерархов, украшают вход в храм, ковры, дорожки и др. Христианская флоросимволика сегодня применяется и с учётом территориального месторасположения церкви относительно карты мира и поры года.

Читать еще:  Мед вуз заочное обучение


Например, в Рождество флористическое украшение храмов по традиции формируется на основе еловых ветвей. А в праздник «Входа Господнего в Иерусалим» — на основе пальмовых ветвей, кстати, отсюда и второе название праздника «Пальмовое воскресение», в славянском простонародье называющееся «Вербным воскресением». Две тысячи лет назад в Иерусалиме Христу постлали под ноги, как положено входящему в город царю, белые ткани. Его приветствовали пальмовыми ветвями.
Пальмы – символ триумфа, приветствие, которым народ встречает своего царя. Когда этот праздник пришел на славянские земли, возник вопрос, ведь у нас пальмы не растут. Поэтому так повелось, что пальмовые ветви заменили на цветущую вербу. Это, пожалуй, единственное растение, которое к моменту довольно-таки ранней весны повсюду расцветает. Верующие давно заметили, что процесс этот взаимосвязан: когда бы ни был праздник Вербного воскресенья (а он сдвигается в соответствии с Пасхой) как бы ни была холодна погода, даже если еще лежит снег, но верба обязательно зацветёт. Кстати, интересен символизм и праздника Преображения Господня (19 августа), который в народе именуется как «Яблочный спас».
Православная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В этот праздник греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал у них к этому времени. Поскольку в славянских широтах типичные сезонные фрукты того времени – яблоки, то именно они и стали символом этого праздника. Что касается цветов, то лилия является самым распространённым цветком церкви, потом – роза и другие.
Красота лилий восхваляется и в Священном Писании: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: Не трудятся, ни прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29).
Цветы и плоды, как выражение христианской любви и райского блаженства в искусстве первых христиан, и флористические образы библейских сюжетов, представляют собой единый священный образ, о чём свидетельствует не только архитектурное, литературное наследие Церкви, но и, безусловно, иконографическое. На некоторых Богородичных иконах, а также иконах святых, можно увидеть цветы.

Цветы на иконах

На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на одной руке, а в другой руке у Неё — цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Название иконы «Неувядаемый Цвет» связано с традицией воспевать Пресвятую Богородицу в словах Великого Акафиста, написанного в VII веке в Константинополе, а также с песнопениями канона Иосифа Песнописца, посвященными Богоматери. Иконография образа связана с изображением Похвалы Пресвятой Богородицы. Издревле в молитвословиях встречается символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «неувядаемым, благоуханным цветом». Также появление некоторых списков иконы «Неувядаемый Цвет» в XVI — XVII веках связано с желанием монахов символически изобразить чистоту Пресвятой Девы Богородицы в иконографическом образе с цветами, которые покрывают склоны Святой горы Афон. Существуют разные иконы, на которых изображены цветы и растения.
Одной из самых известных белорусских икон, является Жировичская икона Божией Матери. Известно несколько сюжетов этой иконы: помимо фото истинно-явленной каменной иконы, Явление чудотворной крохотной иконки живописно изображается на грушевом дереве в лесу, а более крупный план иконы канонично обрамлён в красивую
раму из цветов.

Важно помнить

Цветочные украшения гармонично вводятся в интерьер храма, учитывая его архитектурный стиль, формы, размеры и другие условия. Это касается и ёмкостей для композиций и ваз для букетов. Церковная цветочная аранжировка включена в храмовое пространство и неразрывна с ним, существуя для молитвы и ради неё.
Благоговейное отношение к живым растениям должно быть на всех этапах работы с ними: на стадии подготовки, использования, поддержания свежести. А после отдания праздника растения нельзя выбрасывать вместе с мусором: использованные цветы высушивают и раздают верующим, а в отдельных случаях сжигают. Троицкую зелень и вербу по традиции хранят весь год. Составление флористических композиций в православном храме не просто копирование прекрасного в окружающем нас растительном мире, а сотворчество. Ведь человек, ощущающий тонко в своей душе влияние природы, может вкусить еще на земле частицу вечного бытия… Таким образом, храмовая флористика способствует атмосфере праздника и благодати.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector