Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
66 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные принципы поведенческих тренингов

Принципы поведенческого тренинга наслаждения

Во-первых, в основе программы лежит принцип подкрепления в том виде, в котором его сформулировал Б. Ф. Скиннер. Следуя этому принципу, мы предполагаем, что удовольствие может проистекать из двух источников: 1) позитивного подкрепления, удовлетворения актуальных потребностей, достижения связанных с ними целей и 2) негативного подкрепления, то есть предотвращения наказания, неприятных и болезненных стимулов или последствий.

Первое (позитивное подкрепление) – более надежный и легко достижимый способ получения удовольствия.

В духе необихевиоризма мы предполагаем, что когнитивные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) также принимают непосредственное участие в наслаждении: на этих процессах основано наслаждение, и они же могут наслаждению препятствовать.

Далее, как умение, так и неумение наслаждаться мы рассматриваем как результат процессов научения. Неспособность получать удовольствие от жизни и наслаждаться ею, с нашей точки зрения, является следствием того, что люди просто не научены этому. Ответственными за неспособность наслаждаться жизнью может быть либо дефицитарный, либо ангедонистический [32] процессы.

Под дефицитарным процессом научения мы понимаем выученную привычку концентрироваться на недостатках объектов наслаждения, привычку воспринимать любое количество денег, комнат, одежды, мужчин или женщин, впечатлений как недостаточное для полного наслаждения. Часто с этим связана фиксация на собственных недостатках, недостатках социальной среды или окружающих людей. Формируется эта привычка в результате дефицитарного процесса научения, основанного на штрафах и негативной обратной связи.

Агедонистический процесс находит выражение в хорошо сформированных навыках страдания, прекрасном умении переживать негативные чувства в ущерб чувствам позитивным, пристальном внимании к объектам, которые вызывают страдание, и поразительном умении отыскивать такого рода объекты в любой точке времени и пространства.

Мы убеждены, что навыки страдания являются выученными реакциями и могут быть заменены навыками наслаждения, причем использовать для этого можно те же самые механизмы научения, с помощью которых формируется страдание.

Далее, следуя фундаментальной идее Райнера Лутца (Lutz, 1996), страдание и наслаждение мы склонны рассматривать в качестве двух относительно независимых друг от друга измерений. Иными словами, заявление о том, что чем больше страданий, тем меньше наслаждений, мы считаем верным лишь отчасти. Нам представляется, что страдание и наслаждение скорее представляют собой два разных процесса и увеличение количества удовольствия можно достичь при неизменном уровне страдания. Хотя, конечно, уменьшение страданий – цель сама по себе замечательная, она иногда труднодостижима. Принимая во внимание эту цель, в нашем тренинге мы все же концентрируемся на развитии умения наслаждаться.

Цели и задачи тренинга

Таким образом, целью нашей программы является обучение наслаждению. Мы стремимся к тому, чтобы участники группы начали наслаждаться такой жизнью, какая у них есть, и получали удовольствие от ее улучшения. Чтобы достичь этой цели, мы должны сформировать ряд навыков поведения и психологических механизмов, на которых мы здесь должны остановиться подробнее.

Знание и понимание правил наслаждения

Наслаждаться нужно правильно. Следование простым и очевидным правилам наслаждения представляется нам одной из важнейших целей тренинга. В то же время мы не рассматриваем эти правила в качестве догмы, скорее, видим в них необходимое (но никак не достаточное) условие наслаждения. Конечно, каждый участник тренинга и группа в целом вольны сами дополнять или изменять этот список правил.

Позитивная фокусировка внимания

Мы предполагаем, что смена пропорций страдания и наслаждения начинается с фокусировки внимания на объектах, событиях и действиях, приносящих удовольствие. Следствием такой фокусировки является то, что неприятные объекты и события замечаются реже, возникают позитивные эмоции, улучшается настроение, что, в свою очередь, облегчает позитивную фокусировку внимания.

Умение получать наслаждение от отдельных ощущений

Мы хотим научить участников тренинга быть внимательными к ощущениям отдельных модальностей и получать максимум удовольствия от вкуса, запаха, звука, цвета, прикосновения.

