Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программирование для 8 класса

Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.)

Презентация «Информатика 8 класс. Введение»

Презентация «Информатика 8 класс. Введение» (Open Document Format)

Плакат «Техника безопасности»

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Глава 1. Математические основы информатики

§ 1.1. Системы счисления

Презентация «Системы счисления»

Презентация «Системы счисления» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

§ 1.2. Представление чисел в компьютере

Презентация «Представление информации в компьютере»

Презентация «Представление информации в компьютере» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

§ 1.3. Элементы теории множеств и комбинаторики

Элементы теории множеств

§ 1.4. Элементы алгебры логики

Презентация «Элементы алгебры логики»

Презентация «Элементы алгебры логики» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

Свободное программное обеспечение:

Тест 1

Глава 2. Основы алгоритмизации

§ 2.1. Алгоритмы и исполнители

Презентация «Основы алгоритмизации»

Презентация «Основы алгоритмизации» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Свободное программное обеспечение:

§ 2.2. Способы записи алгоритмов

Презентация «Способы записи алгоритмов»

Презентация «Способы записи алгоритмов» (Open Document Format)

Свободное программное обеспечение:

§ 2.3. Объекты алгоритмов

Презентация «Объекты алгоритмов»

Презентация «Объекты алгоритмов» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

§ 2.4. Основные алгоритмические конструкции

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование»

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Следование» (Open Document Format)

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление»

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Ветвление» (Open Document Format)

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение»

Презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» (Open Document Format)

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Свободное программное обеспечение:

Интерактивный тест «Основы алгоритмизации»

Тест 2

Глава 3. Начала программирования

§ 3.1. Общие сведения о языке программирования

Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль»

Презентация «Общие сведения о языке программирования Паскаль» (Open Document Format)

Презентация «Общие сведения о языке программирования Python»

Свободное программное обеспечение:

§ 3.2. Организация ввода и вывода данных

Презентация «Организация ввода и вывода данных»

Презентация «Организация ввода и вывода данных» (Open Document Format)

Презентация «Организация ввода и вывода данных. Python»

Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР

Свободное программное обеспечение:

§ 3.3. Программирование линейных алгоритмов

Презентация «Программирование линейных алгоритмов»

Презентация «Программирование линейных алгоритмов» (Open Document Format)

Презентация «Программирование линейных алгоритмов. Python»

Свободное программное обеспечение:

§ 3.4. Программирование разветвляющихся алгоритмов

Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов» (Open Document Format)

Презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Python»

Свободное программное обеспечение:

§ 3.5. Программирование циклических алгоритмов

Презентация «Программирование циклических алгоритмов»

Презентация «Программирование циклических алгоритмов» (Open Document Format)

Презентация «Программирование циклических алгоритмов. Python»

Свободное программное обеспечение:

Интерактивный тест «Начала программирования»

Урок 24
§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Ключевые слова:

• язык программирования
• программа
• алфавит
• служебные слова
• типы данных
• структура программы
• оператор присваивания

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского учёного Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т. д.).

Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия 1 .

1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10-11 классах.

Рекомендуем вам зайти на сайт (http://pascalabc.net) — PascalABC.NET. Здесь вы найдёте много полезной информации для начинающих программистов, сможете скачать систему программирования PascalABC.NET.

3.1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

Читать еще:  Рейтинг вузов по программированию

• латинские прописные буквы (А, В, С, . X, Y, Z);
• латинские строчные буквы (а, Ь, с, . х, у, z);
• арабские цифры (0, 1, 2, . 7, 8, 9);
• специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

:= (знак операции присваивания);
>= и

1 1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

3.1.3. Структура программы на языке Паскаль

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) блок описания используемых данных;
3) блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.

Блок описания данных состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var) и некоторых других разделов 2 . В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их типы.

2 В 8 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив изучение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

3.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 3.2 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении оператора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Процесс выполнения оператора присваивания

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (integer), вещественный (real), символьный (char), строковый (string), логический (boolean) и другие.

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Читать еще:  Олимпиады по программированию

Общий вид программы:

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.

3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?

4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?

6. Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.

7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?

8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

9. Как записывается раздел описания переменных?

10. Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:

а) значения функции у = х 2 ;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

11. Опишите процесс выполнения операторов присваивания. а:=3; b:=4; а:=а+b

12. Запишите оператор для:

а) вычисления среднего арифметического переменных х1 и х2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

PASCAL

Программы 8 класс

Ввод и вывод данных, вычисление математических выражений

Вычисление математических выражений

Задача 3 ( урок 18.02.2020 )
Напишите программу для вычисления значение выражения y=5x+20 где x целое число, вводимое с клавиатуры. Вывод оформите следующим образом:
при x=. y=.
Обратите внимание, что если x — цело число, то вычисляемый y тоже будет целым числом.
Математические выражения на Pascal расписываются со всеми математическими операциями и учитывая порядок действий: y:=5*x+20
текст программы:
var x,y:integer;
begin
writeln(‘введите целое число’);
readln(x);
y:=5*x+20 ;
clrcsr;
writeln (‘при x=’,x,’ y =’,y);
end.

Задача 4 ( урок 18.02.2020 )
Программа демонстрирующая работу функций div и mod.
текст программы:
var a,b:integer;
begin
writeln(‘введите целое число a’);
readln(a);
writeln(‘введите целое число b’);
readln(b);
writeln (‘a mod b = ‘, a mod b );
writeln (‘a div b = ‘, a div b );
end.

Условный оператор if . then . else (если . тогда . иначе)

где x целое число, вводимое с клавиатуры.
Пояснение.
В данной задаче используется условный оператор if для того, чтобы исключить деление на 0. Пример алгоритма с ветвлением (или разветвляющийся алгоритм).

блок-схема
текст программы:
var x:integer;
y:real;
begin
writeln(‘введите целое число’);
readln(x);
if (x-3)<>0 then
begin
y:=(x+5)/(x-3);
writeln (‘при x=’,x,’ y =’,y);
end
else
writeln(‘значение выражения не определено’);
end.

Задача 6 ( урок 03.03.2020 )
Вычислите значение выражения

, x целое число, вводимое с клавиатуры.

Обратите внимание, что в данной задаче у нас идет ограничение на переменную x: под корнем выражение (5x-20) должно быть больше или равно 0 и (x-4) не равно 0. Задачу решаем с использование сложного условия.
Вариант 1 с «и»: (5*x-20>=0) and (x-4<>0)
Вариант 2 с «или»: (5*x-20 =0 then
begin
x1:=(-b+sqrt(D))/2*a;
x2:=(-b-sqrt(D))/2*a;
writeln(‘x1=’,x1,’ x2=’,x2);
end
else writeln(‘нет корней’);
end.

Задача 8 ( урок 14.04.2020 )
Напишите программу которая «умеет» определять четное число вводиться с клавиатуры или нечетное.
Пояснение: четные числа уделяться на 2 с остатком 0, поэтому нужно использовать в качестве условия функцию mod (x mod 2=0).

Работа со строковыми функциями copy и length
Задача ( урок )
Напишите программу, которая у любого введенного с клавиатуры слова, длинной не более 15 символов вырезает подстроку с 5-го символа длинной в 5 символов.
текст программы
var sl:string[15];
begin
writeln(‘Ведите слово длинной не более 15 символов’);
readln(sl);
writeln(‘Результат — ‘,copy(sl,5,5));
end.

Задача ( урок )
Напишите программу, которая у любого введенного с клавиатуры слова меняет местами 1-ю и последнюю буквы.
Пояснение.
Пусть исходная строка храниться под именем s1, тогда последний символ нового слова он же первый символ исходного подстрока — copy(s1,1,1).
Как узнать номер последнего символа исходного слова? У нас есть функция вычисляющая длину строки length, количество символов в слове и номер последнего символа это одно и то же число. Получаем первый символ нового слова — copy(s1,length(s1),1).
Осталось найти середину: нам нужно вырезать со второго символа строчку длинной на 2 символа меньше, чем длинна исходного слова (первый и последний символу уже использованы) — copy(s1,2,length(s1)-2)

Читать еще:  Лучшие школы программирования москвы

3. Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса

Задания на дистанционный период обучения для 8а, б, в классов по информатике

15-16 апреля 2020 г.
Тема «Составной оператор. Многообразие способов ветвлений. «

Цель урока: научиться программировать задачи с использованием условного оператора.

Время урока 30 минут.

Ход урока:


! !! Заполни «Входная анкета урока» — проверка явки на урок в назначенное время!

1. Прослушай внимательно видеоурок по теме. (9 минут)



2. Запомни выводы!


4. Протестируй правильность работы программы (кнопка на клавиатуре F9) при следующих наборах входных данных: (5 мин)
набор 1: А=7; В=-3; С=1
набор 2: А=-5; В=-3; С=-7
набор 3: А=12; В=5; С=0
5. Внеси в ВЫХОДНУЮ АНКЕТУ получившиеся ответы.


Спасибо за работу на уроке!! Вся информация видна мне сразу.

Домашнее задание выполнить до 22-23 апреля:

    • Тест «Программирование разветвляющихся алгоритмов». Вариант 1 (у кого фамилия на гласную букву)
    • Тест «Программирование разветвляющихся алгоритмов». Вариант 2 (у кого фамилия на согласную букву)

PascalABC.NET MiniPack (Setup, 10 Mb) (кроме Windows XP)
Содержит только систему программирования PascalABC.NET

8-9 апреля 2020 г.
Тема «Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор «

Цель урока: научиться программировать задачи с использованием условного оператора.

Время урока 30 минут.

Ход урока:

! !! Заполни «Входная анкета урока» — проверка явки на урок в назначенное время!

1. Посмотри видеоурок по теме «Программирование разветвляющихся алгоритмов» (8 минут).





2. Исполни в среде Pascal ABC программу со стр. 123 учебника. Файл сохрани под именем z5.pas (10 минут)

3. Проверочная работа — задание 7 на стр. 126. Файл сохрани под именем PZ8.pas (12 мин.)

4. Все файлы заархивируй в единый архив и отправь учителю на почту s436@rambler.ru до 10.04.20.


Домашнее задание, выполняется во второй половине дня ( до 16.04.20) :

1. Посмотри видеоурок по теме «Программирование разветвляющихся алгоритмов» (18 минут).




2. Прочитай параграф 3.4, раздел 3.4.1.
Выполни в среде Pascal ABC программы на стр. 130 и запиши их в файлы z9.pas и z10.pas (15 мин)

3. Все файлы заархивируй в единый архив и отправь учителю на почту s436@rambler.ru до 16.04.20

За урок будут выставлены две оценки: первая — за задания п. 1-4 и вторая — за домашнее задание.

Вопросы задавайте здесь же в блоге на странице 8 класса. Я буду отвечать на ваши вопросы во время наших уроков по расписанию. Можно задавать вопросы в группах 8а и 8в в WhatsApp

___________________________________________________________________________________





11.03.2020 Ввод и вывод данных.

  • Тест «Общие сведение о языке программирования Паскаль». Вариант 1
  • Тест «Общие сведение о языке программирования Паскаль». Вариант 2

2. В среде Pascal ABC написать и сделать отладку программ:

1.Вычисления среднего арифметического и среднего геометрического двух чисел, вводимых с клавиатуры.
2. Нахождения площади поверхности куба с ребром длиной А.
Сохранить файлы задач под именами dz1.pas и dz2.pas. Заархивируйте эти два файла (можно online) и отправьте учителю s436@rambler.ru

19.02.2020 Тест №3 «Цикл с параметром»

Ссылка на Тест №3

10.02.2020 Тест №2 «Цикл с предусловием»

03.02.2020 Тест №1
Loading…
Дополнительные задания для исправления неуд. оценок:
1. Написать в виде блок-схемы алгоритм , который определяет, заканчивается ли заданное двузначное число на четную цифру или на нечетную цифру.
2. Построить график, описываемый алгоритмом:
если (х

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×