Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программирование в школе

Почему школьники не любят уроки программирования

Когда речь захо­дит о школь­ном про­грам­ми­ро­ва­нии, уче­ни­ки смот­рят на всех как на безум­ных: о чём вы вооб­ще гово­ри­те? Что­бы вы поня­ли всю глу­би­ну про­бле­мы, ска­жем, что боль­ше поло­ви­ны рос­сий­ских выпуск­ни­ков не зна­ют, что такое алго­рит­мы и логи­че­ские опе­ра­ции. Напи­сать про­грам­му хоть на каком-нибудь язы­ке могут толь­ко уче­ни­ки про­филь­ных клас­сов в шко­лах с углуб­лён­ным изу­че­ни­ем физико-математических дис­ци­плин.

Мы спе­ци­аль­но не рас­смат­ри­ва­ем в этом мате­ри­а­ле ква­ли­фи­ка­цию пре­по­да­ва­те­ля и его педа­го­ги­че­ские спо­соб­но­сти. Будем исхо­дить из того, что у нас есть обыч­ный учи­тель инфор­ма­ти­ки, кото­рый зна­ет свой пред­мет, но дей­ству­ет в усло­ви­ях, кото­рые часто от него не зави­сят.

Вот в чём про­бле­ма и как тут быть.

Старые компьютеры

В боль­шин­стве школ нет совре­мен­но­го желе­за. И речь не о самых новых и наво­ро­чен­ных ком­пью­те­рах, а хотя бы о тех, кото­рые могут запу­стить бра­у­зер Chrome и не завис­нуть на пару минут.

На устрой­ствах, кото­ры­ми обыч­но рас­по­ла­га­ют шко­лы, слож­но пре­по­да­вать что-то совре­мен­ное, пото­му что оно баналь­но не запу­стит­ся. В ито­ге прак­ти­че­ская рабо­та пре­вра­ща­ет­ся в муче­ние и про­вер­ку тер­пе­ния уче­ни­ков. Мож­но, конеч­но, поста­вить какой-нибудь лёг­кий Linux и настро­ить его для необ­хо­ди­мых задач, но чаще все­го такой ква­ли­фи­ка­ции у учи­те­ля нет.

Древние языки программирования

Если спро­сить детей, какой язык они про­хо­дят на инфор­ма­ти­ке, рей­тинг отве­тов будет таким:

  • Пас­каль.
  • Бей­сик.
  • Алго­рит­ми­че­ский язык.
  • Вы име­е­те в виду англий­ский?

Про­бле­ма в том, что во мно­гих шко­лах дают­ся зна­ния по язы­кам, кото­рые не исполь­зу­ют­ся сей­час в про­фес­си­о­наль­ной раз­ра­бот­ке.

С точ­ки зре­ния кад­ров это, навер­ное, пра­виль­но, пото­му что не нуж­но пере­учи­вать учи­те­лей и пере­пи­сы­вать учеб­ни­ки. Но ни Пас­каль, ни Бей­сик, ни блок-схемы сей­час не нуж­ны в про­фес­си­о­наль­ном про­грам­ми­ро­ва­нии — раз­ра­бот­че­ская мысль дав­но шаг­ну­ла впе­рёд.

Ещё это тес­но свя­за­но с воз­рас­том школь­ных ком­пью­те­ров, о кото­рых мы гово­ри­ли. Совре­мен­ная сре­да раз­ра­бот­ки для какого-нибудь мод­но­го Go или даже клас­си­че­ско­го язы­ка C# на них про­сто не запу­стит­ся. Вот и при­хо­дит­ся исполь­зо­вать Пас­каль, кото­рый рабо­та­ет на чём угод­но, но кото­рый пол­но­стью уста­рел для прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния.

Пас­каль пре­крас­но помо­га­ет пре­по­да­вать алго­рит­ми­ку, но писать совре­мен­ные про­грам­мы на нём крайне слож­но, и вот поче­му:

  • нет инстру­мен­та для быст­ро­го созда­ния интер­фей­са про­грам­мы;
  • сла­бая гра­фи­че­ская часть, кото­рая может рисо­вать толь­ко про­стей­шие объ­ек­ты;
  • огра­ни­че­ния по раз­ме­ру исполь­зу­е­мой памя­ти в пере­мен­ных и цик­лах;
  • нет встро­ен­ной под­держ­ки web-сервисов и стра­ниц;
  • Пас­каль не зна­ет, как рабо­тать с совре­мен­ны­ми база­ми дан­ных, про­то­ко­ла­ми обме­на, облач­ны­ми хра­ни­ли­ща­ми и сер­ви­са­ми.

Нет единой методической базы

Каж­дый учи­тель сам реша­ет, как рас­ска­зы­вать о сво­ём пред­ме­те. Один подой­дёт к вопро­су твор­че­ски и заин­те­ре­су­ет детей, дру­гой отне­сёт­ся фор­маль­но и про­чи­та­ет мате­ри­ал по учеб­ни­ку. Но и здесь есть под­вох: учеб­ни­ков по инфор­ма­ти­ке мно­го, все они одоб­ре­ны Мино­бром, и все дают раз­ные пред­став­ле­ния о про­грам­ми­ро­ва­нии. Кни­га автор­ства Семаш­ко для 10 клас­са рас­ска­зы­ва­ет про блок-схемы и абстракт­ный язык, Угри­но­вич пред­ла­га­ет изу­чать Visual Basic, а Босо­ва и Поля­ков вооб­ще ниче­го не гово­рят про про­грам­ми­ро­ва­ние в 10 клас­се.

А теперь добавь­те сюда уро­ки по замене, когда в парал­лель­ных груп­пах дети зани­ма­ют­ся по раз­ным про­грам­мам, воз­мож­ный пере­вод в дру­гую шко­лу с дру­ги­ми стан­дар­та­ми, а так­же экс­пе­ри­мен­таль­ные мето­ди­ки от самих учи­те­лей. В ито­ге в голо­ве полу­ча­ет­ся каша из зна­ний, а ребё­нок вырас­та­ет уве­рен­ным в том, что про­грам­ми­ро­ва­ние — очень слож­ная шту­ка, про кото­рую он что-то слы­шал.

Это при­мер­но как если бы детей в шко­ле учи­ли вожде­нию: где-то на «тойотах»-автоматах, где-то на уби­тых «запо­рож­цах», где-то на тет­ра­дях в клет­ку, а где-то ещё их бы учи­ли соби­рать и раз­би­рать танк. И ребё­нок, к при­ме­ру, пере­вёл­ся с уро­ков в тет­рад­ке на раз­бор тан­ка.

Непонятно, как применять знания в жизни

Когда выпуск­ник начи­на­ет изу­чать про­грам­ми­ро­ва­ние глуб­же, чем в шко­ле, то пони­ма­ет, что меж­ду его зна­ни­я­ми и совре­мен­ны­ми язы­ка­ми — про­пасть. Про­ще начать всё зано­во или вооб­ще не зани­мать­ся этим, чем опи­рать­ся на ста­рые све­де­ния.

Даже если он уме­ет хоро­шо писать код на алго­рит­ми­че­ском язы­ке или даже на Visual Basic, то в мире совре­мен­ной раз­ра­бот­ки он будет чув­ство­вать себя как авто­лю­би­тель из сере­ди­ны про­шло­го века. Перед тем как поки­нуть гараж, он каж­дый раз обя­за­тель­но вруч­ную про­ве­рит дав­ле­ние в каж­дой шине, линей­кой изме­рит люфт руле­во­го коле­са и будет искать кар­бю­ра­тор­ную заслон­ку. Сей­час же мож­но про­сто сесть и поехать, маши­на мно­гое уме­ет сама, и к ней уже совер­шен­но дру­гие тре­бо­ва­ния.

В совре­мен­ных язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния точ­но так же мно­гое уже встро­е­но в язык и не тре­бу­ет слож­ных дей­ствий. Возь­мём про­стую зада­чу: отсор­ти­ро­вать эле­мен­ты мас­си­ва по поряд­ку, рас­ста­вить их от боль­ше­го к мень­ше­му. На Пас­ка­ле код выгля­дит так:

А теперь посмот­рим на код JavaScript, кото­рый дела­ет то же самое:

Как види­те, код стал ком­пакт­нее и про­ще. Это бла­го­да­ря тому, что совре­мен­ные язы­ки уже уме­ют сами сор­ти­ро­вать мас­си­вы, рабо­тать с пере­мен­ны­ми, раз­мер кото­рых зара­нее неиз­ве­стен, и объ­яв­лять их в том месте, где они пона­до­би­лись.

Как разжечь в ребёнке интерес к программированию

Луч­ший спо­соб при­влечь детей к любо­му заня­тию, в том чис­ле про­грам­ми­ро­ва­нию, — лич­ный при­мер. Когда в семье мама и папа увле­ка­ют­ся кодом, пусть даже и непро­фес­си­о­наль­но, ребён­ку тоже будет инте­рес­но попро­бо­вать. Робо­то­тех­ни­ка, про­грам­ми­ру­е­мые кон­трол­ле­ры, Arduino и Raspberry Pi, про­грам­мы на Scratch и робо­кон­струк­то­ры — всё это помо­га­ет раз­жечь инте­рес.

Если про­сто застав­лять ребён­ка зани­мать­ся, в то вре­мя как в семье никто не инте­ре­су­ет­ся кодом, эта затея ско­рее про­валь­ная. Лич­ный при­мер — луч­ший путь.

7 лучших языков программирования для детей и подростков

Для начала давайте убедимся, что мы с вами говорим об одном и том же. Язык программирования — специальный закодированный язык, который используется, чтобы отдавать команды компьютерам. По сути, это формальный язык для общения с компьютером и разработки программ.

Чем лучше программист понимает один из языков, тем более вероятно компьютер будет выполнять то, что он хочет за минимальное время.

Когда мы говорим про программирование для детей, визуальные языки программирования (например, Scratch) дают очень хорошую базу принципов программирования. Дети могут перетаскивать блоки с кодом, чтобы анимировать персонажей, создавать игры и делать приложения.

Что самое главное, их очень просто освоить, и дети от этого в восторге. С языками визуального программирования можно создавать интерактивные истории, игры и анимации.

Идеально:
— Для детей, у которых нет опыта в программировании;
— Чтобы показать, насколько веселым может быть программирование;
— Для обучения базовых концептам, таким как решение проблем и причинно-следственные связи.

Курсы Технополиса по визуальному программированию:
— Креативное программирование (7−11 лет)

JavaScript — объектно-ориентированный и процедурный язык программирования, который используется для front-end (для клиента) приложений. Это означает, что все запрограммированные команды исполняются на компьютере пользователя (например, который просматривает веб-страницу).

Этот язык очень популярен, среди пользователей (и работодателей!), а также поддерживается во всех браузерах по умолчанию. JavaScript чаще всего используется, чтобы делать сложные и интерактивные веб-приложения.

Хоть названия двух я зыков и похожи, Java и JavaScript — два совершенно разных языка программирования. Не спутайте! 🙂

Читать еще:  Javascript уровень 1 основы веб программирования

Идеально для:
— Учеников, которые интересуются разработкой сайтов и веб-дизайном;
— Тех, кто хочет научиться фундаментальным знаниям в программировании.

Java — один из самых широко используемых языков программирования в мире. Это отличный вариант для учеников, кто хочет получить глубокое понимание программирования, которое послужит фундаментом на годы вперед, а возможно и дорогой к будущей карьере.

Java — язык программирования статического типа. Это означает, что программисту нужно прописывать типы переменных самостоятельно. Приложения, сделанные на языке Java, известны в мире, как наиболее расширяемые, стабильные и легкообслуживаемые, но это также означает, что для изучения Java требуется гораздо больше времени в сравнении с другими языками.

Java подходит детям и подросткам, потому что на нем можно писать движки для игр, разрабатывать приложения на Android, высоконагруженные back-end (серверные) проекты и многое другое.

Идеально для:
— Учеников среднего уровня, кто хочет прокачать свои навыки еще сильнее;
— Детей, кто хочет научиться азами Java через игры, например, через Minecraft;
— Подростков, кто готовится к поступлению в зарубежные ВУЗы на IT-специальности;
— Подростков, кто хочет очень глубоко разобраться в принципах программирования;
— Терпеливых студентов, кто готов несколько лет изучать синтаксис языка и его особенности.

Python по-русски называют и «Пайтон», и «Питон». Но во всем мире все же используют первый вариант, потому что название этот язык получил из комедийного сериала Monty Python. Он считается одним из самых простых для изучения языков программирования из-за его упрощенного синтаксиса (алфавита). Для создания проекта на Python требуется меньше строк кода, чем на каком-либо другом языке программирования.

Такие компании, как Google и Disney, используют Python. Он очень популярен в научных областях, где люди — это прежде всего ученые, а потом уже программисты. Также язык используют для разработки видеоигр и многих научных и вычислительных проектов.

Python — очень универсальный язык программирования. Его используют в исследованиях по кибербезопасности и в разработке систем искусственного интеллекта. Очень гибкий и мощный язык.

Идеально для:
— Детей и подростков, которые хотят быстро воплотить свой проект в жизнь;
— Создания легко читаемого кода, который очень похож на простой английский;
— Подростков, заинтересованных в изучении научных областей, особенно искусственного интеллекта.

Родом из Бразилии, Lua (что в переводе с португальского означает «луна») — очень легкий язык программирования, предназначенный для встраивания в разные приложения. Это мультипарадигменный язык, то есть он имеет набор общих функций, которые можно применять ко многим задачам. Его можно быстро изучить (как уже знакомый вам Python), просто встраивать в другие проекты, у него быстро выполняется код. Словом, это идеальный выбор для программистов игр.

По словам GameDev.net, Lua был самым популярным языком для использования в игровых движках, и он получил награду Gamasutra Frontline за лучший инструмент для программирования игр. Число разработчиков Lua неуклонно растет, так что ваш ученик может выбрать инструмент, который может помочь им в различных сферах деятельности; Adobe Photoshop, World of Warcraft и Angry Birds используют код Lua.

Идеально для:
— Детей и подростков, которые хотят быстро освоить язык;
— Ребят, интересующихся именно программированием игр;
— Тех, кто хочет стать в будущем разработчиком игр.

Произносится, как «Си плюс плюс». C++ используется для создания десктопных программ (тех, которые устанавливаются на ваш компьютер, без веб-версии). Наверное, каждый из вас устанавливал на компьютер игру или программу. Большинство из них написаны именно на этом языке.

Несмотря на то, что C++ изучать долго и сложно, этот язык даст подростку самое глубокое понимание всех принципов программирования. После этого языка любой другой освоить будет очень просто.

Идеально для:
— Подростков, которые хотят комплексного понимания принципов программирования;
— Тех, кто хочет программировать десктопные программы и игры;
— Прокачки резюме вашего ребенка — умение писать на C ++ дает огромный плюс при трудоустройстве помимо всех прочих.

Читается, как «Си шарп». Чрезвычайно популярный язык программирования, который используется для разработки большинства сторонних приложений для Windows. Это четвертый наиболее востребованный язык программирования у работодателей.

Синтаксически C # очень похож на Java (о нем мы писали чуть выше), поэтому опыт использования одного из этих языков облегчит выбор другого. C # даже называют клоном языка Java от Microsoft. Его можно использовать для создания веб-приложений, игр и других программ.

Идеально для:
— Ребят, которые заинтересованы в создании приложений для Windows;
— Подростков, которые имеют опыт работы с Java и хотят выучить похожий язык.

Самое сложное в начале пути программиста — выбрать, на каком языке учиться писать. Существует множество подходов: на основе сложности языка, на основе запросов будущих работодателей, на основе результатов, которые хочется получить. Более подробно эти подходы мы описали в статье «Как правильно выбрать язык программирования для детей и подростков?»

Мы же советуем просто начать! Выберите любой язык, неважно вы видели про него по телевизору или читали статью в интернете. Базовые принципы программирования можно освоить на любом языке. А по мере углубления в мир программирования станет понятно, к какому языку у вас больше лежит душа.

Методические рекомендации обучения программированию в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родыгин Евгений Федорович

В статье описана необходимость обучения программированию в школе, рассмотрены методические рекомендации организации обучения программированию на базовом уровне, также представлены основные компоненты изучения языка программирования в школе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родыгин Евгений Федорович

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации обучения программированию в школе»

Методические рекомендации обучения программированию в школе

Родыгин Евгений Федорович (rodygin_evgeny@mail.ru)

МОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы», г. Йошкар-Ола

В статье описана необходимость обучения программированию в школе, рассмотрены методические рекомендации организации обучения программированию на базовом уровне, также представлены основные компоненты изучения языка программирования в школе.

Вопросы повышения уровня обучения программированию в школе продолжают оставаться актуальными. Профессия специалиста в области информатики и информационных технологий, довольно востребованная в настоящее время, требует прочных знаний, умений и навыков, которые необходимо получать и развивать со школы. Перед учителем поставлена задача не просто предоставить выпускнику набор знаний, а подготовить учащегося, умеющего самостоятельно решать возникающие перед ним проблемы, способного отвечать за собственное благополучие и общества в целом. Для этого требуется создать необходимые условия для подготовки ответственной, самостоятельной и активной личности, владеющей основными компетентностями. Одна из этих основных компетентностей — это умение составлять и осуществлять программу своей деятельности. Такие умения у учащихся формируются на уроках информатики при выполнении различных заданий и, прежде всего, при изучении темы «Алгоритмизация и программирование». Таким образом, особое внимание в обучении информатике необходимо уделять вопросу системы обучения программированию.

Тема «Алгоритмизация и программирование» является одной из самых сложных тем при изучении курса информатики. В настоящее время существует большое количество проблем в данном направлении. В целом есть два пути: либо преподавать на уроках информатики лишь офисные средства и различные прикладные программы, исключив программирование, либо изучать программирование. На сегодняшний день выпускник должен иметь необходимый набор знаний по информатике, позволяющий сдать ЕГЭ на достаточном уровне, для этого необходимо изучать программирование на уроках информатики, то есть первый путь отметается сразу. Проводящиеся соревнования (олимпиады, конкурсы, конференции) по программированию в нашей республике также являются подтверждением необходимости изучения темы «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики.

Читать еще:  Основы программирования на java для школьников

Весь процесс обучения программированию в школе разбивается на несколько этапов. Перед началом обучения учитель сталкивается с проблемой выбора языка программирования для изучения. Одна группа учителей обучают теме «Алгоритмизация и программирование» на основе формальных алгоритмов, построив обучение учащихся на языке блок-схем. Другая группа учителей информатики обучают учащихся тому языку программирования, с помощью которого умеют решать задачи, знают основы соответствующего языка и используют методически правильное изучение выбранного ими языка программирования. Тем самым потеряно единое образовательное информационное пространство не только страны, но и отдельных регионов. Таким образом, в начале обучения теме «Алгоритмизация и программирование» учителю необходимо выбрать язык программирования с учетом компетентности учителя, интересов учащихся, их направленности и структуры обучения информатике в школе. Большинство учителей в самом начале XXI века преподавали язык Basic, который стал известен множеству школьников. Сегодня во многих школах проводится изучение языка Pascal, который является более подходящим с методической точки зрения для изучения основных принципов программирования. Язык Pascal является учебным структурным языком программирования, который предполагает не только изучение алгоритмических конструкций, формирование логического и алгоритмического мышления у учащихся, но и решение сложных технологических и производственных задач. И только учащиеся небольшого числа школ изучают языки программирования Visual Basic, C, C++, Visual C++, Delphi, Java и другие.

Следующим важным этапом при построении системы изучения темы «Алгоритмизация и программирование» является организация самого процесса обучения. В качестве основных видов организации процесса обучения программированию можно выделить традиционные виды занятий: лекционные, лабораторные и практические занятия. Для проведения занятий необходимо выбрать соответствующее учебнометодическое, техническое и программное обеспечение.

Основным этапом построения обучения является технология обучения программированию. Учитель не должен забывать, что цель обучения — не изучение языка программирования и не подготовка высококвалифицированных программистов, а изучение способов, алгоритмов и методов программирования при решении задач, то есть привитие навыков алгоритмического мышления учащимся.

В настоящее время изучение темы «Алгоритмизация программирования» в школе проводится для разных категорий учащихся, главным образом это связано с появлением профильного обучения. Одна категория учащихся изучает программирование в соответствии с содержанием образования по информатике, обязательного для всех учащихся общеобразовательных школ. Для основной школы цель обучения определяется изучением основных алгоритмических конструкций с использованием простых типов данных и массивов. Другая категория учащихся изучает программирование на углубленном уровне, что соответствует обучению в таких профильных классах, как информационно-коммуникационное и физико-математическое направления. Кроме базовых знаний в области программирования, описанных выше, учащиеся данных направлений должны владеть одним из современных языков программирования, обладая умением проводить вычислительные процессы и оперировать всеми основными типами данных.

Изучение темы «Алгоритмизация и программирование» на базовом уровне предлагаем начинать с 8-го класса, если существует возможность построения такого процесса обучения информатике в школе. Сначала необходимо изучать алгоритмы на формальных языках и использовать их на формальных исполнителях. В 9-м классе учащимся необходимо освоить понятие языка программирования, рассмотреть классификацию языков программирования, их необходимость и направленность. Затем рассматриваются основы структурного программирования на одном алгоритмическом языке программирования совместно с основными алгоритмическими конструкциями, для этого лучше всего выбрать язык Turbo Pascal. Начинается изучение языка программирования со знакомства с основными компонентами данного языка (константы, идентификаторы, переменные, типы данных, принципы записи математических выражений, составной оператор, пустой оператор, комментарии), основными стандартными процедурами и функциями, структурой программы на языке Pascal, описывается каждый раздел описания языка. Далее последовательно изучаются основные алгоритмические конструкции: линейная конструкция, разветвляющая конструкция (условный алгоритм), оператор множественного выбора, циклическая конструкция (циклы с параметром, с предусловием и с постусловием). Сначала учащимся дается конструкция на языке блок-схем, а затем реализация в виде программ на выбранном языке программирования. Каждая конструкция закрепляется самостоятельным решением учащимися как общих, так и индивидуальных задач на практических занятиях. В 10 классе необходимо повторить основные конструкции языка и перейти к изучению темы «Процедуры и функции». Далее рекомендуется рассмотреть понятие локальных и глобальных переменных, их отличия, способы реализации и использования на основе процедур и функций. При изучении процедур и функций на практических

занятиях учащиеся могут вспомнить основные алгоритмические конструкции. Затем осуществляется переход на изучение темы «Массивы», во время практических занятий учащиеся должны овладеть умением формирования и работой с массивами с помощью процедур и функций. При изучении данной темы учащиеся закрепляют знания алгоритмических конструкций и их использование при решении задач различного уровня сложности. В 11 -м классе на базовом уровне учащиеся знакомятся со строковым и символьным типом данных. Изучают принципы работы с символьными и строковыми переменными, также реализуя алгоритмические конструкции. Дополнительно рассматриваются такие структуры данных, как записи и множества. Изучение языка программирования заканчивается освоением понятия файловой переменной, повторением и решением задач сложного уровня, реализуя основные методы работы с данными.

Благодаря такому построению изучения языка программирования на базовом уровне дается возможность учащимся освоить основы алгоритмического языка Pascal, способствует развитию технологического, алгоритмического и творческого мышления учащихся, формирует основные навыки программирования.

В итоге изучения учащиеся должны знать:

— что такое алгоритм, какова роль алгоритма в системах управления;

— в чем состоят основные свойства алгоритма;

— способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

— основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, множественный выбор, цикл, структуры алгоритмов;

— назначение вспомогательных алгоритмов, технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

— основные свойства величин в алгоритмах обработки информации: что такое имя, тип, значение величины; смысл присваивания;

— назначение языков программирования;

— в чем различие между языками программирования высокого уровня и машинно-ориентированными языками;

— правила представления данных на одном из языков программирования высокого уровня (например, на языке Pascal);

— правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, цикла, ветвления;

— правила записи программы;

— что такое трансляция;

— назначение систем программирования;

— содержание этапов разработки программы: алгоритмизация, кодирование, отладка и тестирование.

При этом учащиеся должны уметь:

— пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

— выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя;

— составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления на одном из учебных исполнителей;

— выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

— составлять несложные программы решения вычислительных задач с числами;

— программировать простой диалог;

— работать в среде одной из систем программирования (например, Turbo Pascal);

— осуществлять отладку и тестирование программы и другое.

Предложенные методические рекомендации обучения программированию с успехом используются в МОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы». Выпускники 11-х классов после изучения программирования по описанной методике в полной мере овладевают навыками программирования, которые так необходимы в современном веке развивающихся информационных технологий.

1. Аркадьев А. Г., Днепров Э. Д. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. — М.: Дрофа, 2008. — 112 с.

Читать еще:  Блог основ программирования в компьютерных системах

2. Окулов С. М. Задачи по программированию. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. — 824 с.

3. Малеев В. В. Общая методика преподавания информатики: учеб. пособие. — Воронеж: ВГПУ, 2005. — 271 с.

4. ЛапчикМ. П. Теория и методика обучения информатике: учеб. для пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 592 с.

Программирование для школьников: руководство к действию

Марк Цукерберг считает, что «Программирование – это основной навык как чтение. В каждой школе должны учить писать код». C 11-и лет основатель Facebook изучал основы программирования под руководством личного наставника. Позже Цукерберг поступил в школу‑пансион, где продолжил усиленно заниматься программированием, результатом чего стало создание программы Synapse для запоминания музыкальных вкусов. Вовсе не обязательно посещать репетитора или профильную школу, чтобы научиться программировать. Родители могут обеспечить детям менее затратное обучение, для этого есть возможности, которых не было в юношеский период Цукерберга.

Младшая школа

Практика показывает, что основы программирования доступны для детей с 5-и лет. В Китае ребят обучают программированию уже в детском саду. Уроки по программированию с первого класса преподают в Эстонии с 2012 года. В AppStore можно найти приложение Bustin Jeiber, созданное разработчиком Томасом Суарезом в 12 лет, мальчик увлёкся написанием кода в 6. Для детей программирование может стать забавой, которая перерастаёт в профессиональное увлечение.

Учиться и играть одновременно

Мгновенно увидеть пользу от изучения новой темы школьнику поможет обучение с помощью игры. Ребёнок вряд ли придёт в восторг от знания переменных. Если показать, что с помощью переменных персонаж игры научится приобретать или терять очки, эта информация станет видимой, а значит обратит внимание и заставит поразмышлять над решением задачи. Подобный вариант написания кода предлагает визуальная среда Scratch, в которой ребёнок может создать игру, сочетая кирпичики с элементами кода. Программой можно пользоваться бесплатно. Даже родитель‑гуманитарий в силах освоить её, чтобы помогать ребёнку создавать простые анимации и игры.

Если ребёнок увлекается компьютерными играми, его заинтересует создание программы для управления персонажем в Minecraft. Написание кода происходит с помощью визуального интерфейса: играючи, дети изучают операторы условия и циклы – важные концепции программирования.

С основами робототехники познакомят конструкторы, к которым прилагаются программируемые блоки, датчики и двигатели. Подобные продукты разрабатывает Lego. Компания выпускает наборы WeDo для детей от 7-и лет и Mindstorms для ребят от 10-и лет.

Программировать без компьютера

Занятия программированием настораживают родителей младших школьников: кажется, что у разработчиков рано развиваются проблемы со здоровьем. Привычный образ – человек с испорченными зрением и осанкой из‑за многочасовых сидений за компьютером. Обучение программированию не обязательно должно проходить постоянно за экраном. Существует образовательный подход без подключения (CS unplugged) к компьютеру. С помощью настольных игр детей учат неизменным концепциям в области компьютерных наук: алгоритмам, человеко‑компьютерному взаимодействию, искусственному интеллекту, теории информации, языкам программирования. Такое обучение развивает программистское мышление, а не приучает к использованию определённого программного обеспечения. Например, изучение двоичной системы счисления проходит с помощью карточек.

Средняя школа

В средней школе дети уже привыкли высиживать 45 минут на уроках, вызывающих тоску. Формальное изучение информатики может быть скучным, далёким от решения практических задач. Но не стоит ограничиваться школьной программой: программирование можно изучать на очных и онлайн курсах. Школьникам от 10-ти лет стоит попробовать создать прототипы реальных продуктов: сайтов, приложений, программ. «В средней школе можно приступить к изучению основ и языков программирования, подходов к разработке программного обеспечения», – отмечает Сергей Николаевич Цымбалов, преподаватель курсов по программированию на языке Java для школьников Учебного центра «Специалист».

Выбор языка программирования

При подборе направления обучения в первую очередь необходимо выяснить интересы ребёнка. Школьник увлекается компьютерными играми, ему следует взяться за язык, используемый при их разработке. Для начала подойдут Java или JavaScript. Любителям роботов стоит изучать Lua и Scala. Если ребёнку нравится, как выглядят сайты, направьте его в сторону разработки интерфейсов. Создавать сайты с нуля можно, используя простые технологии: язык разметки HTML и стилизации CSS. Школьник скачивает кучу приложений на свой и родительский смартфон, стоит подыскать ему курсы по разработке на JavaScript и Swift.

Занятия должны быть ориентированы на практику, с хорошего курса ребёнок вернётся со словами: «Посмотрите, чему я научился!».

Подготовка к олимпиадам

Если в 7-8-х классах понятно, что ребёнок увлечён программированием, есть смысл начать готовиться к олимпиадам: это длительный процесс, который займёт не менее года. Преподаватель курсов по программированию для школьников Учебного центра «Специалист» Сергей Цымбалов считает, что школьникам полезно участвовать в олимпиадах по программированию: «Чем больше практики, тем лучше. Участие в олимпиадах позволяет развить самостоятельность мышления, а также сравнить свой уровень знаний для дальнейшего развития».

Подготовиться к олимпиаде по программированию на занятиях в непрофильной школе практически невозможно. Придётся искать репетитора или заниматься на курсах. Правда, не во всех городах есть такие возможности. Выходом для талантливого ребёнка станут занятия в интернете: это могут быть онлайн‑уроки с репетитором, курсы в форме вебинаров, видеокурсы по программированию для школьников.

Привыкнуть к скоростному решению задач – навык необходимый для большинства олимпиад – помогут тренировки на платформе CodeForces. Это международная площадка, на которой проводятся соревнования по программированию в онлайн‑режиме.

Старшая школа

В последних классах одна из главных задач для будущего программиста – поступить в Высшее учебное заведение. Для этого нужно сдать ЕГЭ по информатике более чем на 80 баллов или выиграть олимпиаду. К экзамену возможно подготовиться за 10-11-й классы, заниматься олимпиадными заданиями лучше, начиная со средней школы.

Подготовка к ЕГЭ

В ЕГЭ по информатике представлены фрагменты программ на языках Паскаль, Бейсик, алгоритмическом языке, Python, С++. Как правило, на уроках информатики ограничиваются изучением первых трёх. Со школы стоит изучать язык программирования, используемый в практической деятельности. Из списка для ЕГЭ будущему программисту полезно знать Python, С++. «Школьнику достаточно изучить один или два языка программирования. Желательно тот, который является объектно‑ориентированным языком программирования высокого уровня. Можно выбирать из этого списка: JavaScript, Java, Python, C», – рекомендует Сергей Цымбалов, преподаватель курсов по программированию для школьников.

Подготовиться к ЕГЭ по информатике можно с репетитором или на курсах. Онлайн‑курсы по подготовке к ЕГЭ позволят учиться у лучших преподавателей вне зависимости от местонахождения ученика.

Знание информационных технологий даёт возможность работать в проектах, которые меняют мир. Зарплаты разработчиков в России на высоком уровне: средний заработок Java программиста в России 135 тыс.рублей, системного администратора 62 тыс.рублей. В 2016 году средняя зарплата в сфере информационных технологий поднялась на 8%, больше ни в одной отрасли такого роста не случилось. Программирование – один из главных навыков будущего, обладая им можно не беспокоиться о трудоустройстве в ближайшие 20 лет. Несмотря на карьерные перспективы в 2017 году ЕГЭ по информатике сдали только 7% всех выпускников, по данным «Федерального институт педагогических измерений». Программирование – сложный, но увлекательный предмет. Полюбить его можно, создавая собственными руками код, значимый не только на школьной лабораторной, но и в реальном мире.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector