Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социально психологические тренинги межличностного общения

Игровой тренинг по межличностному общению

Цель: развивать умение самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, с помощью активного игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки.

— развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа;
— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
— формирование умения говорить и думать о себе.

Сесть удобно, расслабиться.

  1. Вдохнуть глубже, зафиксировать вдох и выдохнуть (3 раза).
  2. Сжать руки в кулаки и расслабить (с каждым разом сильнее- 3 раза).
  3. Разжать пальцы в напряжении опустить руки вниз, стряхнуть (не на соседа)
  4. Поулыбаться как можно шире.
  5. Воздушный поцелуй вправо, влево, двумя руками.
  • Знакомство.

    Оборудование: карточки для оформления визиток, булавки, ручки, карандаши.

    Оформление визитки с тренинговым именем. Дети вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, литературного героя.

    Предоставляется полная свобода выбора. Тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий все будут обращаться друг к другу по этим именам.

    За пять минут выбрать имя, оформить визитку и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу запомнили. Для этого все садятся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, объяснить, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности, и т.п.), которые действительно отличают Вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.

    После окончания представлений вспомнить своеобразие друг друга. Для этого каждый участник по очереди называет индивидуальность сидящего, например, слева от него и т.д., пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто-то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий.

    Упражнение должно настроить участников на серьезное отношение к делу.

    Даже простейшее приветствие и знакомство могут дать многое для понимания человека.

    Нужно учиться запоминать полученную информацию проявляя внимания не только к внешности индивида, но к смыслу его слов. Основной принцип помогающий понять себя и других – это внимание к человеку.

    Человек живет в мире стереотипов. И это совсем неплохо! Они помогают ему экономить энергию для творчества и раздумий о смысле жизни Но они и мешают, обедняя нашу жизнь и отношения с близкими людьми. Например, как вы приветствуете друг друга при встрече? Кто готов рассказать и показать традиционные способы, приемы, манеру приветствия?

    Что вы при этом испытываете? Наверное, не очень много эмоций, так как это дело привычное Вы всегда так здороваетесь. Теперь давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Какие? Вы можете сами придумать их и показать всем. Кто хочет это сделать? Прошу. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия:

      1. Ладонями, но только их тыльной стороной.
      2. Стопами ног (внутренней частью, только очень легко, чтобы не было больно).
      3. Коленями (внутренней стороной колена левой ноги, слегка коснуться внутренней стороны колена правой ноги партнера).
      4. Плечами (правое плечо легонько прикасается к левому плечу партнера, а затем наоборот).
      5. Лбами (но очень осторожно, чтобы не повредить ни собственной головы, ни тем более головы партнера).

    Назовите ваши варианты. Мы готовы их попробовать. Следует установить контакты со всеми участниками тем или иным способом. Участники делятся друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

    Участники разбиваются по парам и в течение одной минуты, один рассказывает о себе другому то, что желает. Через одну минуту дети меняются ролями.

    Следующий период игры заранее не обговаривается. Он заключается в том, что один участник из пары встает за спиной своего нового друга, кладет ему руки на плечи и рассказывает о нем от имени этого ребенка все, что запомнил. Затем дети меняются ролями. По окончании упражнения происходит обмен мнениями.

    Выбирается водящий, которому завязывают глаза шарфом и предлагают изучить своими руками руку одного из участников игры. После этого с него снимают повязку и водящий пытается найти “изученную” руку среди рук, протянутых всеми участниками.

    Оборудование: 2 шарфа.

    Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой – его Тенью. Человек делает любые движения, Тень – повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек.

    Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.

    Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались. Им завязывают глаза шарфами. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” — они вытягивают навстречу друг друга.

    Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.

    Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.

      Ранжирование по качествам.

    а) Участники молча строятся в шеренгу по:

    цвету глаз
    цвету волос
    росту ( с закрытыми глазами)
    теплоте рук и т.д.

    Ведущему следует четко определять более яркие качества (слева, справа).

    б) Участник загадывает качества, говорит об этом психологу на ухо, а остальных выстраивает в зависимости от того качества и сам находит в себе место в этой шеренге. Остальные отгадывают это качество.

    Участники выбирают понравившуюся игрушку, берут ее в руки, рассматривают и пытаются “перевоплотиться” в нее. Через одну минуту рассказывают об этой игрушки от первого лица, о ее чувствах, мыслях, радостях, огорчениях.

    Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого водящий должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации:

    — На какой цветок он похож?
    — На какой вкус?
    — На какую песню?
    — На какую книгу? И т.д.

    При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет – уходит вновь. Если не угадает более двух раз – выбывает из игры.

    Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого угадали, или кто-нибудь другой ? С чем это связано ?

    Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими – другим людям.

      Листок за спиной.

    Оборудование: альбомные листы, булавки, ручки, музыкальное сопровождение.

    Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение помогает преодолеть барьер: оно анонимно, однако происходит в контакте “глаза в глаза”.

    Возьмите большие листы. Эти листы вы прикрепите к себе на спину, и те, с кем вы здесь встретитесь, будут писать на них свои впечатления о вас: какой вы во взаимоотношениях с другими. Однако вы можете заранее выразить свои пожелания: если вы хотите, чтобы писали больше хорошего, в углах нарисуйте солнышко. Если для вас важно, чтобы писали о ваших недостатках, слабых сторонах, в углах нарисуйте кресты. А если вам интересно и то и другое, в углах нарисуйте вопросительные знаки.

    Все встают в общий круг и под музыку и голос водящего присматриваются друг к другу. Потом можно ходить и смотреть друг на друга, размышляя, к кому больше тянет. Кто здесь самый одинокий и почему ? С кем было бы трудно и почему ?

    По окончании все снимают большие листы, читают, что им написали.

    Потом делятся впечатлениями.

    Оборудование: листы бумаги, ручки, корзина для мусора.

    Зачем человеку мусорное ведро ? Зачем необходимо освобождаться от мусора ? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами: накапливаются ненужные, бесполезные. Запишите на листочках чувства от которых хотите избавиться. “Я обижаюсь на …”, “Я злюсь на …”, “Я боюсь …”.

    Сверните листы в комочек, выбросите корзину.

      Релаксация. (Под музыку).

    “Представьте себя семенем дерева, которое созревает и в конце лета падает на землю. Оно постепенно уходит все дальше в почву и, наконец, находит свое место под этим необычным одеялом. Еще тепло, греет солнце. Но вот небо начинает хмуриться , все чаще идут дожди … наступает осень с дующими пронизывающими ветрами.

    Читать еще:  Психологический тренинг кто я

    Опадают последние листья с деревьев … Без них деревья стоят серые, голые, они спят. Так же спокойно спят семена в почве. Землю сковывает мороз, падает снег, бушует вьюга, а семена продолжают спать, им тепло. Идет время… Приближается весна. Солнышко пригревает все сильнее и сильнее. Тает снег, журчат ручьи.

    Вода пропитывает землю и будит семена от долгого сна. Сначала появляется корешок, затем росток, который медленно движется и тянется к поверхности земли.

    Проходит время… и вот уже стоит деревце, которое растет, крепнет. Его ветви – руки тянутся к свету, солнцу. Деревце прочно держится корнями за землю.

    Оно продолжает расти и теперь ему нестрашны ни дождь, ни ветер”.

      Мой портрет в лучах солнца.

    Оборудование: стенд для выставки, альбомные листы, цветные карандаши.

    Обвести свою ладонь на бумаге карандашом. На каждом пальце написать свои достоинства, все хорошее что ребенок знает о себе. Сделать импровизированную выставку, угадать: кому принадлежит рука.

    Каждый ребенок берет зажженную свечу по очереди и желает чего-то доброго участнику, стоящему слева.

    Социально-психологический тренинг общения с подростками.

    Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области

    Батайский техникум информационных технологий и радиоэлектроники «Донинтех»

    по предмету «Социальная психология»
    для II курса

    Социально-психологический тренинг
    межличностного общения

    Герасимова Алевтина Анатольевна

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКАМИ

    Это занятие (один из вариантов проведения СПТ ) группы социально-психологического тренинга. Данный материал является ориентиром, в практической деятельности, необходимо творчески подходить к организации работы группы. В соответствии со спецификой состава группы, опытом руководителя, особенностями групповой динамики, социально-психологической компетентности участников, можно использовать приведенные упражнения или добавлять свои.

    Целью первого занятия является создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников, ознакомление с принципами работы группы и выработка групповых ритуалов, освоение игрового стиля общения, запуск процесса самораскрытия, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать вместе с группой.
    Нельзя гарантировать, что все участники в равной степени многое извлекут из ситуаций и предлагаемых упражнений. Каждый сам отвечает перед собой за то, что будет делать, за то, что увидит и почувствует, а также за то, чему научится. Может быть, некоторым будет трудно следовать инструкциям для упражнений, нелегко будет сконцентрироваться в определенное время на, конкретных ситуациях, порой будет возникать ощущение скуки или раздражения. Все это естественно и вполне уместно, но главное, чтобы такие переживания членов группы не заставляли отказываться от участия в упражнениях или ситуациях, не склоняли к поступкам, которые могут помешать другим.

    • Каждое занятие рассчитано на 2 часа работы с группой не более 20 человек.

    Основные задачи ведущего группу:

    — оказание помощи группе в совместных поисках, в обучении на этой первой встрече и на всех последующих.

    -нельзя подчеркивать свое превосходство над другими, своим поведением вы не должны вызывать восхищение или страх.

    Помощь группе заключаться в следующем:
    — подготовке помещения, в котором будет работать группа, включая музыкальное оформление, и необходимого материала: бумаги для записей, альбома для рисования, ручек, карандашей, мячика, ватмана, маркеров и текстов упражнений и заданий и т.п.

    -разъяснении инструкции очередного задания и контроле за длительностью каждого задания;
    -организации совместного анализа того, что происходит во время упражнений, в форме обсуждения чувств и переживаний участников;
    -обязательном контроле эмоционального состояния участников группы;
    -проведении заключительного анкетирования на каждом занятии и зачитывании домашнего задания;

    -соблюдении ритуалов группы.

    Социально-психологический – значит, направленный на выработку умений личности взаимодействовать с окружающими людьми. Очевидно, что такие умения невозможно развить путём индивидуальной работы, нужно организовать именно взаимодействие в группе (чего не требуется, например, при проведении аутотренинга и что может быть необязательным для тренингов развития познавательных процессов). Поэтому при проведении социально-психологического тренинга используются групповые упражнения (Л.А. Петровская, Л.Ф. Анн).

    Единственная настоящая роскошь в миреэто роскошь человеческого общения.

    Цели тренинга: развитие способности эффективного общения посредством вербальной и невербальной коммуникации, умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей; сплочение коллектива.
    Задачи тренинга:

    определение особенностей вербального и невербального общения;

    развитие навыков невербального общения;

    построение доверительных отношений;

    осознание своей позы и собственных жестов;

    эффективные невербальные приемы, воздействующие на бессознательном уровне;

    умение контролировать речь в стрессовых ситуациях (раздражение, гнев, обида и т.д.).

    Приветствие . Создание позитивного настроя на занятии.

    Добрый день, мы начинаем наше занятие по формированию навыков общения.

    Все участники садятся в круг. Начать игру может любой человек. Он бросает мячик игроку, при этом отчетливо называя свое имя и свой девиз. Например: меня зовут Александр, мой девиз: «Ставлю цель и добиваюсь ее». Девиз должен отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип. Получивший мяч, бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом сидящему). Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех участников по одному разу.

    Упражнение надо проводить динамично.

    Упражнение « Нравится — не нравится».

    Тренер раздает бумагу и ручки. Каждый присутствующий пишет в верхней части листа свое имя, затем делит лист на две части вертикальной чертой. Левую отмечает знаком «+» а правую знаком «-». Под знаком «+» перечисляется то, что особенно нравится (в природе, в людях, в себе и т. д.), а под знаком «-» пишется то, что особенно неприятно для каждого в окружающем его мире («ненавижу трусость», «не люблю осень» и т. д.). Затем все зачитывают свои записи вслух.

    Другой вариант, на листе бумаги каждый участник пишет свое имя, а затем 10 раз отвечает на одни вопрос «кто я?».
    В практике групп существует еще несколько способов знакомства, например, каждый участник выбирает себя новое имя и, объявляя его, объясняет, почему именно он это имя выбрал, и т. д.

    Выработка правил работы в группе. После того, как знакомство состоялось, руководитель кратко повторяет основные принципы нормы работы в группе социально-психологического тренинга. Затем идет коллективное обсуждение этих норм, что-то можно добавить, чуть исправить и в дальнейшем пользоваться в работе группы только этими принятыми нормами общения. Можно их написать на доске или ватмане. Эти правила будут действовать на протяжении всех занятий.

    Упражнение «Наши правила».

    Правила:
    1.Называть друг друга по имени (реальному или вымышленному).
    2.Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.
    3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас — по ходу общения в группе.
    4.Говорить от своего имени («я считаю. », «я думаю. »).
    5.Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные.
    6.Избегать прямых оценок людей («ты мне не нравишься »), говорить о действии того или иного человека («мне не нравится твой проступок»).
    7.Быть открытым в общении.
    8.Активно участвовать в происходящем.

    Можно предложить каждому определиться и показать всем «на пальцах», на сколько баллов он согласен придерживаться этих правил.

    Затем обсуждаются и комментируются результаты этого голосования.

    Часто группа вырабатывает своеобразные ритуалы, которые действуют только во время занятий. Например, ритуал начала занятий сесть плотно в круг, прижаться локтями друг к другу, закрыть глаза и молча посидеть 1 минуту, думая о чем-то приятном. Или ритуал вхождения в групповую работу опоздавшего участника он обязательно должен прикоснуться к каждому, сказав что-то очень хорошее именно этому человеку от всей души.

    Упражнение «Кто любит, у кого есть…?» (можно использовать музыкальное оформление)

    Каждая фраза тренера начинается со слов: «Встают и пересаживаются на свободные места, (меняются местами) те студенты, у кого (кто).

    — есть мобильный телефон;

    — кто одет в брюки;

    — кто любит анекдоты;

    — кто умеет играть на музыкальном инструменте;

    — у кого есть друг ( подруга);

    — кто занимается спортом;
    — родился в другом городе;
    — умеет петь (танцевать, играть в футбол, кататься на коньках, плавать);
    — бывал когда-нибудь в Москве;

    Читать еще:  Какие бывают тренинги по психологии

    — любит подшучивать над друзьями;
    — у кого есть брат (сестра, собака, кошка, хомяк, попугай);
    — любит математику (биологию, физкультуру)»…
    Можно перемежать шутливые характеристики серьезными.
    Обсуждение. ( Как вы себя чувствовали во время игры?
    Узнали ли вы для себя что-то новое?)

    Упражнение «Самооценка уровня общения».

    Каждому участнику необходимо на шкале уровня общения (тренер обозначает уровни в кабинете ) найти свое место. Нужно встать в ту точку, где комфортно находиться, где хорошо себя чувствует член группы. ( уровни : Проблемы при общении- Средний уровень общения- Гений общения). Обсуждение выбранного уровня.

    Упражнение «Несуществующее животное» ( можно использовать музыкальное оформление).
    Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаши для рисования.

    Все участники делятся по парам и садятся спиной друг к другу. В течение 7 минут рисуют. Далее один рассказывает другому, что у него нарисовано на листе, другой старается понять и воспроизвести рисунок по словам. Меняются ролями.

    После того как задание выполнено, организуется импровизированная выставка рисунков, качество которых, не оценивается, а идет обмен своими ощущениями.

    Обсуждение в кругу. Кому было легко выполнять задание, кому сложно?

    Как объясняли, что нарисовано?

    Какие чувства появлялись во время выполнения задания?

    Вопросы участникам по теме предыдущего занятия.

    — Какие вы знаете уровни межличностного общения? (вербальный и невербальный).

    — Назовите и приведите примеры вербальных средств общения (письменная и устная речь). – —Какие существуют барьеры речи?

    — Что значит невербальные средства общения? — Расскажите о каждом направлении подробно. ( знаковые системы, «язык тела», которые исследуются следующими направлениями психологии: мимика (физиогномика); жестика; пантомимика; такесика; проксемика).

    Все участники сидят по кругу.

    Инструкция: «Пусть каждый из Вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить» молча «невербально»), но так чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок старается понять, что ему дарят. Пока все подарки не получат, вслух никто не произносит, если догадались. Все делаем молча».

    Когда все получат подарки, тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает о том, какой подарок он получил. После того как тот ответил, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождение, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы. Обсуждение.

    Упражнение « Качества в общении».

    Один участник из группы садится в центр круга на стул.

    Сам называет одно или два качества, которые ему помогают в общении и одно(два), которые мешают.

    или Упражнение «Чемодан».

    Каждый по очереди называет (« складывает в чемодан») одно качество, которое помогает в общении и одно, которое мешает.

    или Упражнение « Скажи мне».

    Узнаем мнение о себе. Надо обратиться к двум участникам из круга, чтобы получить ответ на вопрос: « Какие качества, на твой взгляд, помогают мне в общении с другими, а какие мешают?»

    Работу в группе можно закончить небольшой анкетой, чтобы тренер мог следить за развитием групподинамических процессов.

    Анкета:
    Имя ____________________________________
    1. Сегодняшнее общение произвело на меня:
    большое впечатление 5 4 З 2 1 никакого впечатления
    2. Я чувствовал(а) себя:
    свободно 5 4 3 2 1 скованно
    3. Самое большое влияние на ход занятий, на мой взгляд, оказали (называются какие-либо упражнения, другие моменты работы):
    а)_________________________________________________________
    б)_________________________________________________________
    в)_________________________________________________________
    4. На следующем занятии я хотел(а) бы участвовать в ролевой игре с:
    а)_______________ б)_______________ в)_______________

    Заполненные анкеты сдаются тренеру группы.
    На первом же занятии группа может выработать свой ритуал прощания.

    Использованные источники:
    1. Арутюнин М.Ю.,Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком //Психология межличностного сознания. М.,1981.
    2. Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Социальнопсихологический тренинг как форма обучения общению //Общение и деятельность. Прага,1981
    3. Групповая психотерапия. Под.ред. Б.Д.Карвасарского,С.Ледера. М.,1990
    4. Петровская Л.А. Компетенция в общении: Социально-психологический тренинг. М.,1989
    5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. Пер. с англ. //Общ.ред. и вступ.ст.Л.А.Петровской. М.,1990
    6. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007.

    Тренинг межличностного общения

    ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА.

    Дата проведения: 17.12.12

    Контингент и возраст обучаемых : учащиеся 6-7 классов, 12-14 лет;

    Цель: развитие групповой сплоченности;

    Развивать эмпатию у участников процесса, умение общаться при помощи вербальных и невербальных средств общения, умение осуществлять рефлексию.

    Оборудование: листы бумаги формата А4, ручки.

    Знакомство: Здравствуйте, меня зовут Лэйсан, хотелось бы с вами поближе познакомиться, я учусь в педагогическом университете, на специального психолога,4 курс. Этот тренинг мы проведем вместе с вами, надеюсь на понимание. Давайте познакомимся(2 минуты).

    Я предлагаю вам поприветствовать друг друга пожатием рук. Но это будет не простое рукопожатие. Каждый из участников группы должен подойти по очереди ко всем остальным, скрестить свои руки (показываю), взять в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия сказать ему что- то приятное, комплимент или пожелание(5 минут).

    Может возникнуть нежелание рукопожатия с кем-то. В этом случае нужно сказать, что поприветствовать нужно всех участников команды. Если это не действенно, то предложить ребенку сделать это вместе. Если возникают проблемы при назывании комплиментов или пожеланий – показать пример.

    Упражнение «Рисунок на спине»:

    А сейчас мы с вами порисуем на спине. Нам необходимо построиться колонной, каждый участник при этом смотрит в спину своего товарища. Я сейчас нарисую картинку и спрячу, затем такой же рисунок я изображу пальцем на спине у того кто стоит последним в колонне. Ваша задача, постараться почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше, до самого первого. А первый затем воспроизведет этот рисунок на бумаге, в конце мы сравним этот рисунок с первоначальным вариантом. Итак, начали(15 минут).

    При непонимании задания – показать пример. Если возникают трудности с местоположением (кто, где, с кем стоять), то взять инициативу на себя и выстроить колонну на свое усмотрение.

    1.Что помогало понимать и передавать ощущение?

    2. Что чувствовали первые и последние стоящие в команде?

    3. Что мешало выполнить упражнение, с какими трудностями столкнулись?(7 минут)

    При затруднениях с ответом, попробовать переформулировать вопрос: 1. «Как ты понял и передал то, что ощутил?», 3. « Трудности при выполнении упражнения с чем они были связаны». А 2 вопрос можно задать лично обратившись по имени к первому и последнему участнику команды. При затруднениях, предлагать возможные варианты.

    Сейчас мы с вами поиграем. Вставайте в круг. Я буду змеей, а вы будите моим продолжением, тот к кому я подойду, становится моим хвостом, проползает подо мной и цепляется за пояс и так до последнего участника, пока хвост змеи не станет огромным(15 минут).

    В случае, если правило игры не поняты, показ примера.

    Сейчас мы поиграем с вами в игру похожую на испорченный телефон. Общаться можно только при помощи жестов не произнося слов, фразу записываем на листочке и показываем следующему вошедшему. Тот тоже записывает, как понял, показывает другому участнику и так до конца. Каждый раз фраза пишется заново, а предыдущая убирается. В конце, зачитываются фразы в обратном порядке, начиная с конца. Сейчас я попрошу вас выйти, один останется(15 минут).

    В случае не соблюдения правил – употребление слов при показе, повторное объяснение правил игры и демонстрирования примера.

    Обратная связь, итоговое обсуждение: А теперь вспомните весь тренинг, подумайте и скажите, что больше всего понравилось, или не понравилось? Объясните почему? Как вы думаете, на что направлены упражнения, игры? Что сейчас чувствуете, какие эмоции преобладают? (10 минут)

    Тренинг для педагогов «Общение»

    Григорьева Наталья
    Тренинг для педагогов «Общение»

    Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков педагогов.

    • развить умение находить подход к людям;

    • подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации;

    • развитие умения невербального средства общения;

    • обучить эффективным способам общения.

    Актуальность тренинга:

    Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

    Читать еще:  Психологический тренинг для пенсионеров

    В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения,а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. очень важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

    Существует китайская поговорка:

    “Расскажи мне – и я забуду

    Покажи мне – и я запомню

    Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”

    10% того, что слышит,

    50% того, что видит,

    70% того, что сам проговаривает,

    90% того, что сам делает.

    Тренинг – это тренировка души, разума и тела, это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей.

    Вывод: Мы с вами понимаем, что, выступая перед своими коллегами, выполняя какое-либо задание, мы с вами попадаем поневоле в ситуацию стресса, когда наша память и восприятие ухудшаются. И тогда у нас появляется возможность обратиться за помощью к окружающим и получить ее. И это возможно сделать безопасно для себя в рамках тренинга.

    Правила работы в тренинге

    • Называть друг друга по имени

    Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую».

    • Хранить секреты участников группы

    • Уважать говорящего, уметь слушать

    • Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы.

    1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

    2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

    3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю.», «Я думаю.».

    4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

    5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы).

    6. Отработка навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

    7. Способствовать самодиагностике и самораскрытию участников группы. Развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

    Упражнение – активатор «Давайте поздороваемся»

    Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

    Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).Здороваться надо определенным образом:

    • 1 хлопок — здороваемся как мужчины

    • 2 хлопка — здороваемся как близкие люди;

    • 3 хлопка — здороваемся как женщины.

    Упражнение «Комплимент» в кругу

    Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

    Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

    Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».

    Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т. е. сделать комплимент.

    Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

    Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т. д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.

    Ведущий:Что было легче: делать комплимент или отвечать на него?

    Цель: побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые придут им на ум при чтении этих слов.

    Ведущий: Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово «общение». Высказывание участников. Затем все варианты зачитываются.

    6. Обмен информацией

    7. Процесс восприятия и познания друг друга

    8. Прием информации

    9. Передача информации

    Метафора общения.

    Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.

    Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник.Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился».Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

    Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.

    Упражнение «Парное рисование»

    Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.

    Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги.При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Начинаем по сигналу».

    Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.

    Все участники садятся по кругу.

    «Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».

    Когда все получат подарки (круг замкнется, тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.

    • Какие трудности возникли у вас в ходе тренинга?

    Ведущий: Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!

    «Психологическое кафе». Тренинг для педагогов «Психологическое кафе» тренинг для педагогов Меню Закуски 1. Ритуал встречи «Мы вместе» 2. Упражнение «Поздороваемся по разному» 3. Упражнение.

    Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов 1. Психологическое вхождение. Умение эффективно общаться — это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью.

    Тренинг для педагогов «Вместе мы сила» Приветствие. «Что нас объединяет» Теперь я попрошу каждого из вас передовая мячик назвать свое имя как бы вы хотели, что бы вас называли.

    Тренинг «Адаптация педагогов к работе в ДОУ» Теоретическая часть: Первые годы работы для молодого специалиста — самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике,.

    Тренинг для педагогов ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание». (Сенека).

    Тренинг для педагогов ДО «Пойми меня» Цель: развитие коммуникативных способностей педагогов. Задачи: -развитие творческих и артистических способностей педагогов посредством.

    Тренинг для педагогов «Командообразования» ТРЕНИНГ «КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ» 1. Упражнение «Пожелай другому» Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч. Педагог-психолог:.

    Тренинг для педагогов на сплочение «Мы вместе» Тренинг на сплочение коллектива «Мы вместе» Цель: формирование коллективного взаимодействия, знакомство педагогов друг с другом, развитие.

    Тренинг для педагогов с элементами релаксации ГБДОУ детский сад № 47 Калининского района Санкт-Петербурга Тренинг для педагогов с элементами релаксации Составитель:.

    Тренинг для педагогов «Гореть или жить» Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ, повышение стресоустойчивости. Задачи: 1. Формирование знаний воспитателей о.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector