Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг лидерских качеств

Тренинг развития лидерских качеств

Марченко И. С.

педагог — психолог

Тренинг «Я лидер»

Цели тренинга:

1. Раскрытие личностного потенциала участников группы.

2. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.

Задачи тренинга:

1. Формирование взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу.

2. Формирование навыков понимания друг друга.

3. Приобретение навыков принятия ответственности друг за друга.

4. Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде.

Материалы и оборудование: ватман, карандаши, фломастеры, клей, журналы и газеты, свеча, ножницы, листы А4, карточки с ролями, бланки с тестами.

Время проведения: 120 мин.

Ход занятия.

1. Упражнение «Аквариум»

Цель: формирование положительного благоприятного климата в группе.

Материалы: ватман, карандаши (фломастеры), клей, листы А4, ножницы.

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 15 — 20 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

4. «Лидер это – »

Цель: освоить активный стиль общения и развитие в группе отношения партнерства.
Задачи: потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.

Материалы: листы бумаги, маркеры, карандаши, газеты, журналы, ножницы, клей.

Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

Время: 10 мин.

Ход упражнения:

В течение 10 минут необходимо подготовить коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах на тему «Лидер – это».

Представление работ. С вашей точки зрения лидер – это.. прежде всего – доминантная личность; тот, за кем хочется идти;

-имеющий максимально большое влияние на окружение;

-человек, способный преобразовать ситуацию на пользу себе и другим;

-тот, чьи качества управленца, администратора, организатора проявлены в большей, чем у других, степени.

5. Тест «Лидер ли я?»

Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов».

1.Что для вас важнее в конкурсах, соревнованиях?

А) Победа. Б) Развлечение.

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов. Высокий уровень лидерства — А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства — А = 4-6 баллов. Низкий уровень лидерства — А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Вопросы для обсуждения:

1.Довольны ли вы полученным результатом? 2.Узнали ли для себя что – то новое?

Упражнение «Ведущий телепередачи»

Цель: Развитие умения брать на себя ответственность.
Задачи: научиться планировать и реализовывать поставленные цели, работая в группе. Самораскрытие посредством творческой деятельности.

Сейчас мы с вами отправимся на необычную телестудию, где вы сможете попробовать себя в роли телеведущего и режиссера разных программ. Вы побываете на нескольких передачах. На каждую программу команде необходимо выбирать телеведущего. Остальные участвуют в разработке сценария и проведении данного мероприятия.

Время на подготовку (5 минут). Показ придуманных сюжетов (3 – 5 минут на каждую группу).
Первая передача «Новости»
Выбранному телеведущему нужно будет продумать и показать со всей своей группой сюжет новостей (сюжет может быть любым).
Вторая передача «Спорт»
Телеведущему нужно будет продумать и показать утреннюю разминку в течение 3 – 5 минут. Ведущий может быть сам в роли тренера группы, а может быть в роли комментатора. Разминка должна включать в себя не менее пяти различных упражнений, рассказать о режиме дня ученика — лицеиста.
Третья передача «Самый умный»
Например: В течение З минут вам необходимо подготовить интеллектуальную игру, викторину на выявление самого эрудированного учащегося класса.
Четвертая передача «Про животных»
Телеведущему нужно будет продумать и продемонстрировать собственные знания и предоставить информацию о жизни из мира животных.
Пятая передача «Культура»
Телеведущему нужно будет продумать и показать со всей своей группой сюжет на любую тему музыка. архитектура, живопись, поделиться новостями.
Рефлексия.

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я понял, что…

теперь я могу…я приобрел…я научился…у меня получилось …

я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…

1.Что для вас важнее в конкурсах, соревнованиях?

А) Победа. Б) Развлечение.

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

1.Что для вас важнее в конкурсах, соревнованиях?

А) Победа. Б) Развлечение.

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

1.Что для вас важнее в конкурсах, соревнованиях?

А) Победа. Б) Развлечение.

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

Читать еще:  Компетенции тренинг менеджера

7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

Новости

Спорт

Культура, музыка, архитектура

«Самый умный»

В мире животных

Тренинг «Я лидер»

Тренинг «Я лидер»

Цели тренинга:

1. Раскрытие личностного потенциала участников группы.

2. Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.

Задачи тренинга:

1. Формирование взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу.

2. Формирование навыков понимания друг друга.

3. Приобретение навыков принятия ответственности друг за друга.

4. Выявление и развитие представлений о лидерстве.

5. Приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде.

Материалы и оборудование: ватман, карандаши, фломастеры, клей, журналы и газеты, свеча, ножницы, листы А4, карточки с ролями, бланки с тестами.

Время проведения: 1 час.

1. Упражнение «Аквариум»

Цель: формирование положительного благоприятного климата в группе.

Материалы: ватман, карандаши (фломастеры), клей, листы А4, ножницы.

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 15 — 20 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2.Возникали ли у вас затруднения при рассказе?

3.Какие чувства вы при этом испытывали?

2. Упражнение «Я рад тебя видеть…»

Цель: определение положительных сторон участников.

Каждый из участников обращается к своему соседу со словами: «Я рад тебя видеть, потому что…». Продолжить это высказывание нужно не внешними описаниями человека, а личностными качествами участников.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять упражнение?

2.Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

3.Что вы испытывали, когда вам нужно было обратиться к другому человеку со словами «Я рад тебя видеть…»?

4.Легко ли вам было определить, почему вы рады видеть своего соседа?

5.Часто ли вам в жизни приходится говорить людям комплименты?

3. Упражнение «Лидерская удочка»

Цель: знакомство с участниками.

Материалы: таблица к упражнению.

Ты знаешь какой-нибудь фокус?

Ты можешь вспомнить 10 мультгероев?

У тебя много друзей?

Твоя семья состоит из 4 человек?

Ты летал на самолете?

Твое имя упоминалось в газете?

Ты обожаешь косметику?

Ты был на крыше своей школы?

Ты посещаешь какой-нибудь кружок?

Ты гордишься собой?

Ты боишься темноты?

Ты любишь математику?

У тебя русское имя?

Ты любишь быть первым?

Ты играешь в шахматы?

Ты любишь поп-музыку?

Ты любишь больше работать в группе, а не один?

Ты знаешь слова Российского гимна?

У тебя есть велосипед?

Ты мечтаешь побывать за границей?

Ты умеешь жарить картошку?

Ты разбивал стекло мячом7

У тебя есть родственники в городе?

Ты отдыхал в лагере?

Цель: выявление лидерских качеств.

Материалы: листы бумаги, маркеры, карандаши, газеты, журналы, ножницы, клей.

Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

В течение 10 минут необходимо подготовить коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах на тему «Лидер – это».

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2.Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание?

3.С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

4.Как вы считаете кто такой лидер?

Итак, лидер – это.

Вот несколько мнений, прозвучавших на одном из тренингов в ответ на вопрос: «Кто такой лидер, кого мы можем назвать лидером?»

Итак, лидер – это: прежде всего – доминантная личность; тот, за кем хочется идти;

-имеющий максимально большое влияние на окружение;

-человек, способный преобразовать ситуацию на пользу себе и другим;

-тот, чьи качества управленца, администратора, организатора проявлены в большей, чем у других, степени.

5. Тест «Лидер ли я?»

Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов».

1.Что для вас важнее в игре?

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.

Высокий уровень лидерства — А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства — А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства — А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Вопросы для обсуждения:

1.Довольны ли вы полученным результатом?

2.Узнали ли для себя что – то новое?

6. Упражнение – шутка «Тест с подтекстом»

Цель: поднять настроение в группе.

Участникам раздаются представленные ниже бланки теста и объявляется: «Сейчас мы проверим, насколько вы внимательны и готовы следовать инструкциям.

Вам необходимо быстро выполнить маленький тест.

В вашем распоряжении – всего три минуты.

Тест на внимательность

ФИО ______________________________________ Дата ____________

Инструкция: До того как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте и следуйте указаниям. Время на выполнение – три минуты.

1.Впишите в отведенном месте Вашу фамилию, имя и отчество и поставьте сегодняшнюю дату.

2.Впишите номер Вашего контактного телефона. Если у Вас его нет, то напишите номер 100.

3.Обведите этот номер.

4.Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

5.Обведите этот знак треугольником.

6.Громко произнесите номер, который вы написали в пункте 2, так, чтобы всем было слышно.

7.Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении под номером 4.

8.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручкой три маленькие дырочки.

9.Попробуйте посмотреть на мир сквозь эти дырочки.

10.Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

11.Громко крикните: «Я почти закончил».

12.Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.

Задачи тренинга на развитие лидерских качеств

Как это ни странно, но большинство людей не осознают наличие в себе лидерских качеств. А еще большее количество людей не осознает желания стать лидером. Между тем, стремление к лидерству в человеке (впрочем, как во всех живых организмах) заложено самой природой. Оно может проявляться, может не проявляться, но как говорят серьезные психологи «это вопрос времени».
Есть множество определений лидерства, одно из них дал современный психолог Антонио Менегетти: «Лидер — это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес».
Так или иначе, лидер вырисовывается в любой социальной группе, любом контакте, любой совместной деятельности. В то же время один и тот же человек может быть лидером в своем рабочем коллективе и совсем не лидером в компании друзей. Интересно, правда? Так что же все-таки происходит, почему из ведущего (leader) он превращается в ведомого, выйдя за порог своего офиса? Ответ кроется в логическом определении понятия «лидер», ведь ведущий неотделим от своих ведомых, он лидер в какой-то группе, пусть даже эта группа из 2-х человек. Лидер выделяется своими, лидерскими качествами, но это не уникальные качества, а наоборот эти качества свойственны всем людям в той или иной степени (исключение составляют явные патологии). Развитием лидерских качеств и навыков лидерства занимаются на тренингах на развитие лидерских качеств или тренингах на выявление лидерских качеств.

Читать еще:  Психологический тренинг для детей

Лидерские качества должны способствовать ведущей роли человека и принятию его лидерства коллективом. Не только лидер влияет на коллектив, но и коллектив влияет на лидера. Есть различные пути становления лидера:

  1. Когда человек стремится стать лидером сам, берет инициативу на себя, к этой категории относится и назначенный руководитель предприятия, и предприниматель.
  2. Когда лидером человека делает его коллектив (последователи), выделяя его своим особенным отношением (уважением, доверием, возлагаемыми надеждами и прочее).

Для этих различных путей характерны разные лидерские качества, которые способствуют выдвижению лидера. В первой ситуации лидер сам завоевывает лидерские позиции. Для этого ему необходимы такие качества, как смелость, амбициозность, напористость, дальновидность, предприимчивость, целеустремленность, искусство убеждать и др. Во второй ситуации лидера выдвигает коллектив, оказывая доверие благодаря таким его качествам, как профессионализм, умение работать, уверенность, оптимизм, честность, и доброжелательность.
Задачей тренинга на выявление лидерских качеств является обучение участников тренинга умениям и навыкам, без которых лидер не может быть таковым, это:

  • Целеустремленность. Для лидера важно понимать свою цель, четко представлять требуемый результат. Если цели у человека нет, то необходимо ее разработать. Цель является важнейшим мотиватором для лидера.
  • Ответственность. Умение брать ответственность за события своей жизни (позиция творца).
  • Уверенность в себе. Только уверенному человеку доверяют люди.
  • Энергетика. Энергия лидера чувствуется в скорости его движений, реакций и решений.
  • Активность. Лидер энергичен, а значит активен.
  • Имидж или статус. Окружающие видят в лидере его исключительность, а лидер ее всячески подчеркивает.
  • Навыки конструктивного общения. Лидеру необходимо получать отклик.
  • Любовь к себе. Лидеры любят себя и знают себе цену.

В процессе подготовки к тренингу лидерских качеств бывает полезно провести предварительный анализ всех сильных и слабых сторон участников тренинга с позиции лидерства. Можно провести в виде тестирования, анкетирования, какой-либо игры. Возможно, что на тренинг лидерских качеств пришли люди, у которых очень мало шансов стать лидерами даже в силу психологических особенностей. Таким участникам тренинг поможет разобраться так ли уж важно для них лидерство и почему, они смогут понять смысл лидерства, адекватно взвесить все за и против, а затем уже сделать свой собственный выбор, а не навязанный стереотипами. Стать лидером мгновенно невозможно, это работа. Работа над собой. На тренинге на развитие лидерских качеств такой работе учат, обучают лидерству как навыку. И еще один важный секрет: лидерству лучше учиться у лидеров, хороший тренер —это лидер тренинговой группы, он завоевывает авторитет в группе участников тренинга и группа проникается доверием, уважением и успешно осваивает материал.

Автор статьи: Галина Богданова – талантливый бизнес-тренер с многолетним опытом работы в сфере гостиничного бизнеса. Галина уверена, что даже будучи профессионалом своего дела, нельзя останавливаться на достигнутом. Только движение вперед и постоянное совершенствование помогут достичь успеха. И это знают участники ее тренингов.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста, сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!

Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.

Мощное упражнение для тренинга целеполагания или тренинга переговоров. Упражнение наглядно демонстрирует участникам тренинга их привычные модели поведения, помогает вскрыть негативные установки, убеждения, которые мешают им легко достигать своих целей или вести переговоры. Дает участникам тренинга новые ресурсы.

Тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру и содержит массу уникальных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
Объем тренерской методички: 12 страниц.
Бонус! Методичка содержит сразу 3 варианта упражнения (!), подходящих для трех разных тем тренингов: достижение целей, переговоров и эффективной коммуникации.

Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги «Укрепление личности».

Тренинг для студентов педагогического колледжа «Адаптация и выявление лидерских качеств»

Тренинг предназначен для проведения среди студентов 1-х курсов педагогического колледжа, включает как общие разогревающие и настраивающие на работу упражнения, так и содержательные и диагностические задания.

Содержимое разработки

Тренинг адаптации и выявления лидерских качеств

Разработан для студентов 1-го курса с целью помочь адаптироваться в новой социальной среде, ближе познакомиться с одногрупниками.

Общая цель: достичь хороших межличностных отношений, демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе.

Упражнение «Снежный ком» (любой вариант) 10 мин

Цель: знакомство с группой.

Каждый участник называет свое имя и черту характера/хобби/факт о себе/любимого героя и т.п. Следующий участник повторяет всю информацию о предыдущих участниках, а затем добавляет свою.

2. Принятие правил (совместно с участниками)

Для того чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила: 5 мин

1. Психологическая закрытость означает, что то, что будет говорить каждый участник о себе нельзя рассказывать за пределами этого круга. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что говорит каждый о себе — нельзя. Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит.

2. Правило искренности. Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?

Читать еще:  Темы для проведения тренингов

3. Правило круга. Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.

4. «Здесь и теперь». Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент.

5. Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется». ).

6. Активность. Упражнения подразумевают включение всех участников.

Упражнение «Меняются местами» (любой вариант) 5 мин

Цель: создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Все садятся в круг, стульев на один меньше, чем участников. Тот, кто остался без стула – ведущий. Говорит фразу: «Меняются местами те…/Ветер дует на тех…» и дальше любой признак. Участники с общим признаком должны поменяться местами. А ведущий пытается сесть на освободившееся место. Тот, кто остался без стула. Продолжает игру.

Вопросы для обсуждения: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»

Упражнение «Квадрат» 5 мин

Цель: формирование настроя на работу в команде.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Упражнение «Корабли и скалы» 5 мин

Цель: формирование ориентации на других участников, разогрев перед основной деятельностью

Участники считаются на первый-второй. Первая группа – скалы, вторая – корабли. Задача скал (присев на корточки) издавать шипящий звук (как будто волны набегают на скалы) каждый раз, как корабли приближаются к ним. Корабли перемещаются между скалами с закрытыми глазами и пытаются не налететь на скалы. Затем группы меняются ролями.

Упражнений «Броуновское движение» 3 мин

Цель: разогрев, разбить участников на подгруппы.

Участники перемещаются в хаотичном порядке. По сигналу ведущего они группируются по два/три/ и т.п. человек (ведущий называет цифру).

Упражнение «Гром, ураган, землетрясение» 5 мин

Цель: разогрев, формирование позитивного настроя.

Участники делятся на группы по трое. Двое образуют крышу дома, а третий – человек, прячущийся под крышей. При команде ведущего «Гром», участники, играющие роль человека, меняются «крышами». При команде ведущего «Ураган» — участники, изображающие крышу, не расцепляя рук, меняются местами и ищут нового «хозяина». При команде ведущего «Землетрясение» — все тройки распадаются и перестраиваются в новые.

4. Основная часть

Упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех» 25 мин

Цель: формирование навыка работы в команде

Разделите людей на 4 группы минимум по 4 человека. Одна группа – сценаристы, вторая – режиссеры, третья актеры и четвертая – критики. Задача для всей команды: написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем пьеса должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по всему остальному. Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют критики, вносят свои поправки, дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт, а потом третий. И вот когда все готово, все рассаживаются в «зале», и актеры начинают играть. Бурные овации, море эмоций. Вот теперь посадите людей и спросите каждого, устроила ли его пьеса? Что можно было бы сделать лучше? В этот момент участники могут поделиться позитивными и негативными впечатлениями от совместной работы и об отдельных личностях. И, если пьеса устроила всех или почти всех, значит, командообразующий эффект налицо!

Упражнение «Один день из жизни студента» 25 мин

Цель: сплочение группы, формирование навыка работы в команде.

Участникам тренинга предлагается нарисовать обычный студенческий день, каждый определяет для себя, что именно он будет рисовать. Участникам предлагается полная свобода выбора. Главная задача – договорится меду собой.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам было работать совместно?

Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание?

Приходилось ли вам подчиняться, уступать?

Как вы считаете, удалось ли вам нарисовать день из жизни студента?

Хотелось ли вам что-либо изменить либо добавить?

Похож ли ваш настоящий день с нарисованным?

Упражнение «Педагоги и студенты» 15-20 мин

Цель: диагностика представлений о профессии, ожиданий и притязаний.

Участники делятся на группы: педагоги и студенты (можно добавить третью группу – родители). Задача каждой группы на листе ватмана написать следующее:

— почему хорошо быть студентом/педагогом/родителем;

— почему плохо быть студентом/педагогом/родителем;

— чтобы участники в своей роли хотели бы получать от других групп.

Далее команды пытаются отгадать ответы друг друга. За каждый правильный ответ – приз.

Упражнение «Постройка моста» 25-30 мин

Цель: формирование умения работать в команде, слушать и слышать других членов команды.

Разделить группу на две команды. Одна команда вместе с ведущим выходит за дверь, вторая – остается в комнате. Первой группе дается следующее указание: участники должны изобразить миссионеров, а оставшаяся группа – туземцев племени, не знающего ни письменности, ни математики, ни инженерии. У них в племени недавно началась эпидемия, и люди умирают десятками. Довести же их до больницы невозможно, т.к. до нее по дороге – 105 км, напрямую – 5 км, но путь лежит через непроходимые болота. Необходимо научить их строить мост, т.к. если построить его самим, они не научатся его ремонтировать. Мост должен состоять из 5 м склеенных между собой листов бумаги, ширина моста – половина одного листа. Кроме того, миссионеры должны убедить туземцев в необходимости постройки моста. Время на постройку 15 мин.

Команде туземцев сообщают следующее: общаться с миссионерами может только глава племени. Женщины не имеют права держать в руках ножницы, мужчины – линейку. Каждые 3 мин (по команде ведущего) они должны усиленно молиться, бросив все дела. При склеивании бумаги на каждый стык они должны наклеивать один треугольник и цветок.

В течение 7 мин участники обсуждают правила, распределяют роли и вырабатывают план действий.

После завершения игры участников просят поделиться впечатлениями.

Упражнение «Путаница» 7 мин

Цель: закрепление групповой работы

Участники становятся в круг.

«Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постираемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросом: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?»

Упражнение «Чемодан» 5 мин

Цель: формирование позитивного настроя на будущее

Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за эти дни.

6. Обратная связь (устно или письменно на листках) 5 мин

Листы А4 (40 шт), ватман (4 листа), бланки диагностики (по кол-ву участников);

Ручки, цветные карандаши, фломастеры, мелки, маркеры;

Клей-карандаш, скотч, ножницы (10 шт), линейка (5 шт);

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×