Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологический тренинг для пенсионеров

Психологический тренинг для пожилых людей: мотивационные установки и упражнения

С точки зрения психологии, старость – это переход к новой социальной роли в сложившейся системе групповых и межличностных отношений в обществе. Не у всех, но для большинства такой адаптационный процесс проходит с трудностями и отрицательными последствиями.

Решение явных или скрытых психологических проблем требует участия специалиста, а занятия, обычно, проводятся в группах. Однако, что делать тем пенсионерам, которым в силу причин, такая помощь недоступна? Выходом может быть индивидуальный психологический тренинг для пожилых людей.

Эмпатия – спектр разных чувств и реакций сопереживания к любым эмоциям окружающих

Упражнения на преодоления чувства одиночества и повышение эмпатии возможно выполнять в рамках индивидуальной психокоррекции. Информация, фото и видео в этой статье помогут пенсионерам и их родственникам пройти этап адаптации к преклонному возрасту так, чтобы гнетущие мысли не ввели пожилого человека в устойчивое депрессивное состояние.

Преодоление чувства одиночества

Какой бы не была природа чувства одиночества у пожилого человека, для его коррекции применяют 2 вида психотерапевтического воздействия:

  1. Групповой тренинг социальных навыков, который включает:
  • ролевые психологические игры;
  • методы приобщения к разговору;
  • способы поддержания телефонных разговоров;
  • регуляция периодов молчания;
  • подчёркивание привлекательности своих физических данных;
  • развитие умения делать и получать комплименты;
  • изучение подходов к физической близости в пожилом возрасте с новым партнёром.
  1. Когнитивно-поведенческие индивидуальные занятия, целью которых является распознание автоматизма мышления, и тренировка по переводу таких автоматических мыслей из фактической категории в гипотетическую.

Некоторые из упражнений для пожилых, которые получают в качестве домашнего задания после занятий в группе, можно смоделировать и выполнять самостоятельно.

Приведём для примера небольшой перечень таких задач:

  • попробовать присоединиться к разговору, возникшему в очереди;
  • проходя мимо группы сидящих пожилых людей, вступить с ними в беседу, и поддерживать её в течение 5-ти минут;
  • в любом разговоре, поставить цель молчать (не перебивать) и внимательно слушать собеседника;
  • найти и прочесть книгу на тему сексуальной жизни в старости;
  • целенаправленно выйти на прогулку в парк или другое людное место, одевшись празднично, и сделать комплимент незнакомому пожилому человеку противоположного пола;
  • завести несколько новых знакомств в социальных сетях, и поддерживать ежедневную переписку;
  • интересоваться состоянием здоровья, положением дел у родственников и знакомых;
  • придумывать и рассылать интересные поздравления с текущими международными, пусть даже и шутливыми, праздниками или событиями;
  • поддерживать весёлое расположение духа и хорошее настроение у себя, и у окружающих, например, осуществить выход из дому с целью подарить несколько улыбок незнакомым прохожим разного возраста.

Важно. Как одиноким, так и семейным людям преклонного возраста полезно и нужно иметь хотя бы кратковременные контакты с детьми и малышами. Не стоит стесняться помочь незнакомой молодой маме успокоить плачущего ребёнка, сделать поощрительное замечания ребятам, занимающимся подвижными играми, дать несколько полезных советов молодёжи, а может, если это будет уместным, вспомнить о своих «юных подвигах».

Борьба с автоматическими (негативными) мыслями

Для борьбы с тревогой, бессонницей и негативными мыслями подойдут следующие психологические упражнения и приёмы:

