Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коммуникативный тренинг для подростков

Тренинг «Развитие навыков общения среди подростков»

Цель: Развитие коммуникативных способностей: учиться проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, учиться умению договариваться, обсуждать замысел работы.

Продолжительность 1 час 40 минут.

  1. «Презентация» (10 мин.)
  2. «Да-Нет» (5-7 мин.)
  3. «Очередь» (15-20 мин.)
  4. «Коллаж» (15-20 мин.)
  5. «Чувства» (15-20 мин.)
  6. «Скажи приятное» (10-15 мин.)
  7. «Обсуждение тренинга» обратная связь (10-15 мин.)

1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»

Время: 10 минут.

Цель: знакомство группы участников тренинга, положительный настрой на работу.

Участники образуют два круга внутренний и наружный, становятся лицом друг к другу, ведущий предлагает участникам задавать любые интересующие вопросы. По команде ведущего внутренний круг движется, переходя к следующему участнику.

Участники группы садятся в круг и начиная с ведущего представляют свой образ группе.

Ведущий предлагает: попробуйте в одной двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

Ведущий первым себя презентует далее по кругу каждый участник осуществляет свое представление.

Обсуждение:

– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?

– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?

2. Упражнение «Да-Нет»

Время: 5-7 минут.

Цель: повышение общего тонуса группы.

Участники делятся на две равные подгруппы, встают друг напротив друга и по команде ведущего одна группа выкрикивает слова ДА другая НЕТ.

Выигрывает та группа, кому удалось быстро сплотиться, более консолидировано и громко произнести свое слово.

3. Упражнение «Очередь»

Время: 15-20 минут.

Цель: развитие непосредственного коммуникативного поведения.

Из группы выбирается 8 человек, из которых 1 человек водящий, 7 человек становятся друг за другом (в очередь) а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. «Очередь» при этом имеет игровую задачу не пропустить «Нахала» к покупке.

Остальные члены группы рассаживаются и наблюдают.

Затем производится общее обсуждение.

Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил, и кто не пропустил «нахала», какие средства были применены водящим (просьба, угроза, шантаж)

4. Упражнение «Коллаж»

Время: 20-30 минут

Цель: Развитие личностной и групповой активности, формирование творческого мышления.

С помощью жеребьевки группа делятся на 4 подгруппы. Каждая получает задание и сообща в течение 10-15 минут выполняет его.

Ведущий: сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса.

Темы:

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

Обсуждение коллажей и хода работы над ними. Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
  2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
  3. Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
  4. Понравился ли вам данный вид работы?

5. Упражнение «Чувства»

Время: 15-20 минут.

Цель: Умение выражать эмоции, чувства в коллективе.

Все участники делятся на подгруппы по 5-6 человек.

Ведущий раздает каждой подгруппе карточки, на которых обозначены человеческие эмоции:

  1. радость;
  2. гнев;
  3. безразличие;
  4. разочарование;
  5. негодование;
  6. возмущение;
  7. поддержка;
  8. заинтересованность;

Каждая подгруппа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками тренинга, с описанием ситуации в школе в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.

6. Упражнение «Скажи приятное»

Время: 10-15 минут.

Цель: закончить занятия на позитивной ноте.

Ведущий: предлагает всем участникам тренинга поблагодарить друг друга за работу. (ведущий начинает первым затем все остальные по кругу).

Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

7. Обсуждение тренинга (обратная связь)

Время: 10-15 минут.

Вопросы:

  1. Как вы отнеслись к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
  4. Что не понравилось? Почему?

Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!

Ход тренинга

Состав группы: 10-12 человек.

Материалы: Бумага А3, цветные карандаши, журналы, клей, ножницы, мяч, карточки с темами (см. Приложение 1, Приложение 2).

Условия: Просторное помещение, 3 стола, стулья по числу участников.

Уважаемые участники сегодня мы будем действовать в игровых ситуациях, и обсуждать свои действия.

1. Упражнение «Круг знакомства», «Презентация»

Попрошу вас разделиться на две равные подгруппы. Нам нужно организовать два круга внутренний и наружный. Встаньте лицом друг к другу, вы можете задавать интересующие вас вопросы своим коллегам, затем по моей команде внутренний круг по часовой стрелке переходит к следующему участнику.

Давайте сядем в круг и в одной, двух фразах помогая себе жестами и позой представить себя группе, каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, чтобы группа вас воспринимала?

(Далее передать мяч по кругу)

Обсуждение:

– Чье представление вам показалось наиболее ярким и запоминающимся?

– Какое представление для вас было самым оригинальным и неожиданным?

2. Упражнение «Да-Нет»

Нам нужно разделиться на две равные подгруппы и встать друг напротив друга. Хорошо! Задание такое – по моей команде эта (показываю рукой) выкрикивает слово ДА, а эта команда слово НЕТ. Выиграет та группа, которой удастся более громко и дружно произнести свое слово. Запомнили? Начали!

Ну, что же я думаю, что обеим группам удалось стать настоящей командой! Замечательно! Вы просто молодцы

3. Упражнение «Очередь»

Нам нужно 8 человек, есть желающие поиграть?

Отлично! 7 – человек представьте, что вы уже долгое время стоите в очереди в магазине, все очень устали, многие торопятся, опаздывают. И вот этот гражданин (показываю на 8-ого участника) хочет пройти к прилавку магазина без очереди. Ваша игровая задача не пропустить «нахала» к покупке. А твоя задача (обращаюсь к 8-му участнику) завязать разговор с каждым стоящим в очереди, попытаться любыми способами достичь своей цели.

Остальные (участники тренинга) рассаживайтесь пожайлуста и наблюдайте!

Затем производится общее обсуждение.

Хорошо! Всем спасибо, присаживайтесь, пожалуйста!

Скажите, какие средства были применены (называю имя 8-го участника) для достижении цели (просьба, угроза, шантаж и т. п.)?

Кто как реагировал (из очереди)?

Какие методы достижения цели были эффективными?

У нас хорошо получается! Продолжим!

4. Упражнение «Коллаж»

Пожалуйста, давайте разделимся на группы по5-6 человек. Сегодня мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса. Каждой подгруппе раздать карточку с заданием:

  1. Наш класс;
  2. Перемена-время отдыха;
  3. Будущее нашего класса;
  4. Какие мы есть на самом деле;

После выполнения задания вам нужно будет презентовать свою работу!

Раздать бумагу А3, журналы, клей, ножницы. На выполнение задания вам отводится 10-15 минут.

Отлично! Кто уже готов? (каждая группа презентует свою работу)

Большое спасибо, присаживайтесь по местам. (так же подгруппами)

Что понравилось в работе группы, какие возникли сложности, как их преодолевали?

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы относитесь к теме вашего коллажа?
  2. Какую основную идею вы хотели выразить в коллаже?
  3. Оцените активность каждого участника группы. Как распределились роли в группе при подготовке коллажа?
  4. Понравился ли вам данный вид работы?

5. Упражнение «Чувства»

Сейчас я каждой подгруппе раздам карточки, на которых изображены человеческие эмоции.

Каждая группа, получившая карточку должна подготовить небольшое выступление перед остальными участниками, с описанием ситуации в школе, в которых использование данных чувств было бы целесообразно (уместно).

Другие члены группы дополняют каждые выступления своих коллег.

На подготовку задания дается 5-7 минут.

Большое спасибо, присаживайтесь.

6. Упражнение «Скажи приятное»

Предлагаю всем участникам поблагодарить друг друга за работу. Каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы.

(начинаю первой, затем все остальные по кругу, передаю мячик)

Спасибо всем за работу! Вы просто молодцы! Сегодня все были активны, быстро справлялись с поставленными задачами. Особая благодарность…. За находчивость, за артистизм,

Надеюсь, что на следующее занятие вы также придете с желанием работать! (передаю мячик по кругу)

7. Обсуждение тренинга (обратная связь)

А теперь дорогие друзья давайте вернемся в нашу действительность.

Вспомним, что замечательная пора отрочества уже позади. И все мы занимаемся благородным и в то же время ответственным делом. Работаем с детьми, помогаем им справляться с трудностями.

Уважаемые коллеги! Давайте скажем несколько слов о том:

  1. как вы относитесь к теме нашего тренинга, считаете ли данную тему актуальной в школе?
  2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Оцените свою активность в тренинге по пятибалльной шкале.
  4. Что не понравилось? Почему?

Огромное спасибо всем за работу! До следующей встречи!

Коммуникативные игры и упражнения для подростков

Игры для школьников 10-16 лет

ПРОВОДНИК. Ребята выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи впереди стоящему. Вожатый объясняет простые правила:

• В группе на время проведения игры вводится запрет на разговоры.

• У всех детей, кроме стоящего последним, закрыты глаза (лучше — завязать).

• Последний ребенок — машинист поезда. Его задача — провести «состав» так, чтобы ни один «вагон» не встретился с препятствием. В то же время необходимо указать детям, что скорость выполнения данного задания тоже имеет значение.

• Для управления составом разработана система специальных команд:

хлопок по левому или правому плечу — поворот в соответствующую сторону,

хлопок по обоим плечам — движемся вперед, хлопок по обоим плечам двойной — движемся назад, хлопок по обоим плечам дробью — стоп.

Машинист должен провести «состав» через несколько поворотов. После чего последний ребенок, тот, кто был машинистом, становиться впереди всех и игра повторяется. Лучше, если все дети из группы попробуют себя в роли машиниста. Совершенно очевидно, что игра должна проводится или на открытой местности, или в достаточно просторном помещении.

ОПОРА. Группа разбивается на пары.

1) Участники каждой пары встают друг к другу спинами. Один из них спиной опирается на спину другого, совершенно расслабившись, отдав всю тяжесть «опоре». Второй участник должен держать первого столько, сколько захочет.

Читать еще:  100 игр и упражнений для бизнес тренингов

2) Оба партнера стоят, оперевшись спинами друг о друга. Они находят оптимальную точку опоры для обоих, выбирая угол наклона

так, чтобы не испытывать напряжения. Запрещается поддерживать партнера, оба должны «отдать» друг другу всю тяжесть своего тела. В этом положении пара может стоять столько, сколько захочет.

После выполнения упражнения необходимо провести анализ, используя вопросы: В каком случае стоять было удобнее? Когда стоять хотелось дольше? Почему некоторым не удавалось опереться друг на друга? Было легче опираться самому или удерживать? Если эту процедуру сравнить с процессом общения, какие мысли возникают?

МАЯТНИК (Восковая палочка). Игра на создание атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг вплотную друг к другу (плечо к плечу), лицом в центр круга. Один участник входит в круг, закрывает глаза и расслабляется. Остальные, вытянув руки перед собой, покачиваю! стоящего в центре участника из стороны в сторону своими ладошками, не давая ему упасть (1-2 минуты). Пусть через процедуру пройдут все.

Так же, как и в предыдущем упражнении, необходимо сделать последующий анализ. Вопросы для анализа: Кто смог расслабиться, снять зажимы? Кто не боялся упасть? Кто полностью доверился участникам игры? Оцените степень своего доверия по десятибалльной шкале. Оцените характер прикосновений (жесткие, мягкие, грубые и т. д.). Высказывают свои ощущения и чувства все желающие.

ПРЕВРАЩЕНИЯ. В руках искусного артиста самый обыкновенный предмет может преобразиться. Для этого даже не нужно слов, ведь дать понять, что у тебя за предмет, можно и пантомимой, жестами, движениями. Карандаш может стать подзорной трубой, лист бумаги — зеркалом, носовой платок — листом бумаги, подушкой или салфеткой. И все это — без единого слова. Ведущий берет ка- кой-либо предмет. В его руках он превращается в нечто совсем иное. После манипуляции ведущего, когда всем становится ясно, чем же стал этот предмет, ведущий передает его по кругу следующему участнику. Получив предмет, новый участник «превращает» его в нечто совсем другое, производя при этом соответствующие манипуляции, чтобы остальные могли догадаться, что это за предмет. Таким образом, предмет путешествует от одного участника к другому и постоянно меняет свою сущность. В конце концов он возвращается к ведущему

ОТТЕНКИ ВОСПРИЯТИЯ ПАРТНЕРА.

Вариант 1. Участники закрывают глаза и осторожно идут навстречу друг другу. Можно аккуратно брать за руки, ощупывать, стараясь узнать друг друга. Нужно запомнить особенно приятные прикосновения.

Были ли такие люди, прикосновения которых даже в таких условиях показались приятными? Какие прикосновения вызывали напряжение? Упражнение нужно анализировать деликатно. Свои ощущения (обязательно в доброжелательной форме) высказывают только желающие.

Вариант 2. Все участники встают плотно друг к другу, образуя круг — «заросли». Каждому по очереди предлагается пробраться сквозь эти «заросли» (все стоят лицом к преодолевающему препятствие). Для перехода к последующей рефлексии полезно упражнение «Послушаем себя» (полное молчание в течение одной минуты).

ГУСЕНИЦА. Для проведения игры понадобится несколько воздушных шаров (на один меньше, чем число играющих детей). Все становятся в колонну, глядя в затылок друг другу и положив руки на плечи впереди стоящих ребят. Воздушные шары зажимаются между животами и спинами участников. Дотрагиваться до шариков или поправлять их нельзя. Цель игры — пройти по заданному маршруту так, чтобы ни один шарик не выпал из общего строя. Если такое случилось, то группа выполняет задание сначала. На пути можно поставить различные препятствия: стулья, натянуть веревки, положить на пол какие-либо предметы и т. д.

СОГЛАСОВАННОСТЬ МЫСЛЕЙ. Играющие разбиваются на пары. Игра проходит в 5-7 раундов. Победитель в каждом раунде получает одно очко. По сигналу ведущего играющие хором начинают произносить по слогам «СА-МО-. ». Последним слогом может быть «ЛЕТ», «КАТ», «ВАР», «СВАЛ», «СУД», «ГОН». Задача первого игрока, назовем его подстраивающимся, — понять, почувствовать своего партнера и сказать последний слог, одинаковый с ним. Задача второго игрока (ускользающего) — произнести отличающийся слог. Обратите внимание игроков, что произносить последний слог они должны строго одновременно, ориентируясь на анализ тактики игры партнера, а не на звук, вырвавшийся из его уст.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА. Каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита (если играет меньше тридцати трех человек, можно исключить редко встречающиеся буквы и подобрать слова, где они не используются). Ведущий предлагает представить всем, что они клавиши печатной машинки. Чтобы на этой удивительной машинке печатать слова, «клавиши» должны по очереди хлопать в ладоши. Возьмем слово «дом». Чтобы его «напечатать», должен вначале хлопнуть человек, у которого буква «Д», затем тот, у кого буква «О», и наконец тот, у кого буква «М». Чем быстрее участники справятся с заданием, тем лучше. Ведущий предлагает ребятам все более длинные и сложные слова и даже предложения.

ВСТАНЬТЕ В КРУГ. Ведущий просит ребят собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по классу, стараясь не наступать друг другу на ноги и жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время (40-50 секунд) ведущий хлопает в ладоши один раз, играющие мгновенно замолкают и замирают на месте. Два хлопка — не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Для этого очень важно суметь почувствовать окружающих людей. Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось. В группах, где участники умеют работать согласованно, доверяют друг другу, построить круг удается довольно быстро. Если же группу постигла неудача, можно обсудить, почему это произошло, как вели себя играющие (не называя конкретных имен). Игру можно повторить несколько раз.

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ. Участники делятся на пары. Они обнимают друг друга так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого. Таким образом, они как бы «срослись» наподобие сиамских близнецов. В таком положении им даются простейшие, с точки зрения нормального человека, задания, которые они должны выполнить. Например, зажечь свечу с помощью спичек, вырезать ножницами кружок из бумаги, завязать шнурок на ботинке, нарисовать солнце (или что-то другое) на листе бумаги, вставить стержень в шариковую ручку и т. д.

БИП! Играющие дети (от 10-12 человек до целого отряда) рассаживаются в круг. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь на колени к играющим. Его задача — угадать, к кому он сел. Садиться необходимо спиной к играющему, как на стул. Водящему не разрешается прибегать к помощи рук. Тот, к которому водящий сел на колени, должен громко сказать: «Бип!». Причем желательно сказать «не своим» голосом так, чтобы водящий не узнал, к кому на колени он сел. Если водящий угадал игрока, на чьих коленях он сидит, то они меняются ролями, и игра продолжается. Если не узнал — водит дальше.

ШПИОНСКИЕ СЕТИ. Два конкурирующих игрока (резиденты служб безопасности) пытаются с завязанными глазами узнать как можно больше участников (агентов) и привести их в свою службу. Агенты свободно ходят по игровому полю. Если их касаются рукой резиденты, то они останавливаются. Резидент должен определить, кто из участников стоит перед ним, назвав имя игрока. При затруднении резидент имеет право попросить игрока произнести какое-либо одно слово и после этого назвать имя предполагаемого участника. Если имя названо правильно, то резидент уводит игрока (агента) в свою службу. Побеждает тот резидент, который за определенное время игры (7-10 минут) «завербует» больше игроков.

ШУРШУНЧИКИ. Под этим названием может проходить целая серия игр, объединенных одной общей целью — организовать взаимодействие в детском коллективе и способствовать его сплочению. С одной стороны, все игры достаточно просты и проходят очень весело, с другой стороны, ведущий должен мотивировать детей качественно и быстро выполнять задания. Для этого ему необходим секундомер или часы с секундной стрелкой.

Дети и ведущий садятся на пол (или встают в круг) так близко друг к другу, чтобы их плечи соприкасались. Ведущий объясняет, что сейчас будет проводиться сложный психологический тренинг на организацию сплочения детской группы (говорится это для того, чтобы дети прочувствовали всю ответственность момента). Ребят просят сосредоточиться, собраться и отнестись ко всем заданиям очень серьезно. Ведущий говорит, что задания необходимо выполнять четко, правильно и быстро (на время), от этого зависит успех всего коллектива.

Вначале ведущий засекает время и шепчет на ухо игроку сидящему рядом слово «шуршунчики». Задача этого игрока быстро повернуться к сидящему справа и также на ухо шепнуть эму слово. Таким образом, слово, обойдя круг, должно вернуться к ведущему. Совершенно очевидно, что кто-то из детей (и не один. ) не совсем расслышит то, что ему передал его сосед, и передаст слово уже видоизмененным. Что за слово дойдет до ведущего, остается только догадываться. Конечно же, это была шуточная разминка. Но вот дальше пойдут только серьезные задания.

Итак, все игроки по кругу должны сделать следующее: хлопнуть в ладоши; подмигнуть соседу; сказать слово «хрю!»; дотронуться до указательного пальца соседа своим указательным пальцем; дотронуться до носа соседа своим носом; взявшись за руки, передать рукопожатие; поцеловать соседа в щечку (это задание можно дать в том случае, если дети уж совсем «разыгрались»).

Ведущий отслеживает время выполнения каждого задания, цель игры — максимально его сократить. Для этого одно и то же задание выполняется по нескольку раз. Как видно из очередности заданий, они выстроены от простых невербальных коммуникаций до тактильных прикосновений. Это должно снять некоторые трудности, возникающие у ряда детей в новом для них коллективе. Для того чтобы начать выстраивать достаточно сложные отношения между мальчиками и девочками, можно попросить их сесть в круг поочередно (мальчик — девочка). Для того чтобы несколько усложнить выполнение заданий, ведущий может попросить участников сесть в другом порядке.

Тренинг конструктивного общения подростков

Тренинг конструктивного общения подростков

Автор: Погребная Виктория Валериевна, педагог – психолог, дефектолог Донецкой специальной общеобразовательной школы-интерната I — II ступеней № 22 МОН ДНР

Читать еще:  Тренинг на выявление лидера

Цель: формирование навыков конструктивного общения в классе, умение сотрудничать и сплочение классного коллектива.

После тренинга ученики:

индивидуальные особенности одноклассников;

способы конструктивного общения;

контролировать свое поведение;

научатся различным способам взаимодействия с людьми;

научатся демонстрировать свои чувства, эмоции и поведение;

уважать себя и окружающих.

будут мотивированы: на совместную конструктивную деятельность.

Вид тренинга: коммуникативный тренинг

Категория участников: ученики 8-10 классов (15 человек)

Продолжительность: 90 минут

Вводное слово. Знакомство.

Правила работы группы

Флип-чарт, маркеры, ватман

Ожидания от тренинга

Флип-чарт, стикеры, маркеры, ватман

Упражнение «Свое приветствие»

Информационное сообщение «Компоненты общения»

Упражнение «Имя + что обо мне никто не знает»

Упражнение «Закончи фразу»

Клубочек, ватман, маркер

Упражнение «Объединение по качествам»

Игра «Я глазами других»

Упражнение «Оказывается, ты очень хороший, потому что. »

Упражнение «Лист пожеланий»

Листы А4 украшенные в виде открытки

І. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Здравствуйте Ребята. Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о н авыке общения, который очень важен для человека. Поскольку это навык, то это требует практики и времени. А поскольку мы говорим об общении, то это невозможно сделать в одиночку. Данный тренинг как раз и предназначен для того, чтобы мы совместно получили некий полезный опыт конструктивного общения.

Для того чтоб наши занятия принесли пользу и нам было интересно, необходимо ввести некоторые правила. Какие правила на ваш взгляд могут нам помочь?

Правила работы группы:

    Говорить по одному.

Внимательно слушать говорящего не перебивая.

Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.

Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.

Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.

Ваши ожидания от данного тренинга

ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Любое общение начинается с чего? Со знакомства. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Свое приветствие» — (участники перемещаются по комнате и здороваются в парах, используя свой тип приветствия. Переходя к следующему участнику, необходимо использовать приветствие своего предыдущего напарника).

Прежде, чем пойти дальше, давайте выясним, почему мы начали именно с этого упражнения? Что происходило во время игры?

Следует подвести к ответу: прикоснулись друг к другу; осуществили простое взаимодействие, представились. В нашем упражнении возникли 3 очень важных компонента общения. Касания. Почему оно важно?

Американские психологи Дж.Эдингер и М.Паттерсон провели эксперимент: в огромном супермаркете девушка обращалась к разным людям с просьбой дать монетку для телефона-автомата. При этом к одним людям она в момент просьбы слегка прикасалась, а к другим нет. Монетка была получена у 51% «тронутых» и только у 29% тех, кого просили «без рук». Возраст и пол роли не играли.

Как это проявляется в нашем с вами общении? Молодые люди здороваются за руку. Эта традиция имеет давнюю традицию. Протягивая другому руку, мужчина демонстрировал, что у него нет в руке оружия, что у него дружеские намерения. Девушки обнимаются, целуют друг другу в щеку. Такие же знаки используют и парни и девушки, состоящие в близких отношениях, в том числе и дружеских. У близких друзей есть свои особые приветствия – более сложные. Это своего рода ритуал. У кого-то из вас есть такие ритуалы? Кто-то может показать свое приветствие?

Ведущий: Что касается второго аспекта – взаимодействия – почему это важно при общении? Совместная деятельность является и причиной, и средством, и результатом общения.

И, наконец, имя. Очень важный компонент при общении. Имя – это то, что позволяет нам при общении выделять конкретного человека, дать понять, что мы обращаемся именно к нему. Или говорим именно об этом человеке.

Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга по лучше.

Упражнение « Имя + что обо мне никто не знает» .

Цель: познакомиь и открыть для участников новые грани одноклассников.

Инструкция: Сейчас тот, у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят. Пример: « Я Виктория Валериевна, никто не знает, что я занимаюсь квилингом».

Ведущий: Какое значение имеет общение в нашей жизни?

В ответах подводим к тому, что в общении мы:

— реализуем себя как личности;

— получаем важную для себя информацию;

— получаем обратную связь на свои поступки;

— находим близких людей и поддерживаем отношения с ними.

Упражнение «Закончи фразу». Инструкция: каждому из вас я дам клубочек и попрошу закончить предложение. Это мы сделаем для того, чтобы понять, какие люди нравятся нашему классу, а какие — не нравятся. Я буду кратко записывать на ватмане ваши ответы.

Мне нравятся / не нравятся люди, которые…

Самое лучшее качество человека – это…

Самое плохое качество человека – это…

Я не хочу дружить с некоторыми людьми, потому что….

Выводы: нравятся нам люди, которые похожи на нас. Мы их считаем «своими»: относимся к ним хорошо, прощаем им ошибки, дружим с ними. Не нравятся те люди, которые на нас не похожи. Мы считаем их «чужими», отказываемся с ними разговаривать, плохо к ним относимся, обижаем их. Могут ли непохожие на нас люди быть хорошими? Что нужно, чтобы узнать: какой человек? Нужно с ним пообщаться, поговорить. По одному внешнему виду нельзя делать никаких выводов. С непохожими на нас людьми нужно разговаривать, чтобы понять их. Похожи ли друзья друг на друга? Не всегда. Друзья, как пазлы, дополняют друг друга. Можем ли мы считать своим другом человека, который на нас не похож. Комментарий для ведущего. Если позволяет время и энергия детей, то можно сделать ранжир качеств. Это позволит выяснить личностные предпочтения участников, продемонстрировать детям ценности их класса.

Упражнение «Объединение по качествам». Участники делятся на пары и ищут 8 общих для них качеств. Двойки объединяются в четверки, которые ищут по 6 общих для всех качеств, четверки объединяются в восьмерки и ищут по 4 общих качества, группа делится пополам и ищет по 3 общих для всех качества. И наконец, весь класс ищет 2 общих для всех качества. Такое постепенное движение от пары к целому классу позволяет перейти группе на новый уровень отношений, осознать объединяющие всех членов коллектива свойства.Подводя итог, ведущий повторяет те качества, которые объединяют группу, подчеркивает важность личностного роста в противовес требованиям к окружающим, а также отмечает, что в каждом человеке можно найти нечто позитивное и каждому сказать комплимент, ведь поддержка друг друга в группе является фундаментом благоприятного социально-психологического климата.

Упражнение «Веник» Инструкция. Ребята, все вы, наверное, знаете рассказ Льва Николаевича Толстого, в котором отец предложил братьям сломать веник, но у них не получилось. Когда же веник разобрали по прутьям, братья их легко сломали. Сейчас мы с вами попробуем проделать такой же опыт. Наш класс — это веник. (Ведущий демонстрирует веник, пытаясь его сломать. Затем предлагает попробовать кому-то из детей.) Веник очень крепкий, его с трудом можно сломать целиком. Но если мы будем вытаскивать по прутику, то с легкостью справимся с этой задачей. (Ведущий демонстрирует, предлагает попробовать детям ломать прутики.) Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? Правильно, когда мы вместе, мы — сильные, а поодиночке — слабые. Скажите, можно ли прутиком от веника подмести пол? Попробуйте. (Ведущий дает нескольким детям прутики, они пробуют.) Можно, конечно, но мы будем неделю подметать класс. Если же мы соединим все прутья в веник, то с легкостью подметем класс за пять минут. Какой же вывод мы можем сделать? Если какое-то дело делать всем вместе, то мы сделаем его быстро, а поодиночке можем и не справиться.

Игра «Я глазами других»

Один из участников группы выходит за дверь, а группа загадывает кого-то из членов группы. Задача «водящего» определить, кого загадали. Для этого можно спросить группу о том, с чем ассоциируется «загаданный» человек (цвет, дерево, музыка, животное, еда, мебель и т.д.). В конце обсуждается важность доверия для общения в классе, отмечаются те «открытия», которые ребята сделали при выполнении упражнения.

Группа строит «Городок», учится договариваться друг с другом (кому какое место занять, кто и что дорисовывает, как назвать городок и т. д.). Во время анализа участниками отмечаются наиболее удачные детали рисунка, отмечают привлекательность получившегося рисунка. Тренер обязательно делает акцент на вкладе каждого в работу и ценность группового

взаимодействия. В упражнении развивается чувство «мы», групповое единство, закрепляются навыки взаимодействия в команде.

ІІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Оказывается, ты очень хороший, потому что. ». Инструкция: мы с вами пережили многое: смех и веселье, злость и слезы. Нам надо друг друга поблагодарить за хорошую работу. Мы сделаем это так: каждый для своего соседа справа продолжит фразу: «Оказывается, ты очень хороший, потому что. » Я начну первой.

Упражнение «Лист пожеланий». Каждый подросток на листе пишет свое имя и передает соседу слева, а затем получает листок с именем и пишет

пожелание хозяину имени, после чего лист опять передается соседу слева. Упражнение выполняется до тех пор, пока все не получат листки со своими именами и пожеланиями. Упражнение повышает настроение участников. Чтобы усилить эффект, можно попросить учащихся зачитать самые понравившиеся пожелания. Листы пожеланий забираются ребятами домой.

Ведущий просит участников ответить на некоторые вопросы:

Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Агеев В.С. Психология группового взаимодействия.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2005. – 256 с. (Практическая психология).

Игры – обучение, тренинг, досуг…/под ред. В.В.Петрусинского. М.: Новая школа. 1994.

Руководство практического психолога./Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./Под. ред. И.В.Дубровиной. М.: Академия. 1995.

Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4-х томах; Т. 2. М.: Генезис, 1998.

Читать еще:  Тренинг на сплочение класса 6 класс

Психологический тренинг для подростков «Навыки общения»

Ангелина Шагинян
Психологический тренинг для подростков «Навыки общения»

Шагинян А. А. – социальный педагог

отделения семейного устройства

и сопровождения замещающих семей

Цель: развитие навыков общения, вербальной и невербальной коммуникации у подростков.

Оборудование: мяч, 2 длинные веревки, выражения, газета, «Древо впечатлений» на ватмане, листочки желтого, красного и черного цвета.

Ход занятия:

Ведущий: здравствуйте ребята, как настроение? Сегодня мы будем тренировать навыки общения, узнаем об интонации, позициях и дистанциях общения. Предлагаю начать со знакомства.

«Знакомство с перекидыванием мяча». Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках мячик,представляется: говорит свое имя (возможный вариант: имя и какой нибудь факт о себе, после чего перебрасывает мяч любому другому участнику. Тот ловит его, представляется, вновь перебрасывает его другому участнику и т. д., пока мяч не побывает в руках у каждого. После этого перебрасывание происходит в обратном порядке, однако каждый участник сам уже не представляется, а вместо этого по памяти говорит имя того человека, которому собирается кинуть мяч.

Описание упражнения. Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 м. На роль направляющих, капитанов команд, лучше пригласить самых активных и коммуникабельных подростков. Каждый участник держит в руке канат (подойдет и прочная бельевая веревка, протянутый вдоль обеих колонн. Дается задание – не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла. В среднем группе подростков на это требуется 5–7 минут.

Обсуждение. Следует обратить внимание участников, что в выполнении данного упражнения удается добиться успеха лишь в том случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно придумав и обсудив способ решения задачи.Возможен выход на обсуждение проблем лидерства: «Мало придумать способ завязывания узла, нужно еще, чтобы другие приняли этот способ и стали выполнять инструкции того, кто его предложил. А как этого добиться?»

Упражнение «В ролях»

В эту игру лучше играть, рассевшись по кругу. Каждый игрок читает стихотворение, после чего все получают задание прочитать любое четверостишие с определенной заданной интонацией.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик

Тише, Танечка, не плачь

Не утонет в речке мяч

Возможные варианты интонаций: светлая радость, вселенская печаль, озорство, грусть, интерес, уныние, страсть, любопытство, любовь, злость, раздражение, уныние, равнодушие, наглость, обида, уважение, восхищение, злорадство, преклонение, слащавость. — и другие.

Участники должны прочитать стихотворение в той роли, которая выпала им. Листок со стихотворением «Наша Таня» пускается по кругу, далее он тянет листок с ролью. Задача чтеца — прочитать стих так, чтобы его персонажа отгадали. Задача слушателей — внимательно следить за речью и интонацией собеседника. После прочтения и обсуждения сыгранной роли книжка передается другому участнику.

Завершение игры — обсуждение самых ярких рассказов и ролей. Если вы ввели систему баллов, то находите победителя игры, а лучшего чтеца награждаем в любом случае!

Упражнение «Дистанция общения»

Описание упражнения. Участники встают в две шеренги друг напротив друга, на расстоянии примерно 3 м таким образом, чтобы каждый нашел свою пару в противоположной шеренге. По сигналу ведущего одна шеренга начинает медленно подходить к другой. Участники, стоящие в неподвижной шеренге, ждут, пока напарник приблизится к ним на такое расстояние, что дальнейшее сближение начнет вызывать дискомфорт, желание отойти назад. Когда это происходит, они жестом руки останавливают своих напарников. После этого участники встают на свои места и роли стоящих в шеренгах меняются – двигаться начинают те участники, которые до того были неподвижны.

Дальше шеренги смещаются относительно друг друга на одного человека (крайние участники при этом переходят в другую шеренгу, и цикл повторяется. При небольшом количестве участников можно выполнить упражнение по полному кругу (каждый с каждым, при большом – ограничиться 2–3 циклами.

Психологический смысл упражнения. Возможность попрактиковаться в определении комфортной дистанции общения с разными собеседниками.

Обсуждение. Какая дистанция общения оказалась наиболее комфортной? Насколько это зависит от собеседников, в частности от их пола? Какие эмоции возникают, если дистанция общения оказывается более/менее комфортной?

Упражнение «Позиции общения»

Описание упражнения. Участники разбиваются на пары. Один участник в каждой паре говорящий, второй – слушающий. Участники сидят напротив друг друга и по команде ведущего начинают рассказывать о своих увлечениях между собой. Через минуту по команде ведущего их взаиморасположение меняется – говорящий встает, слушающий продолжает сидеть, рассказывая о семье. Еще через минуту следует новое изменение – теперь оба участника стоят, повернувшись друг к другу спиной и рассказывают о школе. Потом роли говорящего и слушающего меняются, и упражнение повторяется.

Психологический смысл упражнения. Участники убеждаются, что эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависят не только от слушания как такового, но и от взаимного расположения собеседников.

Обсуждение. При каком расположении собеседника было легче говорить? А легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?

Упражнение «Перебежчики и охранники»

Описание упражнения. Группа делится пополам. Половина участников («перебежчики») садятся в круг, а за спиной каждого из них встает «охранник». Задача «перебежчиков» – поменяться с кем нибудь местами, условившись об этом взглядами незаметно для «охранников». Слова и жесты использовать нельзя. «Охранники» же внимательно наблюдают за поведением «перебежчиков», и если видят что то подозрительное, то сразу кладут руку на плечо своей жертве. «Перебежчику», у которого на плече лежит рука «охранника», двигаться нельзя. Желательно, чтобы в ходе игры роли менялись и каждый побывал бы в роли как «перебежчика», так и «охранника». Следует специально оговорить, что «охранникам» нельзя держать «перебежчиков» все время. Например, можно ограничить время непрерывного удержания двумя секундами.

Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки невербального общения и наблюдательность, а также быстрота реакции.

Обсуждение. Какая роль больше понравилась участникам? Какие чувства вызывала игра? На какие внешние признаки ориентировались участники при попытке «вступить в сговор» («перебежчики») и предотвратить побег («охранники»?

Упражнение «На льдине»

Описание упражнения. Участники делятся на команды по 5–7 человек (желательно, чтобы все команды были одинакового размера, и между ними равномерно распределились парни и девушки). Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу.Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 15–20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по четверти от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2–3 раза. Если в команде «тонет» один человек, она получает предупреждение, если два или больше – выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается та команда, которая продержится дольше других.

Техника подразумевает тесный телесный контакт участников и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.

Психологический смысл упражнения. Техника, помимо активизации участников к творческому решению поставленной перед ними проблемы, способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Кроме того,она наглядно демонстрирует основной принцип командной работы: выиграть индивидуально нельзя, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины», поставив этим под угрозу действия всей команды.

Обсуждение. Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом – своими соображениями по поводу того, что позволило победившей команде лучше справиться с такой ситуацией, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуаций, где проявляются сходные механизмы.

Упражнение «Древо впечатлений»

Описание упражнения: каждому участнику выдаются листики желтого, красного и черного цвета. Участникам нужно выбрать цвет листочка и написать на нем чем понравилось или не понравилось занятие. Затем листики закрепляются на общее древо, где желтый цвет – означает положительные впечатления, красный цвет – понравилось, но не все, черный цвет – не понравилось. После того, как все «делятся» впечатлениями, ведущий подводит итоги о сегодняшнем занятии. Участники и ведущий прощаются друг с другом.

Подведение итогов занятия:

Вам понравилось занятие?

Что больше всего запомнилось?

Что нового узнали?

Консультация «Особенности общения подростков» А часто ли мы взрослые знаем с кем и о чем общаются наши дети вне стен дома и школьных стен. Свободное общение не просто способ проведения.

Картотека игр, формирующих у дошкольников навыки позитивного общения со сверстниками Картотека игр, формирующие у дошкольников навыки позитивного общения со сверстниками Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай Цель:.

Навыки, необходимые для эффективного общения педагога с родителями Навыки, необходимые для эффективного общения педагога с родителями 1. Суметь представить информацию за оптимальное количество времени.

Психологический тренинг для педагогов «Сплочение коллектива» Автор:Светлакова Клара Рауфовна, педагог – психолог, МБДОУ «Сказка».с. Красная Горка. Психологический тренинг для педагогов Тренинг направлен.

Психологический тренинг для педагогов ДОО «Оранжевое настроение» Продолжительность тренинга: 1 — 1.20 час Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде. Задачи: 1. Знакомство.

Психологический тренинг для педагогов ДОУ по формированию коммуникативной компетентности Психологический тренинг для педагогов ДОУ Цель: формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии всех участников педагогического.

Психологический тренинг для родителей «Я с тобой, малыш!» Психологический тренинг для родителей: «Я с тобой, малыш!» Цель: актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей. Задачи:.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector