Заочная форма обучения вшэ
Заочное высшее образование: обзор столичных вузов и факультетов
Далеко не всегда обстоятельства позволяют студентам выбрать очную форму обучения. Поэтому многие ведущие вузы страны предлагают заочные программы. Чем заочная форма обучения принципиально отличается от очной, как организован процесс обучения, долго ли придется учиться и как выбрать подходящий университет? В этой статье мы постараемся дать ответы на все актуальные вопросы абитуриентов.
Где получить высшее образование заочно?
Заочное образование требует от студентов гораздо больше собранности и самоконтроля, ведь большую часть времени придется заниматься самостоятельно. Преподаватели лишь проверяют усвоенные знания и задают общий вектор работы.
Это отнюдь не означает, что студенты вообще никогда не появляются в стенах вуза. Заочное высшее образование предполагает, что дважды в год студенты все же будут приезжать в университет для посещения лекций и сдачи летней и зимней сессий. Как правило, процесс растягивается на 2–4 недели.
Из-за особенностей образовательного процесса обучение на заочном отделении продолжается дольше, чем на очном — обычно 6 лет. По окончании обучения студенты получают дипломы государственного образца.
Заочно можно получить как первое, так и второе высшее образование. Хотя большинство студентов-заочников относится ко второй группе, поскольку заочная форма наиболее удобна для тех, кто уже получил диплом и начал строить карьеру.
Существует несколько разновидностей заочного обучения:
- Классическая (сессионная) форма обучения . Студенты на протяжении всего семестра занимаются самостоятельно по материалам, предоставленным университетом, но приезжают в вуз, чтобы сдать сессию очно. Такое обучение стоит несколько дешевле очного, но к тратам на обучение нужно прибавить и расходы на перелеты и гостиницы, если вы живете далеко от выбранного университета. Иногда с учетом этих расходов разница в цене оказывается не столь существенной. Однако у классического заочного обучения немало плюсов: множество университетов позволяет получить таким образом и первое, и второе высшее образование, студенты могут заниматься по удобному личному графику, не отвлекаясь от работы.
- Модульная очно-заочная форма обучения . При такой организации процесса студенты регулярно приезжают в вуз и учатся на выходных, а по итогам курса сдают сессию. Другой вариант — несколько интенсивных модулей, рассчитанных на 1–2 недели обучения, или ежевечерние лекции. Фактически модульная система — это очное образование, однако студентам не нужно непрерывно посещать лекции в течение долгих месяцев. Процесс предельно сконцентрирован и позволяет совмещать учебу и работу. Такая форма, в частности, типична для программ МВА, однако первое высшее получить таким образом не удастся. Кроме того, подобный график предполагает существенное интеллектуальное напряжение, поскольку во время прохождения курса свободного времени практически не остается.
- Дистанционная. Это инновационная форма обучения, которая тем не менее уже получила широкое распространение. Студент на протяжении всего семестра учится самостоятельно, получая доступ к материалам через личный кабинет на сайте университета. Промежуточные экзамены также можно сдавать онлайн. Личное присутствие требуется только для сдачи госэкзамена и защиты диплома. Это наиболее удобная форма обучения, особенно для тех, кто живет в отдаленном регионе и не имеет возможности дважды в год лететь через всю страну для сдачи сессии. К тому же дистанционное обучение, как правило, стоит даже немного дешевле классического заочного. Дистанционно можно получить и первое, и второе высшее образование, существуют также дистанционные курсы повышения квалификации и переподготовки.
Таблица. Сравнение разных форм обучения по ряду параметров.
Высшая школа экономики
Факультет математики
placeг. Москва, ул. Усачёва, д. 6
Математика (01.03.01 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Математика (01.03.01 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Математика (01.03.01 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и Центра педагогического мастерства
Математика (01.03.01 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Математика (01.04.01 – очно, магистратура, аккредитовано)
Математика (01.04.01 – очно, магистратура, аккредитовано)
Математика (01.04.01 – очно, магистратура, аккредитовано)
Факультет физики
placeг. Москва, ул. Ст. Басманная, д. 21/4, стр. 5
Физика (03.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Физика (03.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Физика (03.04.02 – очно, магистратура, аккредитовано)
Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова
placeг. Москва, ул. Таллинская, д.34
Прикладная математика (01.03.04 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Прикладная математика (01.03.04 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Прикладная математика и информатика (01.04.02 – очно, магистратура, аккредитовано)
Прикладная математика (01.04.04 – очно, магистратура, аккредитовано)
Прикладная математика (01.04.04 – очно, магистратура, аккредитовано)
Информатика и вычислительная техника (09.03.01 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Информатика и вычислительная техника (09.03.01 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Информатика и вычислительная техника (09.04.01 – очно, магистратура, аккредитовано)
Информационная безопасность (10.03.01 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Информационная безопасность (10.03.01 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Компьютерная безопасность (10.05.01 – очно, специалитет, аккредитовано)
Компьютерная безопасность (10.05.01 – очно, специалитет, аккредитовано)
Инфокоммуникационные технологии и системы связи (11.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Инфокоммуникационные технологии и системы связи (11.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Инфокоммуникационные технологии и системы связи (11.04.02 – очно, магистратура, аккредитовано)
Электроника и наноэлектроника (11.04.04 – очно, магистратура, аккредитовано)
Электроника и наноэлектроника (11.04.04 – очно, магистратура, аккредитовано)
Факультет компьютерных наук
placeг. Москва, Покровский бульвар, д. 11
Прикладная математика и информатика (01.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Прикладная математика и информатика (01.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Прикладная математика и информатика (01.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета «Прикладной анализ данных» (реализуется на английском языке)
Прикладная математика и информатика (01.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Прикладная математика и информатика (01.04.02 – очно, магистратура, аккредитовано)
Прикладная математика и информатика (01.04.02 – заочно, магистратура, аккредитовано)
Прикладная математика и информатика (01.04.02 – очно, магистратура, аккредитовано)
Прикладная математика и информатика (01.04.02 – очно, магистратура, аккредитовано)
Прикладная математика и информатика (01.04.02 – очно, магистратура, аккредитовано)
Программная инженерия (09.03.04 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Программная инженерия (09.03.04 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Программная инженерия (09.04.04 – очно, магистратура, аккредитовано)
Программная инженерия (09.04.04 – очно, магистратура, аккредитовано)
Факультет бизнеса и менеджмента
placeг. Москва, ул. Шаболовка, д. 26-28
Менеджмент (38.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Профиль «Управление бизнесом»
Менеджмент (38.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Менеджмент (38.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Профиль «Маркетинг и рыночная аналитика»
Менеджмент (38.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Менеджмент (38.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Профиль «Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе»
Менеджмент (38.03.02 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Бизнес-информатика (38.03.05 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Бизнес-информатика (38.03.05 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Бизнес-информатика (38.03.05 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Цифровые инновации в управлении предприятием (программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета); Обучение ведётся на английском языке
Бизнес-информатика (38.03.05 – очно, бакалавриат, аккредитовано)
Высшая школа экономики
Адрес: Мясницкая ул., 20, Москва, Россия, 101000.
Телефон: +7 495 771-32-32.
Государственное учебное заведение РФ Высшая школа экономики появилась в начале 90-х годов, а в 2009 стала Национальным исследовательским университетом.
НИУ ВШЭ сейчас – это научно-исследовательские площадки различного масштаба, около 2 тысяч преподавателей, более 20 тысяч студентов.
ВШЭ реализует, кроме прочих, курсы и программы MBA: осуществляет дополнительную подготовку специалистов, имеющих высшее образование и опыт работы на руководящих должностях.
На сегодняшний день, особой популярностью пользуются такие курсы MBA, реализуемые данной бизнес-школой:
- Финансы и банки. Программа разрабатывалась совместно с нидерландским INHolland University с учётом опыта американской Гарвардской школы бизнеса. Длительность обучения составляет 2 года. Форма обучения очно-заочная. Стоимость – 480 тысяч рублей.
- Управление инвестициями. В разработке курса принял участие партнёр НИУ ВШЭ – CFA Institute, что даёт участникам программы льготы в получении CFA-сертификата. Срок обучения – 2 года. Программа реализуется в очно-заочной форме. Цена участия в курсе – 480 000 рублей.
- IT (стратегическое управление информационными системами). Изучаются информационные технологии как средство развития организаций. Длительность прохождения курса – 20 месяцев в очно-заочной форме. Цена участия в программе – 496 тысяч рублей.
- Управление интернет-проектами. Курс отличается от предыдущей программы IT лишь предметами по выбору.
- Бизнес-аналитика. Маркетинг и продажи. В рамках программы проводится серия мастер-проектов и функционирует закрытый клуб для внеаудиторного общения. Срок обучения – 2 года. Форма – вечерняя. Цена участия в программе составляет 790 000 рублей.
- Стратегический менеджмент. Предусмотрено проведение практических занятий в группах численностью около 10 человек. Стоимость обучения в вечерней форме составляет 790 000 рублей. Цена прохождения программы в очной модульной форме – 740 000 рублей.
- Финансы. Основная цель курса – формирование стоимостного мышления. Также предусмотрено проведение Мастерских. Цена обучения в очно-заочной форме составляет 790 тысяч рублей.
- Управление проектами. В рамках программы осуществляется совершенствование проектного мышления, развитие способностей к инновациям, проводится работа в проектных командах. Срок обучения в вечерней или модульной форме составит 2 года. Стоимость – 569 000 рублей.
- Политические и бизнес-коммуникации. Цель курса – развитие понимания современной бизнес-среды (в различных аспектах). Обучение длится два года в очно-заочной форме. Стоимость прохождения курса составляет 590 000 рублей.
- Фармацевтический менеджмент. По этой программе подготавливаются менеджеры высшего звена для фармацевтической отрасли. Обучение проходит в модульной и очно-заочной формах.
- Логистика и управление цепями поставок. Программа даёт знания, позволяющие повысить конкурентоспособность, используя интегрированную логистику и Supply Chain Management. Обучение длится два года. Цена прохождения курса в вечерней форме составляет 520 тысяч рублей. Стоимость обучения в модульной форме – 480 000 рублей.
- Стратегическая логистика и бизнес-аналитика. В рамках этого курса можно изучить методологию аудита логистики и её стратегическое планирование. Срок обучения – 28 месяцев. Стоимость прохождения программы в очно-заочной форме составит 580 тысяч рублей. Обучение по данному курсу в модульной форме обойдется вам в 530 000 рублей.
- Управление недвижимостью и девелопмент. Программа готовит управленцев топ-уровня для работы в сфере недвижимости. Выпускники курса являются управленцами, способными эффективно работать в условиях неопределённости и постоянно изменяющейся бизнес-среды. Программа реализуется в заочной форме. Цена двухлетнего курса – 560 000 рублей.
- Стратегический менеджмент. Цель программы заключается в развитии у слушателей навыков и умений, необходимых современному менеджеру, а также формировании стратегического мышления. Стоимость обучения как в модульной, так и в очно заочной форме составляет 230 000 рублей. Длительность курса в любой форме – 2 года.
НИУ Высшая школа экономики сотрудничает со многими иностранными вузами. В рамках 24 лабораторий ведётся сотрудничество с ведущими мировыми учёными. Это единственное российское учебное заведение, которое вошло в рейтинг QS (исследования социального развития).
Стоимость обучения от 480 до 790 тыс. рублей.
Отзывы, комментарии и обсуждения
Мирошниченко Андрей Игоревич
Член AMBA, основатель фонда «Разумный бизнес».
Мало кто знает, но по программе развития бизнеса в России можно получить МВА дистанционно совершенно бесплатно. Из наиболее известных школ можно выделить гранты City Business School. Для того, чтобы стать участником, вам нужно зарегистрироваться на официальном сайте , обязательно подтвердить по телефону ваше желание получить степень МВА, уровень квалификации и потенциальное…
Мир после пандемии: вузы уходят на дистанционку и уже не вернутся?
Большинство наших университетов возобновили работу. Но в дистанционном формате Фото: Shutterstock
Все происходит очень резко, быстро. Идет качественное переформатирование нашего привычного мира. «Комсомолка» продолжает серию публикаций о том, каким мир будет после пандемии.
Я уже рассказывал о том, какие профессии выживут, а что уйдет в небытие. Как после принудительного перехода на дистанционное образование изменятся наши школы. Что произойдет с розничной торговлей. Как пейзаж после пандемии «зачистит» идущая сейчас научно-техническая революция. И чем так опасно усиление IT-гигантов вроде Google, Facebook, Amazon и Microsoft.
Сегодня мы продолжаем разговор. Новая публикация – о судьбе современных вузов. С 6 апреля большинство наших университетов возобновили работу. Но в дистанционном формате.
Как рассказал на днях министр науки и высшего образования Валерий Фальков, все вузы, подведомственные Минобрнауки, уже перешли на дистант.
Понятно, что где-то есть технические проблемы – не у всех студентов и преподавателей есть компьютеры. Где-то не тянет интернет. Но если оценивать процесс глобально – вузы получили для многих неожиданный, но мощный «волшебный пендель».
Руководители ведущих университетов страны уже несколько лет говорили: новая система образования требует все большего погружения в дистанционные формы обучения. И сейчас, под напором далеко не самых приятных обстоятельств, это происходит. Вернутся ли после пандемии вузы в прежнее состояние с сонными лекциями и вялыми семинарами? Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что точка невозврата пройдена. По его мнению, в ближайшее время:
— Студенты все чаще будут выбирать онлайн курсы «чужих» профессоров. И это логично – если ты хочешь стать хорошим aйти-специалистом, разумнее слушать лекции преподавателей Массачусетского технологического университета, Калтеха или Бауманки. Они сейчас доступны онлайн.
— Возникнут «композитные степени». Студент сам сможет выбирать онлайн-курсы разных университетов и других организаций. А числиться будет в том учебном заведении, которое их признает и выдает диплом бакалавра или магистра. Появятся вузы-интеграторы, которые помогут выстроить индивидуальную образовательную траекторию, опираясь на самые различные курсы.
— Ноутбук на домашнем столе все же не заменит вуз. Качество обучения прямо зависит и от качества образовательной среды. Она не может вся быть виртуальной. Так что вузам придется перестраивать свое пространство. Коворкинги и лаборатории заменят лекционные аудитории. В ближайшие десятилетия человечество будет инвестировать в строительство принципиально новых кампусов.
— Грань между основным и дополнительным образованием сотрется. Люди будут набирать курсы в зависимости от того, какие компетенции им нужно получить, и не очень будут разбирать входят они в основной вузовский курс или же являются программой дополнительного профобразования.
О там, как конкретно сейчас будет происходить трансформация высшей школы я беседовал с проректором Вышки Сергеем Рощиным.
Руководители ведущих университетов страны уже несколько лет говорили: новая система образования требует все большего погружения в дистанционные формы обучения Фото: Shutterstock
Без «своих» преподавателей учебы не получится
— Сергей Юрьевич, вузы довольно организованно перешли на дистанционное обучение. Но главный вопрос: а что произойдет, когда карантин закончится? Я думаю, части вузов будет комфортнее в прежних формах обучения.
— Я сомневаюсь в том, что, когда кризис пройдет, мы вернемся в прежние форматы. Сейчас освоение новых технологий происходит стремительно. И, думаю, к новшествам в системе образования довольно быстро привыкнут. Люди, которые приходят в университеты, — и преподаватели, и студенты — нацелены на то, чтобы развиваться. Так что запущен необратимый процесс.
Сейчас происходит ускоренный переход к тому, что можно назвать «цифровой университет». У каждого участника образовательного процесса – студента, администратора, преподавателя – появятся личные кабинеты. Через них они смогут получать доступ к разным ресурсам, причем не только своего вуза, обмениваться информацией, вести экспорт и импорт результатов.
Перейдем ли мы полностью в дистанционный формат? Сомневаюсь. Это, на самом деле, невозможно реализовать. Существуют важные элементы образования, для которых нужен диалог между учащимся и преподавателем.
Скорее всего, произойдет переход системы образования в некое другое состояние, где сильная онлайновая, дистанционная часть будет сочетаться с офлайн-образованием.
Нельзя, например, врача учить только дистанционно. В инженерной практике активно используют виртуальные инструменты для создания архитектурных, технических проектов. Но все равно должен быть реальный проект, в результате что-то должно полететь, поплавать, быть построено. Важны совместные образовательные практики, когда студенты вступают в диалог с преподавателем, выполняют совместные задания.
Хотя, как показывает опыт, многое, что прежде считалось невозможно сделать в онлайне, оказывает, вполне осуществимо.
Сейчас происходит ускоренный переход к тому, что можно назвать «цифровой университет» Фото: Shutterstock
Студенты приходят в университеты, особенно ведущие, за инновационным знанием, которое рождается в результате исследовательской деятельности преподавателей. Возможность передачи передовых знаний, которая происходит здесь и сейчас, в онлайне ограничена.
Про заочное образование
— Дистант – это то, что раньше называлось заочным образованием?
— Мы попали в ловушку понятий, которые сформировались еще в середине 20 века, а то и еще раньше. Что такое дистант? Заочное образование? Мы же по-прежнему делим образование на очное и заочное.
На самом деле «вирусная революция» такое деление снесла. Мы переходим к формату очного образования, которое включает в себя использование массовых открытых онлайн курсов, обратную связь с преподавателем через различные удаленные платформы и сервисы. Высшая школа экономики в этом году начала обучение по полностью онлайновой магистерской программе на платформе Coursera. Это не сборник снятых на видео курсов. Это распределенная работа со студентами, которая включает и обратную связь, и выполнение заданий, и полноценное общение преподавателей и студентов.
Назову несколько направлений, где мы можем легко перейти к таким онлайновым программам. Например, в обучение маркетингу, рекламе и связям с общественностью, медиакоммуникациям.
Про переучивание преподавателей
— Студенты-то новое схватывают быстро. Тем более, что онлайн среда для них родная. А что делать с преподавателями? Далеко не все обладают даже элементарной компьютерной грамотностью.
— Да. Изменения должны произойти в деятельности сотрудников, профессоров, преподавателей университетов.
Чтобы быть конкурентоспособными им придется осваивать технологии владения информационными ресурсами, инструментами, взаимодействия со студентами в онлайн формате. Тот, кто сможет это лучше сделать, тот и будет конкурентоспособным в академической среде. Но при этом важны и профессиональные знания, которыми человек обладает.
Естественно, возникают новые роли у сотрудников университетов, связанных с менеджментом и сопровождения образовательного процесса. Онлайн – это не анархия. Когда хочешь – тогда и смотришь лекции. Она требует поддержания электронного расписания, распределение образовательной деятельности, заданий.
Про бумажную отчетность
— Сейчас в российских вузах чудовищно много бумаг, которыми сопровождается образовательный процесс. Начиная с зачеток, от которых Вышка, кстати, отказалась еще в 2011 году, до ведомости и много чего другого.
Большая часть из этого будет переведена в электронный формат. Будет внедряться электронная цифровая подпись преподавателей, ответственных администраторов и менеджеров образовательного процесса. И это тоже принципиально изменит учебный процесс.
Про оценки в онлайн
— А что делать с оценками студентов за учебу? Отменять их? Пойди пойми кто выполняет задания – сам молодой человек или его друг, помощник, «дублер»?
— Сейчас одна из главных задач — развитие технологий оценивания. Нужно проводить идентификацию того, кто сдает экзамен или выполняет задание. И вообще отслеживать процесс проведения экзамена если он проходит в дистанционном формате.
Для этого нужно построить систему распознавания лиц. Отработать систему отслеживания самостоятельной работы студента. Эти технологии в последнее время развивались в связи с появлением различных форматов онлайн образования. Но сейчас их настройка становится задачей национального масштаба.
Уверен, что через некоторое время возникнут центры оценки знаний, куда студент может прийти и получить доступ к виртуальной компьютерной связи, пройти тот или иной экзамен или в виде диалога с преподавателем, или в формате выполнения различных заданий.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Мир после пандемии: будут ли школы обеспечивать не учебниками, а компьютерами
«Комсомолка» продолжает серию публикаций о том, что нас ждет после окончания коронавирусной эпидемии (подробности)