Мы предполагаем (и современные достижения психологии восприятия дают нам к этому достаточно оснований [33]), что из этих отдельных ощущений складывается «чувственная ткань» [34] наслаждения. На этом этапе тренинга участники учатся точно распознавать ощущения отдельных «модальностей», которые приносят им позитивные эмоции, учатся уделять время и внимание необычным приятным ощущениям разных модальностей, обращать внимание на маленькие радости жизни и концентрироваться на них.

Следующим шагом тренинга наслаждения является умение находить удовольствие в сложном сочетании ощущений отдельных модальностей, получать удовольствие от целостных предметов и образов. Здесь в качестве стимулов используются как реальные объекты, так и воображаемые образы.

Позитивное отношение к себе и к окружающим

Далее мы стремимся к тому, чтобы научить участников тренинга замечать в себе и в других позитивное и выражать свои позитивные эмоции во внутренней и внешней речи, добиваемся конгруэнтного и открытого выражения позитивных чувств в вербальной и невербальной плоскостях.

Обучение умению делать и принимать комплименты, увлекательно рассказывать о положительных качествах и событиях, привлекая к себе внимание окружающих, кажется нам существенным компонентом счастливой жизни.

Клиенты должны научиться заботиться о самих себе, обращаясь с собой так, как с ними обращался бы человек, желающий им исключительно добра и счастья, который хотел бы защитить их от неприятностей и предотвратить возможную боль и страдание. Собственно, эта цель лежит в основе всего тренинга наслаждения и позволяет связать воедино достаточно противоречивые способы наслаждения – гедонизм и аскетизм.

Тренировка действий, ведущих к наслаждению

Удивительно, но многие люди не научены доставлять себе (и другим) удовольствие. Это касается не только и не столько депрессивных клиентов, сколько вполне обычных и внешне благополучных людей. Одна из главных целей программы – обучение навыкам поведения, доставляющего удовольствие. Это поведение ведет к тем большему удовольствию, чем точнее оно скоординировано в отношении позитивных целей.

Постановка и достижение целей, доставляющих наслаждение

Умение ставить такого рода позитивные цели – следующая задача, решаемая программой тренинга наслаждения. Здесь также предполагается наличие определенных правил, умение концентрироваться на позитивном и некоторые коммуникативные навыки, помогающие согласовывать собственные цели с целями других людей и умение привлекательно говорить о собственных целях.

Читать еще:  Тренинговые упражнения для детей

Принятие действий и переживаний, доставляющих наслаждение

Следовало бы ожидать, что люди легко принимают приятные действия и переживания, – они ведь доставляют удовольствие. Однако это совсем не так. Очень многие интериоризуют жесткий запрет на наслаждение, прививаемый им семьей и обществом. Наша цель состоит в разрушении этого запрета и принятии новых норм, разрешающих удовольствия, которые не мешают окружающим.

Здесь для нас ключевым понятием служит социальная компетентность в наслаждении, предполагающая умение вовлекать окружающих (в первую очередь – близких людей) в собственное наслаждение и умение находить компромиссы между наслаждением (самоутверждением в наслаждении) и противоречащими ему желаниями других людей (социальным приспособлением).

Принятие трудностей и аскетизм

В противоположность предыдущей цели мы стремимся к тому, чтобы люди в равной мере разрешали себе и окружающим некоторый аскетизм, допускали наличие в мире вещей неприятных, позволяли себе довольствоваться малым и от этого получать удовольствие.

Название программы

Название «Тренинг наслаждения», возможно, звучит несколько провоцирующе и может вызвать несколько преувеличенные и ошибочные ожидания. Многие психологи, с которыми мы обсуждали идею этой книги, предлагали заменить «наслаждение» на «удовольствие», объясняя это тем, что термин «наслаждение» будит у читателя неоправданные ассоциации либо с сексуальными извращениями, либо с алкоголем и наркотиками.

Нам представляется, что этот аргумент лишь еще более подчеркивает существование множества предрассудков и заблуждений, связанных с естественным для любого человека стремлением к наслаждению, и необходимость тренинга наслаждения.

В нашем тренинге мы, конечно, не оставляем без внимания вопросы сексуальности и пищевых удовольствий, но стремимся все же к умению получать удовольствие от жизни, какой бы она ни была, вне зависимости от ее (жизни) наполненности (или переполненности) сексом, едой, деньгами, впечатлениями и прочим.

В этой связи название «тренинг наслаждения» представляется нам вполне оправданным и обоснованным.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поведенческий (коммуникативный) тренинг

Поведенческий (коммуникативный) тренинг был основан на идеях поведенческой психотерапии, в частности на приемах подкрепления (приемы оперантного обусловливания). При этом подкрепление понимается как поощрение за любое позитивное изменение, улучшение в поведении или поощрение за выполнение сложных заданий. Основной целью коммуникативного тренинга выступает обучение приспособительным коммуникативным навыкам для использования в различных жизненных ситуациях. При этом в задачи тренинга входят, прежде всего:

  • — освоение коммуникативных умений (в ситуации межличностного взаимодействия);
  • — преодоление тревоги и управление ею в ситуации общения и взаимодействия;
  • — приобретение независимости и компетентности в общении.

Поведенческий тренинг — курс обучения системе определенных умений,

при этом центральным выступает понятие учебной модели. Тренинговая группа является учебной моделью для усвоения некоторого навыка, личностный рост и групповые эффекты в такой группе считаются побочным результатом. Подбор членов группы происходит на основе сходных поведенческих проблем, затруднений, которые человек испытывает при определенных обстоятельствах (ситуации: знакомство с другим человеком, отказ в просьбе, выражение своих чувств и потребностей и пр.) 1 .

В коммуникативном тренинге спецификой является то, что для каждого участника разрабатываются цели и задачи различной сложности их достижения. Программа занятий, таким образом, может быть индивидуализированной.

В данном тренинге приемы и упражнения могут заимствоваться из других видов групповой работы: тренинга транзактного анализа, гештальт тренинга, психодрамы. Среди особенностей, присущих поведенческому (коммуникативному) тренингу, исследователи отмечают следующие основные техники 1 ‘, репетиция поведения и домашнее задание.

Репетиция (.моделирование) поведения — основная техника во всех поведенческих тренингах. Репетиция поведения с моделированием сложных ситуаций используется, когда участники группы не знают как или не могут вести себя уверенно и адекватно в определенных условиях. При этом участники, наблюдающие за репетицией (слушая уверенные ответы играющего), косвенно обучаются и усваивают это умение. В этом и состоит эффективность приема. В цикл репетиции поведения входят:

  • 1) определение области поведения для репетиции;
  • 2) инструктаж;
  • 3) воспроизведение сцены (репетиция);
  • 4) моделирование (коррекция) поведения со стороны группы и руководителя; [1][2]
  • 5) введение иерархии задач (от простой к сложной в исполнении);
  • 6) многократная репетиция;
  • 7) обратная связь (для этого делают специальные перерывы).

При репетиции используют аудио- и видеозаписи уверенного поведения из телепередач, кинофильмов, а также записи проб самих участников. При этом участники должны видеть сдвиги в преодолении своих трудностей и оценивать их с помощью анкет, тестов, упражнений на самооценку и пр. Такое измерение помогает отследить поведенческую цепочку деструктивного поведения (рис. 14.4).

Рис. 14.4. Анализ цепочки деструктивного поведения

После того как участник выявит свою цепочку, он учится ее прерывать, и участники проигрывают, а затем обсуждают пути разрешения кризисных моментов.

В поведенческом тренинге используются различные способы регис трации поведения участников, самонаблюдения, например методики регистрации, дневники, контрольные листы. С их помощью фиксируются:

  • — частота проявления поведения (деструктивного или рационального);
  • — длительность его проявления;
  • — его интенсивность, выраженность;
  • — ситуации, в которых начинается и проявляется проблемное поведение.

Домашнее задание — важный прием коммуникативного тренинга, он служит проверкой приобретенных в группе навыков. Задания направлены на перенос усвоенного поведения в реальные жизненные ситуации. Бывают простые задания (например, попросить о чем-то знакомого) и более трудные (например, попросить близкого человека о чем-то важном). При этом все задания должны быть реалистичными, т.е. учитывать особенности и интересы других людей (не участников группы), не нарушать принятые этические нормы поведения. Домашние задания обязательно проверяются, контролируются и оцениваются (анализируются) руководителем и другими участниками.

На сегодняшний день исследователи выделяют множество различных направлений поведенческого (коммуникативного) тренинга. В зависимости от сферы деятельности (официальной или неофициальной) различают виды коммуникативных умений, соответственно, выделяют группы поведенческих тренингов. В работе Н. В. Матяш приведены основные группы поведенческих тренингов, используемых на сегодняшний день [3] .

Читать еще:  Тренинг разминка разогрев

Тренинги, направленные на развитие навыков общения в профессиональной деятельности:

  • — тренинги делового общения;
  • — тренинги телефонного общения;
  • — тренинги продаж;
  • — тренинги переговорного процесса;
  • — тренинги командообразования.

В качестве примеров назовем такие тренинги: «Типы клиентов и выбор эффективной стратегии продаж»; «Фундамент будущего: системный подход к задачам управления»; «Клиент всегда прав: от лозунга к реальности» и пр.

Тренинги, направленные на развитие коммуникативных свойств личности в межличностном общении:

  • — тренинг ассертивности;
  • — тренинг повышения уверенности в себе;
  • — тренинг самоутверждения.

Остановимся чуть подробнее на данных видах тренингов. Так, тренинг ассертивности (психологической самозащиты) формирует навыки уверенного осознанного поведения. При этом уверенное поведение понимается как способность открыто высказываться о поведении других людей, когда данные высказывания делаются не с позиций враждебности или самозащиты. Неуверенное поведение отличается неявной критикой и непрямым выражением своих желаний, тревожностью и пр. Агрессивное поведение выражается в чрезмерной требовательности и враждебности по отношению к другим.

Участников тренинга ассертивности обучают в корректной форме выдвигать справедливые требования, отстаивать свою позицию (например, говорить «нет»), критиковать других, обращать внимание окружающих на себя (свои цели и интересы). Такой тренинг решает следующие задачи:

  • 1) повышение осведомленности человека о его юридических правах;
  • 2) осознание человеком и принятие его права быть уверенным в себе («открыть глаза»), быть свободным человеком и чего-то требовать, устанавливать собственные приоритеты и права (в том числе как члена семьи);
  • 3) приобретение человеком умения различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение;
  • 4) обучение слушателей конкретным вербальным и невербальным навыкам, средствам выражения уверенного поведения.

Отметим, что в данном тренинге не существует строгой программы, но в структуре занятия выделяют некоторые элементы, например:

воспроизведение предложенных реакции в ролевой игре;

  • — совершенствование навыков;
  • — когнитивное переструктурирование (получение новой информации о своих правах, переосмысление и отреагирование иррациональных убеждений);
  • — генерализация опыта (домашние задания).

Рассмотрим социально-психологический трелит навыков делового общения.

Деловое общение есть процесс совместного продвижения в разрешении проблем путем сопоставления (столкновения, ассимиляции, согласования, взаимообогащения и т.д.) предметных позиций участников. Необходимым условием такого общения выступает достижение взаимопонимания между партнерами. Занятие участниками той или иной межличностной позиции (в координатах «доминирование — подчинение» и «дружелюбие — враждебность») может способствовать или, напротив, препятствовать эффективному взаимодействию предметных позиций 1 . В практикуме в конце главы приводится сценарий сюжетно-ролевой игры «Экзамен», которая позволяет продемонстрировать все указанные параметры делового общения и их взаимосвязь.

В деловом общении практики выделяют три уровня активности субъекта 1 .

  • 1) стратегия — как реализация личностных коммуникативных установок («открытость — закрытость», «монологичность — диалогичность»);
  • 2) техника — совокупность конкретных коммуникативных умений;
  • 3) тактика — реализация в конкретной ситуации делового взаимодействия коммуникативной стратегии на основе владения техническими приемами.

В тренинге навыков делового общения активно используется прием обратной связи, что усиливает обучающий эффект. При этом может осуществляться видеозапись отдельных актов экспериментирования членов тренинговой группы с новыми паттернами поведения.

Структура программы тренинга четко задается целями, процессами и методами обучения. Отправной пункт для определения целей — техническое задание организации-заказчика. Конечный пункт — формулирование операциональных критериев ожидаемого эффекта тренинга. При определении целей тренинга учитываются следующие моменты [4] [5] [6] :

  • концепция человека, принятая в данном обществе (нормативное представление о желаемой степени выраженности тех или иных психологических качеств);
  • личные потребности тренируемых, что обеспечивает необходимый уровень мотивации их участия в тренинге;
  • теоретические средства тренинга (психологические теории «среднего ранга», позволяющие установить затруднения (дефициты) в общении и обосновать пути их преодоления);
  • методические средства тренинга, определяемые диапазоном возможностей используемых методов;
  • уровень квалификации тренеров, т.е. степень владения методами и способность нести ответственность за результаты и побочные эффекты тренинга.

В тренинге делового общения используется большое количество разнообразных методов. Укажем основные, которые оправдали свое применение в практике делового общения [6] .

  • 1. Лекция с применением технических средств обучения (иногда сведена до коротких теоретических отступлений по 10—15 мин). Она также может сопровождаться небольшим письменным текстом по одной учебной теме (информационный лист).
  • 2. Ролевая игра — основной метод тренинга. В ролевых играх длительностью 3—5 мин воспроизводятся трудные ситуации профессионального общения (типовые или реальные из жизни организации-заказчика).
  • 3. Групповая дискуссия — используется в трех формах:
    • а) обсуждение содержания информационного листа;
    • б) совместный анализ видеозаписи ролевой игры или других упражнений;
    • в) подведение итогов в конце сеанса, дня, цикла.
  • 4. Учебные коммуникативные упражнения для отработки отдельных элементов осваиваемой модели (с видеозаписью или без нее).
  • 5. Психогимнастические упражнения — специальные упражнения из арсенала тренинга сензитивности и групп встреч, с помощью которых регулируется эмоциональное состояние группы и стимулируются процессы групповой динамики.
  • 6. Методы психологической разгрузки призваны поддерживать высокую работоспособность тренируемых в течение всего учебного дня.
  • 7. Демонстрация моделей требуемого поведения может осуществляться либо непосредственно тренерами в парс друг с другом, либо с помощью демонстрации учебных видеофильмов.
  • 8. Самообучение тренируемых во время и после тренинга. Дополнительным «пространством» для самообучения становятся перерывы между сеансами и учебными днями.
  • 9. Индивидуальное психологическое консультирование осуществляется до тренинга, в перерывах на тренинге и после тренинга.

Итак, поведенческие (коммуникативные) тренинги очень эффективны, имеют прикладную направленность, поэтому наиболее востребованны среди других видов психологической работы.

  • [1] Матяш U. В.у Павлова Т. Л. Методы активного социально-психологического обучения.С. 47.
  • [2] Там же. С. 47-49.
  • [3] Матяш II. В., Павлова Т. Л. Методы активного социалыю-психологического обучения.С. 49-50.
  • [4] См. подробнее: Психология общения : учебник и практикум для академического бакалавриата. Гл. 6; Жуков 10. М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988.
  • [5] 1 Оганесян Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: Тренинги,дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2002.
  • [6] Методы активного социально-психологического обучения. С. 31—32.
  • [7] Методы активного социально-психологического обучения. С. 31—32.
Читать еще:  Двигательные разминки для тренинга

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое «ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ» в других словарях:

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — Тренинг, направленный на освоение способов и навыков поведения в различных ситуациях, например, связанных с выбором и построением профессиональной карьеры Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — тренинг, направленный на освоение способов и навыков поведения в различных ситуациях, например, связанных с выбором и построением профессиональной карьеры … Словарь по профориентации и психологической поддержке

тренинг социально-психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении (см. социально психологическая компетентность). Базовыми методами Т.с. п. являются… … Большая психологическая энциклопедия

Тренинг — англ.Train обучать, воспитывать систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Различают тренинг делового общения, тренинг продаж, перцептивный тренинг, поведенческий тренинг, тренинг… … Словарь бизнес-терминов

Тренинг психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, формирования навыков конструктивного поведения. Базовыми методами Т.п. являются… … Педагогический терминологический словарь

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами Т. с.– п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Тренинг социально-психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами Т. с. п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных… … Психологический лексикон

ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ ЧУВСТВА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ — Один из психотерапевтических методов, примыкающих к поведенческой психотерапии. Фенстергейм (Fensterheim H.), автор книги «Не говори да , когда хочешь сказать нет », поведенческий психотерапевт и психолог, считает, что тренинг,… … Психотерапевтическая энциклопедия

ТРЕНИНГ — (от англ. train тренировать, тренироваться). В психотерапии Т. это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального… … Психотерапевтическая энциклопедия

Социально-психологический тренинг — совокупность объединенных единым замыслом психотехнических средств (игр, упражнений, приемов, дискуссий и др.) и способов их применения в целях формирования, развития, коррекции различных социально психологических характеристик личности и… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Основные принципы проведения тренингов.

Принципы проведения тренингов при подготовке специалистов раскрывают психологические механизмы, способствующие развитию и коррекции личности, а также правила поведения участников тренинга и ведущего (психолога, тренера, психотерапевта). Соблюдение принципов тренинговой работы обеспечивает достижение максимального результата тренинга за счет создания атмосферы искренности и самораскрытия между членами группы и тренером.

Самым первостепенным и важным принципом проведения тренинговой работы является принцип гуманистического отношения к личности, который выражается в уважительном отношении к друг к другу, в принятии людей такими, какие они есть. Психолог не должен стремиться «переделать» человека. Решение о необходимости какой-либо коррекции и развитии тех или иных своих качеств каждый участник должен принимать самостоятельно.

Принцип активности означает необходимость активного участия во всех действиях группы и запрет на отказ от выполнения упражнений. На тренинге нет тех, кто пришел «просто послушать» — либо участник принимает принцип активности, либо не присутствует вообще.

Принцип ответственности за развитие других участников тренинга. Другими словами во время тренинга нельзя зацикливаться исключительно на собственных ощущениях, важны взаимодействие и взаимопомощь участников, обратная связь от участника к группе, от группы к тренеру и т.п. Здесь же следует отметить необходимость доброжелательного отношения участников группы друг к другу, поддержки приятной атмосферы, способствующей комфортному состоянию, самораскрытию и продуктивному обучению каждого человека.

— Принцип «здесь и сейчас». Участники переживают и обсуждают только то, что непосредственно происходит перед их глазами в настоящий момент (и ничего более), и говорят исключительно от себя, от первого лица. Кроме того, действует запрет на оценочные суждения.

— Принцип конфиденциальности. Он заключается в том, что за пределы тренинга не должно выноситься ничего из происходящего там, нельзя обсуждать участников тренинга с другими людьми и т.п. [3]. Последнее — важно не только для участников тренинга, но и для конкретной организации, где они проводятся. Рассказы о происходящем в рамках тренинговой работы не только неэтичны по отношению к участникам тренинга, но и нарушают тренинговую технологию как таковую. Участник не вправе рассказывать коллегам или руководству о том, как себя вел на тренинге тот или иной участник, что там делали, насколько хорошо или плохо получалось. Максимум, что психолог может вынести на обсуждение — это озвучить свое мнение о результативности тренинга, полезности его для себя, проблемах, которые были разрешены.

Общие задачи тренинга.

В целом, оптимальное тренинговое занятие может выполнять следующие задачи:

1. обучающую: развитие общепсихических умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации различной модальности, развитие навыков владения деловой речью и т.п.;

2. психотехническую — формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, например, перестройка психики для усвоения больших объемов информации, повышения эмоциональной устойчивости и т.п.;

3. коммуникативную — объединение и выработка сплоченности у членов группы, установление эмоциональных контактов, развитие спектра коммуникативных техник участников группы;

4. релаксационную и терапевтическую — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в ходе деятельности, снятие внутренних противоречий и конфликтов у участников тренинговой группы;

5. рекреационную — создание благоприятной атмосферы и положительного мотивационного настроя на занятия группе, в частности, и на деятельность вообще.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector