Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
200 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программирование с нуля для подростков

Как обучать программированию подростков?

В последнее время многие родители спрашивали меня, как я учился программировать, в основном, чтобы узнать, как им обучать своих детей. И каждый раз я не знал, что им ответить, потому я научился программировать в гораздо более старшем возрасте, чем большинство детей этих родителей. Но, желая помочь, я также начал искать ресурсы, созданные для обучения детей программированию.

Я нашел множество ресурсов для обучения программированию учеников начальной школы. В качестве примера приведу Scratch и “Час кода” на Code.org, которые помогут новичку познакомиться с программированием.

На этих платформах ученики пишут простые программы: двигают нарисованных существ или создают простые игры, чтобы изучить самые основы программирования, такие как циклы и условия. Также в процессе ученики разовьют навыки, которые пригодятся им в будущем при решении различных задач. Главным достоинством этих платформ является то, что система общается с учеником. Это поддерживает интерес ребенка к занятиям.

Однако, обучение программированию подростков старше 6-го класса — это совсем другое. Согласно этой статье, более чем у 95% современных подростков есть смартфон. Поэтому визуализированные данные на Scratch и Code.org их больше не удивляют. Наоборот, я обнаружил, что подростки считают, что это выглядит по-детски и неинтересно.

Вместо этого подросткам хочется создавать что-то реально полезное, что-то, чем они могут похвастаться. Например, написать и запустить реальное приложение на iPhone, или создать собственный сайт, или же взломать какую-нибудь сеть. Но как научить ребенка, умения которого ограничиваются несколькими упражнениями на Scratch, создать приложение на iPhone, так, чтобы у него хватило запала довести это дело до конца?

Хочу поделиться своим опытом обучения программированию 4 подростков. Наш курс длился 2 года. В начале у каждого ученика был разный уровень навыков программирования, ожиданий и личных качеств. Поэтому, чтобы курс был интересен каждому из них, мне пришлось пробовать разный учебный материал, чтобы найти то, что интересно всем.

Главная цель этой статьи — поделиться своим опытом, так как я надеюсь, что помогу заинтересовать и других подростков заняться программированием.

У подростков завышенные ожидания

Я понял, что подростки впитывают новые знания, как губка. В то время как взрослые могут смириться с тем, что чего-то не понимают в современной технике, подросткам жизненно необходимо быть крутыми и разбираться в во всех трендах. Я заметил, что подростки обычно пользуются самыми новыми и лучшими приложениями ещё до того, как они появятся в заголовках на TechCrunch или CNBC.

Именно мои ученики показали мне кучу игр “.io” и HQ Trivia. Для них важно, чтобы они изучали что-то крутое, чем они могут поделиться с друзьями.

Первый же их вопрос на первом занятии звучал так: “А мы сможем взламывать сайты и приложения?”.

Я сказал им, что сперва нужно изучить HTML и CSS, чтобы понять, как взламывать сайты и показал им это:

Я объяснил, что значит каждый тег, и как они будут отображаться на странице. Я загрузил страницу с hello.html и все их ожидания увидеть крутую веб-страницу пошли прахом. Им стало очень скучно.

Однако, я продолжил объяснять им HTML, CSS и основы JavaScript. Мне казалось, что им будет интереснее изучать HTML, CSS и JavaScript а так же техники создания простых сайтов. Я был неправ.

Даже после создания нескольких сайтов и запуска их на Firebase, они продолжали твердить, что хотят заниматься чем-то более “реальным”, что они смогут показать своим друзьям.

Их нужно учить делать что-то реально полезное

Я понял, что есть много способов создавать что-то реальное, и это совсем не написание программ с красивым графическим интерфейсом, обучение их структурами данных и т.д.

Я решил, что лучше всего использовать аппаратное оборудование, чтобы ученики могли физически увидеть, что они программируют. Мой выбор пал на Raspberry Pi и Arduino.

Raspberry Pi — это миниатюрный компьютер, на который установлена специальная версия Linux, а также он может работать с большинством языков программирования. Вы можете приобрести различные периферийные устройства, которые могут управляться с помощью созданного вами программного обеспечения.

Arduino сложнее. Это платформа аппаратного обеспечения с открытой спецификацией, и многие компании создают различные устройства, например, автомобиль с автоматической системой управления или четвероногий робот.

При помощи Raspberry Pi мы построили метеостанцию, которая определяет температуру и давление в окружающей среде и отправляет эти данные в облачную базу данных. После этого ученики могли видеть данные по погоде благодаря обновляющемуся графику. Также в рамках этого проекта мы создали простейшие функции, например, меняющиеся единицы измерения температуры или обнаружение минимальной, максимальной и средней температуры. Эти занятия помогли ученикам изучить простые структуры данных и алгоритмы, такие как потоки и сортировка.

После этого мы создали автомобиль с автоматической системой управления на базе Arduino. Каждый ученик написал программу, которая позволяла машине двигаться и обнаруживать препятствия. Затем мы построили лабиринт и я назначил приз тому ученику, чья машина первой выберется из этого лабиринта.

Ученики свободно обсуждали между собой логику, которая поможет машине быстрее выбраться из лабиринта. И им показалось очень классным, что построенная ими машина мгновенно заучивает написанный ими алгоритм. Но самое важное, что ученикам это действительно понравилось, так как эта машина была реальна и осязаема.

Также мы выполнили несколько упражнений, чтобы понять основы взлома. Так же, как и на LeetCode, где участникам помогают решить проблемы с собеседованиями, существует много способов обучить детей основам взлома. Например, HackThis — отличный сайт, который предлагает вам ряд задач, который вы можете просмотреть и решить в вашем браузере. Для решения вам придется использовать инструменты вашего браузера, например инструменты разработчика Chrome, чтобы найти уязвимости, использовав которые, вы сможете получить доступ к системе.

Ученикам очень понравилось это задание, потому что после его выполнения они отправились на реальные сайты и пытались найти лазейки, которые могут использовать (я убедился, что они не совершили ничего незаконного).

Когда они будут более подготовлены и изучат основы Linux, я планирую научить их взламывать при помощи Kali Linux. Думаю, это им понравится ещё больше.

Конкуренция как инструмент обучения

И наконец, последнее, что я понял: подростки очень любят соревноваться. Им нравятся упражнения, после которых им сразу дают обратную связь: объявляют счет, дают значки достижений или формируют списки лидеров.

Лучшей платформой, которая мотивирует учеников, по моему мнения, является CodingGame. На ней подростки решают задачи по программированию и повышают свой уровень. Также стоит отметить отличную визуальную составляющую упражнений, что удерживает к ним интерес учеников.

Также мы начинали занятие, уделяя немного времени Clash of Code — быстрой 5-минутной задачке по программированию, в решении которой ученики соревновались с другими ребятами онлайн. И иногда мои ребята опережали игроков, чей уровень был выше, чем у них. Это давало им огромный толчок, чтобы начать очередное занятие по программированию.

Вывод

Обучать программированию очень весело и познавательно. Вы не только узнаёте, как нужно учить других людей, но и сами встаёте на их место. Вы начинаете понимать, как другие люди смотрят на задачу, и что существует множество разных путей решений одной задачи. Также вы учитесь объяснять условия задачи так, чтобы ученикам интересно было над ней думать.

Читать еще:  Высшая школа экономики программирование

Как научить ребёнка программировать

Как научить ребёнка программировать

  • Подборки , 1 июня 2018 в 14:40
  • Евгений Туренко

В этой статье мы расскажем родителям, как самостоятельно обучить ребёнка основам программирования. Кстати, описанные ресурсы могут помочь не только детям. Поэтому любителям курсов «Java за 3 дня» тоже не будет лишним прочитать материал.

Прежде чем начать обучение, нужно понять, что объяснить что-то ребёнку часто сложнее, чем взрослому. Как минимум нужно быть усидчивее, терпеливее и сдержаннее. Иначе нервный срыв будет у всех участников учебного процесса. Также почитайте разные статьи об обучении детей программированию, например, интервью с заведующим отделом учебной информатики НИИСИ РАН А.Г. Кушниренко.

Примечание Если вы не планируете научить ребёнка программированию на 1C, то есть смысл отдать его на курсы английского языка, чтобы у него было хотя бы базовое понимание англоязычных терминов и текстов.

Перед началом обучения желательно поставить цель. Подумайте, чего должен достичь ваш ребёнок после освоения того или иного аспекта программирования. Например, если вы хотите научить его пользоваться компьютером на продвинутом уровне, то вероятнее всего, не нужно углубляться в языки вроде C++. Достаточно будет просто освоить Scratch, а также рассказать и показать, как работает Web. Уже на этом уровне ребёнок будет выделяться среди своих сверстников.

1 – 30 апреля , онлайн, беcплатно

Если ваша цель — заинтересовать ребёнка в профессии программиста, то имеет смысл начать разрабатывать учебный план. Для этого можно посмотреть, как преподносится материал на YouTube в видео с большим количеством положительных комментариев. Также стоит обратить внимание на Khan Academy. Там есть множество материалов для детей и взрослых, и вы можете просто перевести их и использовать для обучения своего ребёнка.

Примечание Возможно, было бы рациональнее сначала научить ребёнка строить небольшие алгоритмы, потом обучить базовым понятиям английского, и только затем переходить к программированию.

Инструменты для начала обучения программированию

Scratch

Наиболее популярная среда для обучения как совсем маленьких, так и детей 10+. Программы создаются с помощью блоков с понятными для детей описаниями действий. Детям нравится смотреть на результаты своего труда, здесь они увидят или интересную игру, которую сами сделали, или какую-нибудь анимацию. Ещё существует аналог Scratch для iOS — Hopscrotch. Кроме того, есть версия для совсем малышей и называется она Scratchjr, однако разрабатывается не командой MIT.

Alice

В этой среде для разработки программ, анимаций и видео ребёнок сможет освоить базу объектно-ориентированного программирования. Всё полностью бесплатно и с открытым исходным кодом, так что можете даже внести свой вклад в проект.

StarLogo TNG

Программное обеспечение для моделирования и симуляторов. Позволяет создавать обучающие игры, на основе которых можно объяснять доступным языком функционирование сложных систем.

Более продвинутый вариант Scratch. И выглядит, и работает сложнее, но ребёнок тоже растёт, верно? В Snap реализована возможность создания своих собственных блоков.

Gamefroot

Очередной блоковый редактор кода, позволяющий строить уже более масштабные алгоритмы, чем в Scratch.

Code.org

Отличный сайт, в том числе с русскоязычным контентом. Он сочетает в себе множество игр с разными уровнями. Игры построены таким образом, что приучают ребёнка искать самый короткий, но при этом выгодный путь для достижения цели. Более того, материал разбит на возрастные группы, что упрощает навигацию.

ПиктоМир

Полностью русскоязычная и российская разработка для обучения детей основам программирования. Отличается от предыдущих ресурсов тем, что программирование строится не путём использования блоков, а с помощью пиктограмм. Кроме того, ресурс, благодаря своей кроссплатформенности, позволяет использовать очень старые версии Android и iOS.

Конструкторы

Arduino

Когда речь заходит о программировании, то нельзя не сказать про Arduino. Такие игрушки подходят как детям, так и взрослым. Кроме того, программирование микросхем может заинтересовать ребенка роботехникой, что, конечно, не хуже, чем Web. А ещё Arduino работает со Scratch.

Raspberry PI

Raspberry PI — небольшой одноплатный компьютер под управлением Linux, который совместим с Arduino. Кроме того, он поддерживает язык программирования Python, что покажет ребёнку, как выглядит программирование у взрослых.

Lego, как Arduino, позволяет программировать свои конструкторы, но не все. Кроме того, Lego не может взаимодействовать ни с Arduino, ни с Raspberry, что уменьшает его шансы на популярность среди детей возраста 6+.

Примечание Чтобы заинтересовать ребенка миром IT еще сильнее, можете предложить ему почитать необычные статьи об устройстве тех или иных технологий. Например, обратите внимание на статью о том, как устроен Интернет под водой.

Заключение

Прежде чем делать из своего ребёнка высококлассного программиста исходя из своих интересов, попробуйте понять его характер и в соответствии с ним уже выбирать то, что больше подойдёт для обучения. Не нужно пытаться реализовать в ребёнке свои мечты, чаще прислушивайтесь к его интересам и желаниям. Если вы хотите больше узнать о психологическом аспекте обучения, то зайдите на Постнауку, а мы же предлагаем ознакомиться с нашими материалами уже взрослым программистам.

Какой язык программирования изучать школьнику 13-14 лет

Если возраст 11-12 лет считается оптимальным для знакомства с миром программирования, то 13-14 лет можно назвать самым перспективным возрастом – именно в этот период у школьника формируется мотивация, создаются правильные установки на учебу, активизируется деятельность тех участков мозга, которые отвечают за логику и способности к абстрактному мышлению.

Словом, учащийся 7-9 класса средней школы обладает теми преимуществами, которых нет (и не может быть) у ученика 5-6 класса. Добавим, что мы говорим о среднестатистических школьниках, а не о 9-летних гениях.

И эти преимущества нужно использовать! Нужно делать ребенка разносторонней личностью, создавать основы для профессионального самоопределения, знакомить его с современными технологиями.

Одной из таких технологий является программирование – никто ведь не станет спорить с тем, что умение кодить сегодня занимает важное место среди навыков человека, идущего в ногу со временем?

Сегодня навыки программирования очень важны

По каким критериям выбрать язык программирования для школьника 13-14 лет? Вот основные из них:

  • Чистота и ясность кода
  • Удобная среда разработки
  • Стройность, логичность структуры
  • Возможность применять на практике, а не только в учебных целях

Кроме требований к ЯП, мы обязаны определить и требования к тому, кто будет его изучать, то есть к самому школьнику. Нужно помнить, что язык – всего лишь инструмент. И чтобы этим инструментом правильно пользоваться, важно иметь некоторую подготовку (мы называем это «порог вхождения», то есть начальный уровень знаний).

Итак, что нужно знать для успешного освоения программирования?

  • Во-первых, работу операционных систем – хорошо, если ребенок легко ориентируется в структуре каталогов и файлов, умеет устанавливать и удалять приложения, а слово «реестр» для него – не пустой звук.
  • Во-вторых, основные прикладные программы. К ним относятся файловые менеджеры, архиваторы, текстовые редакторы, ПО для работы с базами данных.
  • В-третьих, математику в пределах школьной программы;
  • И наконец, английский язык на начальном уровне. Это упростит задачу уже на первых этапах изучения любого ЯП.

Необязательно уметь останавливать пули – достаточно просто разбираться в компьютере

Кроме того, неплохо бы иметь общее представление о кодинге как таковом – о различии между объектно-ориентированным и процедурным программированием, об истории, востребованности и перспективах развития разных технологий, о возможностях интернета в образовании, о многообразии программного обеспечения.

Выбираем язык программирования для подростка

Исходя из особенностей возраста, требований к ЯП и их востребованности, можно очертить следующий круг возможных вариантов:

Python. Стройный язык с минималистичным синтаксисом, который не только научит писать чистый и стильный код, но и принесет реальную практическую пользу: на нем можно разрабатывать как десктопные программы, так и web-приложения.

Python станет той технологией, которая создаст идеологический фундамент для будущих открытий и побед, приобщит к самой философии программирования. А это, поверьте, многого стоит.

PHP. Этот ЯП используется для создания динамических web-сайтов и сервисов: социальные сети, интернет-магазины, крупные порталы. Кроме того, PHP всегда изучается в связке с SQL, который по своему строению максимально напоминает естественный язык. Это позволяет школьнику понять, что кодинг – это тоже общение. Только общение происходит не между людьми, а между человеком и машиной.

PHP отлично развивает логику, умение работать с мелочами. А в программировании, как известно, мелочей не бывает.

Си. Язык, на котором разрабатывают операционные системы, драйверы, а также проекты, требующие высокого уровня надежности. Собственно, этим он и хорош – он создает фундаментальные основы императивного программирования, учит держать под контролем каждый байт, знакомит с глубинными принципами строения компьютерных систем.

Добавим, что изучение языка Си требует настоящей мотивации – с ним вы не получите «все и сразу», как происходит с тем же PHP. Си требует вдумчивости, усидчивости и определенной «перестройки» мышления.

Pascal и Delphi. Скорее всего, сейчас в нас полетят камни, но мы включим эти языки в список. Хотя бы потому, что они до сих пор изучаются в школах и университетах. Хотя бы потому, что на них «завязаны» задачки из ГИА и ЕГЭ по информатике. Хотя бы потому, что Pascal может стать отличным подспорьем для начинающего программиста, который только знакомится с типами данных, переменными, циклами и другими явлениями из таинственного мира кодинга.

Кроме того, здесь можно убить двух зайцев – познакомиться как процедурным (Pascal), так и с объектно-ориентированным (Delphi) программированием.

В остальном мы согласны с теми, кто списал эти технологии на пенсию – это «мертвые» языки, которые используются исключительно в учебных целях. Но с этой ролью они справляются неплохо.

Подводим итоги

По большому счету, неважно, какой язык программирования выбрать для изучения ребенку 13-14 лет. Пойдем дальше и скажем, что учить нужно не язык, а программирование.

Другими словами, изучать язык ради языка – это неблагодарная цель. Мы должны развивать в школьниках логическое мышление, системный подход в решении задач – вот что по-настоящему важно. Мы должны всегда помнить, что язык – это средство, а не цель. И наша задача – выбрать правильное средство для достижения цели.

Уже в 10-12 лет ребенок может делать свои IT-проекты: с чего начать его обучение программированию?

Основатель и генеральный директор Школы цифрового творчества.

Дарья Абрамова, основатель и CEO школы программирования и цифрового творчества «Кодабра», ответила на самые частые вопросы, которые задают родители, планируя научить ребенка программированию.

С какого возраста нужно учить детей программированию?

Универсального возраста нет. Сейчас чаще всего инициатором обучения программированию становится родитель. Кто-то приводит ребенка в 6 лет, кто-то в 12. Это не значит, что одни опоздали, а другие пришли рано. Все зависит от готовности родителя к этому шагу.

Часто родителям просто неловко приводить детей на курсы цифрового творчества, когда повсюду борются с зависимостью от гаджетов. Или, скажем, у них дочка — и они где-то прочитали, что «по статистике» девочки не предрасположены к программированию. Но когда взрослые сами сталкиваются на работе с ощущением, что остались за бортом технологического прогресса и не могут претендовать на перспективные профессии, они меняют отношение к гаджетам и решают дать детям цифровые навыки и навыки программирования. Чтобы дети в свою очередь чувствовали себя свободными в будущем и уже сейчас пробовали разные инструменты и технологии. Однако каждый родитель по-своему чувствуют ребенка и по-разному созревает для этого решения.

Разумеется, чем раньше ребенок начнет обучение, тем больше он успеет попробовать языков программирования, технологий, платформ и тем быстрее начнет сам что-то создавать, а не потреблять. Таким образом, он поймет, что есть масса возможностей делать собственные продукты, а не пользоваться чужими.

Маленькие дети воспринимают гаджеты и разные программы, как нечто, созданное не людьми, а какими-то волшебниками, или присланное к нам из космоса. Например, в нашей практике было несколько случаев, когда дети предполагали, что облако iCloud — это самое настоящее облако над нашими головами, в котором хранится информация.

Есть родители, которые приводят ребенка к нам уже в 6 лет, чтобы познакомить с компьютером и обеспечить ему наиболее комфортный вход в мир IT. Это позволяет избежать ситуации, когда ребенок открыл ноутбук и там залип, а родитель чувствует, что потерял контроль над процессом.

В школе программирования. Фото из архива автора

Для детей от шести лет у нас есть курс компьютерной грамотности, где ребенок через игру знакомится с устройством компьютера, клавиатуры, мыши, файловой системы, программ. Для ребенка это комфортный вход в сопровождении преподавателей.

Некоторые родители приводят к нам ребят 9-12 лет, которые много времени проводят в играх. Родители не понимают, как с этим бороться, и хотят перевести увлечение ребенка в полезное русло. В таком случае ребенок уже прекрасно знаком с компьютером и, вполне возможно, у него есть куча идей для собственных игр — а тут он узнает, что уже сейчас может начать программировать, воплощать их в жизнь и чувствовать себя самым крутым на районе. Это сильная мотивация, которая помогает превратить бесконтрольное увлечение в созидательный процесс.

Как правило, дети очень круто серфят в интернете, пользуются гаджетами и приложениями — но у них нет мотивации разобраться, как все это устроено, потому что им никто не рассказывает, что уже в 10-12 лет можно самостоятельно создавать свои игры, сайты, видео и приложения. Более того, у них нет ассоциации между уроками информатики в школе и возможностью делать свои IT-проекты.

Как-то я проводила занятие у старшеклассников и попросила их рассказать, что для них значит информатика — ведь им совсем скоро предстояло поступать в вузы. Оказалось, что ребята воспринимают информатику как скучный предмет, потому что чаще всего это — «эксель» или «ворд» на черно-белом экране. Они не понимают, какая в этом польза.

Они думают только о ближайшем ЕГЭ, ради которого готовы работать. Но если им предложить запрограммировать своего бота, который будет помогать решать задачи, то у них тут же появится интерес. Потому что это будет про их реальную жизнь — про фан, хайп и решение реальных проблем. В этот момент они понимают, что технологии упрощают жизнь. Что технологии — это круто и современно, это новый способ быть модным.

По моему мнению, не стоит дожидаться поступления в вуз, чтобы ребенка там обучили основам программирования. Это неправильная история — когда все надежды на получение профессиональных навыков ложатся исключительно на высшее учебное заведение. Любое высшее учебное заведение устроено по принципу «30% материала тебе дают, а 70% ты изучаешь сам». Ребенку будет крайне полезно попробовать взрослые языки программирования, технологии и программы уже в школе. Тогда во взрослом возрасте он сможет свободнее ориентироваться в том, какие знания, дисциплины и технологии ему необходимы.

По нашим оценкам, только 25% родителей в Москве знают, что в принципе существует возможность учить детей компьютерной грамотности и программированию. Эту ситуацию, конечно же, нужно менять.

В чем польза программирования для ребенка?

В последнее время все чаще говорят о том, что многие сферы находятся на стыке с IT — в ритейле, в сельскохозяйственной индустрии, в том же образовании все изменения происходят сейчас из-за развития технологий. Получается, что цифровые знания просто необходимы для формирования осознанного общества, для воспитания поколения, которое изменит мир. Наша задача — генерировать внутри страны решения, которые позволят совершенствовать все индустрии.

Мы повсеместно сталкиваемся с тем, что в крупных компаниях решение бизнес-задач в «экселе» или «ворде» — это не то, что позволяет получать быстрые и высокие результаты. Это вовсе не означает, что все поголовно должны быть программистами, однако IT-скилы действительно помогают быстро найти крутые решения для текущих задач.

Сегодня любому специалисту необходимо понимать, как работают технологии, которые использует его компания, как устроены сайты и приложения, зачем нужны нейросети, что такое блокчейн, как грамотно описать свою задачу тем же технарям. Этого базового технического представления сегодня сильно не хватает.

Именно с таким запросом к нам обратились представители крупной компании и попросили дать сотрудникам 35-45 лет базовые навыки, благодаря которым они смогут находить для своих проектов более современные и технологичные решения. Поскольку сегодня взрослые сталкиваются с такими потребностями в бизнесе и в работе, хочется дать детям эти навыки, чтобы они уже сейчас свои школьные задачи решали с помощью технологий.

В школе программирования. Фото из архива автора

Если детям нужно сделать какой-то проект в школе, кто-то пойдет раздавать бумажные анкеты по классам — и это тоже отлично — а кто-то возьмет и сделает свой сайт. Такой подход открывает больше возможностей: полученную информацию можно будет дополнять, делиться с другими классами, передавать между школами.

На таких проектах дети развивают логическое мышление, осваивают основы программирования и учатся структурировать информацию. А параллельно ребенок изучит, как лучше компоновать цвета, размещать объекты и еще кое-что про дизайн поймет.

Дальше, сталкиваясь в старшей школе и институте с техническими дисциплинами, ребенок уже не испытает такого стресса, потому что будет понимать основы программирования и на эти знания будет легко накладываться любой язык. Сегодня мы, взрослые, постоянно ограничиваем себя незнанием технологий. Очень важно, что знания в IT позволят ребенку в будущем при выборе профессии не быть ограниченным ничем.

Онлайн- или офлайн-обучение?

Недавнее общение с нашей целевой аудиторией показало, что родители приводят детей к нам на курсы не только, чтобы обучить их программированию, но и ради социализации. Причем для них это не просто общение с другими ребятами — это общение с детьми-гиками, увлеченными технологиями. Это дети из других школ, с другим бэкграундом и со своими мечтами и целями. Дети обмениваются опытом друг с другом, у них расширяется кругозор, они находят единомышленников и объединяются в команды.

Конечно, онлайн-формат в этом смысле проигрывает. Я сама много раз училась онлайн в группах — там редко возникают общие темы и ощущение привязанности друг к другу.

Но там обычно и не стоит задачи социализации — закрывается задача получения навыков.

Если у родителей нет другого варианта, кроме как онлайн-курс, — например, семья живет в регионе, в другой стране, то это, естественно, лучше, чем вообще не заниматься. Или, например, если у ребенка много других занятий, и так полно социализации, то это тоже вполне себе подходящий формат.

В школе программирования. Фото из архива автора

Важно помнить, что занятия онлайн должны быть гораздо короче, чем офлайн. Ребенку необходимо давать информацию маленькими порциями, чтобы он меньше отвлекался и получал максимальное количество концентрированного полезного материала.

Мы тоже запустили онлайн-курсы в тестовом формате. Поскольку там ребята постоянно переходят с уровня на уровень, у них возникает особенная привязанность не друг к другу, а к преподавателю. Потому что на занятии они в основном коммуницируют именно с ним. В таком случае лучше не менять преподавателя — тогда будет больше мотивации продолжать обучение.

Сейчас мы активно собираем фидбек от родителей и учеников, чтобы понять, как усовершенствовать обучение онлайн и сделать его более продуктивным.

Можно ли учиться программированию в игровой форме?

Есть два варианта обучения детей цифровому творчеству и программированию. Первый — когда ты попадаешь в игру, где у тебя есть разные задания. В нашем случае такая игровая среда — Minecraft. В ней дети учатся программировать, создавать собственные объекты, изучают булеву алгебру и многое другое.

Другая история — когда я сам создаю свою игру. На мой взгляд, это также разновидность игровой формы обучения, ведь дети тоже погружаются в эту среду, думают, какой проект им создать, какого персонажа. На мозговых штурмах обсуждается механика и логика игры, кто будет врагом, а кто союзником, как будет выглядеть этот новый мир.

По сути, в этот момент дети занимаются привычным для себя делом — играют. Но при этом они решают сложные задачи геймдизайна и других областей.

Обучение программированию в игровой форме кажется нам естественным и единственно правильным подходом, который позволяет раскрыть весь потенциал ребенка. Когда дети в школе дискриминируют синус и косинус, не осознавая, зачем это нужно, у них не складывается понимание, как эти знания применить в реальной жизни. Когда же дети могут те же знания продуктивно использовать, создавая свою виртуальную реальность, это имеет гораздо больший образовательный эффект.

С каких языков программирования лучше начать обучение?

На мой взгляд, при выборе курса правильнее ставить вопрос немного иначе: с какого продукта начать — что интереснее сейчас создать ребенку: игру, мультик, сайт или видеоролик. Возможно, ему захочется сделать какой-то проект для школы, и это станет его основной целью, для достижения которой он будет изучать соответствующие языки и программы.

Если ребенок маленький, то код для него будет физически сложноват — обычно он еще совсем не знает английский и даже не умеет пользоваться клавиатурой. В таком случае лучше работать с визуальными языками программирования, но опять же — использовать их в работе над проектом, который нравится ребенку.

Или можно зайти с другой стороны. Предположим, родители знают язык программирования Python — они задаются вопросом, что можно вместе сделать на этом языке, чтобы ребенку было интересно. Например, с ребенком 12-13 лет можно создать бота, который каждый день будет присылать ему в Телеграм расписание уроков или какой-то ежедневный квест. В общем, суть в том, чтобы всегда думать не о выборе конкретных технологий, а о результате, который вдохновит ребенка и побудит продолжить получать знания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector