Психологические тренинги скачать
Людмила Шепелева — Программы социально-психологических тренингов
Описание книги «Программы социально-психологических тренингов»
Описание и краткое содержание «Программы социально-психологических тренингов» читать бесплатно онлайн.
В книге дается подробное описание тренингов для разных категорий людей (педагогов, родителей, детей, специалистов) с различной проблематикой (тренинги общения, личностного роста, уверенности в себе, креативности, формирования командного взаимодействия, умений и навыков). Упражнения и игры, которые содержатся в настоящем издании, можно применять в практической деятельности без дополнительной отработки и включать на разных этапах тренинговой работы и других методов обучения. Кроме того, предлагаемый материал можно использовать как «конструктор» для моделирования новых тренингов.
Все программы успешно адаптируются для различных категорий участников.
Программы социально-психологических тренингов
Вступление. Ориентация в специфике проведения тренинга
Тренинги – интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных, учебных или профессиональных задач, в сочетании с усилением мотивации личности относительно совершенствования работы.
Тренинг представляет собой наиболее целенаправленное и экономически выгодное вложение в личность, поскольку в процессе тренинга отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы человеку для достижения конкретных целей.
В тренинге сочетаются различные формы обучения – лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на отработку необходимых навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника.
Сочетание различных форм обучения способствует тому, что материалы тренинга усваиваются намного эффективнее, чем на традиционных занятиях.
Видеозапись деловых игр и аудиозапись упражнений позволяют проанализировать реальные результаты, помогают участникам увидеть себя со стороны, откорректировать свои ошибки, закрепить положительные достижения.
На тренинге происходит сплочение команды, поднимается командный дух.
Участники получают полный комплект материалов тренинга, что позволит им через какое-то время освежить в памяти усвоенные знания и вернуться к приобретенным навыкам, чтобы проконтролировать их применение.
Организационный этап тренинга
Назначение:
• ориентация участников в специфике тренинга как метода обучения;
• первичная диагностика ожиданий участников и затруднений в общении;
• выявление и коррекция мотивации участников.
Работе в группе предшествует рассказ консультанта о том, что такое тренинг, каковы его цели и возможности, какие результаты могут быть получены. Также оговариваются организационные вопросы:
• продолжительность работы – от 1,5 часа 2 раза в неделю до 8 часов 3–5 дней подряд;
• количество участников – 10–12 человек;
• периодичность встреч (не менее одного раза в неделю);
• место встречи – на территории участников, на территории организаторов тренинга, на одной из баз отдыха (метод погружения).
Далее следует индивидуальная работа с каждым участником. Необходимо обсудить такие вопросы:
• Что вы ждете от тренинга?
• Есть ли у вас проблемы в общении с детьми, руководством, коллегами по работе?
• Хотите ли вы заниматься в тренинговой группе?
• Есть ли у вас какие-либо пожелания относительно направленности работы, вопросов, которые должны нами обсуждаться?
Для выявления индивидуально-психологических особенностей возможно использование психологических методик: вопросник Кеттела, тест Люшера, проективные методики.
Помещение должно быть изолированным, чтобы работе ничто не мешало. Следует предусмотреть затемнение помещения. Работа проводится в креслах, поставленных в круг. Необходимо иметь свободное место для проведения психогимнастики, игр, процедур, танцев. Можно оборудовать «интимный уголок» – поставить столик, лампу, самовар, чашки и др.
• Обеспечить, чтобы участники не увлекались упражнением настолько, чтобы потерять основную идею.
• Уметь заинтересовать участников с помощью других методов и инструкций.
• Создать и поддерживать соответствующую учебную атмосферу: включать игры, имитации, ролевые игры, головоломки, ситуации для анализа и другие подобные упражнения.
• Проводить структурное упражнение сначала с группой людей, не участвующей в данной презентации. Структурные упражнения должны оцениваться по своей эффективности. Если вы видите, что они не производят ожидаемый эффект, внесите изменения.
• Не стоять на месте.
• Тестировать все новые упражнения: что подходит одним людям, не всегда подходит другим.
• Резюмировать все упражнения, проводимые во время сеанса тренинга:
♦ чтобы вернуть участников в прежнее состояние после окончания упражнения (если участникам не понравилось упражнение, они должны отвлечься от этого, пока продолжается тренинг);
♦ чтобы обсудить результаты упражнения: оправдало ли оно ожидания? повели бы вы себя так же в реальной ситуации? что бы вы делали, если бы это произошло?
Это также позволяет тренеру исправить ошибки.
• Быть честным и открытым с другими участниками: не скрывать планы тренинга, не уводить участников в сторону, никого не выделять, не обманывать и не использовать усилия участников в своих личных целях.
• Не забывать о том, что упражнения для тренингов могут принести много веселых минут обучающимся и тренеру.
• Создать благоприятную атмосферу для обучения.
• Индивидуальная и групповая рефлексия в начале и конце занятий. Смысл этой работы в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.
• Психогимнастические процедуры с релаксационным эффектом.
• Ведение дневников участниками группы.
Принципы работы в группе
• Искренность в общении.
• Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
• Неразглашение обсуждаемых проблем за пределами группы.
• Право каждого члена группы сказать «стоп» – прекратить обсуждение его проблем.
• Каждый участник говорит за себя, от своего имени.
• Не критиковать и признавать право каждого на высказывание от своего имени.
• Общение между всеми участниками и ведущим на «ты» (по согласованию).
• Рефлексия в начале занятия и в конце.
С принципами работы в группе тренер знакомит участников в начале каждого тренинга. Хорошо, если группа сама вырабатывает правила работы.
Автор выражает особую благодарность за участие в личностном и профессиональном росте Владимиру Ивановичу Голубенко, психотерапевту; Эмилии Васильевне Прушковской, кандидату экономических наук, декану экономичеcкого факультета, заведующей кафедрой экономической теории Запорожского национального университета; Светлане Дмитриевне Гремицкой, директору по работе с персоналом компании «Кронос-Инвест».
Тренинг личностного роста (для молодых педагогов)
Научить ребенка достойному поведению может только тот учитель, для которого подобное поведение выступает стилем жизни. Уважать достоинство ученика способен только такой учитель, который осознает значимость своего труда, видит уважение к этому труду и к себе как к личности.
На мой взгляд, самыми пластичными и готовыми впитать в себя новые знания, технологии, развить необходимые умения и к тому же не обремененными грузом устаревших и неоптимальных подходов являются молодые учителя. Очень часто они приходят в школу, наделенные огромным багажом знаний, но сталкиваются с проблемой предъявления их учащимся, с трудностями формирования коммуникативных навыков. Хотя именно они зачастую свободны от догм и стереотипов, способны к профессиональному и личностному росту, помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря чему ученики идут на уроки с радостью.
Я полагаю, молодым педагогам необходима продуманная программа психологической помощи, направленная на поддержку в преодолении кризисных ситуаций, на формирование эффективного стиля работы, чтобы реализовать свой творческий потенциал.
Цель программы – помочь молодому специалисту найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем.
Данная программа может быть также использована в работе с педагогами по коррекции уже существующего стиля работы.
Проведение программы социально-психологического тренинга
Программа рассчитана на 14 занятий, каждое из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее сложных моментов в овладении коммуникативными навыками, на которые следует обратить внимание консультанту.
Построение программы
В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником самого себя. Новая встреча логически вытекает из предыдущей и служит в содержательном плане основой для следующей.
Этапы тренинга
• Организационный – ориентация в специфике тренинга как метода обучения; первичная диагностика ожиданий участников; выявление и коррекция мотивации участников.
• Второй этап – самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая способствовала бы самопознанию и самопроявлению; дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения; актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции.
Тренинг в книгах
Эта книга — ваш личный тренер. Каждый день она будет поднимать боевой дух и заряжать на успех. Ее автор, знаменитая Джен Синсеро, призывает не сбавлять обороты на пути к успеху и ежедневно накачивать «мышцы крутости» в Духовном тренажерном зале. «Успех — это способ существования, постоянной адаптации и роста. Чем больше вы делаете для своего успеха, тем легче становится путь», — раздается боевой клич Синсеро.
«Не тупи» — это книга-тренинг с упражнениями и техниками для ежедневной работы над собой. С его помощью вы повысите уровень энергии и сохраните осознанность и мотивацию даже в самые трудные времена.
Московский интеллектуал Геннадий сталкивается с внутренним кризисом — страдает от ощущения жизненного тупика, отсутствия смысла, несбыточности надежд. В отчаянии он идет в храм и обращается коГосподу с мольбой о помощи. И вдруг получает ответ, но вовсе не от Иисуса, а от Лунной Богини. Она обещает Геннадию божественные истины,душевный покой, радость, вдохновение, обретение чудотворной силы, а также благодать и изобилие. Но для этого нужно принять Её. Сомневаясь, Геннадий все же соглашается — и начинается захватывающий путь его преображения.
Формат книги уникален. Написанная в художественном, и даже частично приключенческом жанре, она содержит стройное эзотерическое учение и представляет собой книгу-тренинг: проживая вместе с главным героем этапы его внутренней трансформации и восхождения, читатель автоматически запускает аналогичные процессы внутри себя, обретая свободу в сфере духовной и благополучие в сфере материальной.
Соавтор: Бим Бэкман
Боевой фитнес позволяет комплексно воздействовать на организм, — без внимания не остается ни одна часть тела. Это полный и гармоничный метод физического тренинга. Все упражнения и приемы дополняют друг друга и обеспечивают вашему телу силу, ловкость и равновесие.
Эта книга — итог 10-летией работы детского клуба интеллектуальных игр.
В ней даются методические рекомендации по работе с детьми среднего и старшего школьного возраста, систематизированы различные игры и тренинги, приведены не только правила, но и описания хода игр, различных ситуаций, которые возникают во время игры, а также различные примеры подборок вопросов, рекомендации но составлению собственного банка вопросов. Вторая часть книги — банк вопросов для различных игр и викторин.
Ежедневно посредством рекламы потребитель получает более 10 тысяч торговых предложений. Как определить, какие из них попадут точно в цель, а какие пройдут мимо?
Эта книга о том, как исследования мозга помогают привлечь внимание покупателя и увеличить продажи. Авторы предлагают эффективные техники создания запоминающихся презентаций, способных оказать влияние на потенциальных клиентов, заставить их принять эмоциональное решение и рационализировать его. «Тренинг по нейромаркетингу» призван повысить способность компаний влиять на сознание потребителей и научить создавать эффективные маркетинговые стратегии.
Соавтор: Буравцова Н.В., Платонов М.Ю.
В книге впервые в отечественной профессиональной литературе делается попытка всестороннего анализа феномена харизмы. Рассматриваются работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные ее изучению. Представлены результаты собственных исследований, а также авторская модель идентичности харизматичного человека; описываются психологические концепции такой личности, стили поведения, женские архетипические образы и т. д.
Кроме того, в книге освещены детали новой техники по формированию харизмы в рамках авторского тренинга и упражнений по ее саморазвитию, которые помогут обрести качества человека, способного успешно общаться, вызывать доверие, убеждать, организовать, вести за собой людей, ставить цели, задачи и добиваться их выполнения, управлять, держать под контролем и противостоять агрессии.
Соавтор: Тюрина И.О.
Учебное пособие посвящено проблемам социологии управления — науки, усилиями которой разработанные социологами концепции, подходы и методические приемы находят применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху.
Цель учебного пособия — познакомить читателей с зарубежной и отечественной историей становления и развития социологии управления, ее предметом и методом, базовыми понятиями, используемыми в данной области, а также с современными подходами к управлению различными организационными структурами и процессами.
Книга состоит из 2-х разделов — теоретического и практического. В теоретическом разделе освещаются теоретико-методологические проблемы, связанные с разграничением двух отраслевых дисциплин. В практическом разделе освещаются современные практики менеджмента в бизнес-организациях: от стратегического, инновационного, корпоративного и кадрового менеджмента до конкретных технологий работы с персоналом, включая тренинги, центры оценки и деловые игры.
Издание предназначено для студентов социологических и экономических специальностей, а также для всех интересующихся проблемами социологии управления.
Джеффри Джеймс Фокс — автор книг по бизнесу, эксперт и консультант в области стратегического маркетинга, автор популярных тренинговых программ.
Советы Нины Зверевой — известного тележурналиста, бизнес-тренера и автора популярных учебников по журналистике и ораторскому мастерству — помогут вам стать интересным собеседником и успешным спикером, человеком, которого всегда рады видеть и на официальных мероприятиях, и в кругу друзей. Книга адресована широкому кругу читателей, но в первую очередь менеджерам среднего звена, обязанным уметь эффективно общаться с людьми самого разного социального и интеллектуального уровня.
В книге кратко, четко и с юмором изложены актуальные для деловой среды правила коммуницирования. Если вы не знаете их, наладить контакт партнерами будет довольно сложно.
Книга дает возможность разобраться, какие ошибки вы совершаете при общении, и не допускать их впредь.
Автор создавала книгу, опираясь на свой богатейший опыт проведения бизнес-тренингов и семинаров, а также активного общения с деловыми людьми из самых разных сфер российской экономики и политики.
Изучив «Правила. », вы научитесь использовать в своей ежедневной деятельности профессиональные приемы ораторов, драматургов и журналистов.
Соавтор: Лютова-Робертс Елена
Предлагаемые игры, которые можно использовать не только в работе с детьми, но и в подростковых группах и даже на взрослых тренингах, помогут психологу и педагогу в достижении самых разных целей:
зададут оптимистичный конструктивный настрой;
будут стимулировать творческую активность;
обеспечат сплоченность группы и ее слаженную работу;
помогут сформировать навыки социального взаимодействия.
Для любого человека деньги в жизни значат очень много. Они и желанны и ненавистны, трудно приходят и быстро исчезают. Но к кому-то они благосклонны, а из чьих-то рук утекают как вода. Так как же привлечь и сохранить денежную фортуну? Как изменить свое отношение к финансовой составляющей нашей жизни?
У денег свои законы, но мы в силах познать и принять их. Ваше Подсознание и мировое Пространство сами подают знаки, которые помогут сохранить и преумножить достаток. Ваши идеалы и энергия, Подсознание и отношения с людьми — все это ступеньки финансового благосостояния. Освойте проверенные методы и духовные практики, научитесь дарить и просить, работайте с деньгами, исправляйте денежные ошибки и избавляйтесь от плохих эмоций — и станьте человеком, богатым физически и духовно!
Книга-тренинг Людмилы Голубовской — ваш справочник по обретению финансовой стабильности!
Данное учебное пособие написано для практических психологов, социальных работников и социальных педагогов. Для всех, кого интересуют вопросы психологии подросткового возраста и групповой психокоррекции. В работе, кроме теоретических проблем подросткового кризиса рассмотреы основные принципиальные положения проведения социально-психологического тренинга, раскрыты методы и практические приемы тренинга личностного роста с подростками.
Дается подробно описание логически построенной системы психологических упражнений и испытаний, объединенных в «Тренинг личностного роста с подростками».
Книга окажет практическую помощь всем, кто специализируется в области психологии подростка, активных методов групповой социально-психологической работы.
Перед вами уникальная книга! Она поможет вам освоить приемы общения Дейла Карнеги.
Быстро. Надежно. Максимально эффективно!
Все приемы Карнеги изложены четко, сжато — всего в 10 уроках. Практические упражнения к каждому уроку помогут быстро освоить все советы мастера общения и научиться применять их в реальной жизни.
Разобраны типичные трудности, которые могут возникнуть при освоении приемов, и указаны пути их преодоления.
Эта книга-тренинг будет полезна всем, кто хочет научиться убеждать и достигать всех своих целей!
Часть текстов, использованных в этой книге, издавалась в книгах «Весь Карнеги: шпаргалки, формулы, подсказки и упражнения» и «Карнеги. Все секреты общения в одной книге». Данное издание — расширенная и дополненная версия этих книг.
Советы Карнеги, которые помогли добиться успеха и улучшить качество жизни миллионам людей по всему миру, теперь в одном томе!
Это 28 уроков, выстроенных в форме тренинга. В каждом уроке-тренинге даны конкретные формулы, применение которых не требует большого труда, зато доставляет массу удовольствия. В помощь ученику — шпаргалки, подсказки, советы!
«Освойте Карнеги» и станьте мастером общения, а значит, мастером успеха!
Тайм-менеджмент умер. Сегодня работа стала более сложной, чем когда бы то ни было. Мы работаем над несколькими проектами одновременно. 7 дней в неделю 24 часа в сутки мы на связи. Нас атакуют новости, новые инструкции, регламенты, отчеты. Зачастую в шесть вечера мы обнаруживаем, что в нашем списке дел не вычеркнут ни один пункт, и задумываемся, на что же ушел весь день?
Настало время думать по-новому. Работать, как Продуктивный Ниндзя.
Ниндзя относится к электронной почте безжалостно и оригинально. Ниндзя использует уловки и маскировку, чтобы избежать бесполезных встреч и поручений. Он энергичен, сосредоточен и невозмутим в самых стрессовых ситуациях. Ниндзя работает с абсолютной увлеченностью.
В своей книге Грэм Олкотт, основатель успешной тренинговой компании, учит навыкам Продуктивного Ниндзя, овладев которыми вы сможете достичь максимальных результатов в работе — без дополнительных усилий, без переработки, а лишь за счет умного подхода к своим целям, обязанностям и возможностям.
Психологический тренинг с подростками
Кто я такой? Знаю ли я себя и что я знаю о своих друзьях? Всегда ли я понимаю их, а они меня? Как научиться понимать себя и других людей? На эти и другие вопросы подростку, при помощи психолога, поможет найти ответы тренинг, программа которого представлена в предлагаемой книге. В издании раскрыты особенности психологической работы с подростками в форме тренинга, направленного на самопознание, самоосознание, саморазвитие личности подростка. Представлены различные методы и практические приемы, даются развернутые разработки занятий, последовательность проведения упражнений и этюдов, а также методика их обсуждения с подростками. Книга адресована практическим психологам, педагогам, преподавателям и студентам психологических факультетов, а также специалистам, занимающимся разработкой проблем детской практической психологии.
В поисках средств гуманизации школьного образования педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие.
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Психологический тренинг с подростками скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно
Эта книга посвящена всем животрепещущим вопросам, связанным со стрессом. Умело комбинируя теорию и практику, авторы рассказывают о том, каковы причины стресса, как можно его предупредить и бороться с ним, как повысить индивидуальную стрессоустойчивость.
Издание будет максимально полезно тренерам и коучам, психологам и психотерапевтам, так как предлагаемый материал успешно интегрируется в структуру любого тренинга. Книга также принесет несомненную пользу каждому, кто захочет научиться избегать стрессов и сводить их последствия к минимуму.
Работа одного из крупнейших специалистов в области НЛП посвящена ключевым вопросам управления коммуникациями и отношениями в контексте презентации. В издании рассмотрены основные аспекты организации, оценки и проведения эффективной презентации. Материал книги структурирован и изложен в такой форме, которая позволяет, с точки зрения автора, наилучшим образом представить главные аксиомы, принципы, методы обучения и презентации на основе нейро-лингвистического программирования. Книга адресована руководящим работникам, психологам и всем, кто интересуется практикой НЛП.
Основная цель данной книги – представить когнитивные и поведенченские подходы нейролингвистического программирования, применяемые для развития персонала в рамках организационного обучения. Последнее предполагает овладение навыками лидерства, необходимыми для управления креативными и инновационными процессами. Книга адресована руководящим работникам, специалистам в области развития и обучения персонала, психологам и всем, кто интересуется практикой нейролингвистического программирования.
Жизнь не дает ответов – она предпочитает вопросы. И если удалось найти главный вопрос, то все остальное последует. Сорок пять лет Анатолий шел к своему главному вопросу: занимался восточными единоборствами, наукой, был крупным комсомольским руководителем, бизнесменом, политиком, но только в киевском следственном изоляторе, где Анатолий пять лет ждал судебного решения, нашел этот вопрос в себе – «Кто я?».
С того момента пройден опыт медитативной смерти, написано более десяти книг о бытии и месте человека в нем, изменены судьбы многих людей, находящихся рядом. Анатолий готов делиться с теми, кто в поиске, со всеми, кто даже еще не знает, что он в пути, «в пути сердца».
Фактически, «Путь сердца» – это комплекс методик, позволяющих любому человеку независимо от его вероисповедания, физического, духовного состояния гармонично развиваться.
Эта книга – первая из серии книг Анатолия Образцова, начинающая знакомство с идеями, объединенными под общим названием «Путь Сердца».
Олег Чернэ (ЧОМ), публицист, исследователь, путешественник, основатель международного этнического центра «INBI World»
Многие годы Ошо каждое утро беседовал с искателями и друзьями, а в течение некоторого времени он также отвечал на вопросы на отдельном вечернем собрании, где люди делились опытом, полученным ими во время медитаций и групповых занятий. Ошо беседовал с терапевтами и помощниками, помогая тем самым им в работе. На этих вечерних встречах царила очень интимная и доверительная атмосфера, и некоторые из них описаны ниже.
Когда вы слушаете меня на утренней беседе, я не говорю с каждым из вас лично. Я ни с кем не говорю лично. Я не говорю с кем-то в отдельности, я просто говорю. В таком случае, естественно, вы не вовлечены в процесс, вы — просто слушатели. И даже если я ударю вас по голове, вы всегда можете подумать, что я сделал это для других, вы всегда можете найти себе оправдание: «Ошо делает это для других — и правильно делает». Вы всегда можете исключить себя.
В статье Михаила Заречного рассказывается о русской традиции, внутренним пространстве, тонких телах, стадиях развития человека и этапах внутреннего тренинга, включающего самопознание, самоисцеление и самореализацию, феноменальных возможностях для развития, которые нам потенциально доступны. Для объяснения природы и лучшего понимания описываемых явлений используются несложные, но ёмкие и глубокие понятия современной квантовой физики.
Божественное сознание, которое является источником любви к себе и ко всему живому, скрыто в каждом из нас. Чтобы высвободить этот неисчерпаемый потенциал, необходимо сделать первый и самый важный шаг – научиться воспринимать мир как дружественное, любящее окружение, которое способно дать все, что нам нужно.
В своем новом послании мудрые духовные сущности из небесной школы Крайона открывают таинственный мир человеческой личности. Эта книга поможет вам осознать единственную реальную проблему в жизни – как сознательно использовать силу своего разума в достижении божественного сознания. Она дает ясные инструкции для внутренней работы, необходимой для того, чтобы стать энергичным, восприимчивым и любящим существом.
Выполняя уникальные медитативные техники очищения кармы и самосовершенствования, вы станете Светом не только для себя, но и для других.
Верь, пока успокаивает.
Книга заряжена на духовное усовершенствование человека, полет творческой мысли и фантазии, общее оздоровление организма народным целителем-экстрасенсом
Автор предлагает оригинальное решение проблем контакта землян с иными формами космического разума. По-новому осмыслена идея возникновения квазаров, что представляет определенный научный интерес. Повесть «Тест» держит читателя в постоянном напряжении, тем более, что кульминационная развязка приходит неожиданно в самом конце. В книгу включены также повести и рассказы, посвященные психологии научного поиска, взаимоотношениям человека и искусственного интеллекта, другим проблемам.
…Парадокс…он есть он существует… просто не каждый придает этому большое значение…
Люди не хотят задаваться вопросами… почему у них что-то в жизни произошло… и по какой причине…
…а я вижу это с детства… причину и следствие…
…и какое-то вмешательство третьей стороны…
Вмешательство в жизни людей… и вмешательство в мою жизнь…
Кто это… они это или он… но есть то, что ведет куда-то нас… и тебя этим же образом привело к моей книге… а меня что-то привело к тому, чтобы я ее написал…
Об этом и есть моя книга…
Еще вчера работа из дома казалось мечтой. Но сегодня, когда весь мир вышел на удаленку, стало понятно – это настоящее испытание. Испытание для самодисциплины, технических навыков и нервной системы каждого из нас.
Книга Глеба Архангельского и Ольги Стрелковой – первое реальное руководство по работе из дома. Написанная признанными экспертами по тайм-менеджменту, она задает понятные правила дистанционной работы: помогает общаться онлайн без потери теплого личного контакта, быстро переходить из состояния «тискаю котика» в состояние «решаю важные задачи», мастерски использовать современные инструменты онлайн-работы.
Тем же, кто управляет не только собой, но и сотрудниками, книга предлагает принципы руководства виртуальными командами, которые неизменно дают результат и прибыль.
Мы написали эту книгу в условиях тотальной удаленки и самоизоляции. Разумеется, мы много и обильно практиковали „гибридную“ удаленку до неожиданного карантина, но практически полный запрет на работу в офлайне и для нас был вызовом.
Оказалось, что все возможно. И качественную книгу написать быстро. И деньги зарабатывать новыми способами. И себя поддерживать в работоспособном и энергичном состоянии. Однако для этого понадобились весь наш многолетний опыт работы в самых разных обстоятельствах, вся экспертиза и тренированность, которые мы приобрели и в бизнесе, и в творчестве, и в интеллектуальном труде.
У вас тоже все получится. Если вы освоите „технику удаленной игры“, вы станете гораздо более конкурентоспособными на любом рынке – и как сотрудник, и как предприниматель, и как аутсорсер. Когда снова будет возможен офлайн, вы станете на порядок более эффективны. Эта книга не для технических гиков, а для любителей быстрых, но честных результатов.
Читайте, применяйте, успевайте главное!» – Глеб Архангельский, Ольга Стрелкова.
Последние события резко изменили нашу жизнь. Удаленка из приятной дополнительной опции вдруг превратилась в обязательное условие работы. И не важно, хотите вы этого или нет, рады или в ужасе – будьте добры, отправляйтесь на «хоум офис». При этом требования к дистанционным специалистам заметно повысились. Теперь как никогда требуется скорость, точность и результативность.
Каждая из 7 глав этой книги посвящена важнейшему аспекту удаленной работы. Как оставаться собранным и эффективным вне офиса? Как превратить мессенджеры в надежных помощников? Как управлять командой онлайн, не давая сотрудникам расслабиться? Как получать от аутсорсеров максимум результата за минимальные деньги в сжатые сроки? Что делать, когда члены семьи мешают друг другу? Что такое эффективное онлайн-обучение и успешное онлайн-мероприятие?
Авторы делают акцент на «большой триаде» самых популярных онлайн-инструментов: мессенджеры, Zoom/Skype, Webinar, которыми пользуются сейчас практически все. К самым впечатляющим результатам ведут самые простые правила и приемы. При этом все важные нюансы – современный деловой онлайн-этикет, служебная иерархия в онлайн-коммуникации, «фишки», облегчающие получение денег от клиентов и работодателей – подробно освещаются. Каждая глава завершается коротким проверочным тестом по прочитанному материалу.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Психологический тренинг для педагогов «Берегу себя и других»
Задачи:
- создать атмосферу доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.
- развить у педагогов коммуникативные умения;
- сформировать навыки позитивного самовосприятия;
- научиться распределять свою психическую энергию, расширить диапазон способов эффективной саморегуляции.
Оптимальная группа состоит из 12–17 человек.
Тренинг проводится в течение 1,5-2 часов в довольно просторном помещении с наличием стульев по числу участников.
Материалы и оборудование:
- листы бумаги формата А4;
- ручки, цветные карандаши;
- упаковка бумажных салфеток;
- бланки с геометрическими фигурами.
1. Упражнение (вводное) «Мои ожидания»
Отправляясь куда-то в поездку, в гости, на концерт, мы подсознательно испытываем определенные ожидания от этого. Если что-то не оправдывается, мы чаще всего расстраиваемся. Мне, как ведущей, не хочется, чтобы вы испытали разочарование, поэтому предлагаю для начала мини-игру «Мои ожидания».
Вопросы:
1. Нравится мне или нет, что сейчас будет проходить это занятие.
2. Насколько активно я готова работать.
3. Что хочу получить в конце.
2. Разминка. Упражнение «Порядковый счет»
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры; тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого. И так далее по кругу, охватив всех участников тренинга.
3. Знакомство. Упражнение «Снежный ком»
Назвать свое имя и прилагательное к нему на первую букву имени. Каждый участник повторяет имена и прилагательные всех предыдущих. Действие происходит по часовой стрелке.
Правила группы
Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с помощью друг друга, через наше общение. Чтобы оно было более эффективным, мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть себя и других. Мы будем узнавать друг друга через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:
- «Здесь и теперь». Главное не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретенный через «здесь и теперь», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.
- Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».
- Правило «Я — высказываний». Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».
- Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.
- Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста.
5. Упражнение «Салфетки»
По кругу передается пачка салфеток. Ведущий объявляет, что каждый участник может взять то количество, которое считает нужным для себя. Когда салфетки будут разобраны всеми участниками группы, психолог просит пересчитать их и назвать столько позитивных фактов из своей биографии, сколько салфеток у них в руках.
6. Упражнение «Фигуры»
Написать свои положительные качества внутри каждой фигуры, изображенной на листе (приложение 1).
Интерпретация:
Прямоугольник – это качество придает устойчивость;
Овал – это качество нарисовано на лице;
Большой овал – это качество свойственно в наибольшей степени;
Прямоугольник со скругленными углами – это качество помогает сглаживать острые углы во взаимоотношениях;
Растянутый узкий овал – это качество растягивается во все сферы жизни;
Квадрат – это качество придает индивидуальность;
Вертикальный прямоугольник – это качество помогает расти;
Треугольник – качество, котороее вы применяете по-разному;
Круг – качество, придающее внутреннюю гармонию;
Шестиугольник – … На что похожа эта фигура? Какие ассоциации? Если алмаз, бриллиант – самое дорогое, ценное качество.
Комментарий: здесь можно порассуждать над тем, какое качество было написано первым, на какой фигуре возникли сложности, кто не заполнил одну или несколько фигур, почему и т.д.
7. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
- похожие черты;
- противоположные черты;
- какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
- каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
8. Упражнение «Стратегии самопомощи»
Ведущий: «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись — у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись — у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми».
Подумайте над вопросом: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?» Ведущий просит каждого поделиться своим опытом с группой (т.е. способы самовосстановления).
Комментарии: существует 6-ти-канальный метод самовосстановления (разрядки):
Ч – чувства, эмоции (музыка, книги, все, что питает наши органы чувств)
У – ум (рефлексия, анализ, обдумывание, построение стратегии; подходит для рациональных людей)
В – вера (обращение к богу, совершение определенных манипуляций, обрядов; обращение к к-л философскому учению)
С – социум (любое взаимодействие, общение)
Т – тело (СПА, массаж, спорт, прогулки)
ВО – воображение (творчество, фантазирование, мечтательное планирование)
Конечно, все эти способы вам известны и вами применяются, но осознанное понимание того, что можно применить в наличной стрессовой ситуации, помогает гораздо быстрее и качественнее восстановиться.
Комментарий: после выполнения упражнения можно раздать педагогам памятки с профилактическими правилами на каждый день (Приложение 2).
9. Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»
Участникам по кругу необходимо продолжить фразу, обращаясь к коллеге справа (так называемое «психологическое поглаживание»).
10. Рефлексия
Оценка своего настроения до и после работы в режиме тренинга всеми участниками. Что понравилось – не понравилось, что хочется сказать коллегам, ведущему.
Заключение
Важным преимуществом тренинговой работы является максимальное эмоциональное вовлечение участников в события. В основе лежит групповая работа, которая дает навык коллективных действий, развивает интуицию и воображение, учит осознавать свою и чужую роль, мобилизует умения и знания. Возникает феномен групповой сплоченности, которая притягивает участников друг к другу после тренинга, давая ресурс для реального внедрения наработанных результатов. Т.е. опосредованно решается задача по развитию педагогического коллектива.
Основными методами, применяемыми в данной работе, являются позитив-технологии, направленные на развитие позитивного мышления учителей. Это упражнения «Салфетки», «Фигуры», «Все равно ты молодец, потому что…», так как основная их цель — развитие навыков позитивного самовосприятия и передачи это другим.
Только когда в коллективе установилась атмосфера безопасности, психологу можно переходить к основным упражнениям, направленным на актуализацию внутренних ресурсов (упражнения «Фигуры», «Я – дома, я – на работе», «Стратегии самопомощи»). Такая работа должна проходить очень осторожно, поскольку предстоит встретиться с сопротивлением некоторых участников. Но необходимо дать им право на это сопротивление, уделить еще большее внимание и показать принятие.
Для успешной работы учителя необходимо, в первую очередь, позитивное отношение к самому себе, своей работе, владение способами саморегуляции психического состояния. В связи с этим в качестве мер профилактики синдрома эмоционального выгорания предлагается: непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, умение распознавать свои негативные эмоции, принять их и найти оптимальный способ их трансформации в позитивные. Чем больше различаются между собой «житейское» и «рабочее» состояние педагога, организация его профессиональной деятельности и обычная жизнь, тем более длинный путь профессионального развития он сумеет проделать и тем более качественным специалистом стать.
Предполагается, что психологическая поддержка школьных педагогов в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе школьного психолога. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым могут потом вырастать другие компоненты работы. Без такого фундамента все остальные воздействия психолога могут оказаться практически бесполезными, а в некоторых случаях вызвать неприятие и агрессию со стороны учителей.