Online-uroki.ru

Онлайн уроки и курсы
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг на стрессоустойчивость упражнения

Упражнения по развитию стрессоустойчивости для персонала

Вера Бокарева,
Бизнес-тренер, консультант по продажам и личной эффективности, д.с.н.,
автор книги «Активные продажи 4.0.»

http://verabo.ru

Среди моих тренингов есть тренинг по стрессоустойчивости. Часто его заказывают для отделов продаж или для руководителей компании. Это неудивительно, поскольку и работа в продажах, и любая управленческая работа – это постоянное общение с людьми. Людьми с разным стилем поведения, разными целями. Не редкость конфликтные ситуации и форс-мажоры.

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на затянувшуюся рутину, суету. Выделяют положительный и отрицательный стресс. Положительный как раз стимулирует работу мозга, дает прилив сил. Отрицательный стресс действительно опасен для сотрудника.

Симптомы отрицательного стресса, так или иначе, знакомы каждому, которые напрямую сказываются на результате работы.
• Раздраженность;
• Подавленное состояние;
• Беспокойный сон;
• Общая физическая слабость;
• Замедленная реакция;
• Частые головные боли;
• Апатия;
• Снижение концентрации внимания;
• Проблемы с памятью.

Руководители и HR все больше обращают внимание на проблему стресса.

Стресс персонала (особенно хронический) оказывает негативное влияние на показатели деятельности компании:

— Снижается общий уровень продуктивности сотрудников
Работник «зависает» на проблеме, не может сосредоточиться, сконцентрироваться, соответственно, выдает низкие результаты.

— Повышенный риск выхода на больничный.

Хронический стресс снижает иммунитет, опасен перерастанием в хроническую депрессию.

— Удар по репутации компании.

Нервный сотрудник, в угнетенном стрессовом состоянии может невнимательно обслужить клиента, нагрубить ему, не соблюдать стандарты и скрипты. Все это сказывается на результатах.

— Увеличение количества конфликтов в организации
Кстати, как межличностных, так внутриличностных.

Источниками стресса могут быть люди (клиенты, партнеры, коллеги, руководство) с агрессивным, непредсказуемым поведением; длительное ощущение неудовлетворенности жизнью, работой, чувство нереализованности; состояние неопределенности в любой сфере; плохие условия труда (шум, технические проблемы и пр.).

На тренинге по срессоустойчивости мы разбираем подходы, как взаимодействовать с разными источниками стресса, как меньше реагировать на них, как априори занимать антистрессовую позицию. Но все это требует определенного времени на проработку.

В рамках данной статьи поделюсь с Вами простыми упражнениями, которые можно проводить внутри компании, внутри отдела. Они не только помогают развивать стрессоустойчивость, но и одновременно сплотить коллектив.

1) Нарисовать стресс.

Особенно подходит в ситуациях, когда назрел конфликт между отделами или конкретными сотрудниками. Как правило, после совещания, собрания негативные эмоции не отступают.

В такой ситуации корпоративному психологу, HR или одному из руководителей можно устроить пятиминутку с рисованием. Задача простая: каждый рисует свой стресс. На этот счет лучше заранее запастись цветными карандашами или фломастерами, потому что цвет помогает точнее выразить эмоциональное состояние.

У кого-то получаются конкретные образы, например, кабаны, медведи, у большинства – абстрактные рисунки с хаотичными линиями, острыми углами. Упражнение считается завершенным, когда в конце человек рвет, выбрасывает этот рисунок или наоборот дорабатывает его, делает «симпатичным». Но на последнюю вариацию требуется больше времени.

Это безопасный метод, позволяющий каждому выплеснуть основной негатив на бумагу, практически моментально снизив напряжение. На такое упражнение достаточно 10-15 минут.

Его можно проводить и в развернутой форме, например, как командное задание или с использование более разнообразного инвентаря в рамках тренинга по командообразованию или другого коллективного обучения.

2) Цепочка.
Для упражнения нужен флипчат, доска либо ватман. Каждого коллегу поочередно просят написать, какие качества в людях, поступки или события его злят, раздражают больше всего.

Человек пишет слово и проговаривает его вслух, естественно, без указания на личности коллег (если это относится к кому-то конкретному). Следующий зачеркивает это слово и рядом пишет еще одно.

Идущий следом зачеркивает это слово и пишет свои. И так по цепочке – пока отрицательные слова не закончатся.

Так люди сбрасывают негатив и одновременно вовлекаются в командную работу.

3) Зарядка.

Включается бодрая (но не агрессивная музыка) и сотрудникам предлагается сделать легкую зарядку. Ключевое здесь –легкие упражнения. В противном случае активная интервальная тренировка может вызвать повышение давления и провоцировать другие неприятные симптомы.

Основной эффект здесь – переключение внимания.

4) Оптимисты.
После того, как произошла негативная ситуация, от которой сотрудники еще не успели отойти, например, конфликт, предлагается провести мини-мозговой штурм. По очереди люди называют положительные стороны этого явления.

Например, крупный клиент написал жалобу – значит, будет повод немедленно улучшить работу логистики. Начальники отделов продаж и инженерной службы не могут договориться по поводу регламента – зато мы увидели, какие они яркие и эмоциональные люди.

Здесь не так важна содержательная часть. Главное – общий позитивный настрой. Как известно под слова, выражение лица «подстраивается» и наше внутреннее состояние.

5) Рефлексотерапия.
В таких ситуация может выручить и самомассаж.

Вот ключевые антистрессовые точки:
— Точка ниже запястья.
От основания ладони нужно отмерить расстояние, равное приблизительно двум ширинам ногтя большого пальца руки. Расположить большой палец на участок, где находятся две большие ветви вены. Нужно надавливать до тех пор, пока не почувствуете легкую боль

— Ладонь.
Точка расположена на мягкой области ладони, ниже большого пальца на участке под указательным. Нужно медленно на нее надавливать, медленно сжимая пальцы руки.

— Ногти больших пальцев рук.
По 30 секунд надавливать сначала на один, потом на второй ноготь.

Все эти упражнения хороши тем, что не требует специальных условий, на их проведение нужно 10-15 минут. Их можно проводить в любом помещении. Организовать такое упражнение может сотрудник отдела персонала, штатный психолог, внутренний тренер или руководитель одного из отделов.

Стресс сотрудников нельзя игнорировать. Лучше работать над этой проблемой всеми доступными средствами: проходить обучение, читать тематическую литературу, планомерно улучшать климат в коллективе. Приведенные пять упражнений являются хорошим дополнением, которое в ряде случаев стоит взять на вооружение.

Тренинг для педагогов «Воспитываем в себе стрессоустойчивость»

Марина Кобзарь
Тренинг для педагогов «Воспитываем в себе стрессоустойчивость»

Не секрет, что наша профессия требует определённых сил, энергии, самоотдачи. Это со стороны кажется – всёпросто: поиграли, порисовали, провели консультацию, диагностику. Но мы-то знаем, сколько нужно терпения, усилий, знаний, даже смекалки и интуиции. Но это только одна сторона нашей жизни. Мы такими обязаны быть – это наша профессия.

Но также у каждого из нас есть свои семьи, родные, друзья и много разных вещей происходит вокруг каждый день. Иногда подводит здоровье. А порой сложившиеся жизненные обстоятельства проверяют нас на прочность. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают наши нервы, лишают нормального сна, что снова ведет к стрессу. И очень трудно в подобных ситуациях сохранять самообладание и не перенести это на свою работу». И поэтому, одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость.

Вообще, стресс – реликтовая реакция организма на опасность. Древний человек должен был действовать с быстротой молнии, чтобы выжить. Сегодня стресс для нас связан не с опасностью, а в первую очередь с избытком раздражителей. Но любой стресс, какой бы он ни был,вызывает абсолютно одинаковую реакцию организма: убыстряется дыхание, печень усиленно вырабатывает глюкозу – важный источник энергии, надпочечники вырабатывают адреналин и другие гормоны, чтобы подготовить организм к драке или к бегству – в буквальном смысле. И когда подобные реакции тела сохраняются в течение продолжительного времени, а расслабления так и не наступает, стресс для нас необратимо становится негативным, он нас разрушает, в этом случае он нам вредит.

Цель: наметить пути выхода из стрессовой ситуации и ухода от нее.

Задачи: — определить свое отношение к стрессу, к стрессовой ситуации, к конфликту;

— понять себя, а именно, как я выхожу из сложившихся стрессовых ситуаций? Что мне помогает вернуться к нормальному адекватному состоянию?

— приблизить свое состояние к психологическому комфорту.

1. Что Вы ждете от этого тренинга? Эти ответы участники пишут на листочках.

2. Принятие двух золотых правил.

1) Не хочешь – не говори.

2) Когда говорит другой – не перебивай

Тест «КРЕПКИЕ ЛИ У ВАС НЕРВЫ? «

покажет, спокойный ли вы человек или находитесь в состоянии постоянного стресса (в данный момент) .

(Ответьте, пожалуйста,на следующие вопросы: «Да» или «Нет»)

1. Вы ощущаете прилив энергии только при стрессе?

2. Вы считаете свою работу важной и значительной?

3. У вас есть хорошие друзья, с которыми вы можете выговориться?

4. Вы можете по-настоящему «отключиться» в конце недели?

5. Занимаетесь ли вы регулярно (не менее одного раза в неделю) спортом?

6. Вы хорошо засыпаете и спите всю ночь напролет спокойно?

7. Вы находите взаимопонимание с коллегами по работе?

8. У вас нормальные масса тела и давление?

9. Вас нелегко вывести из себя?

10. У вас есть дела которых вы ждете с радостью (выходные, хобби,

11. Вы уделяете себе ежедневно хотя бы полчаса времени?

12. Вы живете в спокойном районе?

13. Во время приема пищи вы успеваете по-настоящему насладиться едой?

Читать еще:  Фазы методики проведения тренинга коммуникативной компетентности

14. Вы выходите каждый день хотя бы на полчаса на свежий воздух?

15. Вы едите много цельнозерновых продуктов?

16. Вы — творческий человек?

17. Вы регулярно медитируете и расслабляетесь?

18. Вы смеетесь часто и охотно?

19. Можете ли вы, когда нужно, твердо сказать «нет»?

20. Вам удается иногда заставить других людей согласиться с вами?

(Подсчитайте количество «НЕТ» и запишите это число).

Если ВЫ ответили «НЕТ» на 9 вопросов или меньше, то Вы достаточно спокойны в повседневной жизни. Даже если иногда нервничаете, тем не менее Вам удаётся снимать напряжение, которое могло бы нанести вред Вашему здоровью. Всё в порядке. Поздравляю!

А если Вы ответили «НЕТ» на 10 и больше, значит Вы испытываете в данный момент сильное напряжение. Вы мечтаете о покое, но не можете расслабиться. Возможно, страдаете бессонницей. Это значит, настало время пересмотра Вашей жизненной позиции и активной борьбы с напряжением.

2. Упражнение «Животные» (3 мин.)

Цели: переживание внутренних движений и экспериментирование с внешним движением; стимулирование идентификации со своим телом; установление участниками группы связи чувств с движениями.

Материалы: Медитативная музыка.

Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. В течение 2 минут вы должны быть этим животным, «переняв» его форму, движения и звуки. Вероятнее всего, одно и то же животное выберет не один участник. Не объявляйте о своем выборе. Ползайте, прыгайте, скачите и «летайте», изображая это животное. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь выразить такие стороны своей личности, которые, может быть, нелегко выразить в вашей обычной жизни. Шумите, осознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь…

3. Упражнение «Отображение» (5 мин.)

Цели: Поощрение осознания тела, творческого движения и межличностной эмпатии; развитие самопринятия и взаимопринятия.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Процедура: Все члены группы делятся на пары. В каждой паре один участник становится ведущим, а другой – ведомым. Встаньте лицом к лицу и смотрите друг другу в глаза. Если вы лидер, начинайте делать какие-нибудь медленные, изящные движения руками, ногами, головой и торсом. Во время движения осознавайте свое тело и чувства. В течение всего упражнения смотрите партнеру в глаза и старайтесь осознавать его. В качестве ведомого отражайте движения своего партнера – как будто вы его зеркальный образ. Например, если партнер вытягивает правую руку, вытягивайте левую. Пусть партнер руководит тем, куда и как вы двигаетесь. Старайтесь ни о чем не думать. Пусть вас «ведет» ваше тело. Примерно через две минуты поменяйтесь ролями.

Вопросы для обсуждения:

1.Вопросы для обсуждения:

2. Легко ли вам было выполнять первое упражнение?

3. В какой роли вам было удобнее и почему?

4. В жизни отвечаете ли вы взаимностью, когда с вами здороваются непривычным для вас способом?

5. Какие чувства вы при этом испытываете?

6. почему было выбрано это животное?

7. как чувствовали себя участники, представляя себя животным?

на какие движения партнера вы обратили внимание?

что вы чувствовали, когда отражали движения партнера / он отражал ваши движения?

Упражнение «Лимон» (включить музыку)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение: «Дышите глубже, Вы взволнованы»

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Вдох состоят из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.

Все мы знаем, что «слово лечит, слово калечит». В Китае в древности была разработана особая наука о целебных звуках, которые входят в резонанс с нашими внутренними органами и оказывают на них полезное воздействие. «Фу» (на вдохе) — помогает быстро сбросить негативную энергию. «И-и-и-и» (на задержке дыхания) — общее очищение организма. «По-о-о-хс-о-о» (на выдохе) — бодрит организм после сна. Повторяйте каждый звук не более 3-4 раз.

Узнал ли я сегодня что-то новое, воспользуюсь ли я хотя бы одним из приемов?

«Психологическое кафе». Тренинг для педагогов «Психологическое кафе» тренинг для педагогов Меню Закуски 1. Ритуал встречи «Мы вместе» 2. Упражнение «Поздороваемся по разному» 3. Упражнение.

Консультация для педагогов «Как повысить стрессоустойчивость педагогов» Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы,.

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Подготовила: старший воспитатель Панюкова А. И. Цель: Создание благоприятных.

Тренинг для педагогов «Командообразования» ТРЕНИНГ «КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ» 1. Упражнение «Пожелай другому» Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч. Педагог-психолог:.

Тренинг для педагогов по сохранению здоровья Тренинг для педагогов по здоровьесбережению. Цель :Развивать чувство коллективизма, чувство единства, сплоченности, формировать у воспитателей.

Тренинг для педагогов «Помоги себе сам» Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической.

Тренинг для педагогов с элементами релаксации ГБДОУ детский сад № 47 Калининского района Санкт-Петербурга Тренинг для педагогов с элементами релаксации Составитель:.

Тренинг для педагогов «Гореть или жить» Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ, повышение стресоустойчивости. Задачи: 1. Формирование знаний воспитателей о.

Тренинговое занятие для педагогов «Путь к себе» Цель: сплочение коллектива, создание доверительных отношений между сотрудниками, познания себя своего «эго», профилактика профессионального.

Консультация для родителей «Воспитываем мальчика, воспитываем девочку» Воспитываем мальчика, воспитываем девочку. Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много.

Занятие с элементами тренинга для педагогов «Как снизить тревожность и повысить стрессоустойчивость»

(Занятие проводится в кругу и рассчитано на 1,5–2 часа.)

Цель занятия: обучить педагогов приемам и способам снятия внутреннего напряжения.

  1. Научить педагогов видеть в любом деле положительные стороны.
  2. Показать, как позитивные мысли влияют на наш организм.
  3. Отработать навыки преодоления трудностей.
  4. Способствовать развитию позитивного настроения.

1. Организационный момент.

  • Выбор и подготовка бейджиков (один из четырех цветов): “ Написать, как бы Вы хотели, чтобы Вас сегодня называли”.
  • Знакомство с темой и целью тренингового занятия.

Психолог. Почти каждый педагог встречается с ситуацией, когда не может справиться с собой, или с трудом это делает, когда внезапно срывается на ученика, а потом сожалеет об этом. Одним словом – учитель не может держать себя в руках.

Чтобы этого не происходило, я постараюсь вам показать несколько приемов для снятия тревожности, стресса или нервного напряжения.

2. Игра “ССВУ (сильные, слабые, возможности, угрозы)”.

Цель: анализ положительных сторон профессии “ педагог”.

Инструкция. Каждая профессия, а для нас “учитель” в том числе, может характеризоваться с четырех сторон.

Сильная сторона – то, что помогает учителю достичь успеха в профессии.

Слабая сторона – то, что мешает достигать желаемого результата.

Возможности – то, что можно получить хорошего, полезного по результатам своей деятельности.

Угрозы – какие неприятные для нас последствия могут быть в ходе профессиональной деятельности.

Разбейтесь на 4 группы по цвету бейджиков. Каждая группа берет лист с одной из характеристик профессии (“сильная”, “слабая”, “угрозы”, “возможности”) и раскройте свою сторону относительно профессии “учитель”. (Дается 5–7 минут.)

Обсуждение результатов в последовательности: “сильная”, “слабая”, “угрозы”, “возможности”.

3. Упражнение “Мыльные пузыри”.

Цель: формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные, повышение самоуважения.

Инструкция. Возьмите карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: “Я себя плохо чувствую”, – вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: “Я вздремну, и буду чувствовать себя лучше”.

На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырях справа – позитивные.

Это будет выглядеть так:

Обсуждение выполненного задания по кругу. Высказывание своих впечатлений и чувств. (На упражнение отводится 30–40 мин.)

4. Упражнение “Шаги к успеху”.

Цель: овладение методом устранения напряжения, вызванного подготовкой к открытому уроку или мероприятию, отработка навыка решения проблемы.

1. На левой стороне листа нарисуйте лестницу. На каждой ступеньке напишите действие, которое приведет вас к успеху (на вершину лестницы).

Например, ваша цель – подготовка к открытому уроку, тогда пять шагов будут такими:

  • Выбор темы;
  • Составление необходимых этапов урока;
  • Составление плана урока;
  • Написание работы по плану;
  • Редактирование окончательного варианта.
Читать еще:  Коммуникативные тренинги для педагогов

2. Закройте глаза и представьте себе каждый шаг. Вы увидите слова и образы, которые им соответствуют, например: “пишу за столом”. Не открывайте глаза, пока отчетливо не увидите каждый шаг.

3. Составьте список всего, что вам мешает. Например, вас отвлекают мысли о телевизионной программе или о чьих-то неприятных словах; страх и волнение. Глубоко вдохните и “выдохните” отвлекающие мысли.

После выполнения задания каждый педагог зачитывает свои “шаги к успеху”. (Отводится 20–30 минут.)

5. Упражнение “Радуга”. (Проводится под музыку.)

Цель: снятие эмоционального напряжения.

  1. Закройте глаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу – цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, или то, что захотите сами.
  2. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом?
  3. Следующий цвет – красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?
  4. Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?
  5. Зеленый – цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?

Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуйте также увидеть другие цвета.

  • Каковы были ваши ощущения во время выполнения этого упражнения?
  • Какой цвет наиболее эффективно повлиял на ваше самочувствие и настроение?

6. Упражнение для притягивания денег.

(Упражнение проводится под спокойную музыку, создав позитивное настроение.)

“Представьте себе, что вы находитесь в райском саду. В этом саду поют чудесные птицы, цветут невиданные цветы, ощущаются завораживающие запахи.

Вы идете по тропинке сада и ощущаете под ногами теплый песок, который ласкает ваши ноги и заставляет идти и идти вперед, наслаждаясь красотой. Запомните эту красоту!

На вашем пути встречается красивый цветущий куст. Вы осторожно подходите к нему, раздвигаете ветки и видите, как открывается золотой, обрамленный драгоценными камнями, ларец. Вы заглядываете в него и берете маленький золотой ключик. Закрываете ларец и продолжаете идти дальше, а в руках ощущаете ключик, который стал согревать вашу руку. Запомните этот ключик!

Вы продолжаете идти и наслаждаться чудесами сада. Тропинка заканчивается, и вы упираетесь в резные воротца, которые блестят на солнце так, что ослепляют вас. Вы достаете ключик вставляете его в замочную скважину и отпираете эти чудесные воротца. Ключик легко поддается вашему усилию, и воротца со скрипом открываются. Запомните этот момент!

Вы входите во владения, которые принадлежат всем и вам в том числе. Перед вашим взором предстает картина владения, о котором вы мечтали в детстве или в юношестве, а, может быть, мечтаете сейчас. На территории этого владения вы замечаете небольшой, очень изящный домик, который слегка походит на теремок с резными наличниками и маршами. Вы поднимаетесь по лестнице, подходите к двери и видите чудо – дверь сама отворяется, и вы продолжаете идти без остановок по красивому персидскому ковру.

Вы доходите до противоположной стены, где замечаете кассу. Берете осторожно чек, пишете на нем ту сумму денег, которая вам необходима, подаете его кассиру. Вы внимательно рассматриваете, как кассир отсчитывает пачки денег. Вы замечаете, что купюры отсчитывают тех достоинств, которые вам необходимы. Вы расписываетесь на чеке, берете деньги и идете их пересчитывать. Вы ощущаете запах денег при пересчете, осторожно укладываете деньги в имеющийся у вас кейс. Запомните эти минуты удовольствия и запах свежеотпечатанных новеньких купюр!

Получив нужную сумму, вы благодарите кассира и отправляетесь в обратный путь. Спускаетесь с лестницы, проходите через воротца, выходите на тропинку райского сада, а в руках у вас продолжает лежать маленький золотой ключик, который вам достается в подарок на всю жизнь, но вы-то знаете, что он вам пригодится в ближайшем будущем. Запомните этот ключик!

Вы выходите из райского сада и идете тратить деньги, ведь они вам были нужны на что-то!

Желаю вам, чтобы такая прибыль вас сопровождала в нужную минуту и нужный час всегда!”

7. Упражнение “Итоги дня” (рефлексия).

Цель: получение обратной связи от участников тренинга.

  • Что принес вам сегодняшний день?
  • Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
  • Что возьмете на вооружение, и будете использовать в дальнейшем?

Участники по кругу высказывают свои мнения и впечатления.

8. Заполнение анкеты обратной связи.

  • Нужны ли вам такие тренинги? (Да. Нет.)
  • Оцените, насколько интересным для вас был тренинг (1-2-3-4-5).
  • Оцените, насколько полезным для вас был тренинг (1-2-3-4-5).
  • Продолжите фразу: “Было бы лучше, если бы в ходе тренинга…”

Приложение (раздаточный материал):

(1-й лист.)
Сильная сторона.
Сильная сторона – то, что помогает учителю достичь успеха в профессии

(2-ой лист.)
Слабая сторона.
Слабая сторона – то, что мешает достигать желаемого результата;

(3-ий лист.)
Возможности.
Возможности – то, что можно получить хорошего, полезного по результатам своей деятельности;

(4-ый лист.)
Угрозы.
Угрозы – какие неприятные для нас последствия могут быть в ходе профессиональной деятельности.

7. «Преодоление стрессов»

7. «Преодоление стрессов»

Стресс – это общая реакция организма на нагрузку. Она носит неспецифический характер, т. е. мы реагируем именно на нагрузку как таковую, а не на конкретные ее виды. Уровень стресса, в котором находится человек, зависит не только (и не столько) от жизненных событий самих по себе, сколько от того, как мы их воспринимаем. Уверенное поведение подразумевает, что мы не драматизируем происходящее, и тратим силы не столько на переживания по его поводу, сколько на то, чтобы реально изменить жизненную ситуацию.

Занятие включает, наряду с разминками и упражнениями на развитие навыков самоконтроля, несколько упражнений, направленных на изменение восприятия жизненных ситуаций таким образом, чтобы они выступали не источником переживаний, а руководством к действию.

Описание упражнения. Участники разбиваются на тройки. Два человека из каждой тройки встают лицом друг к другу берутся за руки и изображают морскую раковину – «домик» для рака-отшельника. Третий участник находится между ними и изображает «жильца» – рака-отшельника. Водящий дает команды:

? «Жильцы ищут домики»: по этой команде «раки-отшельники» выходят из своих убежищ и стремятся занять новые, а «раковины» остаются на месте.

? «Домики ищут жильцов»: «раки-отшельники» остаются на месте, а «раковины», не разжимая рук, перемещаются в поиске новых жильцов.

? «Буря»: по этой команде все покидают свои места, «раки-отшельники» начинают искать себе новые убежища, а «раковины» – новых жильцов.

Игра проходит интереснее, если количество участников таково, что кто-то один каждый раз остается «бездомным» (он и становится очередным водящим).

Психологический смысл упражнения. Разминка, мобилизация внимания участников, тренировка умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.

Обсуждение. Какие умения развивает эта игра? В каких реальных жизненных ситуациях они востребованы?

Упражнение «Спящие львы»

Описание упражнения. Сидящие участники изображают спящих львов: «Как известно, львы спят с невозмутимым видом, но с открытыми глазами – вдруг обнаружится какая-то опасность?». Водящий свободно перемещается между ними. Его задача – вывести спящих с открытыми глазами львов из состояния невозмутимости, вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию. Для этого можно делать все что угодно, но не касаться физически других участников и не употреблять в их адрес оскорбительных, нецензурных выражений. Как только водящему удалось вызвать эмоциональную реакцию (например, смех) у какого-то из участников, играющих роли львов, тот встает со своего места и присоединяется к водящему, теперь они «тормошат» остальных игроков уже вдвоем. Когда не выдержит третий участник, он, присоединяется к водящим и т. д. Побеждает тот, кто дольше всех сможет, сохранив невозмутимость, удержаться в положении «спящего льва».

Психологический смысл упражнения. Тренировка умения контролировать выражение своих эмоций, сохранять невозмутимость даже в тех ситуациях, когда другие люди намеренно стремятся вывести из этого состояния.

Обсуждение. Какие способы саморегуляции использовали те участники, которым удалось дольше других сохранить невозмутимость, пробыть в положении «спящих львов»? Где в жизни может пригодиться умение сохранять спокойствие? Что важнее: умение не демонстрировать какие-либо эмоции в ответ на происходящее вокруг или умение вообще не испытывать их, внутренне «отключаться» от происходящего?

Упражнение «Два дела»

Описание упражнения. Доброволец-водящий садится на стул, в упражнении одновременно с ним участвуют еще три человека. Один из них садится напротив водящего и начинает совершать какие-либо движения, постоянно меняя их. Тот выполняет роль «живого зеркала», повторяя все увиденное. Два других участника в это же время садятся от него по бокам и начинают в быстром темпе поочередно задавать ему какие-либо вопросы. Тот должен, не прекращая копирования движений, отвечать на вопросы, по возможности логично и по смыслу. Упражнение продолжается 1–2 минуты, потом на роль водящего приглашается следующий доброволец.

Читать еще:  Тренинги на выявление лидерских качеств

Психологический смысл упражнения. Тренировка умения распределять внимание между несколькими действиями, уверенно вести себя и не теряться в ситуациях информационной перегрузки, когда разнородная информация, требующая немедленной реакции, поступает сразу из нескольких источников. Полезно рассказать участникам, что создание такой перегрузки – один из излюбленных приемов манипуляторов, стремящихся «задурить голову» человеку, лишить его возможности принять самостоятельное и осмысленное решение.

Обсуждение. Что вызывало затруднения при выполнении этого упражнения, а что помогало распределить внимание и успешно справляться сразу с несколькими делами? Когда в жизни возникают ситуации, требующие восприятия информации одновременно из нескольких источников и быстрой реакции на нее? Можете ли вы привести примеры из жизненного опыта, когда на человека специально обрушивают сразу слишком много информации, чтобы он растерялся, утратил возможность здраво мыслить? Какие рекомендации можно дать себе и другим людям, чтобы не растеряться, если вдруг возникнет такая ситуация?

Упражнение «Плюсы и минусы»

Описание упражнения. Участникам предлагается придумать и кратко, одной-двумя фразами описать примеры двух жизненных событий – хорошего и плохого. Потом участников просят объединиться в подгруппы по 3–4 человека, в них обменяться своими примерами и придумать в каждом из этих событий по три положительных и по три отрицательных момента. Это должно касаться и хороших, и плохих событий, т. е. в первых надо постараться найти наряду с положительными и отрицательные стороны, а во вторых – положительные. Так, например, положительное событие «Внезапно разбогатеть» может иметь отрицательным следствием ухудшение отношений с окружающими людьми (так как они начнут завидовать), а отрицательное событие «заболеть» позволяет прочитать интересную книгу, на которую раньше не хватало времени, отдохнуть от суеты и т. п. Когда эта часть работы завершена (10–15 минут), представители от каждой из подгрупп озвучивают примеры событий, а также положительных и отрицательных следствий каждого из них.

Психологический смысл упражнения. Упражнение демонстрирует возможность неоднозначной трактовки даже тех жизненных событий, которые на первый взгляд воспринимаются как однозначно хорошие или плохие. Это иллюстрирует тот факт, что стресс зависит не столько от жизненных событий как таковых, сколько от того, как мы их воспринимаем. Участники учатся смотреть на события более гибко, находить в них как положительные, так и отрицательные стороны.

Обсуждение. Мало какие жизненные события можно однозначно отнести к хорошим или плохим, в большинстве из них так или иначе присутствуют и положительные, и отрицательные стороны. Но часто мы замечает лишь что-то одно, особенно тяжело разглядеть положительные стороны в отрицательных событиях. К чему приводи такая «однобокость» мировосприятия? Как ее можно преодолеть? Что помогает в этом?

Упражнение «Двойные каракули»

Описание упражнения. Участников просят вспомнить какую-либо свою проблему над разрешением которой они думают в последнее время, и кратко, двумя-тремя фразами, описать ее суть (2–3 минуты). Потом записи на некоторое время откладываются в сторону. Участникам дают по листу бумаги и по два карандаша разных цветов. Один карандаш берется в правую руку, другой в левую. Участники, закрыв глаза, в течение минуты рисуют одновременно двумя карандашами все, что придет им в голову (чаще всего в итоге получаются неразборчивые каракули двух цветов). После этого участников просят перечитать то, что они записали по поводу своей проблемы, внимательно посмотреть на получившиеся рисунки и предложить как можно больше ассоциаций о том, как эти изображения могут быть связаны с поставленной проблемой и способами ее решения.

Психологический смысл упражнения. Техника позволяет задействовать ассоциативное мышление и творческий потенциал участников при решении реальных жизненных проблем.

Обсуждение. Участники делятся выводами, которые они сделали лично для себя из этого упражнения. При желании они могут также рассказать более подробно о своей проблеме и о том, какие ассоциации по поводу способов ее решения у них возникли.

Упражнение «Внутреннее кино»

Описание упражнения. Участников просят вспомнить какую-либо жизненную проблему, беспокоящую их на данный момент, решение которой они ищут, и кратко, одним-двумя предложениями, записать суть данной проблемы (2–3 минуты). Потом их просят представить, что им надо написать киносценарий, который бы позволил экранизировать их проблему. Сценарий должен включать описание 4–5 коротких сцен-кадров, отражающих сущность проблемы и возможные способы ее решения. При подготовке описания каждой из сцен нужно дать ответ на следующие вопросы.

? Где происходит действие, какие герои в нем участвуют?

? Каковы цели этих героев, какими способами они к ним стремятся? ? Что конкретно они делают, какие реплики говорят?

На подготовку сценария отводится 8-12 мин. Не обязательно создавать его подробное описание, однако ключевые моменты каждой из сцен желательно зафиксировать в письменной форме. По его завершении участников просят закрыть глаза, расслабиться и представить себе, что они сидят в кинотеатре и видят на экране кадры, отснятые по их сценариям (2–3 мин). Желательно сопроводить этот этап спокойной, расслабляющей музыкой. Когда эта часть работы завершена, участников просят минуту-две спокойно посидеть и поразмышлять, какое впечатление произвели бы на них эти кадры, будь они действительно кинозрителями, и какие выводы они бы сделали для себя, увидев такой кинофрагмент.

Упражнение предъявляет повышенные требования к интеллектуальным возможностям человека, подразумевает развитость его воображения и способность к зрительному представлению возникших идей. Следует избегать его проведения в группах, участники которых не обладают такими качествами.

Психологический смысл упражнения. Ознакомление участников с одной из техник психологической работы с проблемами – деперсонализацией. Ее суть состоит в том, что человек представляет себе беспокоящую его проблему как не касающуюся его лично, а ту, по отношению к которой он лишь сторонний наблюдатель. Самый простой способ добиться такого эффекта – представить себя зрителем кино, в котором показывается эта проблема, увидеть ее «на внутреннем экране». Это помогает снизить интенсивность связанных с ней эмоций и подойти к ее рациональному анализу, а также более полно осознать собственное поведение в подобной ситуации.

Обсуждение. Поскольку проблемы, вспомнившиеся участникам в ходе выполнения этого упражнения, могут иметь весьма личный характер, нет смысла настаивать, чтобы все они подробно делились ими. Участников просят высказаться, какие выводы они сделали лично для себя из этого упражнения, а также поделиться своими соображениями о том, где в жизни можно использовать такую технику работы с проблемами.

Тем, кто желает более подробно рассказать о том, о какой проблеме размышлял и что конкретно оказалось в его сценарии, слово предоставляется после того, как участники поделятся общими соображениями о данной технике.

Упражнение «Через три года»

Описание упражнения. Участников просят составить список наиболее важных дел, занимающих их в данный период жизни, и тех проблем, над решением которых они работают (3–5 пунктов). Когда список составлен, собравшимся предлагается представить, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» – словно с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы.

? Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?

? Как она влияет вашу жизнь теперь, по прошествии трех лет?

? Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, то как бы вы стали ее решать?

Упражнение может выполняться в подгруппах по 3–4 человека, тогда каждый озвучивает пункты из своего списка и дает ответы на поставленные вопросы. Некоторые участники не хотят выносить подобный материал на публичное обсуждение и предпочитают работать индивидуально. Следует предоставить желающим такую возможность (в этом случае упражнение выполняется письменно, записи остаются у участника).

Психологический смысл упражнения. Упражнение позволяет взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает участникам повод задуматься, какая деятельность для них действительно важна, а о чем, кажущемся сейчас таким важным, через несколько лет они даже не вспомнят. Психологами установлено, что мы достигаем 80 % успехов, затрачивая на это всего 20 % усилий, а оставшиеся 80 % наших усилий обеспечивают лишь 20 % достижений. Мысленный «взгляд из будущего» помогает понять, какие же наши дела относятся к наиболее важным, обеспечивающим 80 % жизненного успеха.

Обсуждение. Какие виды деятельности и проблемы представляются участникам с позиции «взгляда из будущего» наиболее важными, а какие второстепенными? Насколько это совпадает с представлениями о важности/неважности решения этих же проблем, если судить о них только с позиции нынешнего дня? О чем свидетельствует ситуация, когда понимаешь, что через 3 года не вспомнишь ни одно из тех дел и проблем, которыми озабочен сегодня? Какой вывод сделал лично для себя каждый из участников этого упражнения?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×