Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Психологический тренинг кто я

Сценарий тренингового занятия «Кто я? Какой я?»

Цель. Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия, активности общения.

Ход занятия

Педагог. Дорогие друзья! Наша задача заглянуть в свое Я, поскольку наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда Я обладает большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, а подчас это голос озарения и творческой фантазии. Мы будем выражать свое Я индивидуальными средствами; самовосприятие личности осуществлять через взгляд на себя, но как бы со стороны, через восприятие нас другими людьми; через самооценку своей деятельности, собственных внутренних состояний (эмоций, ощущений, мыслей); оценку своего внешнего облика.

Приветствие «Улыбка»

Цель. Принятие улыбки как приема привлечения внимания партнера и создания положительного эмоционального настроя на партнера и занятие.

Педагог. Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка». Поприветствуйте своего партнера по общению открытой, доброй улыбкой. Обращаясь к нему с улыбкой, скажите несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию.

Анализ приветствия. Что вы чувствовали, когда улыбались другому человеку? Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

Упражнение 1. «Автобиография»

Цель. Восприятие и проявление представлений о себе в социальном и психологическом плане.

Задание. Составьте рассказ о себе.

Инструкция. Нужно представить себя окружающим. Рассказать о том, где учились, где живете, какой вы человек, какие у вас интересы, сколько вам лет, какого вы роста… Имейте в виду, что это ваша заявка о себе, сделайте ее оригинальной, интересной, привлекательной для окружающих.

Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце, скажи»

Цель. Личностная установка на самоанализ.

Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция. Вспомните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:

Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце, и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите лист бумаги и ответьте на этот вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем лучше.

Упражнение 3. «Принятие себя»

Цель. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.

Задание. Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.

Упражнение 4. «Рисунок Я»

Цель. Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.

Задание. Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.

Инструкция. Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция – в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.

Упражнение 5. «Девиз»

Цель. Отражение с помощью девиза жизненных установок.

Задание. Сформулировать свой девиз.

Инструкция. В старину у средневековых рыцарей был обычай – на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе – ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.

Упражнение 6. «Мое настроение сегодня»

Цель. Выражение с помощью цветовой палитры настроения от предложенной системы упражнений и общения с коллегами.

Задание. Выразить свое настроение, подняв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.

Инструкция. Выскажите свое настроение от занятия, свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и «теперь».

Анализ занятия. Анкета «Мнение»

Имя участника тренинга _______________________

Дата занятия _____________________

  1. Степень твоей включенности: 0 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 (Обведи кружочком соответствующий балл.)
  2. Что мешает тебе быть более включенным в занятие?
  3. Твои основные ошибки в ходе занятия: а) по отношению к себе; б) по отношению к группе; в) по отношению к ведущему.
  4. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.
  5. Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии? Почему?
  6. Твои замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.).
  7. Что ты еще хотел бы написать?

Домашнее задание «Какой Я»

На листе бумаги выпишите приведенные ниже вопросы и ответьте на них:

  1. Мой жизненный путь: мои основные успехи и неудачи.
  2. Мои дружеские связи: с кем я дружен и почему.
  3. Мои конфликты: в чем они состоят и чем я их объясняю.
  4. Мои стимулы: что или кто контролирует мою жизненную активность.
  5. Негативные воздействия: какие и как я хочу их устранить.
  6. Позитивные воздействия: какие хочу использовать или поддержать.
  7. Мои проблемы: что мне мешает жить и что я хочу в связи с этим изменить.
Читать еще:  Тренинг развитие коммуникативной компетентности

6. Социально-психологический тренинг «Кто я?»

6. Социально-психологический тренинг «Кто я?»

Ведущий раздает чистые листки и предлагает всем участникам сосредоточиться только на себе, забыв на время о том, где они и зачем. Все должно быть проведено корректно, листки не подписываются, т. е. сохраняется полная анонимность происходящего. Ведущий обещает сохранить конфиденциальность.

Инструкция участникам . «Попробуйте дать себе характеристику, ответив на вопрос: “Кто я?”.

Время, о котором ведущий не говорит вслух, ограничивается 1015 мин. Если вопрос кого-то застал врасплох, то ведущий может дать общий нейтральный комментарий («Да, порой в суете жизни некогда подумать о том, кто я и зачем я здесь»), но он не должен давать каких-либо пояснений, т. к. кто-то из участников тренинга может «пойти на поводу» этих мыслей. Можно сказать так: «Пусть каждый сам раскроет себя».

Опыт проведения данного тренинга показывает очень большой диапазон описаний своего «Я»: от очень кратких и лаконичных до очень обширных и поэтичных.

Вот несколько примеров ответов на вопрос «Кто я?»:

1. «Продукт своего времени». Для обсуждения в группе нужно отобрать описания, где присутствуют понятия «продукт», «герой», «шлак» и им подобные, и предложить участникам вопрос: «Что лучше?»

2. «Я человек, юрист по профессии, средних лет, люблю женщин и детей, работать и отдыхать на воздухе». Автор такого описания – профессионал и любитель жизни. Вопрос для обсуждения: «Хорошо это или плохо?»

3. «Я женщина и не женщина, если смотреть на окружающих меня людей. Я ощущаю себя матерью всех детей и потому отвечаю за каждого ребенка. Я любимая женщина для одного и потому освещаю светом любви этот мир. Я могу все, что захочу. Но главное – понять, чего же я хочу. Скоро я пойму это, и все удивятся. Но ничего удивительного нет: свою миссию должен выполнить каждый человек. Для этого надо все время думать о себе в этом мире и о мире в себе, а также о том, для чего именно ТЫ. Нельзя уйти из мира, не оставив счастливых людей».

Возраст участников тренинга, чьи описания «Я» приведены в качестве примера, – от 40 до 50 лет. Два первых «Я» – мужские, третье – настоящее женское «Я».

Листочки (без указания имен и фамилий) собираются и классифицируются так, чтобы показать различия по контрасту: краткость и развернутость характеристик «Я», обобщенность и конкретность описаний. Можно акцентировать внимание на преобладающем признаке: одни подчеркивают свой возраст, другие – пол, а третьи – профессию. В зависимости от того, на каком месте в описании стоит тот или иной признак, можно говорить о его значимости для автора.

Например, один просто «продукт своего времени», а у других есть душа, духовный мир, переживания. Для одних, чаще всего – для мужчин, главное в жизни – профессия, другие подчеркивают свой социальный статус, третьи – семейный (жена, муж, бабушка, дедушка, сын, дочь, отец, мать).

Противопоставляя и анализируя причины различий, ведущий включает каждого (но не всех абстрактных вместе) в процесс сравнения и самоанализа. Каждый участник задумывается: «Почему кто-то так ответил, а я иначе?» Для многих это первое свидетельство непохожести людей, неодинаковости мыслей и представлений.

Одно из глубочайших заблуждений большей части людей состоит в том, что каждый считает себя центром мира, и это, в известной мере, соответствует действительности. Но нельзя забывать о том, что все остальные – такие же центры мира. В нормальных условиях все протекает без конфликтов, но стоит кому-то посягнуть на «Я» другого, как сразу же становится очевидным, что каждый ревниво охраняет прежде всего свое «Я» и свое физическое тело. Это ярко проявляется в очередях, в транспорте в часы пик, т. е. тогда, когда терпение людей на пределе.

На данное занятие отводится 1 час. Все моменты самооценок непринужденно обсуждаются участниками. Эффект тренинга «Кто я» – в самораскрытии и готовности включиться в игру. При анонимном зачитывании каждый узнает себя, хотя и остается инкогнито, что внутренне раскрепощает и готовит к дальнейшим занятиям. Ведущий ведет занятие доброжелательно, с юмором, что способствует непринужденным отношениям в группе, настраивает участников на сотрудничество. Это главная цель вхождения группы в новую и несколько необычную роль. Следующие занятия увеличивают доверие к ведущему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

УПРАЖНЕНИЕ%ИГРА

После то­го, как все бу­дут го­то­вы, пред­ло­жи­те лю­дям пред­ста­вить­ся. Участники по оче­ре­ди вста­ют и рас­ска­зы­ва­ют, кем они яв­ля­ют­ся. Если от­вет не по­ня­тен, осталь­ные лю­ди мо­гут по­про­сить объ­яс­нить, что имел вви­ду вы­сту­па­ю­щий. На каж­до­го че­ло­ве­ка от­во­дит­ся 1–2 ми­ну­ты, в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства участ­ву­ю­щих в тре­нин­ге.

  • Обсуждение:
    • Почему вы­бра­ли имен­но та­кое пред­став­ле­ние? После то­го, как про­слу­ша­ли осталь­ных, хо­те­ли бы вы­брать дру­гое?
    • Кто из участ­ни­ков боль­ше за­пом­нил­ся? Почему?
    Читать еще:  Тренинги на выявление лидерских качеств
  • Рекомендации: упраж­не­ние под­хо­дит для всех воз­раст­ных групп, но наи­бо­лее ак­ту­аль­но для под­рост­ков. Игра поз­во­ля­ет вы­ра­зить се­бя с ин­те­рес­ной сто­ро­ны, что осо­бен­но ак­ту­аль­но имен­но для мо­ло­дых лю­дей. В этом про­цес­се лю­ди зна­ко­мят­ся и луч­ше узна­ют друг дру­га, что спо­соб­ству­ет по­сле­ду­ю­щей ра­бо­те в рам­ках тре­нин­га.
  • Оценка по­се­ти­те­лей:
    — оце­ни­те? Загрузка…
  • Хотите за­ра­ба­ты­вать на про­да­же сце­на­ри­ев в Магазине тре­нин­гов? Напишите нам на tr@magazintreningov.ru. Все по­дроб­но­сти здесь.

    Ваши во­про­сы и ком­мен­та­рии от­но­си­тель­но опи­сан­ной ак­тив­но­сти мож­но оста­вить в по­ле ни­же — мы бу­дем ра­ды от­ве­тить на ва­ши во­про­сы и улуч­шить то, что мы де­ла­ем для вас. Хотите пер­вы­ми по­лу­чать но­вые иг­ры, упраж­не­ния и дру­гие тре­нин­го­вые ак­тив­но­сти, пуб­ли­ку­е­мые на сер­ви­се — всту­пай­те в на­ши груп­пы ВКонтакте, Facebook и Instagram. Подписывайтесь на наш ка­нал YouTube.

    Психологический тренинг личностного роста «Кто Я»

    ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец»

    Цель: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия.

    Необходимые материалы : большой лист ватмана или бумаги, маркеры, бумага, ручки, несколько старых газет.

    Игра «ПРЕДСТАВЬ СВОЕ ИМЯ»

    Цель: Осуществление эмоционального разогрева.

    Содержание: Ведущий предлагает участникам представиться как актеру немого кино с помощью мимики и жестов. Можно представить не только свое имя, но и свою внешность, манеру одеваться, вести себя. Главное, чтобы это было узнаваемым.

    Сегодня цель нашего занятия узнать себя, почувствовать свои чувства, мысли, научиться взаимодействовать с другими людьми. Постараться раскрыть свой внутренний мир, ваша самореализация.

    Игра «ОБЪЯВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ»

    Цель: Развитие умения заявлять о себе.

    Ведущий предлагает участникам дать объявление о себе в газету. Объявления должны быть короткими, но нести максимум информации об авторе. Затем объявления зачитываются и проводится обсуждение, что является основным: желание помочь кому-то, получить что-то или заявить о своих способностях.

    Ведущему здесь важно подчеркнуть, что совершенно не важно, хотел ли подросток похвалиться своими способностями или объявить о своем стремлении помогать другим, главное — он о себе заявляет.

    Нужно напомнить ребятам о правилах: в объявлении не должно содержаться информации аморального или жестокого характера. Некоторые подростки, бравируя, предлагают в объявлении далеко не безобидные услуги. Застенчивым ребятам нужно помочь, так как зачастую из-за заниженной самооценки они не могут найти в себе чего-то положительного, что могло бы заинтересовать других людей.

    Игра «СКОЛЬКО ТЫ ВЕСИШЬ?»

    Цел: Обнаружение зависимости физического состояния от эмоционального настроя.

    Содержание: Участникам предлагается представить и показать себя в следующих ситуациях: получил плохую оценку, учитель похвалил за хорошую работу, родители вручили подарок, поругался с другом, подружка наконец-то приехала из отпуска, родители не пускают гулять и тд.

    — Внутреннее ощущение собственного веса в случае различных переживаний: неудача, плохое самочувствие, испорченное настроение наполняют человека тяжестью — он с трудом передвигает ноги, руки не поднимаются, голова не держится, все тело налито свинцом. Радость, влюбленность, счастье дают ощущение полета, невесомости.

    Ведущий договаривается с ребятами, что они в процессе занятий могут говорить о своем самочувствии в килограммах или тоннах.

    Это упражнение предлагает замечательный диагностический параметр для оценки в последующей работе ощущений и впечатлений от отдельного упражнения или полного занятия каждым участником. Можно сделать табличку, в которой в конце каждого занятия можно было бы отмечать «вес» каждого подростка.

    Игра «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ. »

    Цель: Формирование навыков самораскрытия.

    Содержание: Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т. д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вещью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навыков управления своими эмоциями.

    Игра «МОЙ СОСЕД СЛЕВА»

    Цель: Развитие умения находить положительные качества в других людях.

    Содержание: Ведущий предлагает участникам внимательно посмотреть на соседа слева и назвать то, что у того хорошо получается. Круг должен замкнуться. По окончании ведущий спрашивает, приятно ли было слышать от других положительные оценки своих умений.

    Могут возникнуть затруднения в отношении ведущего изгоев. Нужно напомнить ребятам, что не бывает так, чтобы человек ничего не умел делать.

    Игра «МОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ КАЧЕСТВА»

    Цель: Формирование навыков адекватной самооценки.

    Содержание: Участникам предлагается разделить лист бумаги пополам и написать на одной стороне свои сильные качества, а на другой — слабые. Желающие могут зачитать их, но нельзя заставлять подростков делать это без желания. Ведущий предлагает сравнить количество сильных и слабых черт и подумать, можно ли избавиться от некоторых своих слабостей, и если да, то что для этого нужно предпринять. Очень важно объяснить ребятам, что всегда можно избавиться от того, что не нравится в себе, главное, понять, что хочется изменить в себе, а вариант, как это сделать, можно найти всегда.

    Ребята с заниженной самооценкой очень часто не могут найти в себе сильных качеств, ведущий должен помочь им.

    Читать еще:  Коммуникативные тренинги для педагогов

    Игра «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ»

    Цель: Развитие умения понимать себя и других людей по поведению.

    Содержание: Участникам предлагается вспомнить героев сказки про Винни-Пуха и охарактеризовать их. Характеристики можно записать.

    «Пятачок — зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.

    Кролик — активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.

    Ослик Иа — не верит в собственные силы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.»

    Предложить подумать и озвучить, что нужно изменить в себе Пятачку, Кролику и Иа. Обсудить, как героям нужно воплотить данные рекомендации в жизнь.

    «Пятачку надо научиться говорить «нет» и отстаивать свою точку зрения. Кролику следует научиться просить и принимать отказ. Ослику необходимо поверить в собственные силы и научиться разрешать ситуации.»

    Цель: Развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

    Содержание: Ведущий рассказывает, как важно сохранять спокойствие в ситуации, когда в адрес человека кто-то кричит, обвиняет, оскорбляет, насколько полезно порой не заразиться чужой агрессией и не ответить криком на крик.

    Можно предложить ребятам вспомнить ситуации, когда они заражались чужой агрессией в конфликтах. Что из этого получилось? Чтобы конфликты не перешли во вражду, нужно уметь внутренне отстраниться от стрессовой ситуации и настроиться на конструктивное разрешение.

    Выбираются 2 участника, один будет Пятачком, второй — Кроликом. Кролик кричит и обвиняет, Пятачок очень этого боится, ему нужно научиться держать удар. Его задача — не слушать Кролика, а наблюдать за движениями кончиков его ушей или носа и запоминать свои мысли и чувства, возникающие в это время. На упражнение дается две минуты, затем участники меняются ролями.

    После выполнения задания следует обсуждение: какие чувства испытывали актеры? Трудно ли было выполнить задание и почему? Что нужно сделать, чтобы прекратить нападки Кролика?

    Игра «ПОСИДИТЕ ТАК, КАК СИДИТ. »

    Цель: Снятие эмоционального напряжения.

    Содержание: Ведущий предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, курица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка и т. д.

    Это упражнение очень смешное, не нужно ведущего останавливать смех и «клоунов», лучше посмеяться вместе с ребятами.

    В группе обсуждается занятие, что понравилось, что нет. Сколько «весит» каждый участник.

    Медитация «Я — это я», под спокойную музыку.

    «Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрала это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они не были — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые и грубые, правильные и неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому (или самой). Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнать все больше и больше разных вещей о себе самом (самой). Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю, и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел (а) и ощущал (а), что Я говорил (а) и что я делал (а), как Я думал (а) и как Я чувствовал (а). Я вижу, что это вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется мне неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом (ой). Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким(ой) с другими людьми, чтобы быть продуктивным (ой), вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя. Я — это Я, и Я – это замечательно.»

    ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец» Тропина Н.И.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector