Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Изучение программирования в школе

Проблемы обучения программированию в школе

Исследовательская работа на тему: «Проблемы обучения программированию в школе»

Содержимое разработки

Исследовательская работа на тему:

«Проблемы обучения программированию в школе»

В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества, стремительного вхождения в нашу повседневную жизнь информационных и коммуникационных технологий особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

Одним из наиболее интересных, на мой взгляд, вопросов, требующих особого внимания в обучении информатике и ИКТ, является вопрос о системе обучения программированию. В рамках часов, отводимых Примерной программой в базовом курсе информатики на алгоритмизацию и программирование, овладение даже основами программирования представляется весьма сложным. С одной стороны, активно развивающиеся информационные технологии «выталкивают» программирование. Но с другой стороны – олимпиады, различные конкурсы предусматривают наличие у учащихся хороших навыков формализации различных задач, уверенного владения приемами программирования. В сложившейся ситуации возникают закономерные вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?». В этой исследовательской работе я изучить решение данной проблемы.

Цель исследования – изучить систему обучения программированию и трудности при изучение темы: «Основы алгоритмизации и начала программирования»

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.

2. Проанализировать нормативные документы (ФГОС и рабочую программу по информатике)

3. Рассмотреть системы программирования для начального изучения языка программирования.

4. Изучить методическую структуру преподавания программирования.

При реализации задач исследования использовались следующие методы:

изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;

изучение и обобщение опыта работы передовых учителей;

анализ деятельности учителей по организации проблемного обучения;

анализ работы учащихся;

беседа с учащимися и учителями;

Базой исследования являлись учащиеся 8 и 9 классов МБОУ «СШ №61»

Я думаю, в чистом виде программирование интересует небольшую категорию людей. Теория алгоритмов или программирование — это чересчур специальные вещи на сегодняшний день, когда компьютеры продаются в супермаркетах рядом с телевизорами и DVD-проигрывателями. Сегодня простому пользователю программировать не нужно, хотя еще недавно такого просто не могло быть. Поэтому достаточно часто слышишь вопрос: Зачем всех подряд учить программированию, если это реально нужно нескольким ученикам собравшимся в технический вуз причем на соответствующие специальности? Большинство людей, использующих компьютеры, не пишут своих собственных программ, и им практически вообще не требуется знать программирование. Если рассуждать, что пользователю достаточно знать только «три кнопки», и на информатике в школе нужно давать только пользовательский курс, то по аналогии можно утверждать, что на математике нужно учить пользоваться калькулятором, зачем школьникам эти логарифмы, производные, интегралы. если есть компьютер, калькулятор, да и таблицу умножения знать не нужно. главное уметь кнопки на элементарном уровне нажимать.

Однако я уверена, что изучать программирование нужно. Изучая программирование, ученики лучше понимают сущность работы компьютера, его возможности и ограничения. Программирование помогает школьникам развивать навыки мышления, а также привычку к аккуратной работе. Нет лучшего способа развить логику мышления, точность формулировок, аккуратность, чем программирование. Ряд школьных предметов вообще не связан с какой – либо стороной мышления, а настроен на усложнение знаний в конкретной области, на развитие кругозора учащихся. Информатика развивает специфический стиль мышления.

На мой взгляд, программирование — это такая основополагающая вещь которую хоть в малой степени, но надо знать всем. Считаю, что умение строить алгоритмы и программировать их на алгоритмических языках отлично развивает логическое мышление.

На учебный предмет «Информатика и ИКТ» в федеральном базисном учебном плане в 8-х и 9-х классах отводится 105 часов (35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю в 8 классе и 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю в 9 классе). Из этого количества часов отводится 19 часов на изучение темы «Алгоритмы и исполнители», причем подразумевается изучение формальных исполнителей алгоритмов. Среднее (полное) общее образование базового уровня включает в себя 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе (из расчета 1 учебный час в неделю). В данное количество часов не входят часы на изучение темы «Алгоритмизация и программирование». Предполагается, что учитель будет использовать язык программирования во время решения задач при изучении других тем.

Такая же ситуация в ФГОС. Так на учебный предмет «Информатика» в ФГОС в 7-х, 8-х и 9-х классах отводится 105 часов (35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю в 7 классе, 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю в 8 классе и 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю в 9 классе). Из этого количества часов отводится 19 часов на изучение темы «Алгоритмы и исполнители», причем подразумевается изучение формальных исполнителей алгоритмов.

Таким образом, объём часов на изучение темы «Алгоритмизация и программирование» не дает возможности в полной мере изучить данную тему в школьном курсе. В этом и заключается несоответствие выделяемого количества часов на изучение данной темы с объемом рассматриваемого материала за данное количество часов, и в этом выражается несоответствие к требованиям выпускника по форме единого государственного экзамена.

Данная проблема нехватки времени усугубляется тем, что в это маленькое время нужно рассмотреть теоретическую часть без учебников и рабочих тетрадей, которые могли бы весьма ускорить процесс усвоения теории на уроке.

И вот тут и проблема как заинтересовать учеников программированием, как научить понимать и решать задачи. Из опыта работы каждый из учителей информатики может сказать, что наибольший интерес у учащихся вызывает графика, при работе с которой на экране виден красочный результат выполне­ния программы. Также порой трудно объяснить учащимся, что все, что выполняет компьютер, — это программы. Поэтому у меня возникла идея давать большую часть материала, используя графику. Отсюда вытекает и изменение учебного плана занятий: на первое ме­сто можно сразу поставить изучение графических операторов, а затем уже с их помощью объяснять (по возможности) весь остальной материал. Ребенку проще увидеть и сделать, чем пытаться понять, что так происходит на самом деле. Применяя такой опыт в работе, можно наблюдать у учащихся некий элемент соревновательности, желание сделать лучше и красивее своего товарища. Данный тип уроков приносит результаты как в младших (учитывая их возраст), так и в старших классах. Однако, при проведение практических занятий существует проблема нехватки компьютеров в классе. Так за одним компьютером работает 2-3 ученика. Поэтому получается, что один работает за всех, а другим становиться скучно. Еще раз отметчу, что в рамках отведенных часов на рассмотрение такой трудной темы тяжело добиться прочных знаний, умений и навыков программирования. Поэтому, на мой взгляд, большое значение имеет самостоятельная работа учащихся по освоению материала. И выполнение домашнего задания – главное в достижении целей обучения. В этих условиях Pascal оказывается хорошим подспорьем.

Так если учитель ставит своей целью не ознакомление с программированием, а формирование специальных навыков для продолжающего обучения, то в таком случае нельзя обойтись без элективных курсов, кружковой подготовки. Для учащихся старшей и средней ступени образования нужно вести элективные курсы «Основы программирования в среде Pascal». Они развивают фундаментальную составляющую школьного базового курса информатики. Можно сказать, что курсы такого типа имеют предвузовский характер, развивают научные интересы учащихся, предоставляют возможность испытать себя в способности к самообучению, к решению нетривиальных задач.

В заключении хочется сказать, что там, где учитель сам на хорошем уровне владеет основами программирования, вопросы об эффективности использования учебного времени, об организации внеурочной работы, о структуре дидактических заданий, как правило, не возникают. Но проблема остается. Я думаю, что одним из путей ее разрешения является обобщение существующего опыта преподавания программирования и создание адаптивной методической системы, ориентированной на изучение программирования в общеобразовательной школе.

Методические рекомендации обучения программированию в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родыгин Евгений Федорович

В статье описана необходимость обучения программированию в школе, рассмотрены методические рекомендации организации обучения программированию на базовом уровне, также представлены основные компоненты изучения языка программирования в школе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родыгин Евгений Федорович

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации обучения программированию в школе»

Методические рекомендации обучения программированию в школе

Родыгин Евгений Федорович (rodygin_evgeny@mail.ru)

МОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы», г. Йошкар-Ола

В статье описана необходимость обучения программированию в школе, рассмотрены методические рекомендации организации обучения программированию на базовом уровне, также представлены основные компоненты изучения языка программирования в школе.

Вопросы повышения уровня обучения программированию в школе продолжают оставаться актуальными. Профессия специалиста в области информатики и информационных технологий, довольно востребованная в настоящее время, требует прочных знаний, умений и навыков, которые необходимо получать и развивать со школы. Перед учителем поставлена задача не просто предоставить выпускнику набор знаний, а подготовить учащегося, умеющего самостоятельно решать возникающие перед ним проблемы, способного отвечать за собственное благополучие и общества в целом. Для этого требуется создать необходимые условия для подготовки ответственной, самостоятельной и активной личности, владеющей основными компетентностями. Одна из этих основных компетентностей — это умение составлять и осуществлять программу своей деятельности. Такие умения у учащихся формируются на уроках информатики при выполнении различных заданий и, прежде всего, при изучении темы «Алгоритмизация и программирование». Таким образом, особое внимание в обучении информатике необходимо уделять вопросу системы обучения программированию.

Читать еще:  Кружок программирования итмо

Тема «Алгоритмизация и программирование» является одной из самых сложных тем при изучении курса информатики. В настоящее время существует большое количество проблем в данном направлении. В целом есть два пути: либо преподавать на уроках информатики лишь офисные средства и различные прикладные программы, исключив программирование, либо изучать программирование. На сегодняшний день выпускник должен иметь необходимый набор знаний по информатике, позволяющий сдать ЕГЭ на достаточном уровне, для этого необходимо изучать программирование на уроках информатики, то есть первый путь отметается сразу. Проводящиеся соревнования (олимпиады, конкурсы, конференции) по программированию в нашей республике также являются подтверждением необходимости изучения темы «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики.

Весь процесс обучения программированию в школе разбивается на несколько этапов. Перед началом обучения учитель сталкивается с проблемой выбора языка программирования для изучения. Одна группа учителей обучают теме «Алгоритмизация и программирование» на основе формальных алгоритмов, построив обучение учащихся на языке блок-схем. Другая группа учителей информатики обучают учащихся тому языку программирования, с помощью которого умеют решать задачи, знают основы соответствующего языка и используют методически правильное изучение выбранного ими языка программирования. Тем самым потеряно единое образовательное информационное пространство не только страны, но и отдельных регионов. Таким образом, в начале обучения теме «Алгоритмизация и программирование» учителю необходимо выбрать язык программирования с учетом компетентности учителя, интересов учащихся, их направленности и структуры обучения информатике в школе. Большинство учителей в самом начале XXI века преподавали язык Basic, который стал известен множеству школьников. Сегодня во многих школах проводится изучение языка Pascal, который является более подходящим с методической точки зрения для изучения основных принципов программирования. Язык Pascal является учебным структурным языком программирования, который предполагает не только изучение алгоритмических конструкций, формирование логического и алгоритмического мышления у учащихся, но и решение сложных технологических и производственных задач. И только учащиеся небольшого числа школ изучают языки программирования Visual Basic, C, C++, Visual C++, Delphi, Java и другие.

Следующим важным этапом при построении системы изучения темы «Алгоритмизация и программирование» является организация самого процесса обучения. В качестве основных видов организации процесса обучения программированию можно выделить традиционные виды занятий: лекционные, лабораторные и практические занятия. Для проведения занятий необходимо выбрать соответствующее учебнометодическое, техническое и программное обеспечение.

Основным этапом построения обучения является технология обучения программированию. Учитель не должен забывать, что цель обучения — не изучение языка программирования и не подготовка высококвалифицированных программистов, а изучение способов, алгоритмов и методов программирования при решении задач, то есть привитие навыков алгоритмического мышления учащимся.

В настоящее время изучение темы «Алгоритмизация программирования» в школе проводится для разных категорий учащихся, главным образом это связано с появлением профильного обучения. Одна категория учащихся изучает программирование в соответствии с содержанием образования по информатике, обязательного для всех учащихся общеобразовательных школ. Для основной школы цель обучения определяется изучением основных алгоритмических конструкций с использованием простых типов данных и массивов. Другая категория учащихся изучает программирование на углубленном уровне, что соответствует обучению в таких профильных классах, как информационно-коммуникационное и физико-математическое направления. Кроме базовых знаний в области программирования, описанных выше, учащиеся данных направлений должны владеть одним из современных языков программирования, обладая умением проводить вычислительные процессы и оперировать всеми основными типами данных.

Изучение темы «Алгоритмизация и программирование» на базовом уровне предлагаем начинать с 8-го класса, если существует возможность построения такого процесса обучения информатике в школе. Сначала необходимо изучать алгоритмы на формальных языках и использовать их на формальных исполнителях. В 9-м классе учащимся необходимо освоить понятие языка программирования, рассмотреть классификацию языков программирования, их необходимость и направленность. Затем рассматриваются основы структурного программирования на одном алгоритмическом языке программирования совместно с основными алгоритмическими конструкциями, для этого лучше всего выбрать язык Turbo Pascal. Начинается изучение языка программирования со знакомства с основными компонентами данного языка (константы, идентификаторы, переменные, типы данных, принципы записи математических выражений, составной оператор, пустой оператор, комментарии), основными стандартными процедурами и функциями, структурой программы на языке Pascal, описывается каждый раздел описания языка. Далее последовательно изучаются основные алгоритмические конструкции: линейная конструкция, разветвляющая конструкция (условный алгоритм), оператор множественного выбора, циклическая конструкция (циклы с параметром, с предусловием и с постусловием). Сначала учащимся дается конструкция на языке блок-схем, а затем реализация в виде программ на выбранном языке программирования. Каждая конструкция закрепляется самостоятельным решением учащимися как общих, так и индивидуальных задач на практических занятиях. В 10 классе необходимо повторить основные конструкции языка и перейти к изучению темы «Процедуры и функции». Далее рекомендуется рассмотреть понятие локальных и глобальных переменных, их отличия, способы реализации и использования на основе процедур и функций. При изучении процедур и функций на практических

занятиях учащиеся могут вспомнить основные алгоритмические конструкции. Затем осуществляется переход на изучение темы «Массивы», во время практических занятий учащиеся должны овладеть умением формирования и работой с массивами с помощью процедур и функций. При изучении данной темы учащиеся закрепляют знания алгоритмических конструкций и их использование при решении задач различного уровня сложности. В 11 -м классе на базовом уровне учащиеся знакомятся со строковым и символьным типом данных. Изучают принципы работы с символьными и строковыми переменными, также реализуя алгоритмические конструкции. Дополнительно рассматриваются такие структуры данных, как записи и множества. Изучение языка программирования заканчивается освоением понятия файловой переменной, повторением и решением задач сложного уровня, реализуя основные методы работы с данными.

Благодаря такому построению изучения языка программирования на базовом уровне дается возможность учащимся освоить основы алгоритмического языка Pascal, способствует развитию технологического, алгоритмического и творческого мышления учащихся, формирует основные навыки программирования.

В итоге изучения учащиеся должны знать:

— что такое алгоритм, какова роль алгоритма в системах управления;

— в чем состоят основные свойства алгоритма;

— способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

— основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, множественный выбор, цикл, структуры алгоритмов;

— назначение вспомогательных алгоритмов, технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

— основные свойства величин в алгоритмах обработки информации: что такое имя, тип, значение величины; смысл присваивания;

— назначение языков программирования;

— в чем различие между языками программирования высокого уровня и машинно-ориентированными языками;

— правила представления данных на одном из языков программирования высокого уровня (например, на языке Pascal);

— правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла, ветвления;

— правила записи программы;

— что такое трансляция;

— назначение систем программирования;

— содержание этапов разработки программы: алгоритмизация, кодирование, отладка и тестирование.

При этом учащиеся должны уметь:

— пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

— выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;

— составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления на одном из учебных исполнителей;

— выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

— составлять несложные программы решения вычислительных задач с числами;

— программировать простой диалог;

— работать в среде одной из систем программирования (например, Turbo Pascal);

— осуществлять отладку и тестирование программы и другое.

Предложенные методические рекомендации обучения программированию с успехом используются в МОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы». Выпускники 11-х классов после изучения программирования по описанной методике в полной мере овладевают навыками программирования, которые так необходимы в современном веке развивающихся информационных технологий.

1. Аркадьев А. Г., Днепров Э. Д. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. — М.: Дрофа, 2008. — 112 с.

2. Окулов С. М. Задачи по программированию. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 824 с.

3. Малеев В. В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие. — Воронеж: ВГПУ, 2005. — 271 с.

4. ЛапчикМ. П. Теория и методика обучения информатике: учеб. для пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 592 с.

Основам программирования нужно учить с третьего класса!

Вдохните поглубже. Выдохните. А теперь читайте дальше.

По крайней мере мне пришлось перевести дух, когда я начал изучать историю преподавания информатики в СССР . Мы же привыкли к тому, что в области электроники мы люди отсталые. Да, создать компьютерный мозг – процессор – хотя бы сходный по характеристикам с последними китайскими моделями у нас упорно не получается. Но тогда вопрос: а каким же тогда образом команды российских программистов – и школьников и студентов – из года в год побеждают на престижнейших олимпиадах.

Читать еще:  Колледж информатики и программирования при финансовом университете

А вот каким! Вряд ли вы знаете, что учить программированию, теории информации и устройству компьютеров в СССР начали (выдохнули!) еще в 1959 году!

Конечно, это были спецшколы в Москве и Новосибирске . Но уже был разработан курс. И именно выпускники таких классов закладывали то, что можно назвать советской школой программирования.

А с 1 сентября 1985 года «Основы информатики и вычислительной техники» стала обязательным предметом в школах по всей стране. Алгоритмы, математическая логика, программирование преподавались всем ученикам! Еще не было массовых компьютеров (они появились в школах лишь 15-20 лет спустя!) А информатике уже учили. Да, алгоритмы рисовали в тетрадях в клеточку. Устройство ЭВМ изучали по картинкам на доске. Но…

Русский программист – страшная сила

Сегодня в мире словосочетание «российский программист» равнозначно знаку качества.

Но сейчас разговор не о программистах-профессионалах. Почему информатику в советских школах изучали все, а не избранные, не математическая элита? Потому что этот предмет развивал логическое мышление и – как оказалось – через десяток лет многим в той или иной степени пригодился. Когда появились у населения знаменитые 286-е компьютеры, а потом и мобильные телефоны.

И сегодня снова идет разговор о том, что школьников нужно обучать программированию. Углублять курс давно не модернизированной школьной информатики. Не случайно в последние годы стали так популярны курсы программирования, на которые ходят даже младшие школьники. И «Кодвардс», и « Яндекс .Лицей» и многие другие. Эксперты считают, что для современного человека знание языка программирования, умение написать элементарный код также необходимо, как знание иностранного языка или умение грамотно излагать свои мысли на родном языке.

Можно ли гуманитарию освоить кодинг? Зачем нужны уроки информатики? Об этом я расспросил учителя Алину Слепушкину , она участвует в образовательной программе Apple, ездит по школам страны с лекциями. В общем, человек в педагогическом мире популярный.

— Алина, самый первый и самый сложный вопрос: что такое «обучение программированию» и что такое «кодинг»?

— Это разные уровни мастерства, умений, навыков. Кодинг – начальная ступень, когда ты знакомишься с языком программирования, его особенностями и синтаксисом, делаешь первые попытки создать приложение, но не видишь разных вариантов и способов написания кода. Если сравнить с медицинской сферой, то это молодой врач, который знает симптоматику разных болезней, способы лечения, на основе этого выписывает рецепт. Но у него еще нет достаточного практического опыта. Когда опыта становится больше, врач с лёгкостью диагностирует сложные комплексные симптомы, назначает лечение в зависимости от персональных особенностей. Вот это уже уровень «программирование».

Программирование сложнее. Это умение не только воплотить алгоритм, но и создать его. То есть написание кода оптимальным способом. Обучение программированию в школе всегда начинается со знакомства с кодингом, с его структурой и особенностями языка, проверкой работоспособности кода на практике, выполнения упражнений для понимания, как работает код.

Профессия настоящего

— Чем обучение кодингу отличается от уроков информатики, на которых ведь тоже учат программированию?

— На уроках информатики программирование – одна из тем, на которую выделяется небольшое количество часов. Чаще всего это теоретические знания, без объяснения, как их использовать в реальной жизни.

На курсах по обучению программированию знакомят с целым циклом, который проходит разработчик: от мозгового штурма для поиска идеи приложения до способов монетизации и продажи готового продукта. Осваивая программирование, вы получаете полноценную профессию. Раньше ее называли профессией будущего, но она уже стала профессией настоящего.

— Считается, что программирование — удел детей, которые проявляют способности к математике. Но все чаще я слышу мнения, что кодинг важен и для гуманитариев. Что изучение языка программирования сходно с изучением иностранному языку.

— Да, так раньше считалось. Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась, программирование стало доступнее. Если раньше доступ к программам для написания кода имели только избранные – программисты, то сейчас научиться программировать можно на планшете не выходя из дома. Появилось много школ программирования, где учат кодить, начиная с младшего школьного возраста. Есть образовательные роботы, с помощью которых можно сразу увидеть, что программирование – это не просто строчки на экране, от них зависит работа механизма. Сделал ошибку – робот поехал не туда или включился не тот датчик.

Кодинг важен для всех. Уже сегодня мы управляем роботами-пылесосами, стиральными машинками, электрическими плитами и даже не задумываемся, что пишем код. Не за горами тот день, когда нас будут возить машины с автопилотами. А как ими управлять? Как заставить автомобиль ехать с определенной скоростью на нужное расстояние, учесть помехи и задать повороты? Все это кодинг.

Языки программирования, как и любые языки, имеют свою структуру и правила. В первую очередь, нужно изучить лексику: как задавать команды, функции, циклы. Затем изучаешь синтаксис: когда использовать круглые скобки, когда фигурные. В процессе знакомишься с правилами построения высказываний: как правильно сказать, как можно, но не желательно, как совсем неправильно. Все вместе складывается в систему под названием язык программирования.

Приложения для гуманитария

— Зачем изучать программирование будущему врачу или химику?

— Есть такое мнение: «Важно научиться программировать, потому что это учит думать». По большому счету, это хорошая тренировка аналитических и логических способностей может стать и отличным хобби. Сегодня так часто и бывает.

Если зайти на форумы, там идут горячие обсуждения какое приложение сделать, чтобы облегчить работу врача, как создать приложение с расписанием для учителей. Инициируют эти обсуждения специалисты, потому что знают проблемы изнутри, чего не хватает, что можно улучшить. И именно навык программирования может помочь реализовать эту потребность.

— Сфера программирования невероятно динамична. Навыки, полученные 5 лет назад, уже устарели. Зачем тогда учить кодингу детей 3-5 классов? Их навыки устареют уже к тому времени, когда они закончат школу. Может лучше шахматы?

— Динамична, но не на столько. В любом случае есть база и общий подход, которые остаются неизменными. Программирование помогает развить логику и научиться структурированно мыслить. И в этом оно очень схоже с шахматами. Только еще его можно использовать для реализации своих идей – создание личного вебсайта, виртуальных открыток с поздравлениями одноклассникам, игры, которая покорит весь мир.

Ежегодно Apple проводит конференцию разработчиков WWDC, на которой школьники со всего мира могут продемонстрировать свои разработки, приложения, программы и получить поддержку от единомышленников. В этом году, например, в ней участвовали восемь студентов из России .

Совет для родителей

Определяя кружки и секции, в которые будет ходить ваш школьник, подумайте о том, что кроме занятий спортом, иностранным языком или музыкой есть еще пока все же непривычные для нас курсы программирования. Это – будущее. И совершенно не стоить ждать пока вы поймете есть ли у вашего отпрыска способности к математике. Гуманитариям навыки кодинга тоже не повредят. Элементарные занятия можно начинать с 3-4 класса.

Читайте также

Министерство просвещения готово еще раз перенести ЕГЭ и ОГЭ

Если потребует эпидемиологическая обстановка. А вот Всероссийские проверочные работы уже сместили на осень

Учимся дома: 25 бесплатных онлайн-курсов китайского и других восточных языков

Пандемия коронавируса пройдет. А знание китайского языка будет еще полезнее, чем до нее. “КП” выбрала 25 бесплатных онлайн-курсов китайского, японского, турецкого и других восточных языков

В Цифровом Диктанте 2020 приняли участие более 330 тысяч человек

Подведены итоги ежегодной акции Цифровой Диктант – самой масштабной проверки знаний в сфере информационных технологий в России. По сравнению с прошлым годом количество участников увеличилось более чем в 8 раз

Busuu и English Addict: подборка бесплатных онлайн-курсов английского языка

Каждый из них разной продолжительности — от 10 часов до 5 месяцев

Школы ушли на дистанционку и возвращаться не собираются

«Комсомолка» стала соорганизатором масштабного исследования отношения педагогов к переходу на дистанционное обучение

Директор Олимпиадного центра Республики Татарстан Гульнара Исламова: «Таланту важно дать возможность вовремя раскрыться»

Российские регионы продолжают полномасштабную подготовку к проведению заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ)

Сократят ли летние каникулы и как будем сдавать ОГЭ и ЕГЭ: Минпросвещения ответило на главные вопросы о школе в период пандемии коронавируса

Замминистра просвещения Дмитрий Глушко дал интервью в прямом эфире на канале KP.RU в TikTok

Приемная кампания в вузы пройдет онлайн. Может быть

Минобрнауки готовит и оперативные, и долговременные меры для поддержки университетов и студентов

Читать еще:  Программирование для детей

Школы в России выставят годовые оценки по итогам трех прошлых четвертей

Оценки за 4-ю дистанционную четверть не отразятся на итоговых баллах учеников

Выпускникам 9-х классов придется сдавать только два обязательных предмета

Замминистра просвещения Дмитрий Глушко ответил на вопросы «Комсомольской правды» об учебном годе и ЕГЭ в TikTok

Школы смогут закончить учебный год раньше: министерство просвещения предложило регионам три варианта мер

Местные власти могут выбирать сценарий в зависимости от эпидемиологической обстановки

Министерство просвещения расскажет, что будет с учебным годом и ЕГЭ

Сайт kp.ru и TikTok проведут прямую трансляцию с заместителем министра просвещения Дмитрием Глушко [9 апреля, 16.00. мск]

Вирусы, учитель в трусах и буллинг от одноклассников: чем еще угрожает детям дистанционное обучение

Разбирались, чем опасны популярные платформы для дистанционного обучения и какой курс молодого бойца нужен ребенку и учителю

«Достаньте телефоны, зайдите в мой Instagram». В Югре учительница преподает историю в соцсетях

Урок в TikTok: школьники учат предмет, не вылезая из смартфонов [видео]

Списать не у кого, зато можно заниматься в пижаме: Как проходит дистанционное обучение школьников

Корреспондент «Комсомолки», мама второклассника из Санкт-Петербурга рассказала о плюсах и минусах нововведения

Все о ЕГЭ по истории

Мы сделали подборку онлайн-тестов с заданиями и решениями

Все о ЕГЭ по биологии

Рассказываем о структуре экзамена и предлагаем подборку вспомогательных материалов

SMM, HTML, VR и все такое: 25 бесплатных онлайн-курсов, чтобы освоить перспективные профессии во время самоизоляции

“КП” составила полезнейшую подборку бесплатных онлайн-курсов для тех, кто готов учиться программированию, интернет-маркетингу и даже виртуальной реальности

Все о профессии дизайнер

Рассказываем, где получить образование и какие есть специализации

Школьники смогут готовиться к ЕГЭ по телевизору

Министерство просвещения запустило новую платформу для учебы и подготовки к экзаменам

Отменять или переносить ЕГЭ из-за коронавируса не будут

Министр просвещения ответил на вопросы родителей и педагогов о ЕГЭ в 2020 году

Возрастная категория сайта 18+

Программирование для школьников: руководство к действию

Марк Цукерберг считает, что «Программирование – это основной навык как чтение. В каждой школе должны учить писать код». C 11-и лет основатель Facebook изучал основы программирования под руководством личного наставника. Позже Цукерберг поступил в школу‑пансион, где продолжил усиленно заниматься программированием, результатом чего стало создание программы Synapse для запоминания музыкальных вкусов. Вовсе не обязательно посещать репетитора или профильную школу, чтобы научиться программировать. Родители могут обеспечить детям менее затратное обучение, для этого есть возможности, которых не было в юношеский период Цукерберга.

Младшая школа

Практика показывает, что основы программирования доступны для детей с 5-и лет. В Китае ребят обучают программированию уже в детском саду. Уроки по программированию с первого класса преподают в Эстонии с 2012 года. В AppStore можно найти приложение Bustin Jeiber, созданное разработчиком Томасом Суарезом в 12 лет, мальчик увлёкся написанием кода в 6. Для детей программирование может стать забавой, которая перерастаёт в профессиональное увлечение.

Учиться и играть одновременно

Мгновенно увидеть пользу от изучения новой темы школьнику поможет обучение с помощью игры. Ребёнок вряд ли придёт в восторг от знания переменных. Если показать, что с помощью переменных персонаж игры научится приобретать или терять очки, эта информация станет видимой, а значит обратит внимание и заставит поразмышлять над решением задачи. Подобный вариант написания кода предлагает визуальная среда Scratch, в которой ребёнок может создать игру, сочетая кирпичики с элементами кода. Программой можно пользоваться бесплатно. Даже родитель‑гуманитарий в силах освоить её, чтобы помогать ребёнку создавать простые анимации и игры.

Если ребёнок увлекается компьютерными играми, его заинтересует создание программы для управления персонажем в Minecraft. Написание кода происходит с помощью визуального интерфейса: играючи, дети изучают операторы условия и циклы – важные концепции программирования.

С основами робототехники познакомят конструкторы, к которым прилагаются программируемые блоки, датчики и двигатели. Подобные продукты разрабатывает Lego. Компания выпускает наборы WeDo для детей от 7-и лет и Mindstorms для ребят от 10-и лет.

Программировать без компьютера

Занятия программированием настораживают родителей младших школьников: кажется, что у разработчиков рано развиваются проблемы со здоровьем. Привычный образ – человек с испорченными зрением и осанкой из‑за многочасовых сидений за компьютером. Обучение программированию не обязательно должно проходить постоянно за экраном. Существует образовательный подход без подключения (CS unplugged) к компьютеру. С помощью настольных игр детей учат неизменным концепциям в области компьютерных наук: алгоритмам, человеко‑компьютерному взаимодействию, искусственному интеллекту, теории информации, языкам программирования. Такое обучение развивает программистское мышление, а не приучает к использованию определённого программного обеспечения. Например, изучение двоичной системы счисления проходит с помощью карточек.

Средняя школа

В средней школе дети уже привыкли высиживать 45 минут на уроках, вызывающих тоску. Формальное изучение информатики может быть скучным, далёким от решения практических задач. Но не стоит ограничиваться школьной программой: программирование можно изучать на очных и онлайн курсах. Школьникам от 10-ти лет стоит попробовать создать прототипы реальных продуктов: сайтов, приложений, программ. «В средней школе можно приступить к изучению основ и языков программирования, подходов к разработке программного обеспечения», – отмечает Сергей Николаевич Цымбалов, преподаватель курсов по программированию на языке Java для школьников Учебного центра «Специалист».

Выбор языка программирования

При подборе направления обучения в первую очередь необходимо выяснить интересы ребёнка. Школьник увлекается компьютерными играми, ему следует взяться за язык, используемый при их разработке. Для начала подойдут Java или JavaScript. Любителям роботов стоит изучать Lua и Scala. Если ребёнку нравится, как выглядят сайты, направьте его в сторону разработки интерфейсов. Создавать сайты с нуля можно, используя простые технологии: язык разметки HTML и стилизации CSS. Школьник скачивает кучу приложений на свой и родительский смартфон, стоит подыскать ему курсы по разработке на JavaScript и Swift.

Занятия должны быть ориентированы на практику, с хорошего курса ребёнок вернётся со словами: «Посмотрите, чему я научился!».

Подготовка к олимпиадам

Если в 7-8-х классах понятно, что ребёнок увлечён программированием, есть смысл начать готовиться к олимпиадам: это длительный процесс, который займёт не менее года. Преподаватель курсов по программированию для школьников Учебного центра «Специалист» Сергей Цымбалов считает, что школьникам полезно участвовать в олимпиадах по программированию: «Чем больше практики, тем лучше. Участие в олимпиадах позволяет развить самостоятельность мышления, а также сравнить свой уровень знаний для дальнейшего развития».

Подготовиться к олимпиаде по программированию на занятиях в непрофильной школе практически невозможно. Придётся искать репетитора или заниматься на курсах. Правда, не во всех городах есть такие возможности. Выходом для талантливого ребёнка станут занятия в интернете: это могут быть онлайн‑уроки с репетитором, курсы в форме вебинаров, видеокурсы по программированию для школьников.

Привыкнуть к скоростному решению задач – навык необходимый для большинства олимпиад – помогут тренировки на платформе CodeForces. Это международная площадка, на которой проводятся соревнования по программированию в онлайн‑режиме.

Старшая школа

В последних классах одна из главных задач для будущего программиста – поступить в Высшее учебное заведение. Для этого нужно сдать ЕГЭ по информатике более чем на 80 баллов или выиграть олимпиаду. К экзамену возможно подготовиться за 10-11-й классы, заниматься олимпиадными заданиями лучше, начиная со средней школы.

Подготовка к ЕГЭ

В ЕГЭ по информатике представлены фрагменты программ на языках Паскаль, Бейсик, алгоритмическом языке, Python, С++. Как правило, на уроках информатики ограничиваются изучением первых трёх. Со школы стоит изучать язык программирования, используемый в практической деятельности. Из списка для ЕГЭ будущему программисту полезно знать Python, С++. «Школьнику достаточно изучить один или два языка программирования. Желательно тот, который является объектно‑ориентированным языком программирования высокого уровня. Можно выбирать из этого списка: JavaScript, Java, Python, C», – рекомендует Сергей Цымбалов, преподаватель курсов по программированию для школьников.

Подготовиться к ЕГЭ по информатике можно с репетитором или на курсах. Онлайн‑курсы по подготовке к ЕГЭ позволят учиться у лучших преподавателей вне зависимости от местонахождения ученика.

Знание информационных технологий даёт возможность работать в проектах, которые меняют мир. Зарплаты разработчиков в России на высоком уровне: средний заработок Java программиста в России 135 тыс.рублей, системного администратора 62 тыс.рублей. В 2016 году средняя зарплата в сфере информационных технологий поднялась на 8%, больше ни в одной отрасли такого роста не случилось. Программирование – один из главных навыков будущего, обладая им можно не беспокоиться о трудоустройстве в ближайшие 20 лет. Несмотря на карьерные перспективы в 2017 году ЕГЭ по информатике сдали только 7% всех выпускников, по данным «Федерального институт педагогических измерений». Программирование – сложный, но увлекательный предмет. Полюбить его можно, создавая собственными руками код, значимый не только на школьной лабораторной, но и в реальном мире.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector