Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коммуникативный тренинг скачать

Монина Коммуникативный тренинг

Название: Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)
Авторы: Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс
Издательство: Речь
Год издания: 2010
Страниц: 224
Формат: doc. в rar. архиве
Размер: 3,4 Мб
Качество: хорошее

От издателя

Книга Мониной и Лютовой-Робертс «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)» адресована всем, кто работает с родителями детей и подростков: прак­тическим психологам, учителям, работникам детских дошкольных учреждений, руководителям кружков и т.д., а также преподавателям психологии, которые смогут взять отдельные упражнения для своих тренингов и практических занятий. Авторы книги подробно освещают следующие вопросы: как сделать общение с родителями более эффективным, как сообщать информацию о ребенке, как задавать вопросы, как противостоять манипуляциям, как быть более уверенным, как справляться со своими эмоциями и как избежать ненужных конфликтов.
Рекомендовано студентам и аспирантам в качестве учебного пособия.

Содержание книги «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)»:

Содержание

Глава 1. Общение в педагогической практике
Роль общения в работе педагога
Специфика общения педагога с «аудиалами», «визуалами», «кинестетиками»
Умение слушать при взаимодействии педагога с родителями

Глава 2. Вербальное общение
Что такое вербальное общение
Стратегии и тактики речевого общения
Эффективные техники речевого общения
Сообщение негативной информации о ребенке

Глава 3. Невербальное общение
Невербальное общение и его роль в работе педагога
Позы. Жесты
Дистанция, позиция. Манера одеваться

Глава 4. Конфликты
Понятие «конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях
Конфликтные типы личности и стратегии взаимодействия с ними
Манипуляции в педагогической практике и способы противостояния им

Глава 5. Стресс-менеджмент
Эмоции. Роль эмоционального интеллекта в работе педагога
Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика
Что такое стресс
Профилактика стресса. Управление стрессом

Глава 6. Ассертивность
Что такое ассертивность?
Техники отказа собеседнику
Искусство делать и принимать комплименты
Ведение переговоров с родителями. Методы убеждения

Глава 7. Работа педагога с родителями на современном этапе
Современная философия взаимодействия педагога с родителями
Родитель как клиент
Формы работы с родителями
Проведение родительских собраний

Глава 8. Тренинг взаимодействия психолога и педагога с родителями
День первый. Азбука общения
Знакомство
Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»
Игра «Почетный караул»
Упражнение «Работа с родителями»
Мини-лекция «Новая философия взаимодействия образовательного учреждения с родителями»
Упражнение «Эффективность общения»
Мини-лекция «Что такое общение?»
Упражнение «Что я вижу на картине?»
Мини-лекция «Визуал, аудиал, кинестетик»
Упражнение «У попа была собака»
Игра «Караоки с шарами»
Упражнение «Вера Коркина»
Мини-лекция «фильтры слушания»
Упражнение «Интересная лекция»
Мини-лекция «Типы слушателей и техники активного слушания»
Упражнение «Мудрый слушатель»
Упражнение «Вести с полей»
Обратная связь
День второй. Вербальные и невербальные средства общения в работе педагога
Игра-приветствие
Мини-лекция «Вербальные средства общения »
Упражнение «Шушаника Минична»
Упражнение «Защита Вождя Краснокожих»
Упражнение «Поймите меня правильно »
Мини-лекция «Какие бывают вопросы?»
Упражнение «Блеф-турнир»
Упражнение «Как бы это сказать»
Упражнение «Памятка коллеге»
Игра «Телеграмма»
Упражнение «Невербальные средства общения»
Мини-лекция «Невербальные средства общения»
Упражнение «Маски релаксации»
Упражнение «Толстое стекло»
Упражнение «Общение с родителем — это…»
Упражнение «Занимательный тест»
Обратная связь
День третий. Конфликты в педагогической практике. Формы работы с родителями
Игра-приветствие (Фопель К., 2002)
Дискуссия «Нужны ли конфликты с родителями?»
Тест «30 пословиц»
Мини-лекция «Конфликты. Способы выхода из конфликтных ситуаций »
Упражнение «Письмо губернатору города»
Старинная английская игра
Мини-лекция «Конфликтные типы личностей»
Упражнение «Разговор по телефону»
Упражнение «Карусель»
Упражнение «Достойный ответ»
Игра «Sorry, конфликта не будет»
Мини-лекция «Манипуляции»
Упражнение «Манипуляции »
Мини-лекция «Формы работы с родителями»
Упражнение «Нелепая просьба »
Обобщающее упражнение «Колобок и Лисица»
Обратная связь
День четвертый. Стресс-менеджмент
Игра-приветствие
Упражнение «Аукцион»
Мини-лекция «Что такое стресс»
Упражнение «Стресс»
Мини-лекция «Эмоции и эмоциональный интеллект»
Игра «Турнир эрудитов»
Упражнение «Тропа эмоций»
Мини-лекция «Как справиться со своими эмоциями»
Тест «Как вы заботитесь о себе?» (Т. Powell, 2000)
Мини-лекция «Профилактика и управление стрессом»
Упражнение «Порой я балую себя»
Мини-лекция «Ассертивность»
Упражнение «Я говорю «нет»»
Упражнение «Комплименты звезде»
Упражнение «Я дарю тебе звезды»
Упражнение «Блиц-интервью»
Обобщающее упражнение «Мемуары великого гения»
Обратная связь

Глава 9. Цикл занятий «вместе с мамой!» (Оптимизация детскородительских отношений)
Условия проведения занятий
Занятие первое. «Давайте знакомиться»
Занятие второе. «Давайте общаться» (Вербальные средства общения)
Занятие третье. «Давайте общаться (Невербальные средства общения)
Занятие четвертое. «Давайте наблюдать!» (Развитие познавательных процессов)
Занятие пятое. «Давайте говорить» (Развитие речи)
Занятие шестое. «Давайте сочинять!» (Развитие творческого мышления)
Занятие седьмое. «Давайте вспоминать!» (Закрепление пройденного материала)
Занятие восьмое. «Давайте прощаться!»
Методические рекомендации тренеру по ведению занятий

Приложения к тренингу

Литература

Скачать книгу Мониной «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)»

Коммуникативный тренинг скачать

10 мифов о гештальт терапии

Лайя — Новое Имя

Надабрахма (Nadabrahma Meditation)

Упражнение Витязь на распутье

В упражнении отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать.

Время: 20-30 минут.

Размер группы: 10-15 человек.

Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — голову потеряешь, прямо пойдешь — женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая — направо, а третья — прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.

Вариант. Можно снять выступление на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.
———————————
Затеяли ремонт или ищите достойный материал для внешней отделки дома? Тогда панели ПВХ станут для Вас хорошим решением. Пластиковые панели от производителя.

Это тот самый сайт, вконтакте, в котором можно найти все и быть всегда в контакте с миром.

Упражнение Умение слушать

Упражнение помогает увидеть, умеют ли участники слушать друг друга, понять, что помогает, а что мешает этому процессу.

Время: 15 минут.

Размер группы: 6-20 человек.

Описание. Участники делятся на пары. В каждой паре участники должны за 5 минут рассказать другому о себе на заданную тренером тему (откуда родом, про свою семью, о своем хобби, о последнем просмотренном фильме, о последней прочитанной книге и т.д.).

(Об этом задании не говорится заранее.) Тренер объединяет пары в четверки и просит каждого участника рассказать о том, что он узнал о партнере, другой паре. При этом партнер молчит и никак не исправляет того, что о нем говорят.

Читать еще:  Тренинги на выявление лидера

Проводится обсуждение: все ли рассказали или были потери информации?

Варианты: Можно представить группе техники активного слушания и обратить их внимание на то, как улучшается процесс слушания, если использовать эти техники.

————————————————————————————-
Запорная арматура Broen Ballomax и самый качественный товар для установки отопительных систем.

Упражнение Как мы похожи!

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга, а также позволяет обсудить вопросы, связанные с установлением контакта с собеседником, покупателем, клиентом и т.д.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, призы.

Время: 10-15 минут.

Размер группы:
10-20 человек.

Описание. Тренер просит группу разбиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение.

Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д.

После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним.

Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Обсуждение. Есть люди, которые легко находят общий язык с каждым, с кем общаются. С любым человеком они найдут то, что их объединяет, и смогут построить на этом контакт. К каждому клиенту можно найти свой ключик.

Аффирмации — самый простой способ настроить себя на достижение цели.

Упражнение Одноминутная речь

Узнаем первыми самые свежие новости Харькова на страницах интернет-журнала.

Упражнение помогает развитию коммуникативных навыков, ораторского мастерства ,способности говорить спонтанно. Также оно может служить разогревом для пассивной группы.

Необходимые материалы: тренер заранее готовит список вопросов для выступления на определенную тему. (Пример списка см. ниже).

Время: в зависимости от размера группы 10-25 минут.

Размер группы: 6-15 человек.

Описание.
Тренер объясняет, что каждому из участников нужно будет произнести одноминутную речь на определенную тему. Выбирается доброволец, который будет следить за временем.

Тренер зачитывает или показывает на проекторе первый вопрос и выбирает первого оратора, который говорит в течение минуты.

Тренер называет следующий вопрос и вызывает следующего участника, так продолжается, пока не выступят все.

После завершения выступлений тренер просит группу дать обратную связь всем участникам.

Обсуждение.

  1. Что особенно понравилось в выступлениях, привлекло внимание, «зацепило»?
  2. Какие удачные ораторские приемы были использованы участниками?
  3. Было ли легко или тяжело говорить спонтанно?
  4. Что делали спикеры, если у них «заканчивались мысли»?

Приложение. Возможны список вопросов для выступления.

  • Как вы заработали первые деньги?
  • Самый необычный подарок, который вы дарили или получали?
  • Самая смешная история, которая с вами происходила?
  • Лучший отпуск, который вы провели?
  • Отговорки, которые люди придумывают, когда опаздывают?
  • Что лучше — дипломатичность или прямолинейность?
  • Манипуляции — это хорошо или плохо?
  • С каких фраз начать знакомство в метро?
  • Если бы вы выиграли кругосветное путешествие, куда бы вы поехали?

———————
Полный комплекс услуг на рынке мебели. Как производство мягкой мебели, так и ее реализация в Москве.

Как научиться играть в покер можно узнать и стать победителем уже сегодня.
.

Упражнение Выйди из скорлупы

Упражнение помогает участникам потренироваться в навыках убеждения. Также упражнение помогает «встряхнуть» участников, создает в группе позитивную веселую атмосферу.

Время: 5-10 минут.

Размер группы: 10-20 человек.

Описание. На полу мелом либо бумажной клейкой лентой очерчивается круг диаметром около 1 метра. Тренер просит одного добровольца встать в этот круг.

После этого дается задание группе: нужно убедить водящего выйти из круга. Нельзя использовать физическую силу для того, чтобы, к примеру, вытолкнуть его из круга, можно что-то предлагать взамен, торговаться, объяснять, почему он должен выйти, давать обещания и т.д.

После того как водящий вышел из круга, проводится разбор техник и приемов влияния, которые были использованы.

Варианты. Можно снять упражнение на видеокамеру, после чего просмотреть отснятый материал с обсуждением того, как группа убеждала стоящего в кругу выйти из него, какие приемы убеждения были использованы.
—————————————
Профессиональный медицинский центр с полным спектром стоматологических услуг. Красивая улыбка — здоровые зубы.

Это хорошая возможность получить в пользование чудесный дом. Вашему вниманию, каркасные дома от компании ООО «Нева-Сервис плюс».

Упражнение Масти

Упражнение помогает участникам познакомиться с проблематикой тренинга, а также друг с другом.

Необходимые материалы: колода карт.

Время: 10 — 15 минут.

Размер группы: 10 — 20 человек.

Описание. Участникам тренинга раздают карты, по одной на человека. После этого участники разбиваются на мини-группы в соответствии с мастью полученной карты. В результате должны получиться четыре мини-группы: группа участников с картами масти червей, группа участников с картами масти пик, группа участников с картами масти бубен и масти треф.

После этого мини-группы с картами проводят обсуждение:

  • Участники мини-группы с картами масти червей делятся друг с другом тем, что им больше всего нравится в изучаемом предмете (продажи, коммуникации и т.д.).
  • Участники мини-группы с картами масти пик рассказывают друг другу о том, что им не нравится.
  • Участники мини-группы с картами масти бубен рассказывают о том, что у них лучше всего получается.
  • Участники группы с картами масти треф рассказывают о том, что у них не получается.

Мини-группам дается 5 минут на генерацию идей, после чего один представитель от каждой группы рассказывает всем, к чему пришла мини-группа.

Обсуждение. Тренер фиксирует на доске высказанные мнения, может обобщить их и сделать выводы о том, что легко и трудно, что приятно и не очень в изучаемой деятельности. Часто список того, что участникам нравится, очень похож на список того, в чем они не сильны. В этом случае тренер может сделать вывод о том, что мы получаем удовольствие от того, что умеем делать, и для того, чтобы получать удовольствие от переговоров, продаж и других видов деятельности, нужно освоить необходимые для этого навыки.

——————————————-
Узнать больше о пользе льняного масла можно здесь, изучив статьи и интересный информационный материал. Льняное масло оказывается действительно полезно.

Коммуникативные тренинги для детей

Необходимость коммуникативных тренингов для детей

Статистика, которую сегодня довольно часто публикуют по результатам исследований в детских садах и школах, свидетельствует о том, что у огромного количества современных детей на каком-то этапе развития возникают трудности в общении. Это приводит к разного рода проблемам. Наши дети страдают:

  • от неумения знакомиться со сверстниками;
  • страха говорить на разного масштаба аудиторию;
  • стеснения, возникающего при попытке ответить на тот или иной вопрос.

Ребятам иногда бывает трудно даже просто поддержать разговор, сказать другому, что тот ему нравится или вызываем симпатию. Подобные проблемы приводят к возникновению разного рода конфликтов из-за невозможности отыскать устраивающее всех компромиссное решение.

Представленные в нашей школе коммуникативные тренинги для детей помогут ребятам стать более общительными и свободными, найти свой путь для самореализации, повысить самооценку. Ведь все это необходимо ребенку для будущего успеха, получения внимания к себе, расположения к своей личности окружающих. На этапе социализации любого мальчика или девочки навыки коммуникации — одна из важнейших составляющих.

Читать еще:  Примеры тренингов по продажам

Тренинги коммуникации для детей разных возрастов

Уже в период, когда ребенок становится школьником, он должен уметь правильно строить и выражать свои мысли. Кроме того, он должен учиться подбирать для такого выражения максимально доступные и адекватные формы. Одновременно с тем необходимо учить детей понимать и слышать других. Важно обращать внимание на то, как могут понять их поведение, интерпретировать слова.

На наших занятиях мы учим школьников проявлять толерантность, заботу о других и сочувствие в сложных ситуациях. Объясняем, что такое эмоции. Учим грамотно, доступно, не обижая другого выражать злость, гнев и другие негативные проявления. Показываем, как неосторожность в общении и действиях может влиять на окружающих: ранить их, заставлять остерегаться или прекращать коммуникацию.

Программа тренингов довольно многогранна. Мы интегрировали ее с основами психологии и социологии. Это важно, поскольку дети в группе осваивают не только простые приемы общения. Они одновременно учатся понимать самих себя, осваивают навыки невербальной коммуникации — языка мимики, жестов, поз. Ведь такое глубокое понимание собеседника способствует налаживанию контакта, проявлению симпатии.

Мы ставим перед собой широкий спектр задач:

1. В процессе коммуникативных тренингов для детей с учетом возрастной группы расширить возможности учащихся устанавливать контакт при попадании в различные ситуации.

2. Развить у ребят элементарные навыки эмпатии, внимания и сочувствия.

3. Научить их не только читать язык мимики и жестов, но и обязательно прояснять у другого, что он думает, как себя чувствует и пр.

4. Овладеть великим умением слушать и слышать.

5. Отработать методики понимания себя и других.

6. Освоить непростую науку выстраивания контакта.

7. Научить ребенка высказывать свое мнение, навыкам убедительной речи.

8. Потренироваться в актерском и ораторском мастерстве.

Что еще стоит знать о наших коммуникативных тренингах для детей

Мы непременно стараемся включить в занятия элементы обучения и развития лидерских качеств как у младших школьников, так и у подростков. Ведь в современном мире ребятам крайне важно уметь завоевывать авторитет в коллективе. И делать это не агрессивно, а грамотно.

Большую роль в простом человеческом общении играют чувство юмора, умение понять другого, позаботиться о собственном внешнем виде, доброжелательном выражении лица и не только. В процессе занятий дети и сами обращают внимание на тот факт, что им куда спокойнее и приятнее знакомиться, разговаривать, выстраивать дружеские отношения с вежливыми, внимательными и тактичными людьми.

Одновременно с тем ребята постарше начинают осознавать, насколько важную роль играет в жизни самообразование, постоянное развитие. Ведь вместе с ними мы приходим к выводу, что строить отношения и коммуницировать хочется с людьми образованными, способными поддержать разговор, не проявлять невежество.

Давайте вместе поможем вашим детям стать прекрасными членами общества. Записаться на коммуникационный тренинг можно непосредственно на сайте. Мы перезвоним вам, познакомимся, пригласим вас и вашего ребенка в наш центр. А уже после личной встречи вы сами примете решение о занятиях для ребенка!

Программа и содержание тренинга коммуникативной компетентности

Цель тренинга: Повышение эффективности взаимодействия с деловыми партнерами. Задачи:

1) Освоение концепции коммуникативной компетентности;

2) Отработка навыков активного слушания:

  • формулирование правильных вопросов
  • «малого разговора»
  • уточнения и побуждения к развертыванию ответа
  • перефразирования
  • интерпретации

3) Отработка одной из техник снижения эмоционального напряжения – вербализации эмоциональных состояний;

4) Отработка навыков вступления в контакт с использованием располагающих к контакту невербальных сигналов.

Количество участников: 10 – 12 человек

Продолжительность тренинга: 2 дня (16 часов)

10.00 – 11.10 Знакомство, правила

Цель для участников: узнать имена друг друга и получить первое представление о личностных качествах каждого.

Дополнительная цель тренера: произвести первую приблизительную диагностику коммуникативных умений участников и их личностных качеств.

Тренер занимает в кругу то место, которое удобно для него.

Тренер произносит: «Итак, давайте начнем. Наш тренинг называется «тренинг коммуникативной компетентности». Каждый из присутствующих должен назвать свое имя. А после этого скажет, что в нем или его личности помогает ему в деловом общении с другими людьми, а что мешает. При этом важно говорить не о внешних обстоятельствах, а о собственных качествах. Итак, каждый называет два своих качества, а прежде чем каждый из них будет говорить о себе, он должен повторить слова соседа справа». Во время представления участники раскрывают и те качества, которых они отнюдь не называют вслух.

Далее участникам предлагается договориться о правилах поведения на тренинге. Можно предложить участникам ввести дополнительно свои нормы. Тренер интересуется, все ли согласны с предложенными правилами.

После этого уточняются ожидания каждого из участников от этого тренинга (что вы ждете от тренинга, что должно измениться после него).

11.20 – 13.00 Отработка техники повторения

Тренер предлагает ознакомиться с определениями делового взаимодействия, деловой беседы, коммуникативной компетентности, коммуникативных умений и коммуникативных техник. После этого предлагается сконцентрироваться на первой группе умений – на активном слушании. На доске тренер зарисовывает схему техник активного слушания (приложение 1). И переходит к отработке первой технике активного слушания – технике повторения.

Цель: отработка умения дословно повторять сказанное партнером.

Участникам предлагают сыграть в детектив, в котором каждый будет автором этого детектива. Тренер придумывает первую фразу, например : «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок»,после чего передает мяч одному из участников, который должен будет продолжить сочинять этот детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу он должен точно повторить то, что сказал тренер. Следующий участник должен будет повторить то, что сказал предыдущий, а затем произнести свою фразу.

После того как упражнение будет выполнено, тренер переходит к обсуждению упражнения:

  • Что было труднее – сочинять свою фразу или повторять чужую?
  • Почему?

Далее участникам предлагается обратиться к раздаточным материалам (приложение 2) и обсудить значимость техники повторения.

Упражнение: участники делятся на пары. Один из партнеров произносит определенные тезисы (на любую тему), а задача другого – вставить цитаты из высказываний партнера в собственные фразы. Затем они меняются ролями.

Далее обсуждение того, как получилось упражнение, что вызывало трудности и предложение совместно выделить преимущества умения дословно повторять сказанное партнером.

13.15 – 15.00 Отработка техники перефразирования

Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими словами.

Тренер объединяет участников в команды. Каждая команда вспомнит какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения. Нужно перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «я» можно превратить в «автора», «дорогу» — «в путь» и т.д. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано.

— Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно отражало суть первоначального текста?

После обсуждения предлагается обратиться к раздаточным материалам (приложение 3) и поговорить о том, что дает нам умение перефразировать сказанное партнером.

Ролевая игра « В чем дело? »

Читать еще:  Разминка для тренинга

Участникам предлагается разделиться на три группы, каждая из которых должна придумать проблемную ситуацию. Группа должна сообщить участнику из другой группы определенное неприятное для него известие. Например, сообщить, что в проектную команду будет включен не он, а другой кандидат. Задача партнера: добиться максимально полного понимания позиции своего собеседника. Он должен стараться сделать это с помощью техник перефразирования и повторения.

После предполагается обсуждение результатов, трудностей и ощущений от игры.

перерыв 15.00 – 16.00

16.00 – 17.40 Отработка техники интерпретации

Цель: отработка умения формулировать свои предположения о причинах или целях высказывания партнера.

Участникам предлагается потренироваться в умении формулировать пробные гипотезы. Один из участников должен рассказать о каком-то своем поступке, возможно, о таком, который он сам до конца не понимает. Затем каждый из участников может задать ему пробный вопрос, который будет начинаться со слов : «А может быть, что ты…».Когда участник почувствует, что его правильно поняли, сессия интерпретаций закончится.

— Какие вопросы были наиболее удачными для прояснения причин или целей высказывания другого человека?

Участники обращаются к раздаточным материалам (приложение 4). Далее предлагается разделиться на тройки, где один из участников будет супервизором, другой – оператором, а третий – «жалобщиком». Задача участников – использовать технику интерпретации. После этого все снова садятся в круг и обсуждают, что получилось, а что – нет.

17.40 – 18.00 Подведение итогов дня

Тренер кратко перечисляет все техники, отработкой которых участники занимались в течение дня. Затем предлагает всем поделиться впечатлениями:

  • Что особенно запомнилось?
  • Что для каждого было самым важным?
  • Что понравилось и что не понравилось?
  • Кто хотел бы еще что-то добавить?

10.00 – 11.30 Развитие способности задавать открытые вопросы

Цель: предоставить возможность убедиться в ценности открытых вопросов для понимания партнера.

Суть игры заключатся в том, что участники путем задавания открытых вопросов должны отгадать некий объективный признак (пум-пум-пум), имеющийся у некоторых членов группы, загаданный ведущим. Нельзя задавать только один вопрос: «Что такое пум-пум-пум?».

После окончания упражнения тренер задает вопрос о том, какие преимущества и недостатки открытых вопросов. Результаты обсуждения можно представить в виде схемы на доске.

Далее участникам предлагается раздаточный материал, в котором описаны все нюансы задавания вопросов (приложение 5 ). Возможно, для большей структурированности тренеру стоит дать классификацию вопросов (закрытые, открытые и альтернативные).

Ролевая игра «Претендент»

Среди участников выбирается претендент на работу в агенстве, а остальные члены группы являются как бы нанимателями на работу. Задача участников, играющих роль менеджеров по персоналу, путем задавания открытых вопросов установить истинные мотивы поступления претендента в данную организацию.

После окончания игры участники обсуждают итоги игры. Как правило, выясняется, что наиболее информативны открытые и нейтральные вопросы.

11.45 – 13.15 Отработка техник малого разговора

Тренер выбирает нескольких участников, с каждым из которых заводит с ним малый разговор, используя техники малого разговора (цитирование партнера, позитивные констатации информирование, интересный рассказ).

После этого предлагает группе проанализировать эти примеры малого разговора и выделить приемы, которые помогают разговорить и расположить партнера (результаты записывает на флип-чарте).

Далее тренер рассказывает, на какие элементы подразделяется малый разговор, какие ошибки могут возникнуть в связи с этим и как их избежать. Раздает материалы, которыми можно будет воспользоваться при выполнении следующего задания (приложение 6).

Предлагается выполнение следующего упражнения:

Участники должны разделиться на группы (группа позитивных констатаций, группа информирования, группа интересного рассказа и группа цитирования). Каждая из групп должна выбрать себе целевую персону из противоположной группы и подготовить сценарий малого разговора с ней в своей технике. Через минут 15 начинаются презентации.

После окончания разговора тренер задает вопросы целевой персоне:

«Был ли этот разговор приятным и интересным для тебя?»,

«Хотелось ли продолжить разговор?»

«Что именно было интересным и приятным?»

После чего предлагает подвести итог: «Что помогает расположить партнера к беседе?».

перерыв на обед

14.15 – 15.45 Отработка техники вербализации чувств

Упражнение «Почтительная вербализация»

Цель: развитие умения использовать более почтительные формулировки для вербализации эмоциональных состояний.

Участники объединяются в пары по кругу. Те, кто в паре сидят справа, будут нападающими. Те, кто слева – регулирующими напряжение (их задача – снизить напряжение с помощью почтительной вербализации чувств). Каждой паре дается несколько минут на подготовку, после чего каждая пара должна по очереди должны продемонстрировать свои сценки. После окончания сценки тренер спрашивает у группы, было ли это сделано почтительно, эффективно.

После окончания упражнения тренер обсуждает с группой, какие формулировки оказались наиболее эффективными и записывает их на доске.

Далее тренер раздает материалы с менее ( и более) уважительными формулировками для вербализации чувств (приложение 7).

Упражнение «Расслоение по полюсам»

Для выполнения упражнения понадобится два ведущих, которые должны будут по наблюдаемым признакам определять личностные свойства других людей. Ведущие выйдут из комнаты на несколько минут, а когда вернуться будет сформировано две группы людей, представляющих два полюса (два полярных качества), например: чрезмерно осторожные – опрометчивые/ агрессивные – податливые и т.д. Задача ведущих – дать обеим группам какие-то задания. Надо придумать такие задания, чтобы их выполняли всей командой, и по тому, как команды будут выполнять задания, ведущие смогут понять, в чем различие между ними.

После выполнения упражнения группа обсуждает то, что получилось.

16.00 – 17.30 Невербальные компоненты общения

Стоит поднять в группе вопрос о значении невербальных компонентов общения. Участников просят перечислить невербальные компоненты общения. После этого тренер предлагает тому, кто хочет, поделиться своим личным опытом и вспомнить какие-либо ситуации, в которых очевидно проявлялась бы значимость данного компонента общения.

Затем тренер должен сказать что-то обоснованное и практически важное о том, какие невербальные сигналы важны в активном слушании. Тренер предлагает участникам рассмотреть фазы деловой беседы: вступление в контакт, ориентация в проблеме, обсуждение и решение. На фазе вступления в контакт очень важны невербальные компоненты общения. Участникам раздаются материалы (приложение 8).

Далее предлагается невербальное упражнение. Два ведущих уходят из комнаты, группа делится на две команды. Одной команде предлагается не улыбаться, когда ведущий будет здороваться с ними, а другой – наоборот, улыбаться. Задача ведущих — вступить в контакт со своими командами. Следующим заданием для команд будет смотреть для одной и не смотреть для другой команды в глаза ведущего.

После упражнения в кругу участники, как правило, сначала обсуждают, что получилось и что не получилось. Резюмируя, группа беседует о том, что установить контакт помогают такие сигналы, как улыбка, взгляд в глаза, ассиметричная поза, наклон вперёд, оптимальная для партнёров дистанция. Отсутствие их вызывает дискомфорт и затрудняет контакт.

17.30 – 18.00 Подведение итогов

  • Что запомнилось?
  • Что понравилось, а что нет?
  • Что нового вы узнали, извлекли из этого тренинга?
  • Какие ожидания сбылись?
  • Что бы вы предложили добавить (или убрать)?

Тренер благодарит группу за совместную работу и делится своими впечатлениями о процессе работы с данной группой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector