Основные принципы поведенческих тренингов
Принципы поведенческого тренинга наслаждения
Во-первых, в основе программы лежит принцип подкрепления в том виде, в котором его сформулировал Б. Ф. Скиннер. Следуя этому принципу, мы предполагаем, что удовольствие может проистекать из двух источников: 1) позитивного подкрепления, удовлетворения актуальных потребностей, достижения связанных с ними целей и 2) негативного подкрепления, то есть предотвращения наказания, неприятных и болезненных стимулов или последствий.
Первое (позитивное подкрепление) – более надежный и легко достижимый способ получения удовольствия.
В духе необихевиоризма мы предполагаем, что когнитивные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) также принимают непосредственное участие в наслаждении: на этих процессах основано наслаждение, и они же могут наслаждению препятствовать.
Далее, как умение, так и неумение наслаждаться мы рассматриваем как результат процессов научения. Неспособность получать удовольствие от жизни и наслаждаться ею, с нашей точки зрения, является следствием того, что люди просто не научены этому. Ответственными за неспособность наслаждаться жизнью может быть либо дефицитарный, либо ангедонистический [32] процессы.
Под дефицитарным процессом научения мы понимаем выученную привычку концентрироваться на недостатках объектов наслаждения, привычку воспринимать любое количество денег, комнат, одежды, мужчин или женщин, впечатлений как недостаточное для полного наслаждения. Часто с этим связана фиксация на собственных недостатках, недостатках социальной среды или окружающих людей. Формируется эта привычка в результате дефицитарного процесса научения, основанного на штрафах и негативной обратной связи.
Агедонистический процесс находит выражение в хорошо сформированных навыках страдания, прекрасном умении переживать негативные чувства в ущерб чувствам позитивным, пристальном внимании к объектам, которые вызывают страдание, и поразительном умении отыскивать такого рода объекты в любой точке времени и пространства.
Мы убеждены, что навыки страдания являются выученными реакциями и могут быть заменены навыками наслаждения, причем использовать для этого можно те же самые механизмы научения, с помощью которых формируется страдание.
Далее, следуя фундаментальной идее Райнера Лутца (Lutz, 1996), страдание и наслаждение мы склонны рассматривать в качестве двух относительно независимых друг от друга измерений. Иными словами, заявление о том, что чем больше страданий, тем меньше наслаждений, мы считаем верным лишь отчасти. Нам представляется, что страдание и наслаждение скорее представляют собой два разных процесса и увеличение количества удовольствия можно достичь при неизменном уровне страдания. Хотя, конечно, уменьшение страданий – цель сама по себе замечательная, она иногда труднодостижима. Принимая во внимание эту цель, в нашем тренинге мы все же концентрируемся на развитии умения наслаждаться.
Цели и задачи тренинга
Таким образом, целью нашей программы является обучение наслаждению. Мы стремимся к тому, чтобы участники группы начали наслаждаться такой жизнью, какая у них есть, и получали удовольствие от ее улучшения. Чтобы достичь этой цели, мы должны сформировать ряд навыков поведения и психологических механизмов, на которых мы здесь должны остановиться подробнее.
Знание и понимание правил наслаждения
Наслаждаться нужно правильно. Следование простым и очевидным правилам наслаждения представляется нам одной из важнейших целей тренинга. В то же время мы не рассматриваем эти правила в качестве догмы, скорее, видим в них необходимое (но никак не достаточное) условие наслаждения. Конечно, каждый участник тренинга и группа в целом вольны сами дополнять или изменять этот список правил.
Позитивная фокусировка внимания
Мы предполагаем, что смена пропорций страдания и наслаждения начинается с фокусировки внимания на объектах, событиях и действиях, приносящих удовольствие. Следствием такой фокусировки является то, что неприятные объекты и события замечаются реже, возникают позитивные эмоции, улучшается настроение, что, в свою очередь, облегчает позитивную фокусировку внимания.
Умение получать наслаждение от отдельных ощущений
Мы хотим научить участников тренинга быть внимательными к ощущениям отдельных модальностей и получать максимум удовольствия от вкуса, запаха, звука, цвета, прикосновения.
Мы предполагаем (и современные достижения психологии восприятия дают нам к этому достаточно оснований [33]), что из этих отдельных ощущений складывается «чувственная ткань» [34] наслаждения. На этом этапе тренинга участники учатся точно распознавать ощущения отдельных «модальностей», которые приносят им позитивные эмоции, учатся уделять время и внимание необычным приятным ощущениям разных модальностей, обращать внимание на маленькие радости жизни и концентрироваться на них.
Следующим шагом тренинга наслаждения является умение находить удовольствие в сложном сочетании ощущений отдельных модальностей, получать удовольствие от целостных предметов и образов. Здесь в качестве стимулов используются как реальные объекты, так и воображаемые образы.
Позитивное отношение к себе и к окружающим
Далее мы стремимся к тому, чтобы научить участников тренинга замечать в себе и в других позитивное и выражать свои позитивные эмоции во внутренней и внешней речи, добиваемся конгруэнтного и открытого выражения позитивных чувств в вербальной и невербальной плоскостях.
Обучение умению делать и принимать комплименты, увлекательно рассказывать о положительных качествах и событиях, привлекая к себе внимание окружающих, кажется нам существенным компонентом счастливой жизни.
Клиенты должны научиться заботиться о самих себе, обращаясь с собой так, как с ними обращался бы человек, желающий им исключительно добра и счастья, который хотел бы защитить их от неприятностей и предотвратить возможную боль и страдание. Собственно, эта цель лежит в основе всего тренинга наслаждения и позволяет связать воедино достаточно противоречивые способы наслаждения – гедонизм и аскетизм.
Тренировка действий, ведущих к наслаждению
Удивительно, но многие люди не научены доставлять себе (и другим) удовольствие. Это касается не только и не столько депрессивных клиентов, сколько вполне обычных и внешне благополучных людей. Одна из главных целей программы – обучение навыкам поведения, доставляющего удовольствие. Это поведение ведет к тем большему удовольствию, чем точнее оно скоординировано в отношении позитивных целей.
Постановка и достижение целей, доставляющих наслаждение
Умение ставить такого рода позитивные цели – следующая задача, решаемая программой тренинга наслаждения. Здесь также предполагается наличие определенных правил, умение концентрироваться на позитивном и некоторые коммуникативные навыки, помогающие согласовывать собственные цели с целями других людей и умение привлекательно говорить о собственных целях.
Принятие действий и переживаний, доставляющих наслаждение
Следовало бы ожидать, что люди легко принимают приятные действия и переживания, – они ведь доставляют удовольствие. Однако это совсем не так. Очень многие интериоризуют жесткий запрет на наслаждение, прививаемый им семьей и обществом. Наша цель состоит в разрушении этого запрета и принятии новых норм, разрешающих удовольствия, которые не мешают окружающим.
Здесь для нас ключевым понятием служит социальная компетентность в наслаждении, предполагающая умение вовлекать окружающих (в первую очередь – близких людей) в собственное наслаждение и умение находить компромиссы между наслаждением (самоутверждением в наслаждении) и противоречащими ему желаниями других людей (социальным приспособлением).
Принятие трудностей и аскетизм
В противоположность предыдущей цели мы стремимся к тому, чтобы люди в равной мере разрешали себе и окружающим некоторый аскетизм, допускали наличие в мире вещей неприятных, позволяли себе довольствоваться малым и от этого получать удовольствие.
Название программы
Название «Тренинг наслаждения», возможно, звучит несколько провоцирующе и может вызвать несколько преувеличенные и ошибочные ожидания. Многие психологи, с которыми мы обсуждали идею этой книги, предлагали заменить «наслаждение» на «удовольствие», объясняя это тем, что термин «наслаждение» будит у читателя неоправданные ассоциации либо с сексуальными извращениями, либо с алкоголем и наркотиками.
Нам представляется, что этот аргумент лишь еще более подчеркивает существование множества предрассудков и заблуждений, связанных с естественным для любого человека стремлением к наслаждению, и необходимость тренинга наслаждения.
В нашем тренинге мы, конечно, не оставляем без внимания вопросы сексуальности и пищевых удовольствий, но стремимся все же к умению получать удовольствие от жизни, какой бы она ни была, вне зависимости от ее (жизни) наполненности (или переполненности) сексом, едой, деньгами, впечатлениями и прочим.
В этой связи название «тренинг наслаждения» представляется нам вполне оправданным и обоснованным.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поведенческий (коммуникативный) тренинг
Поведенческий (коммуникативный) тренинг был основан на идеях поведенческой психотерапии, в частности на приемах подкрепления (приемы оперантного обусловливания). При этом подкрепление понимается как поощрение за любое позитивное изменение, улучшение в поведении или поощрение за выполнение сложных заданий. Основной целью коммуникативного тренинга выступает обучение приспособительным коммуникативным навыкам для использования в различных жизненных ситуациях. При этом в задачи тренинга входят, прежде всего:
- — освоение коммуникативных умений (в ситуации межличностного взаимодействия);
- — преодоление тревоги и управление ею в ситуации общения и взаимодействия;
- — приобретение независимости и компетентности в общении.
Поведенческий тренинг — курс обучения системе определенных умений,
при этом центральным выступает понятие учебной модели. Тренинговая группа является учебной моделью для усвоения некоторого навыка, личностный рост и групповые эффекты в такой группе считаются побочным результатом. Подбор членов группы происходит на основе сходных поведенческих проблем, затруднений, которые человек испытывает при определенных обстоятельствах (ситуации: знакомство с другим человеком, отказ в просьбе, выражение своих чувств и потребностей и пр.) 1 .
В коммуникативном тренинге спецификой является то, что для каждого участника разрабатываются цели и задачи различной сложности их достижения. Программа занятий, таким образом, может быть индивидуализированной.
В данном тренинге приемы и упражнения могут заимствоваться из других видов групповой работы: тренинга транзактного анализа, гештальт тренинга, психодрамы. Среди особенностей, присущих поведенческому (коммуникативному) тренингу, исследователи отмечают следующие основные техники 1 ‘, репетиция поведения и домашнее задание.
Репетиция (.моделирование) поведения — основная техника во всех поведенческих тренингах. Репетиция поведения с моделированием сложных ситуаций используется, когда участники группы не знают как или не могут вести себя уверенно и адекватно в определенных условиях. При этом участники, наблюдающие за репетицией (слушая уверенные ответы играющего), косвенно обучаются и усваивают это умение. В этом и состоит эффективность приема. В цикл репетиции поведения входят:
- 1) определение области поведения для репетиции;
- 2) инструктаж;
- 3) воспроизведение сцены (репетиция);
- 4) моделирование (коррекция) поведения со стороны группы и руководителя; [1][2]
- 5) введение иерархии задач (от простой к сложной в исполнении);
- 6) многократная репетиция;
- 7) обратная связь (для этого делают специальные перерывы).
При репетиции используют аудио- и видеозаписи уверенного поведения из телепередач, кинофильмов, а также записи проб самих участников. При этом участники должны видеть сдвиги в преодолении своих трудностей и оценивать их с помощью анкет, тестов, упражнений на самооценку и пр. Такое измерение помогает отследить поведенческую цепочку деструктивного поведения (рис. 14.4).
Рис. 14.4. Анализ цепочки деструктивного поведения
После того как участник выявит свою цепочку, он учится ее прерывать, и участники проигрывают, а затем обсуждают пути разрешения кризисных моментов.
В поведенческом тренинге используются различные способы регис трации поведения участников, самонаблюдения, например методики регистрации, дневники, контрольные листы. С их помощью фиксируются:
- — частота проявления поведения (деструктивного или рационального);
- — длительность его проявления;
- — его интенсивность, выраженность;
- — ситуации, в которых начинается и проявляется проблемное поведение.
Домашнее задание — важный прием коммуникативного тренинга, он служит проверкой приобретенных в группе навыков. Задания направлены на перенос усвоенного поведения в реальные жизненные ситуации. Бывают простые задания (например, попросить о чем-то знакомого) и более трудные (например, попросить близкого человека о чем-то важном). При этом все задания должны быть реалистичными, т.е. учитывать особенности и интересы других людей (не участников группы), не нарушать принятые этические нормы поведения. Домашние задания обязательно проверяются, контролируются и оцениваются (анализируются) руководителем и другими участниками.
На сегодняшний день исследователи выделяют множество различных направлений поведенческого (коммуникативного) тренинга. В зависимости от сферы деятельности (официальной или неофициальной) различают виды коммуникативных умений, соответственно, выделяют группы поведенческих тренингов. В работе Н. В. Матяш приведены основные группы поведенческих тренингов, используемых на сегодняшний день [3] .
Тренинги, направленные на развитие навыков общения в профессиональной деятельности:
- — тренинги делового общения;
- — тренинги телефонного общения;
- — тренинги продаж;
- — тренинги переговорного процесса;
- — тренинги командообразования.
В качестве примеров назовем такие тренинги: «Типы клиентов и выбор эффективной стратегии продаж»; «Фундамент будущего: системный подход к задачам управления»; «Клиент всегда прав: от лозунга к реальности» и пр.
Тренинги, направленные на развитие коммуникативных свойств личности в межличностном общении:
- — тренинг ассертивности;
- — тренинг повышения уверенности в себе;
- — тренинг самоутверждения.
Остановимся чуть подробнее на данных видах тренингов. Так, тренинг ассертивности (психологической самозащиты) формирует навыки уверенного осознанного поведения. При этом уверенное поведение понимается как способность открыто высказываться о поведении других людей, когда данные высказывания делаются не с позиций враждебности или самозащиты. Неуверенное поведение отличается неявной критикой и непрямым выражением своих желаний, тревожностью и пр. Агрессивное поведение выражается в чрезмерной требовательности и враждебности по отношению к другим.
Участников тренинга ассертивности обучают в корректной форме выдвигать справедливые требования, отстаивать свою позицию (например, говорить «нет»), критиковать других, обращать внимание окружающих на себя (свои цели и интересы). Такой тренинг решает следующие задачи:
- 1) повышение осведомленности человека о его юридических правах;
- 2) осознание человеком и принятие его права быть уверенным в себе («открыть глаза»), быть свободным человеком и чего-то требовать, устанавливать собственные приоритеты и права (в том числе как члена семьи);
- 3) приобретение человеком умения различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение;
- 4) обучение слушателей конкретным вербальным и невербальным навыкам, средствам выражения уверенного поведения.
Отметим, что в данном тренинге не существует строгой программы, но в структуре занятия выделяют некоторые элементы, например:
воспроизведение предложенных реакции в ролевой игре;
- — совершенствование навыков;
- — когнитивное переструктурирование (получение новой информации о своих правах, переосмысление и отреагирование иррациональных убеждений);
- — генерализация опыта (домашние задания).
Рассмотрим социально-психологический трелит навыков делового общения.
Деловое общение есть процесс совместного продвижения в разрешении проблем путем сопоставления (столкновения, ассимиляции, согласования, взаимообогащения и т.д.) предметных позиций участников. Необходимым условием такого общения выступает достижение взаимопонимания между партнерами. Занятие участниками той или иной межличностной позиции (в координатах «доминирование — подчинение» и «дружелюбие — враждебность») может способствовать или, напротив, препятствовать эффективному взаимодействию предметных позиций 1 . В практикуме в конце главы приводится сценарий сюжетно-ролевой игры «Экзамен», которая позволяет продемонстрировать все указанные параметры делового общения и их взаимосвязь.
В деловом общении практики выделяют три уровня активности субъекта 1 .
- 1) стратегия — как реализация личностных коммуникативных установок («открытость — закрытость», «монологичность — диалогичность»);
- 2) техника — совокупность конкретных коммуникативных умений;
- 3) тактика — реализация в конкретной ситуации делового взаимодействия коммуникативной стратегии на основе владения техническими приемами.
В тренинге навыков делового общения активно используется прием обратной связи, что усиливает обучающий эффект. При этом может осуществляться видеозапись отдельных актов экспериментирования членов тренинговой группы с новыми паттернами поведения.
Структура программы тренинга четко задается целями, процессами и методами обучения. Отправной пункт для определения целей — техническое задание организации-заказчика. Конечный пункт — формулирование операциональных критериев ожидаемого эффекта тренинга. При определении целей тренинга учитываются следующие моменты [4] [5] [6] :
- — концепция человека, принятая в данном обществе (нормативное представление о желаемой степени выраженности тех или иных психологических качеств);
- — личные потребности тренируемых, что обеспечивает необходимый уровень мотивации их участия в тренинге;
- — теоретические средства тренинга (психологические теории «среднего ранга», позволяющие установить затруднения (дефициты) в общении и обосновать пути их преодоления);
- — методические средства тренинга, определяемые диапазоном возможностей используемых методов;
- — уровень квалификации тренеров, т.е. степень владения методами и способность нести ответственность за результаты и побочные эффекты тренинга.
В тренинге делового общения используется большое количество разнообразных методов. Укажем основные, которые оправдали свое применение в практике делового общения [6] .
- 1. Лекция с применением технических средств обучения (иногда сведена до коротких теоретических отступлений по 10—15 мин). Она также может сопровождаться небольшим письменным текстом по одной учебной теме (информационный лист).
- 2. Ролевая игра — основной метод тренинга. В ролевых играх длительностью 3—5 мин воспроизводятся трудные ситуации профессионального общения (типовые или реальные из жизни организации-заказчика).
- 3. Групповая дискуссия — используется в трех формах:
- а) обсуждение содержания информационного листа;
- б) совместный анализ видеозаписи ролевой игры или других упражнений;
- в) подведение итогов в конце сеанса, дня, цикла.
- 4. Учебные коммуникативные упражнения для отработки отдельных элементов осваиваемой модели (с видеозаписью или без нее).
- 5. Психогимнастические упражнения — специальные упражнения из арсенала тренинга сензитивности и групп встреч, с помощью которых регулируется эмоциональное состояние группы и стимулируются процессы групповой динамики.
- 6. Методы психологической разгрузки призваны поддерживать высокую работоспособность тренируемых в течение всего учебного дня.
- 7. Демонстрация моделей требуемого поведения может осуществляться либо непосредственно тренерами в парс друг с другом, либо с помощью демонстрации учебных видеофильмов.
- 8. Самообучение тренируемых во время и после тренинга. Дополнительным «пространством» для самообучения становятся перерывы между сеансами и учебными днями.
- 9. Индивидуальное психологическое консультирование осуществляется до тренинга, в перерывах на тренинге и после тренинга.
Итак, поведенческие (коммуникативные) тренинги очень эффективны, имеют прикладную направленность, поэтому наиболее востребованны среди других видов психологической работы.
- [1] Матяш U. В.у Павлова Т. Л. Методы активного социально-психологического обучения.С. 47.
- [2] Там же. С. 47-49.
- [3] Матяш II. В., Павлова Т. Л. Методы активного социалыю-психологического обучения.С. 49-50.
- [4] См. подробнее: Психология общения : учебник и практикум для академического бакалавриата. Гл. 6; Жуков 10. М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988.
- [5] 1 Оганесян Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: Тренинги,дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2002.
- [6] Методы активного социально-психологического обучения. С. 31—32.
- [7] Методы активного социально-психологического обучения. С. 31—32.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .
Смотреть что такое «ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ» в других словарях:
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — Тренинг, направленный на освоение способов и навыков поведения в различных ситуациях, например, связанных с выбором и построением профессиональной карьеры Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — тренинг, направленный на освоение способов и навыков поведения в различных ситуациях, например, связанных с выбором и построением профессиональной карьеры … Словарь по профориентации и психологической поддержке
тренинг социально-психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (см. социально психологическая компетентность). Базовыми методами Т.с. п. являются… … Большая психологическая энциклопедия
Тренинг — англ.Train обучать, воспитывать систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, перцептивный тренинг, поведенческий тренинг, тренинг… … Словарь бизнес-терминов
Тренинг психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, формирования навыков конструктивного поведения. Базовыми методами Т.п. являются… … Педагогический терминологический словарь
ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами Т. с.– п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Тренинг социально-психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами Т. с. п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных… … Психологический лексикон
ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ — Один из психотерапевтических методов, примыкающих к поведенческой психотерапии. Фенстергейм (Fensterheim H.), автор книги «Не говори да , когда хочешь сказать нет », поведенческий психотерапевт и психолог, считает, что тренинг,… … Психотерапевтическая энциклопедия
ТРЕНИНГ — (от англ. train тренировать, тренироваться). В психотерапии Т. это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального… … Психотерапевтическая энциклопедия
Социально-психологический тренинг — совокупность объединенных единым замыслом психотехнических средств (игр, упражнений, приемов, дискуссий и др.) и способов их применения в целях формирования, развития, коррекции различных социально психологических характеристик личности и… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Основные принципы проведения тренингов.
Принципы проведения тренингов при подготовке специалистов раскрывают психологические механизмы, способствующие развитию и коррекции личности, а также правила поведения участников тренинга и ведущего (психолога, тренера, психотерапевта). Соблюдение принципов тренинговой работы обеспечивает достижение максимального результата тренинга за счет создания атмосферы искренности и самораскрытия между членами группы и тренером.
Самым первостепенным и важным принципом проведения тренинговой работы является принцип гуманистического отношения к личности, который выражается в уважительном отношении к друг к другу, в принятии людей такими, какие они есть. Психолог не должен стремиться «переделать» человека. Решение о необходимости какой-либо коррекции и развитии тех или иных своих качеств каждый участник должен принимать самостоятельно.
Принцип активности означает необходимость активного участия во всех действиях группы и запрет на отказ от выполнения упражнений. На тренинге нет тех, кто пришел «просто послушать» — либо участник принимает принцип активности, либо не присутствует вообще.
Принцип ответственности за развитие других участников тренинга. Другими словами во время тренинга нельзя зацикливаться исключительно на собственных ощущениях, важны взаимодействие и взаимопомощь участников, обратная связь от участника к группе, от группы к тренеру и т.п. Здесь же следует отметить необходимость доброжелательного отношения участников группы друг к другу, поддержки приятной атмосферы, способствующей комфортному состоянию, самораскрытию и продуктивному обучению каждого человека.
— Принцип «здесь и сейчас». Участники переживают и обсуждают только то, что непосредственно происходит перед их глазами в настоящий момент (и ничего более), и говорят исключительно от себя, от первого лица. Кроме того, действует запрет на оценочные суждения.
— Принцип конфиденциальности. Он заключается в том, что за пределы тренинга не должно выноситься ничего из происходящего там, нельзя обсуждать участников тренинга с другими людьми и т.п. [3]. Последнее — важно не только для участников тренинга, но и для конкретной организации, где они проводятся. Рассказы о происходящем в рамках тренинговой работы не только неэтичны по отношению к участникам тренинга, но и нарушают тренинговую технологию как таковую. Участник не вправе рассказывать коллегам или руководству о том, как себя вел на тренинге тот или иной участник, что там делали, насколько хорошо или плохо получалось. Максимум, что психолог может вынести на обсуждение — это озвучить свое мнение о результативности тренинга, полезности его для себя, проблемах, которые были разрешены.
Общие задачи тренинга.
В целом, оптимальное тренинговое занятие может выполнять следующие задачи:
1. обучающую: развитие общепсихических умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации различной модальности, развитие навыков владения деловой речью и т.п.;
2. психотехническую — формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, например, перестройка психики для усвоения больших объемов информации, повышения эмоциональной устойчивости и т.п.;
3. коммуникативную — объединение и выработка сплоченности у членов группы, установление эмоциональных контактов, развитие спектра коммуникативных техник участников группы;
4. релаксационную и терапевтическую — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в ходе деятельности, снятие внутренних противоречий и конфликтов у участников тренинговой группы;
5. рекреационную — создание благоприятной атмосферы и положительного мотивационного настроя на занятия группе, в частности, и на деятельность вообще.