  • прогоняйте негативные мысли прочь, но выделите для них специальные 10 минут в ежедневном режиме дня, а через время сократите и их количество;
  • при желании кричать, психовать или, например, бить посуду, задерживать себя не стоит – через пару минут эмоционального выброса всё пройдёт, а в некоторых случаях повторять подобные эмоциональные разрядки желание полностью исчезнет;
  • проанализируйте, когда именно или что вызывает негативные или депрессивные мысли, это поможет их не возникновению в выясненные моменты;
  • при неожиданных острых приступах автоматических мыслей, одёрните себя, заставьте отвлечься, в конце концов повторите несколько раз установку «Всё будет хорошо»;
  • если какое-то действие или событие вызвали негативные эмоции или мысли, постарайтесь разобраться почему и напишите эту аналитику на бумаге, а скомкав и выбросив его, непременно придёт облегчение;
  • существенно ограничьте время просмотра новостей;
  • обращайте внимание на мелочи, которые приносят удовольствие;
  • напишите индивидуальные аутотренинговые тексты для пробуждения и отхода ко сну, например, «я открыт только позитивным эмоциям», «несмотря на пасмурную погоду, день сложиться великолепно», «в сновидениях я буду путешествовать по уникально красивым местам», «мой сон будет продолжительным, приятным и без перерывов», и т.д.;
  • не стесняйтесь и не ограничивайте себя в проявлении чувства благодарности;
  • планируйте день и старайтесь этот план выполнять, а если что-то из него не успели, начните следующий день с клятвы-обещания обязательно сделать незавершённое;
  • лучшее средство прогнать автоматические мысли в любом возрасте – это физические нагрузки, подвижные игры, занятия арт терапией.

Элементы телесно-ориентированного тренинга для пожилых

Избавиться от автоматических мыслей поможет осознание языка тела и следующие упражнения:

  1. Снятие мышечных зажимов с помощью чередование напряжения и расслабления. В любом исходном положении, но лучше стоя, сильно напрягите одну руку, а затем полностью расслабьте её мышцы. Сделайте такие расслабления с другой рукой, ногами (поочерёдно) и другими частями тела.
  2. Волна из напряжений. Теперь выполните не поочерёдное, а последовательное напряжение мышц в такой очерёдности: правая рука, шея и плевой пояс, левая рука, спина и живот, ягодицы, правая нога, левая нога. После чего полностью расслабьте мышцы. Для усложнения упражнения, выполняйте расслабление мышц в таком же или в обратном порядке.
  3. «Огонь и лёд». Включите музыку. Выполняйте произвольные движения телом и конечностями, представляя себе, что они – это языки пламени. Спустя 20-30 секунд дайте себе команду «оледенеть», и замрите на 5-10 секунд, сильно напрягая мышцы, в том положении в котором вы находились на момент стоповой команды. Продолжайте выполнять упражнение пока не закончиться музыкальный трек.
  4. «Марионетка». Выполняйте это упражнение в том же алгоритме, как и предыдущее, но теперь, после команды «замри», представьте себе, что вы кукла на ниточках, которую повесили в реквизитный шкаф за одну из ниточек (за часть руки, за затылок, за ухо или за плечо). Зафиксируйте «подвешенную» часть тела, а другие расслабьте и немного раскачивайте.
  5. «Рисование глазами». Следующий музыкальный трек полностью отведите на рисование глазами. В любом исходном положении, придумывайте и рисуйте глазами воображаемые фигуры и предметы. Переводите взгляд от одной точки фигуры до другой, но не двигайте головой. Фантазируйте смелее. Предметы должны быть разных размеров, а у больших объёмных фигур, части должны располагаться на всех поверхностях комнаты – стенках, потолке, полу.
  6. «Ручная чечётка». В такт с ритмичной музыкой отбивайте такты хлопками в ладоши и их ударами по бёдрам, ягодицам, стене, столешнице, шкафу, дивану, чередуя хлопковые движения со щёлканьем пальцами.

Работа с метафорой

Такой психотренинг включает в себя достаточно как групповых, так индивидуальных приёмов. Предлагаем вам 2 раза в неделю, или чаще, писать себе специализированные метафоры на преодоление трудностей.

Такая работа позволяет провести анализ ваших проблем, включить творческий потенциал, запустить процессы аутогенной тренировки и мотивации. Ну а для того, чтобы поддержать мелкую моторику мышц на кистях, одну метафору пишите на компьютерной клавиатуре, а следующую – ручкой.

Приводим пример мотивационной метафоры на преодоление трудностей.

У подножья высоких гор, где мирно существуют грохот водопада и первозданная тишина, где Солнце только изредка закрывают крылья величественных птиц, жил молодой, весело звенящий ручеёк.

Он извивался тоненькой ленточкой среди дурманящих ароматами трав, а когда соскакивал с каменных уступов, оставлял им на память свои капельки-смешинки. Он радостно отражал сверкающие солнечные улыбки, изумрудную зелень травы, бездонную небесную синеву и мраморный отблеск гор.

Читать еще:  Тренинги для коллектива в организации

Его жизнь была безоблачной и весёлой, пока на пути не встал огромный валун, покрытый отвратительным склизким мхом. Ручеёк замер в тёмном ущелье, и лишь гнетущая, чёрная тишина, ужасающая своей безысходностью, витала, окружая его холодом и смрадом.

«Как мне быть?» – опечалился уже безмолвный ручей. Нагрянувшие паника и страх сжали его так, что дрожь начала конвульсивно сжимать его тело. «Неужели я никогда не увижу апельсиновые оттенки солнечных лучей, не вдохну восхитительные горные ароматы и не пробегусь по камешкам и уступам? Неужели мне не выбраться отсюда?»

Он так испугался, что даже не мог позвать на помощь, закричав – помогите! «Всё – это конец», – решил ручеёк и стал медленно затихать, хороня себя в сырой, заболоченной земле вокруг ненавистного валуна.

Но неожиданно тело ручейка пронзила тончайшая струйка родничка, который возник, казалось, ниоткуда. Этот маленький поток ледяной воды, вырываясь из кромешной темноты земли, тихо звенел, в предвкушении земных радостей. Ручеёк изумлённо наблюдал и раздумывал.

Неужели этот малюсенький родничок сможет преодолеть такую преграду? А родничок, упорно подпрыгивал вверх цепляясь за стенки ущелья, и падал вниз, вливаясь уже не в ручеёк, а в ручей, успевший наводниться соей печалью.

Напрягшись, ручей с силой выбросил родничок верх, и то легко перелетел через край валуна. «Побежали со мной!» слышался издалека весёлый, полный задора и счастья голос. Наивный счастливчик, подумал увядающий ручей. Я-то ему помог, а кто поможет мне? В памяти начали всплывать красочные былые картинки. И эти воспоминания возродили жажду к жизни! «Я хочу увидеть, что там дальше!», – решил ручей, и собрав силы, пару раз настойчиво ткнулся в валун.

И о чудо, валун оказался обычным известняком. Он с треском развалился на части, пропуская нашего героя к Солнцу и изумительной красоты неизведанной равнине. «Я победил! Я стану полноценной рекой, и обязательно увижу море или океан!».

К сведению. Одной из самых мощных форм психотерапии пожилых является мемуаротерапия. Написание книг воспоминаний является мощным средством психокоррекции и могут рассматриваться как особые «упражнения» психотренинга, если творчество будет подчинено определённым задачам. Например, сегодня надо написать о самом интересном дне из своей жизни, а завтра вспомнить и детализировать определённый год (наобум) и т.д.

Коррекция настроения музыкотерапией

Обычно люди слушают ту музыку, которая созвучна их настроению и состоянию души. Но можно достичь и другого эффекта. Заставив слушать себя определённую мелодию, можно откорректировать своё самочувствие и психоэмоциональный фон.

Когнитивные тренинги как форма занятий с пожилыми людьми

Куличёк

  • 89688051236
  • mainkuli4ek@yandex.ru

Заказать звонокЗаказать консультацию

Когнитивные тренинги как форма занятий с пожилыми людьми

  • Куличёк
  • /
  • 09.10.2018 20:39 Окт 9, 2018 20:39:09
  • /
  • 1
  • Просмотров: 8041
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Твитнуть

Куличёк

Итак, для чего же нужно проводить с пожилыми людьми когнитивные тренинги? В первую очередь для предотвращения старческой деменции. У пожилых людей так или иначе происходит снижение познавательной деятельности, которая приводит к утрате в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков. Человек также перестает или имеет множество трудностей с приобретением новых знаний. Мы обязаны как-то подействовать на этот процесс.

Люди, которые окружают стариков, должны стараться делать вот что:

  • Поддерживать положительный эмоциональный фон у пожилых людей.
  • Стимулировать двигательную активность
  • Стимулировать познавательную активность.

На эти составляющие и направлен когнитивный тренинг, о котором пойдет речь ниже.

Сколько времени и как часто проводить тренинг

  • 2 раза в неделю
  • 40 минут
  • 9-10 занятий

За это время можно будет уже увидеть есть ли динамические изменения у пожилого в когнитивной сфере, и если нет, задуматься над другой формой работы.

Теперь я подробнее расскажу об упражнениях.

1. Знакомство и вспомни имя

Для начала необходимо дать время участникам тренинга рассказать что-то о себе, представиться, тут не нужно давить и задавать какие-то конкретный вопросы. Каждый участник пусть решает сам как и чем он будет делиться.

Можно передавать или перекидывать мячик участникам, чтобы они видели кто сейчас рассказывает о себе. Даже если кто-то будет молчать, само присутствие среди других людей может быть пожилому полезно.

После того, как круг закончиться необходимо дать задание участникам попробовать вспомнить имена участников, любого одного, и в случайном порядке спрашивать. Ни в коем случае не осуждать, если никто не может вспомнить, стараться поддерживать шутливую, добрую атмосферу. Помогать участникам вспомнить имена.

2. Спиной к спине

Далее предлагаем пожилым выбрать себе пару и встать напротив друг друга на какое-то время. Если участником на коляске или имеет иные трудности в передвижении или восприятии адаптироваться к нуждам ситуации. Участники должны какое-то время смотреть внимательно друг на друга и запоминать как можно больше о человеке напротив.

После какого-то времени мы предлагаем повернуться им уже спиной к спине и задаем опять же в случайном порядке вопросы. Вопросы могут быть разные, вот некоторые примеры:

  • Какой цвет глаз?
  • Какой цвет волос?
  • Во что одет?
  • И другие.

Не стоит придумывать слишком сложные вопросы, достаточно того, что у участником уже будет активизироваться внимание и память, и они будут прилагать усилия.

3. Да/нет; черно-белое
Следующее упражнение позволяет участником увеличить свое включение о том, что они говорят. Увеличить уровень осознанности в речи. Мы задаем им вопросы, опять же простые, можно задавать закрытые и открытые вопросы, например:

  • Вы любить смотреть телевизор?
  • Вы играете на фортепьяно?
  • и другие.

Особенность этого задания заключается в том, что участников отвечать, использую слова «да», «нет», «черно-белое». Пожилой человек будет стараться придумать ответ, удовлетворяющий условия упражнения. Обычно после 3-4 человек все включаются в процесс.

Вы можете придумать условия другие, поменять «запретные» слова. Как и в прошлых заданиях важно поддерживать хорошую атмосферу, не спешить, не давить на участников.

4. Ассоциации
Следующее упражнение очень похоже на игру «крокодил». Участникам необходимо показать загаданное слово или действие. Действие попроще вариант, например:

  • Колоть дрова.
  • Играть на пианино.
  • Слушать музыку.
  • и другие.

Слова можно группировать, как «профессии» «виды спорта» и другие. Это задание обычно проходит весело, и не должно быть сложностей у вас его применить на практике.

5. Цифры на концентрацию внимание

В этом упражнении мы даем каждому участнику разную распечатанную цифру. А озвучиваем вслух простые арифметические действия. Например: «10+27». Очевидно ответ будет «37». Участником необходимо создать вместе правильный ответ. Можно это сделать через пересаживание на стулья или, если пожилым людям не просто двигаться, можно просто озвучить ответ вслух, поднять руку.

Важно после всех этих непростых упражнений дать участникам возможность расслабиться. Для этого подойдут разные релаксационные мероприятия.

Надеюсь, что эта маленькая запись даст вам больше возможности для творчества с пожилыми людьми. Иногда не так важно проводить какие-то тренинги, намного важнее быть с людьми преклонного возраста, находится рядом, давать возможность выговориться, не наседать, не осуждать. Им так часто не хватает простого человеческого присутствия. А такое «проклятие» как старость пока мы не можем все же преодолеть

Занятие с элементами тренинга № 1 для отдыхающих санатория

Цель занятий: сплочение членов группы, а также ознакомление с психологическими приемами снятия эмоционального напряжения. Основной состав группы — это люди пожилого возраста, находящиеся на санаторном лечении. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия — 1 час.

Читать еще:  Название тренингов по психологии

Скачать:

Предварительный просмотр:

(для отдыхающих санатория, в том числе пожилых людей пенсионного возраста)

  • создание условий для знакомства и установления эмоциональных контактов;
  • определение задач занятий и особенностей групповой работы;
  • развитие позитивного Я – образа.

1.Вступительное слово. Правила работы в группе (в рекомендательной форме).

• Общение по принципу «здесь и теперь»;

• «Я – высказывание». Отказ от общих рассуждений. Умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях;

• Атмосфера доверия, эмоциональной близости и теплоты между членами группы, доброжелательности;

• Свободное и открытое выражение своих чувств, возникающих под влиянием происходящего;

• Соблюдение конфиденциальности, готовность не выносить содержание общения за пределы группы.

2.Знакомство «Активный Александр, Бодрый Борис, Веселая Вероника».

Цель: запомнить имена участников группы, раскрепощение и снятие напряжения.

Инструкция: Каждому из участников (по кругу) предлагается придумать для себя адекватный эпитет, либо черту характера начинающийся на ту же букву, что и его имя.

3.Знакомство «Летающие имена» (запасная игра)

Цель: запомнить имена участников группы, раскрепощение и снятие напряжения.

Инструкция: Участники сидят в кругу. У одного из них в руках мяч. Он бросает кому-то из группы этот мяч, называя при этом свое имя: «Я — Василий», «Я — Людмила». Этот раунд игры продолжается до тех пор, пока каждый не представится по крайней мере по одному разу. Далее участники должны называть имена тех, кому перебрасывают мяч: «Внимание, Петр!». Получивший мяч должен поблагодарить кидавшего: «Спасибо, Светлана!». Каждый должен поучаствовать минимум один раз.

4.Упражнение «Никто не знает, что я…»

Цель : активизация процесса самопознания, формирование позитивного Я-образа.

Инструкция : Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я…» Например: «Никто в группе не знает, что сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы»…

Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:

5.Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (запасная игра)

Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять позитивные личностные и другие качества.

Материал: лист бумаги и ручка на каждого участника (можно фломастеры).

Инструкция: «Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы знаете о себе. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

6.Упражнение «Представление» (запасная игра)

Цель: формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств; умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.

Инструкция: Каждый участник называет себя (так как ему хочется, имя может быть вымышленным). Участникам даётся следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступавшего. Например, «Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственно, в чём я разбираюсь, может быть, лучше других — я вкусно готовлю и угощаю своих друзей».

7.Упражнение «Броуновское движение»

Цель: позволяет участникам подвигаться, что способствует снятию мышечного напряжения и внутренней зажатости. Носит диагностический характер – если внимательно понаблюдать за участниками во время выполнения упражнения, то можно увидеть, насколько они эмоционально вовлечены в работу или, наоборот, отстранены от группы.

Инструкция : Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается и ведущий называет какую-либо цифру, участники должны, взявшись за руки, объединиться в группы, состоящие из такого числа человек.

Упражнение можно усложнить и сделать его более интересным. Ведущий просит объединится в группы по какому-нибудь признаку (цвету глаз, элементам одежды, домашним животным). Задание выполняется веселее, если участникам запрещается разговаривать.

8. Притча «Две свечи»

Жили-были по соседству две свечи. Одна зажженная, другая нет.

«Жаль мне тебя», — сказала незажжённая свеча своей горящей подруге. — «Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены».

Отвечала горящая свеча: «Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой — душа свечи — соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаз ребёнка на праздничной елке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя — огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость, и польза от тебя?

Право, лучше гореть, нежели почивать, потому что в горении жизнь, а в спячке — смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии и не начинала существовать, и так и умрешь, не начав. А жизнь пройдёт мимо».

Так говорили две свечи.

9. Упражнение «Красный и синий шар» (подведение итогов, итоговая рефлексия). Время – 10 минут

Цель: рефлексия участников.

Инструкция : Участникам группы предлагается представить, что у них в каждой руке находятся синий и красный воздушный шарик. Оба шарика обязательно нужно подарить любому из участников группы (исключая тренера). Красный шарик нужно подарить с комментарием, отображающим благодарность за что-то (например, «с тобой было приятно работать», или «ты был сегодня веселый, спасибо» и т.д.). Синий шарик необходимо подарить участнику тренинга с пожеланием (например, «желаю тебе приобрести больше уверенности в себе», или «желаю тебе обрести как можно больше друзей» и т.д.).

Тренер оговаривает заранее, что все комплименты и пожелания должны нести положительный посыл. Шарики нужно дарить обязательно, оставлять их у себя нельзя.

11. Подведение итогов занятия предполагает обсуждение впечатлений от проведённого занятия

Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями по поводу занятия.

Приемлема ли для вас такая форма проведения занятий?

Что бы вы хотели изменить? Какие чувства вы испытывали на занятии?

Какие у вас пожелания к ведущему и к группе на следующие занятия?

12 . Домашнее задание «Уровень счастья»

Цель упражнения – помочь человеку увидеть те существующие в его жизни источники радости, которые он не замечает, показать, что счастье – это состояние души и оно не определяется немедленным удовлетворением всех желаний или уровнем материального благосостояния.

Инструкция: составьте список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все, что стоит благодарности, — солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика), свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир. Если работа по подведению итогов и нахождению источников радости, счастья в настоящем проведена достаточно тщательно, можно перейти к поиску новых возможностей, новых путей, предоставляемых кризисом.

Читать еще:  Перцептивная сторона общения тренинг

Тренинг для пожилых людей в психосоциальной работе

Содержание:

Особенности позднего периода жизни

Сочетание реабилитационных мероприятий и тренингов, которые организуются для пожилых людей, может быть успешно построено при соблюдении двух важных сфер: коммуникации с окружающими и индивидуальная повседневная деятельность.

Индивидуальная повседневная деятельность очень важна в вопросах наполнения социальным смыслом позднего периода жизни. Если на начальных этапах старости индивидуальная повседневная деятельность для пожилого человека представляет сохранную или частично сохранную общественную деятельность, то в более старом возрасте возможны различные формы повседневной занятости. Зачастую специалисты добавляют в занятия пожилых людей в отделениях дневного пребывания или домах интернатах ряд различных кружков по интересам или открывают клубы общения. Но одним из самых распространенных заблуждений является мнение о том, что такую занятость легко организовать.

Нельзя искусственно возбудить интерес пожилого человека к определенным курсам. Точно также для пожилого человека, скорее всего, не будут интересны специально организованные экскурсии, диспуты и т.д.

Пожилой человек проявляет интерес к конкретной форме занятости в позднем возрасте только в тех случаях, когда человек может самостоятельно выбрать подходящий себе вид деятельности или отдыха, исходя из своих внутренних ценностей и интересов, и данная деятельность или увлечение имеют для него значение больше, чем хорошо организованное и дорогое мероприятие. Успех или неудача при осуществлении попыток внесения нового содержания в жизнь людей позднего возраста напрямую зависит от того, насколько внимательно относятся к факту личного участия пожилых людей в предлагаемом виде деятельности.

Пожилой человек, который включен в любой вид активности, обращает особое внимание на свой социальный статус. Поэтому выступления или высказывания перед другими людьми служит повышением его значения для окружающих в момент самовыражения. При этом пожилой человек привлекает внимание к собственной проблеме, устанавливает контакты с людьми, которые имеют подобные проблемы. Активность пожилых людей подразумевает процесс их взаимодействия, культурный обмен и общение, в результате чего меняются личностные установки, происходит развитие творческого мышления, что в свою очередь, способствует росту личности и замедляет процессы ее угасания в позднем периоде жизни.

В процессе групповой работы организуются группы по интересам, дискуссионные кружки, программно-ориентированные тренинговые группы, группы самопомощи и воспоминаний, социально-коммуникативные группы. Такое многообразие возможностей затрудняет определение того, что хотят сами клиенты.

Изучение проблем пожилых людей было наделено легитимным статусом для широкого использования в практике в связи с развитием экзистенциальной и гуманистической психологии и транзакционного анализа.

Важно отметить, что еще до того как эти подходы получили широкое распространение, многие аспекты их практики были применимы во время ухода за недееспособными людьми в позднем возрасте священниками, социальными работниками, добровольцами.

Обсуждение, которое является групповой или индивидуальной работой, имеет большое значение в работе с пожилыми людьми. В практике даже существует термин «обсуждающие терапевты». В данной деятельности работник должен обладать такими личностными качествами как сердечность, искренность и доброта.

Одним из желательных направлений психосоциальной работы с пожилыми людьми является выделение положительных сторон жизни, расширение социальных контактов и развитие фантазии. Без учета данных аспектов работа не будет иметь полноценный характер. Но особое внимание надо уделить выработке особых техник обсуждения сложных и неприятных ситуаций в жизни пожилого человека. Основной акцент необходимо сделать на продление жизни и наполнение ее действиями, используя опыт прожитых лет.

Другая проблема заключается в том, что с возрастом круг общения становится меньше, и ко всему многие пожилые люди испытывают трудности в коммуникации. Самое оптимальное психологическое воздействие при коммуникативных проблемах обеспечивает группа. Но все попытки увеличить круг общения и улучшить коммуникативные навыки пожилого человека будут бессмысленны, если он не заинтересован в проявлении активности. Пожилой человек должен не только получать информацию (пассивная позиция), но и передавать ее (активная позиция).

Задачи тренинговой работы с пожилыми людьми

Сотруднику, оказывающему психологическую помощь пожилому человеку, необходимо определить объем и характер повседневной занятости. Главная роль отводится пожилому человеку. Можно подумать, что внешне это абсолютно незаметная работа, но, важно знать, что в данной ситуации происходит большая мыслительная работа, которая влияет на пересмотр своих возможностей и совершенного нового положения в социуме.

Основа данной работы состоит в создании отношения к своему старению. Задача тренинговой работы заключается в том, чтобы пожилые люди перешли от обыденного восприятия к ощущению полноценной жизни в настоящем, к освобождению внутренних ресурсов, которые изменят качество своей жизни.

Важные составляющие тренинга для пожилых людей – это разъяснения и ролевая практика, а также демонстрация способов применения дискуссий о не полезных вещах.

Акцент необходимо делать на излишнюю зависимость от слов в тяжелых ситуациях, рассмотреть тему конфликта в личном и профессиональном страхе потерпеть неудачу, а также обратить внимание на анализ необходимости во «всемогуществе» работника, использование нового поведения, которое способствует повышению компетентности специалиста.

Даже небольшие групповые работы, совместная практика с коллегами позволяют работнику понять, что не только он, но и его коллеги могут допустить ошибку.

Одним из неоспоримых показателей к тренинговым занятиям можно считать желание пожилого человека. Количество людей в группе пожилых людей не должно превышать шесть-восемь человек. Это дает возможность тренеру, который проводит занятия, вести наблюдение за всеми изменениями состояния каждого человека в группе. Важно, чтобы состав группы имел один и тот же состав от начала и до конца тренингового курса. Тренер определяет состав упражнений, который составляется на основе данных тестовой диагностики. До этапа создания группы, тренер проводит беседы со всеми участниками группы. Основная цель данных бесед состоит в знакомстве и формировании мотивации к групповым занятиям. Помимо этого у каждого пожилого человека определяют общее состояние здоровья. Среди противопоказаний в участии в тренинге являются неудовлетворительное состояние здоровья пожилого человека. Это может быть повышенная температура, интоксикация, выраженные болевые синдромы и т.д.

Особенности работы с пожилыми людьми в группах поддержки

Одна из форма групповой работы – группа поддержки, которая организуется для тех пожилых людей, которые имеют очень узкий круг общения.

Адлерская психология видит основную проблему пожилого человека в отсутствии адекватного осознания жизненных задач в завершении жизненного пути. Поэтому группы поддержки являются методом развития социального интереса и понимания жизненных задач. Пожилые люди, которые посещают группы поддержки, осваивают навыки в нахождении общей почвы для общения, разделении чувств друг друга, осуществлении обратной связи. Для этого пожилых людей просят повторять сказанное друг другом, выявлять сильные стороны друг друга и говорить о том, что они находят привлекательным в других. При работе в группе поднимается обсуждение темы жизненных задач участников тренингов, а также проводится индивидуальное определение целей на каждую неделю.

Группа поддержки – это группа, которая характеризуется высоким уровнем личного контакта их членов, а также большой степенью сплоченности.

Невозможно организовать отношения, которые происходят между участниками группы, между двумя людьми.

Рассмотрим основные задачи групп поддержки:

  • объединять участников группы таким образом, чтобы они ощущали свою принадлежность к данной группе, чувствовали себя в безопасности и понимали, что окружающие их принимают;
  • обеспечить участникам группы такие условия, которые позволят пожилым людям сравнить свои чувства и ощущения с мнением и чувствами других участников группы;
  • помочь членам группы верно произвести оценку реальности и составить понимание того, как их воспринимают окружающие.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector